bigpo.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»


Утверждаю:
Ректор ГОУ ВПО «ЧГПУ»

проф. Латюшин В.В.
__________________________
« » 2010 г.


программа

вступительного испытания

в магистратуру


Магистерская программа


Направление 050100 – Естественнонаучное образование


Квалификация 540102М – Магистр естественнонаучного
образования



Челябинск

2010


Программа утверждена Ученым советом
естественно-технологического факультета ЧГПУ


Протокол №8 от «8» июля 2010 года


Декан естественно-
технологического факультета ____________________ проф. С.Г. Левина



Пояснительная записка


  • Целью вступительного испытания в магистратуру по направлению «Биологическое образование» является определение готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе специализированной подготовки магистра образования по направлению 050100 Естественнонаучное образование, магистерская программа Биологическое образование.


Задачами вступительного испытания служит выявление у экзаменуемого:

  • степени сформированности комплексной системы знаний о фундаментальных законах и закономерностях функционирования и развития живых систем;

  • уровня свободного владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для самостоятельного восприятия, осмысления и усвоения биологических знаний;

  • уровня усвоения основных методических знаний и умений, профессиональных умений применять дидактические, методические и технологические знания в процессе обучения биологии.

Вступительное испытание в магистратуру направлено на выявление степени готовности абитуриентов к освоению магистерской программы «Биологическое образование». В ходе вступительного испытания оцениваются теоретические знания и умения по общебиологическим дисциплинам: цитологии, генетики, физиологии и анатомия человека, экологии и теории эволюции, а также по ряду специальных курсов: микробиологии с основами вирусологии, зоологии, ботаники, физиологии растений, биохимии и других, формирующих основной фундамент биологических знаний. Одновременно абитуриент должен продемонстрировать обобщенные знания и умения по теоретическим и методическим основам школьного биологического образования, истории становления и развития естественнонаучного образования и современным проблемам методики обучения биологии. Кроме этого, проведение испытания содействует становлению специальной профессиональной компетентности специалиста в области естественнонаучного образования.

Содержание программа вступительного ИСПЫТАНИЯ

Раздел 1. Биология

Введение

Основные направления развития современной биологии. Система и классификация биологических наук.

Современные представления о сущности жизни. Основные свойства живой материи. Основные этапы периода химической эволюции. Становление клетки как начало биологической эволюции.

Биология клетки

Клетка – структурная и функциональная единица живого. История и методы изучения клетки. Клеточная теория и ее значение. Клетки прокариот и эукариот, особенности и различия их строения.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в строении и жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Структурные компоненты клетки. Цитоплазма и ее органеллы. Ядро клетки – система генетической детерминации и регуляции белкового синтеза.

Сравнительная морфофункциональная характеристика строения клеток животных и растений.

Современные представления о строении мембраны клетки. Молекулярная организация и функции плазматической мембраны.

Пути проникновения различных веществ в клетку и из клетки: избирательная проницаемость наружной мембраны, процессы экзоцитоза и эндоцитоза (пиноцитоз и фагоцитоз), активный транспорт и их биологическая роль

Биоэнергетика клетки и организма. Ультраструктурная организация и функции митохондрий. Синтез АТФ в клетке. Эффективность превращения энергии при аэробном и анаэробном дыхании.

Сравнительная характеристика строения и функций хлоропластов и митохондрий. Фотосинтез в клетках растений. Световая и темновая стадии фотосинтеза. Факторы, влияющие на фотосинтез. Космическое значение процесса фотосинтеза на Земле.

Движение клетки. Структурно-функциональная организация и механизмы двигательной активности у беспозвоночных и позвоночных животных.

Роль белков в жизнедеятельности клетки. Структура белковой молекулы. Разнообразие и специфичность белков. Ферменты, коферменты, структура, свойства, классификация.

Белоксинтезирующая система клетки у прокариот и эукариот. Лизосомы. Механизмы их образования в клетках и биологическая роль. Функциональная целостность клетки.

Нуклеиновые кислоты, их функции в клетке. Структура молекул ДНК и РНК, типы нуклеотидов, их последовательность в клетке. Типы РНК и их биологическая роль.

Матричные процессы, их роль и значение в жизнедеятельности клетки. Репликация, ее виды. Транскрипция и трансляция как этапы биосинтеза белка. Механизм биосинтеза (репликация) ДНК. Биосинтез РНК (транскрипция). Основные свойства генетического кода, его универсальность. Регуляция транскрипции.

Клеточный цикл как основа непрерывности жизни. Характеристика его фаз. Деление клеток. Типы деления клеток. Митоз – непрямое деление соматических клеток. Мейоз – способ образования половых клеток у эукариотов.

Жизненные формы клеток. Гипотезы происхождения и эволюции клеток.

Дифференцировка клеток. Определение ткани. Учение о тканях. Тканевые структуры и их компоненты. Значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных животных. Классификация тканей и общие закономерности их формирования.

Науки о биологическом многообразии

Неклеточные формы жизни. Вирусы, общая характеристика. Структурная организация, химический состав и размножение вирусов.

Прокариоты. Строение клетки, рост и размножение бактерий. Распространение бактерий в природе. Прокариоты и окружающая среда. Участие в круговороте веществ.

Микроорганизмы и эволюционный процесс.

Эукариоты и мезокариоты, их строение, основные представители.

Общая характеристика растений. Анатомо-морфологические особенности, разнообразие, экология и значение в природе и жизни человека. Общая организация растительной клетки. Многообразие структур в связи с условиями обитания, эволюцией. Особенности морфологической эволюции фототрофных растений. Рост, развитие и размножение растений. Способы естественного и искусственного вегетативного размножения. Семенное размножение и его биологическое значение. Многообразие растительного мира как результат эволюции. Классификация растений. Понятие о систематике растений. Фитоценология. Фитоценоз как элемент биоценоза, его структура и строение. Современное состояние растительного покрова. Роль и значение растений в природе и жизни человека. Планетарная роль зеленых растений. Рациональное использование и охрана растительного мира.

Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Животные как необходимый компонент биосферы, значение их в природе. Место животных в природных экосистемах

Роль животных в жизни человека: промысловые, одомашненные, вредители, переносчики и возбудители болезней. Влияние человека на видовое разнообразие и численность животных. Охрана животного мира. Красные книги.

Важнейшие направления эволюционных преобразований животных. Приспособление животных к водной среде обитания, наземному образу жизни, полету. Разнообразие животного мира как результат эволюции. Взаимосвязь животных в природе: симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество.

Происхождение и филогенетические связи крупных таксономических групп животных. Основные этапы филогенетического развития многоклеточных беспозвоночных животных. Филогенетические связи основных классов позвоночных животных. Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории.

Общий обзор организма человека. Организм человека как целое. Взаимоотношения его структуры, функций и субклеточных процессов. Сходство и отличие организма человека и животных.

Биологическая и социальная сущность человека. Личность человека как совокупность психофизиологических и социальных факторов. Человек и его место в биосфере. Влияние окружающей среды на здоровье человека.


Физиология

Принципы организации, способы и формы управления функциями в живых системах.

Основные принципы функциональной организации целостности многоклеточного организма: иммунологическая реактивность, гомеостаз, надежность, регуляция и координация функций, саморегуляция, адаптация.

Современные представления об иммунитете. Механизмы и уровни поддержания иммунитета.

Гомеостаз, его значение и механизмы.

Регуляция вегетативных функций и вегетативный статус. Биоэлектрические явления в состоянии покоя и деятельности возбудимых структур, их роль в процессах передачи информации и регуляции функций в организме.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности.

Память, ее виды, механизмы и значение. Физиологические механизмы речи, развитие речи у детей. Анализ и синтез речевых сигналов как основа процесса мышления.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Факторы гуморальной регуляции. Особенности нервных и гуморальных влияний и их взаимосвязь.

Адаптация организма. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система и механизмы адаптации и стресса. Понятие о стрессе. Роль нервных и гуморальных факторов в механизмах адаптации и стресса.

Теоретическая биология

Основные понятия генетики. Современные представления о природе генов. Понятие об аллелях. Хромосома, хроматин, ДНК. Генная инженерия.

Совокупность генов организма – генотип и совокупность признаков - фенотип. Влияние генотипа и окружающей среды на фенотип.

Основные законы наследственности. Генетические процессы в популяциях.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека и их специфика. Наследственные заболевания и причины их возникновения.

История эволюционных идей в развитии естествознания.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Микроэволюция.

Вид. Критерии вида. Видообразование.

Макроэволюция, ее связь с микроэволюцией. Результаты эволюции: приспособленность организмов и многообразие видов. Прогресс и регресс в эволюции. Проблемы направленности эволюционного процесса.

Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса.

Среда и экологические факторы. Комплексное воздействие факторов на организм. Экология популяций. Численность популяции, ее изменение. Причины изменения численности популяций. Регулирование численности популяций.

Сообщества живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозах, биоценозах, экосистемах. Биотический компонент экосистемы. Цепи питания. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Поток энергии в экосистемах. Особенности передачи энергии по цепям питания. Абиотический компонент экосистем.

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого в биосфере. Круговорот веществ в биосфере как условие ее стабильности. Опасность возрастающего влияния человека на биосферу и перспективы оздоровления окружающей среды.

Прикладная биология

Растения и животные как объект хозяйственной деятельности человека. Технология и агротехника выращивания сельскохозяйственных растений и животных. Селекция. Задачи и методы селекции.

Генетические основы селекции. Основные направления биотехнологии в микробиологической промышленности. Методы генной инженерии, ее достижения и перспективы.

Раздел 2. Теория и методика обучения биологии


Общая характеристика школьного биологического образования. Цели биологического школьного образования. Функции биологического образования. Закономерности и принципы школьного биологического образования.

Нормативные документы, регламентирующие биологическое образование. Структура школьного курса биологии. Государственный стандарт биологического образования. Профильное обучение в старшей школе.

Образовательная инициатива «Наша новая школа»

Содержание школьного биологического образования. Принципы отбора содержания биологического образования. Содержание биологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к природной среде. Основные положения теории развития понятий. Методические основы формирования биологических понятий. Этапы и условия формирования понятий. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей как одно из основных условий эффективного развития понятий. Развитие умений и навыков в школьном биологическом образовании. Взаимосвязь знаний и умений. Этапы и условия формирования умений и навыков. Система воспитания учащихся в процессе естественнонаучного образования. Формирование научного мировоззрения при обучении биологии. Нравственное воспитание. Экологическое воспитание. Трудовое и экономическое воспитание школьников.

Методы обучения биологии. Понятия «научный метод» и «метод обучения». Единство составляющих методов обучения: источника знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Система методов обучения биологии и методических приемов. Критерии выбора методов обучения. Сочетание и развитие методов обучения на уроках. Школьный биологический эксперимент, его виды и требования к нему. Лабораторные и практические работы на уроке биологии. Применение методов обучения в разных формах обучения; на разных этапах урока биологии.

Средства обучения биологии. Классификация средств обучения. Принципы выбора средств обучения предметам естественнонаучного цикла. Комплексное использование средств наглядности. Школьный биологический кабинет, его оснащение и назначение. Пришкольный учебно-опытный участок. Учебник биологии как обучающая система. Организация работы учащихся с учебником и рабочей тетрадью на уроках и в домашней работе. Характеристика действующих вариативных учебников по биологии.

Контроль знаний учащихся по биологии. Формы, типы и виды контроля знаний и умений учащихся по биологии. Методы контроля знаний и умений. Функции контроля знаний и умений. Текущий и итоговый контроль. Организация контроля знаний и умений на уроке. Системный, комплексный и индивидуальный подходы к проведению контроля знаний и умений.

Система форм обучения и их функции. Урок: система уроков в теме; требования, предъявляемые к уроку; планирование урока; типы и виды уроков; особенности уроков с использованием компьютерной техники. Экскурсия. Внеурочная работа. Домашняя работа. Внеклассные занятия.

Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Включение технологии проектирования в процесс биологического образования. Интерактивные технологии в образовательном процессе по биологии. Использование игровых технологий в биологическом образовании.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Коммуникативные технологии.

Анализ программ и учебников по биологии. Анализ программ и учебников в разделах «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология»: цели, содержание и структура разделов, характеристика системы основный понятий разделов и методическое обеспечение процесса обучения в рассматриваемых разделах.


Процедура проведения вступительного испытания

Вступительное испытание проводится в двух вариантах: в форме устного экзамена по билетам или устного собеседования.

Устный экзамен проводится для абитуриентов, не имеющих базового педагогического образования по вопросам билета. Он направлен на определение не только качества усвоения знаний и умений по биологии, но и степени развития профессиональной мотивации к педагогической деятельности в области биологического образования. Билет состоит из двух вопросов.

Устное собеседование проводится для абитуриентов, имеющих диплом специалиста по специальностям (050102 ) биология с дополнительной специальностью (050706) – педагогика-психология, (050101) химия с дополнительной специальностью (050102) биология,(050103) география с дополнительной специальностью (050102) биология или бакалавра по направлению (050100) Естественнонаучное образование (профессионально-образовательный профиль подготовки Биология).

При проведении экзамена на подготовку к ответу отводится 20 минут. Экзаменуемому предоставляется время на освещение каждого из вопросов вступительного испытания. В случае собеседования по вопросам обсуждение длится около 10-15 минут. Собеседование кроме ответа на теоретический вопрос включает профориентационные вопросы: обсуждение предполагаемой темы исследования, уточнение области научных интересов, вопросы по выпускной квалификационной работе (бакалаврской или дипломной) и т.п.

Дополнительные вопросы задаются членами предметной экзаменационной комиссии в рамках программы вступительного испытания. Полнота и качество ответа оценивается членами комиссии. После чего в результате открытого голосования простым большинством выставляется оценка.


Критерии оценки уровня подготовки экзаменуемого

Результаты вступительного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «ОТЛИЧНО» на вступительном экзамене ставится, если экзаменуемый показал высокий уровень владения учебно-программным материалом и понятийным аппаратом, аналитический подход к различным теоретическим направлениям биологии, умение применять на практике теоретические знания; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, с использованием современных научных терминов; ответ самостоятельный.

Отметка «ХОРОШО» ставится в том случае, если: ответ полный и правильный; выдвинутые теоретические положения подтверждены примерами; в ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование не аргументировано, сделаны краткие выводы; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требования экзаменатора.

Отметка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если экзаменуемый обнаружил знания основного материала в объеме достаточным для дальнейшей учебы, допустив при этом погрешности, пробелы в некоторых областях, но с помощью экзаменатора смог их исправить.

Отметка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, если экзаменуемый показал слабое владение материалом, допускал грубые ошибки в изложении теоретических вопросов.


Вопросы вступительного испытания


1. Биология как наука о живых система. Признаки, свойства живых систем. Гипотеза о возникновении жизни. Абиогенез и биогенез. Уровни организации живой материи.

2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Клеточная теория и ее значение. Клетки прокариот и эукариот - отличительные особенности.

3. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества. Углеводы, белки, нуклиды, нуклеиновые кислоты, АТФ и их роль в клетке.

4. Строение и функции клетки. Структурные компоненты клетки. Сравнительно-морфофункциональная характеристика строения клеток растений, грибов и животных.

5. Матричные процессы, их роль и значение в жизнедеятельности клетки. Репликация, ее виды. Транскрипция и трансляция как этапы биосинтеза белка. Основные свойства генетического кода, его универсальность.

6. Клеточный цикл как основа непрерывности жизни. Фазы клеточного цикла. Деление клеток и его типы. Митоз и мейоз.

7. Дифференцировка клеток. Определение ткани. Учение о тканях. Тканевые структуры и их компоненты. Классификация тканей и общие закономерности их формирования.

8. Прокариоты. Строение клетки, рост и размножение бактерий. Многообразие бактерий, их участие в круговороте веществ.

9. Неклеточные формы жизни. Вирусы, общая характеристика. Особенности строения и химического состава. Размножение вирусов.

10. Общая характеристика растений. Анатомо-морфологические особенности, разнообразие, экология и значение в природе и жизни человека. Охрана растительного мира.

11. Животные в системе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Разнообразие животных, их место в природных экосистемах. Роль животных в жизни человек4а. Охрана животного мира.

12. Общий обзор организма человека. Строение человеческого тела. Органы и системы органов, их функции. Сходство и отличие организма человека и животных. Человек в биосфере.

13. Основные принципы функциональной организации целостности многоклеточного организма: гомеостаз, надежность и координация функций, саморегуляция, адаптация. Современные представления об иммунитете.

14. Процессы возбуждения и раздражения, их значение в деятельности живых систем. Биоэлектрические явления в состоянии покоя и деятельности возбудимых структур, их роль в процессе передачи информации и регуляции функций в организме.

15. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Условные связи и их роль в приспособительной эволюции животного мира и в формировании адаптивного поведения животных и человека. Роль коры больших полушарий в интеграции регуляторных процессов в организме.

16. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Факторы гуморальной регуляции. Особенности нервных и гуморальных влияний и их взаимосвязь.

17. Основные понятия генетики. Современные представления о природе генов. Понятие об аллелях. Хромосома, хроматин, ДНК. Генотип и фенотип.

18. Основные законы наследственности. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генетические процессы в популяциях.

19. Генетика человека. Методы изучения генетики человека и их специфика. Наследственные заболевания и причина их возникновения.

20. История эволюционных идей в развитие естествознания. Основные положения эволюционной теории. Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

21. Микроэволюция и макроэволюция. Результаты эволюции адаптации и многообразие видов. Правила эволюции групп.

22. Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов. Техногенез – последний этап эволюции человека.

23. Среда и экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы. Экология популяций. Численность популяций и ее регуляция. Поло – возрастная и пространственно - экологическая структура популяций.

24. Сообщества и экосистемы. Структурно – функциональная организация. Цели питания. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Динамика сообществ.

25. Учение о биосфере. Вклад В.И. Вернадского в представление о функциях живого вещества в биосфере. Биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы.

  1. Общая характеристика образовательной области “Биология”. Система учебно-воспитательных целей школьного предмета “Биология”.

  2. Государственный образовательный стандарт школьного биологического образования, его структура.

  3. Характеристика современных школьных программ по биологии, их вариативность.

  4. Школьный учебник как средство обеспечения учебного процесса. Структура учебника “Биология”. Виды работы учащихся с учебником.

  5. Теория развития понятий и ее значение. Реализация принципа развития понятий в школьном курсе “Биология”. Основные понятия курса, внутрипредметные и межпредметные связи между понятиями.

  6. Планирование работы учителя биологии. Виды планирования. Значение. Основные требования к плану урока.

  7. Методы обучения биологии: классификация, сравнительная характеристика, критерии выбора.

  8. Современный урок биологии, его структура. Типология уроков биологии. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего уроков.

  9. Реализация дифференцированного подхода в обучении биологии: формы и способы дифференциации, альтернативные программы и учебники.

  10. Функции и виды контроля знаний учащихся по биологии.

  11. Самостоятельная учебная деятельность школьников при изучении биологии. Классификация, значение, методика организации самостоятельной работы.

  12. Экологический аспект школьного курса биологии. Система и развитие экологических понятий в школьном предмете “Биология”. Роль биологии в формировании экологической культуры школьников.

  13. Раздел “Растения”: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  14. Раздел “Животные”: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  15. Раздел “Человек и его здоровье”: цели, содержание, структура раздела. Сравнительная характеристика школьных учебников и программ разных авторских коллективов.

  16. Раздел “Общая биология”: цели, задачи, структура, содержание раздела.

  17. Фенологические наблюдения в обучении биологии: содержание, организация, роль в формировании научной картины мира.

  18. Материальная база обучения биологии: кабинет биологии, его организация, оборудование, значение в обучении биологии.

  19. Пришкольный учебно-опытный участок, его назначение в обучении биологии, организация учебно-практической деятельности школьников на пришкольном участке.

  20. Лабораторные работы по биологии: цели, содержание, методика проведения, значение в формировании общеучебных и специальных умений и навыков учащихся.

  21. Эксперимент на уроках биологии, его значение, классификация, характеристика, методика проведения и демонстрации.

  22. Биологические экскурсии, как форма организации учебной работы по биологии: содержание и организация экскурсий, планирование, методика проведения.

  23. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии: цели, содержание, организационные формы.

  24. Система дидактических средств в обучении биологии. Общая характеристика, классификация, условия эффективного использования на уроках биологии.

  25. Специфика обучения биологии в старших классах профильной школы.


Список рекомендуемой литературы

Основная литература


  1. Адольф Т.А., Бутьев В.Т., Михеев А.В., Орлов В.И. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Анатомия человека (в 2-х томах) / под ред. М. Р. Сапина. – М.: Медицина, 1986.

  3. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. – Казань, 1998 г.

  4. Антипчук Ю.Т. Гистология с основами эмбриологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям. – М.: Просвещение, 1983.

  5. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А. В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону, Изд-во: Март, 2004.

  6. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. - М.: Просвещение, 1978.

  7. Ващенко М.И. и др. Основы сельского хозяйства. - М.: Просвещение, 1987.

  8. Ващенко М.И. и др. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии/ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская - М.: Просвещение, 1985. - 384 с.

  10. Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и систематики растений. – М.: Просвещение, 1981.

  11. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М. Просвещение, 1985г.

  12. Георгиевский А.Г. Дарвинизм. Учебное пособие для студентов биологических и химических специальностей педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1985.

  13. Гистология / под ред. В.Г. Елисеевой, Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – М.: Медицина, 1983.

  14. Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К., Письяукова В.В. Практический курс систематики растений. – М.: Просвещение, 1986.

  15. Государственный образовательный стандарт по биологии. 2004.

  16. Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические основы личностно-ориентированного обучения. – Ростов-на-Дону. 2000.

  17. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону, 1999.

  18. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1979.

  19. Душина В.Г. , Понурова Г.А., Методика преподавания географии. – Москва, 1996.

  20. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. "Биология". – М.: Просвещение, 2002.

  21. Зверев, И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии/ И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова.-М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

  22. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя - М. 2001.

  23. Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. – М.: Высшая школа, 1981.

  24. Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. – М.: Просвещение, 1975.

  25. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Приложение к журналу Завуч. – М., 2000.

  26. Кукушин В.С. Дидактика. – М.: Издательский центр "Март", 2003.

  27. Кульневич СВ., Лакоценина Е.П. Анализ современного урока. – ТЦ "Учитель", 2002.

  28. Кучеренко Н.Е., Бабинюк Ю.Д. и др. Биохимия. – Киев: Высшая школа, 1988.

  29. Ленинджер А. Биохимия. – М.: Мир, 1985.

  30. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М. Аквариум, 1998.

  31. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М., 2002.

  32. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич В.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. – Санкт-Петербург, 2000.

  33. Маш Р.Д. Сборник опытов и заданий. – М. 1997.

  34. Методика преподавания биологии / Ручин А.Б., Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н., Колмыкова Т.С.- М.: Академия, 2008.- 320 с.

  35. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1985.

  36. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1973.

  37. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных (в 2-х частях). — М.: Высшая школа, 1979.

  38. Наумов СП. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 1973.

  39. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии/ А.И. Никишов.- М.: КолосС, 2007. – 304 с.

  40. Новиков А.И., Святенко Е.С. Руководство к лабораторным занятиям по гистологии с основами эмбриологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям. – М.: Просвещение, 1984.

  41. Ноздрачева А.О. Общий курс физиологии человека и животных (в 2- томах). – М.: Высшая школа, 1991.

  42. Нормальная физиология / под редакцией А.В.Коробкова – М.: Высшая школа, 1980.

  43. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. – Дрофа, 2004.

  44. Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1975.

  45. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. АСАОЕМА, 2001.

  46. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. - М. АСАОЕМА, 2003.

  47. Программы по биологии для основной и полной средней школы. – Дрофа, 2004.

  48. Пугал Н.А., Трайтак Д.П., Кабинет биологии.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000 .

  49. Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся. – М. Просвещение. 1997.

  50. Рейвы П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. / Пер. с анг. В.Н.Гладковой и др. / под ред.акад. Тахтаджана А.А – М.: Мир, 1990.

  51. Розенштейн А.М., Пугал Н.А. Использование средств обучения на уроках биологии. – М., Просвещение. 1989г.

  52. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека: Учебное пособие для студентов биологических специальностей вузов – М.: Высшая школа, 1989.

  53. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998 .

  54. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С, Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности. Книга для учителя. – М., 2000.

  55. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. – М. Дрофа, 1997.

  56. Трайтак, Д.И. Проблемы методики обучения биологии/ Д.И. Трайтак – М.: Мнемозина,2002. – 304 с.

  57. Физиология человека (в 2-х томах) / под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько – М.: Медицина, 1998.

  58. Физиология человека / под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985.

  59. Филлипович Ю.Б. Основы биохимии. – М: Высшая школа, 1985.

  60. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М. Просвещение, 1985.

  61. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Питер, 2001.

  62. Ченцов Ю.С. Общая цитология. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

  63. Яблоков А.В., Юсуфов А.М. Эволюционное учение. – М.: Просвещение, 1981.


Дополнительная литература

  1. Альберте Б. И др. Молекулярная биология клетки (в 5-ти томах) – М.: Мир, 1986.

  2. Атлас по биологии клетки (перевод с франц.) – М.: Мир, 1978.

  3. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. – М.: Высшая школа, 1980.

  4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера/ В.П. Беспалько. – М.: Изд-во МПЭИ, 2002. – 352 с.

  5. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя//А.В. Бинас и др. - М.: Просвещение, 1990. - 190 с.

  6. Биологический энциклопедический словарь. – М., 1995.

  7. Варне Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. Беспозвоночные: новый обобщенный подход. – М.: Мир, 1992.

  8. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ / Г.А. Воронина.- М.: Айрис-пресс,2006.- 128 с.

  9. Грин Н., Стаут У., Д. Тейлор Д. Биология (в 3-х томах) – М.: Мир, 1990.

  10. Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С.П. Гуляева.- Новокузнецк: ИПК, 2005.- 73 с.

  11. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М.: Просвещение, 1987.

  12. Жизнь животных. 1-7 Т. – М.: Просвещение, 1984-1988.

  13. Иванов А.В., Полянский Ю.Н., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Изд-во. МГУ, 1990.

  14. Кейран, Л.Д. Структура методики обучения как науки: На основе анализа методики обучения биологии. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с.

  15. Конюшко, З.С. Как подготовить урок биологии/З.С. Конюшко. - Минск: Нар. Асвета, 1988. - 110 с.

  16. Курс низших растений. / под ред. М.В. Горленко. – М.: Высшая школа, 1981.

  17. Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология – М.: Высшая школа, 1994.

  18. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии/ В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

  19. Меррей Н. Биохимия человека (в 2-х томах) – М.: Мир, 1998.

  20. Морфология человека (учебное пособие) / под ред. Б.А.Никитюка, В.П. Чтецова. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  21. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. - М.: Дрофа, 2000

  22. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухоркина.- М.: Академия,2002.- 272 с.

  23. Практикум по анатомии растений. / под ред. Д.А. Транковского. – М.: Высшая школа, 1979.

  24. Программно-методические материалы. Биология. 6-11 кл./Сост. В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1999. - 160 с.

  25. Пугал, Н.А. Кабинет биологии/ Н.А. Пугал, Д.И. Трайтак - М.: Владос, 2000. - 192 с.

  26. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных, (в 2-х томах). – М.: Мир, 1992.

  27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  28. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / под ред. И.А. Бакулова. – М.: Советская Энциклопедия, 1989.

  29. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии /Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В. - М.: Просвещение, 1997. - 151 с.

  30. Харрисон Д.Ж., Уайнер Дж., Теннер Дж., Барникот Р., Рейналдс.В. Биология человека.– М.: Мир, 1979.

  31. Хэм А., Кормак Д. Гистология (в 5-ти томах) – М.: Мир, 1982.

  32. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1982.

  33. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. – М.: Просвещение, 1985.