bigpo.ru | 1 Директор МОУ СОШ № 6 Проректор по УМР МГОГИ ________________ Львов Л. Н. __________________________ «____» ____________ 2009 г. «____» ____________ 2009 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 г. о. Орехово-Зуево Московской области Авторская программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ «ЖИВОТНЫЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ Составитель: Орехова Мария Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ №6 2009 год Пояснительная записка В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №6 на проведение факультативных занятий в 7 классах выделяется 34 часа (1 час в неделю). Необходимость разработки программы данного факультативного курса вызвана повышением интереса учащихся к изучению раздела «Животные» и возможностью более глубокого его изучения. Расширение учебного материала происходит за счет введения тем: «Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия», «Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова», «Профилактика и лечение аскаридоза», «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей», «Образование жемчуга. Промысловые моллюски», «История изучения низших хордовых, «Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых», «Охота земноводных. Способы питания пип», «Черепахи фауны России. Промысел и разведение черепах и крокодилов» При составлении программы использовались: - программа основного общего образования по биологии 6-9 классы, авт.: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова (Сб. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника; Биология 5-11 классы, М.: Дрофа, 2009 год) - программа «Жизнь животных» (Сборник №2. Факультативные курсы. Часть 1. Математика. Биология. Химия. М.: Просвещение, 1990 г.) - элементы Информационного Интегрированного Продукта «КМ-Школа» (электронный носитель «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7 класс»). Применение информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность обучения учащихся, совершенствовать формы и технологии передачи знаний, способствует развитию креативных способностей учащихся. Цели курса: -на основе расширенного изучения курса «Животные» раскрыть и развить творческие способности учащихся; -систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия Задачи:
Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 34. Режим занятий: 1 час в неделю Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях. Формы контроля знаний: - тестовый - опрос - проверка креативных заданий, очерков, рассказов - проверка выводов и результатов практических занятий В конце факультативного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений. Ожидаемый результат: учащиеся должны знать:
уметь:
Углубление и расширение знаний учащихся происходит за счет дополнительной информации (электронный носитель «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7 класс»; электронный носитель «Энциклопедия Кирилла и Мефодия») и Интернета, а также большого количества творческих заданий на всех этапах изучения факультативного курса. Реализация программы становится возможным благодаря использованию электронного учебного приложения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учеников, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Содержание программы Тема 1. Введение (1 ч.) Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество, конкуренция. Человек и животные. Классификация животных. Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие ( 1 ч.) Особенности организации. Органеллы – структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия. Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.) Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок. Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (2 ч.) Гидра – низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы. Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.) Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей. Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.) Круглые черви – представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза. Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.) Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей. Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.) Моллюски – мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков (беззубки, перловицы, европейской жемчужницы). Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски. Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.) Особенности внешнего строения – радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих. Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.) Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки). Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик (2 ч.) Паукообразные – хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез. Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.) Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела). Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.) Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых. Тема 14. Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные) (2 ч.) Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия – гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки. Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.) Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки – головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных. Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.) Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов. Тема 17. Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.) Птицы – первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство. Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (2 ч.) Млекопитающие – высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих. Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.) Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Тема 20. Природные сообщества (2 ч.) Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы. Учебный план
Тематический план
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. При составлении факультативного курса учитывались возрастные особенности учащихся, спектр их познавательных интересов. Активизация знаний учащихся с помощью разработанных креативных заданий поможет раскрытию творческих способностей, повысит познавательный интерес к изучаемому предмету «Биология». Креативные задания по теме «Простейшие»
Креативные задания по теме «Черви»
Креативные задания по теме «Насекомые»
Креативные задания по теме «Птицы»
Практическое занятие «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей» Алгоритм действий.
Для опыта используйте сосуд с почвой, лампу, воду проточную и подсоленную (одна чайная ложка на стакан воды). Это практическое занятие может стать домашним заданием. Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у земноводных» (с использованием электронного носителя «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7 класс») Цели: изучить приспособления во внешнем строении к среде обитания у земноводных на примере лягушки. Алгоритм действий.
Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся» (с использованием электронного носителя «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7 класс») Цели: изучить характерные черты строения и жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни на примере ящерицы. Алгоритм действий.
Задание к творческому занятию по теме «Тип Кишечнополостные»
Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты, и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит изводы. Его купол, или зонтик, может достигать 40 см в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые полости. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.
Список литературы для учителя 1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994. 2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004. 3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984. 4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000. 5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009. 6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999. Список литературы для учащихся 1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978 2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962. 3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981 4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971 5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967. 6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999. Дополнительные информационные ресурсы
|