bigpo.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района ЧР Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании

МО учителей естественно - научных. дисциплин

«__» _________2012г.









Утверждаю

Директор школы


(Т.А.Петрова)


«__» _________2012г.



Кружок

«Мыслитель» (6 класс).


Срок реализации 1 год


Составитель: Трофимова М.М.


д. Вурман - Кибеки 2012 г.


1. Пояснительная записка

Математический кружок - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Для занятий математического кружка «Мыслитель» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой — позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале, и решить интересные задачи.

Для тех школьников, которые пока не проявляет интерес к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6 класса в возрасте 12-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  1. создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  2. развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  3. развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  4. повышение математической культуры ученика;

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

  1. связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

  2. использование занимательности;

  3. использование исторического материала;

  4. решение нестандартных, олимпиадных задач;

  5. учет желаний учащихся;

  6. наличие необходимой литературы у учителя.

План занятий кружка «Мыслитель» 6 класс



Содержание занятий

Кол. часов

Теория

Практика

Тема: «Текстовые задачи» (21 часа)

1

Нестандартные задачи для шестиклассников.

3

Методы решения

нестандартных задач.

Решение задач.

2

Задачи на проценты.

Задачи на сложные проценты.

3

Методы решения задач на проценты

Решение задач.

3

Задачи на «Высушивание».

3

Методы решения задач на «высушивание»

Решение задач.

4

Задачи на понижения и повышения концентрации.

3

Методы решения задач на концентрацию.

Решение задач.

5

Задачи на смешивания растворов разных концентраций.

2

Методы решения задач на концентрацию

Решение задач.

6

Задачи на переливание

2

Методы решения задач на переливание.




7

Логические задачи


3

Методы решения логических

задач

Викторина

8

Задачи на разрезание.

1

Задачи на разрезания

Соревнования.


Геометрические задачи и моделирование (6 часов)

«Семь раз примерь, один раз отрежь»

2

Геометрические задачи

2

Составление разверток куба, параллелепипеда, пирамид

Изготовление моделей куба, параллелепипеда, пирамид

3

Правильный треугольник, правильный пятиугольник.

4

Составление

разверток из правильных треугольников и пятиугольников.

Изготовление моделей

Математические соревнования, игры, викторины. (7 часов)

2

Кросс - суммы и волшебные квадраты

2

Магические квадраты

«Математическое поле чудес»

3

Ребусы.

2

Методы отгадывания ребусов




4

Игры «Счастливый случай»

«Своя игра»

«Математическая Ералаш»

3




Соревнования

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.

Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя схемы - конспекты. Во - первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.


5. Список литературы для педагогов

  1. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.

  2. Внеклассная работа по математике в 4 - 5 классах. Под редакцией
    С.И.Шварцбурга, Москва: «Просвещение», 1974

  3. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах /
    сост. В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995

  4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2003.

  6. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.

  7. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
    Ю.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

  8. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия

  9. развития, 1996.

  10. П.Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006. 12.Ф.Ф.Нагибин, Е.С. Капин. Математическая шкатулка, Москва, «Просвещение», 1984

  11. М.А. Иченская «Отдыхаем с математикой» Волгоград, изд. «Учитель», 2005г.

  12. Н Прокопенко «Задачи на смеси и сплавы», М. Чистые пруды, 2010г.

  13. М.Потапова , М. Резникова, П.Чулков.«Нестандартные задачи для шестиклассников»