bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Поурочное планирование по информатике и ИКТ


Технология обработки числовой информации

Урок 1. Электронные таблицы. Структура таблиц. Типы и формат данных.

Цель: познакомить учащихся с электронными таблицами, как средством обработки числовой информации. Расширить представления о способах обработки информации.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

Урок начинаем с небольшого вступления:

В настоящее время очень большая доля в применении компьютера приходится на обработку различной числовой информации. Это и бухгалтерские расчеты, статистика, финансы, работа предприятия и т. д. Наиболее простым средством обработки такой информации является калькулятор. В составе стандартных программ Windows есть программа калькулятор. С помощью него можно производить как простейшие вычисленияЮ так и довольно сложные инженерные и статистические расчеты. Но его возможности ограничены. Для обработки больших объемов числовых данных, обработки результатов эксперимента и исследований применяет так называемая электронная таблица.

Электронная таблица — это работающая в диалоговом режиме программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.

Затем переходим к рассмотрению вопроса о структуре электронной таблицы. При объяснении желательно использовать демонстрационный монитор или мультимедийный проектор. В крайнем случае слайдопроектор или таблицу, плакат с изображением окна электронной таблицы.

Электронная таблица представляет собой прямоугольную таблицу, состоящую из строк и столбцов.

Электронная таблица состоит «а столбцов и строк. Столбцы обозначаются буквами или сочетаниями букв (A, G, АВ и т.п.), строки — числами (1, 16, 278 и т.п.). На пересечении строки и столбца лежит основная структурная единица таблицы – ячейка, в которую заносятся данные.

Каждая ячейка таблицы имеет свой адрес, который состоит из имени столбца и имени строки, например, Al, F123, R7. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

Демонстрируем активную ячейку.

В в пакете Micrisoft Offise электронные таблицы представлены приложением Excel. Окно приложения имеет стандартный вид..

Демонстрируем окно Excel.

Основной тип документа, используемый в Excel для хранения и обработки данных книга. Книга состоит из нескольких листов. Начиная с Excel.-2000 в книге при ее открытии содержится 3 листа. Обработку данных можно одновременно вести на нескольких листах. Показываем на в строкем состояния стандартные имена листов6 «Лист I», «Лист 2» и т.п. Демонстрируем премещение по листам книги, изменение имени листа, вставку листов.

Затем переходим к рассмотрению типов и форматов данных.

При обработке информации в электронных таблица в основном три типа данныхх: число, текст и формула. Для ввода информации в ячейку ее нужно сделать активной. Демонстрируем и объясняем как это сделать. Для это достаточно поместить курсор на нужную ячейку и щелкнуть левой кнопкой мыши. После этого можно вводить информацию

Формат чисел - обычный числовой или экспоненциальный, например: 195,2 или 1,952Е+02. Демонстрируем ввод чисел с форматированием по умолчанию и объяснем, почему выравние производится по правому краю.

Формат текста - последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например, запись «32 Мбайт» является текстовой. По умолчанию текст выравнивается в ячейке по левому краю.

Демонстрируем ввод текста.

Формат формулы – формула начинаеться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. В формулу не может входить текст.

Например: =А1+В2. При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. Формула и содержимое ячейки (активной) отражается в строке формул., адрес ячейки – окне Имя. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно. Демонстрируем ввод и расчет с помощью формулы.

Формат данных.

При решении различных задач, часто возникает необходимость применять различные форматы представления данных. Очень важно выбрать наиболее подходящий формат для каждого случая.

По умолчанию Excel использует для представления чисел числовой формат (два десятичных знака после запятой, например: 195,20).

Экспоненциальный формат применяется, если число, содержащее большое количество разрядов, не умещается в ячейке (например, число 2000000000 в экспоненциальном формате будет записано в следующем виде 2,ООЕ+09).

При решении конкретных задач можно использовать специальные форматы: Денежный формат для бухгалтерских расчетов, форматы Дата и Время – для хранения временных данных, Текстовый формат - для хранения текста и т.д.

Объясняем учащимся, как выбрать формат данных и демонстрируем это.

Выбор формата данных

1. Ввести команду [Формат-Ячейки...].

2. На диалоговой панели Формат ячеек выбрать вкладку Число.

В списке Числовые форматы: выбрать наиболее подходящий формат.

С помощью счетчика Число десятичных знаков: установить необходимое количество знаков после запятой. В окне Отрицательные числа: выбрать форму представления отрицательных чисел.

По окончанию объяснения проводим практическую работу:

Практическая работа:

Основы работы с Excel.

Практическая работа № 1


1. Запустите приложение Excel одним из известных Вам способов. Excel

2. Добавьте листы в книгу так, чтобы их число стало равным 5.

3. Установите шрифт : Arial, размер: 12

4. Настройте книгу, для этого в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид установите флажки для следующих параметров:

  • Отображать: строку формул, строку состояния, окна на панели задач

  • Примечание: только индикатор

  • Объекты: отображать

На вкладке вычисления установите:

  • Вычисления: автоматически

  • Предельное число итераций: 100, относительная погрешность: 0,001

  • Параметры книги: обновлять удаленные ссылки, сохранять значения внешних связей, точность как на экране

5. Узнайте, для чего предназначены сделанные вами настройки, щелкая правой кнопкой мыши по соответствующим элементам

6. Переименуйте рабочий лист, выполнив следующие действия:

  • Установите курсор мыши на Лист1 и вызовите контекстное меню, щелкнув правой кнопкой мыши

  • Выберите в контекстном меню команду Переименовать

  • Введите новое имя листа – Бюджет

7. Переименуйте Лист5 в Отчет

8. Сохраните созданную рабочую книгу под именем Ваша фамилия.XLS в каталоге С:\Мои документы, выполнив команды Файл, Сохранить как…

(под именем Ваша фамилии, подразумевается фамилия учащегося, выполнявшего работу. Об этом нужно предупредить учащихся).

В диалоговом окне установите следующие параметры:

      1. Папка: Мои документы

      2. Имя файла: …………. .XLS

      3. Тип файла: Книга Microsoft Excel

Выйдите из Microsoft Excel.

Практическая работа № 2

1. Запустите приложение Excel

2.Создайте таблицу по образцу ( данные при создании таблицы не вносить).





3. Для данных в столбце «Дата» установите Числовые форматы: Дата, Тип: 14 мар 99

4. Для данных в столбце «Цена» установите Числовые форматы: Денежный, Обозначение: р., число десятичных знаков: 0

  1. Для данных в столбце Покупатели и Продано книг установите Числовые форматы: Общий

  2. Введите данные (строк Сентябрь всего, октябрь всего и итого).

  3. Используя режим Автосуммирования  , вычислите значения в строках «Сентябрь всего», «Октябрь всего» и «Общий итог». Например, подсчитаем количество покупателей в сентябре для этого:

    1. установите курсор в ячейку D6

    2. нажмите кнопку Автосумма на панели Форматирование

    3. Выделите ячейки, значения которых необходимо просуммировать – D3:D5. Эти ячейки будут выделены мигающей рамкой (MS Excel автоматически предложит просуммировать эти ячейки). В ячейке D6 появится формула
      =СУММ(D3:D5)

    4. Нажмите клавишу Enter

  4. Отформатируйте первый блок таблицы

  5. Используйте Формат по образцу  , чтобы отформатировать второй блок таблицы

  6. Сохраните созданную рабочую книгу под именем как и в первой работе, с индексом 1 в каталоге С:\Мои документы, выполнив команды Файл, Сохранить как… В диалоговом окне установите следующие параметры:

      • Папка: Мои документы

      • Имя файла: …………1.XLS

      • Тип файла: Книга Microsoft Excel

Во время выполнения практических работ учитель следит за работой учащихся, оказывая по необходимости помощь. Работу отдельных, хорошо справившихся с работой учеников следует оценить.


Домашнее задание: п.12.1, 12.2.


Урок 2 Относительные и абсолютные ссылки.

Цель: ввести понятия абсолютных и относительных ссылок. Научить использовать ссылки в работе по решению конкретных задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение материала предыдущего урока.

Повторение материала можно провести фронтально по контрольным вопросам п.12.1 и 12.2.

Вопросы:

. 1. Какова структура электронных таблиц?

2. Как задается имя ячейки в электронных таблицах?

3. Что содержит Лист электронных таблиц Excel?

4. Что содержит Рабочая книга электронных таблиц Excel?

5. . Каковы основные типы данных в электронных таблицах?

6. К какому типу относятся следующие данные: "12,34", 12,34, 12.3Е2, =АЗ+5 ?

7. Какое выравнивание применяется по умолчанию к тексту? К числу?

8. Какой формат числа вы примените для отображения стоимости товара в накладной? Количества товара? Курса доллара? Расстояния от вашего города до других населенных пунктов? Времени начала уроков?


  1. Изучение нового материала.

При использовании формул в ячейки заносятся ссылки на какие-либо ячейки, листы и т.д.

Ссылкой на ячейку называется адрес ячейки. При вычислениях вместо ссылки в формулу подставляется значение ячейки. Формула может ссылаться на диапазоны ячеек. Ссылаться можно как на ячейки текущего листа, так и на ячейки других листов текущей или других рабочих книг, например:

С3 – ссылка на ячейку С3

А2:В10 – ссылка на диапазон

А2:В10;D2:E5 – ссылка на два диапазона

Лист2!С3 – ссылка на ячейку С3 Листа2

[Книга2]Лист1!$С$3 – ссылка на ячейку С3 Листа1 рабочей книги Книга2

При копировании формулы в другую ячейку ссылки автоматически изменяются так, чтобы значения брались из ячеек, занимающих по отношению к формуле те же позиции, что и раньше. Поэтому такие ссылки называются относительными.

Демонстрируем копирование ссылки.


При перемещении формулы с относительными адресами ссылки не изменяются.

Демонстрируем.

Чтобы при копировании формул ссылка на ячейки не изменялась, используют абсолютную ссылку. Чтобы сделать ссылку абсолютной, необходимо ввести знак $ перед каждой из составляющих адреса – буквой столбца и номером строки, например: $D$2.

Демонстрируем результат копирования.

Существует еще один способ адресации – смешанные ссылки вида $С2 или C$2, в которых при копировании не изменяется только одна из составляющих адреса или строка (C$2) или столбец ($С2), а изменяется только незафиксированный элемент. Вновь демонстрируем результат копирования.

Если в формуле используются данные, расположенные на другом листе текущей или другой рабочей книги, адрес ячейки включает информацию о ее расположении. Такие ссылки называются внешними. Формат записи внешней ссылки: [имя рабочей книги] имя листа! адрес ячейки (диапазона ячеек).

По умолчанию ссылка на другой лист текущей книги является относительной, на другую рабочую книгу абсолютной, например:

=[треугольник.xls]треугольник!$B$11+Лист5!E14

Рабочая книга, на которую вы ссылаетесь, должна быть сохранена на диске. Если книга, на которую есть ссылка, не открыта, то к имени книги и листа будет автоматически добавлен полный путь к папке, в которой хранится рабочая книга, например:

='C:\Мои документы\[Бюджет.xls]Лист1'!$A$3

по окончанию объяснения проводим практическую работу с целью закрепления материала.

Примерное содержание практической работы:


Практическая работа № 3

Даны три стороны треугольника а, b, с. Вычислите его площадь по формуле Герона , где р – полупериметр:, а также радиус вписанной окружности и радиус описанной окружности

  1. Переименуйте рабочий лист, дайте ему имя «Треугольник». Введите данные, как показано на рис. 1





  1. В ячейку В5 нужно ввести формулу , чтобы упростить ввод, дадим имена ячейкам В2, ВЗ, В4, , В5, В6 для этого:

    • Выделите блок ячеек А2:В6

    • Выполните команды Вставка, Имя, Создать

    • Выберите в меню в столбце слева (по умолчанию MS Excel предложит этот вариант), т.е. в качестве имен для ячеек В2, ВЗ, В4, В5, В6 станут текстовые строки (в нашем случае однобуквенные a, b, c_, p, S), хранящиеся в ячейках А2, A3, А4, А5, А6.

    • Оk. Теперь, выделяя ячейку В2, в окошке слева от строки ввода Вы увидите не адрес В2, а имя а. Для ячейки В4 имя не с, как можно было ожидать, а с_. Это связано с тем, что имена с и r в MS Excel зарезервированы (с – column – столбец, r – row - строка). Поэтому в MS Excel используется имя и символ подчеркивания.

  1. Введите в ячейку В5 формулу =(а+b+с_)/2. Если бы не введенные имена, нам пришлось бы набрать формулу =(В2+В3+В4)/2, что намного труднее для восприятия. Такое представление формул в MS Excel называется запись формул в естественном виде.

  2. Введите в ячейку В6 формулу Герона =КОРЕНЬ(p*(p-a)*(p-b)*(p-c_)). После нажатия клавиши Enter (или щелчка по зеленой галочке слева от строки ввода) название функции будет отображено прописными буквами. Это означает, что мы правильно набрали имя функции. Если бы мы не использовали запись формул в естественном виде, мы должны были бы ввести в ячейку В6 формулу =КОРЕНЬ (В5*(В5-В2)*(В5-ВЗ)* (В5-В4)).

  3. Введите в ячейку Е7 формулу для вычисления радиуса вписанной окружности =S/p и в G7 формулу для вычисления радиуса описанной окружности =(a*b*c_)/(4*S)

  4. Задайте для числовых значений точность – три знака после запятой для этого выделите ячейку В6 и несколько раз нажмите кнопку – Уменьшить разрядность, пока число не приобретет нужный формат. Важно понимать, что "внутренние" вычисления выполняются с прежней точностью, но число, отображаемое в ячейке, округлено до трех десятичных знаков. Для остальных числовых значений задайте нужный формат, используя кнопку Формат по образцу

  5. Отмените форматирование (Ctrl+Z) и используйте диалоговое окно Формат ячеек, вкладку Число, чтобы задать нужное количество разрядов

  6. Исследуйте зависимости, для этого выделите ячейку G7 и выполните команды Сервис, Зависимости, Влияющие ячейки. На экране протянутся синие стрелки от ячеек, содержащих длины сторон и площадь треугольника, к ячейке G7

  7. Исследуйте зависимости и для других ячеек. Уберите стрелки соответствующей командой меню

  8. Задайте длину стороны a, равную 10. В ячейках с результатами появится сообщение об ошибке #ЧИСЛО! , т.к. стороны 10, 4, 5 не образуют треугольника. При вычислении площади под корнем получается отрицательное число

  9. Выделите ячейку G7 и выполните Сервис, Зависимости, Источник ошибки. Вы наглядно увидите, за счет, каких влияющих ячеек получен неверный результат

  10. Уберите с экрана стрелки. Для анализа зависимостей удобнее использовать кнопки панели "Зависимости". Чтобы вывести ее на экран выполните команды Вид, Панели инструментов, Зависимости (в MS Excel 97 Сервис, Зависимости, Панель зависимостей)

  11. Переделайте таблицу так чтобы пользователь мог получать сообщение, о том, что не могут быть вычислены S, R и r, а в ячейках с результатами вычислений R и r ничего не должно выводиться для этого в ячейке Е5 будем вычислять отдельно подкоренное выражение р*(р-a)*(р-b)*(р-с_) и определять его знак. Если оно положительно, вычисляем S, R и r. Если же нет, то в ячейке В6 выведем текстовую строку "Это не треугольник!", а в ячейках Е7 и G7 выведем пустые строки

    • Скопируйте в ячейку Е5 формулу из ячейки В6 и отредактируйте Е5, убрав КОРЕНЬ. В ячейке останется формула =р*(р-а)*(р-b)*(р-c_)

    • В В6 введите формулу =ЕСЛИ(E5>0;КОРЕНЬ(E5);"Это не треугольник!"), используя Мастер функций

    • В Е7 введите формулу =ЕСЛИ(E5>0; S/p;"")

    • Аналогично измените формулу в G7.

  12. В 5-й строке расположены результаты промежуточных вычислений, видеть которые пользователю таблицы нет необходимости. Выделите 5-ю строку и выполните команду контекстного меню Скрыть. Чтобы вернуть скрытую строку на экран, выделите 4-ю и 6-ю строки и выполните команду контекстного меню Показать

  13. Чтобы предохранить таблицу от непреднамеренной порчи неопытным пользователем, нужно защитить рабочий лист для этого:

    • Выделите ячейки, содержащие длины сторон (В2:В4), нажмите Ctrl+1, выберите вкладку Защита и снимите флажок Защищаемая ячейка

    • Выполните команды Сервис, Защита, Защитить лист. Попробуйте теперь ввести данные вне диапазона В2:В4 и посмотрите реакцию MS Excel

    • Снимите защиту Сервис, Защита, Снять защиту листа




  1. Разрешите пользователю вводить только положительные длины сторон треугольника для этого:

  • Выделите диапазон ячеек В2:В4

  • Выполните команды Данные, Проверка…

  • Установите параметры в диалоговом окне Проверка вводимых значений: Тип данных – действительное, Значение – больше, Минимум – 0

  1. Задайте значение, а равное –5 и посмотрите реакцию MS Excel

  2. Мы вычислили радиус описанной окружности R по трем сторонам треугольника а, b, c_. Если зафиксировать длины сторон b и с_ (пусть а = 2, b = 4, с_ = 5), то можно считать, что мы вычисляем R как функцию a. Но MS Excel дает нам возможность решить обратную задачу: по заданному R вычислить a. При этом не нужно решать вручную громоздкую задачу отыскания а как функции R. Например, мы хотим определить величину а при R = 3 для этого:

  • Выделите ячейку G7, в которой вычисляется R

  • Выполните команды Сервис, Подбор параметра

  • В диалоговом окне Подбор параметра установите: в поле Установить в ячейке адрес выделенной ячейки G7 (по умолчанию), в поле Значение число 3, в поле Изменяя значение ячейки адрес ячейки В2, содержащей величину стороны а (если мы щелкнем мышью по этой ячейке, то в поле ввода окажется адрес $В$2.

  • Ок. На экране окно Результаты подбора параметра, а в таблице значение а = 1.515753 т.е. при а = 1.515753, b = 4, с_=5 радиус описанной окружности R = 3.i

  1. Какое значение a соответствует R=2? Какое значение a соответствует радиусу вписанной окружности r=1,2?

  2. Вычислите углы треугольника , , , переведите их в соседнем столбце в градусы (найдите соответствующую функцию в Справке), сосчитайте отдельно сумму углов для углов треугольника, выраженных в радианах и в градусах

21. Доложите о результатах работы учителю и после разрешения закройте приложение.


В связи с тем, что работа достаточно объемная, объяснение должно быть достаточно коротким.


Домашнее задание. П12.3.


Урок 3 Встроенные функции

Цель: научить учащихся работать со встроенными функциями. Развивать навыки работы в MS Excel.


Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Повторение материала предыдущего урока.

Повторение материала проводим фронтально, с целью вспомнить основные моменты работы со ссылками. Его можно также провести по контрольным вопросам к п. 12.3.

Вопросы:

1. В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных? Приведите пример.

2. Какие ссылки называют смешанными? Приведите пример.

3. В ячейку F13 ввели формулу =F12/$B$4. Затем эту формулу скопировали в ячейку F16. Какая формула содержится в ячейке F16?

4. В ячейку В7 ввели формулу =(A6+A7)*$D$4. Затем эту формулу скопировали в ячейку F7. Какая формула содержится в ячейке F7? 5. В ячейку D5 ввели формулу =$А5+В$5. Затем эту формулу скопировали в ячейку D2. Какая формула содержится в ячейке Е4?


3. Изучение нового материала.


Пр работе с различными данными могут потребоваться формулы, в которых используются не только математические операции, но различные функции. в составе приложения есть большое количество различных функций, которые разделены на категории: математические, финансовые, логические и т.д.

Функция – зависимая величина, значение которой вычисляется по определенным правилам на основании значений других величин, например:

За именем функции в круглых скобках следует через точку с запятой список аргументов. Аргументами могут быть числа, текст, логические величины (ИСТИНА или ЛОЖЬ), ссылки, формулы, другие функции.




По характеру аргументов функции MS Excel можно разделить на три типа:

С перечислением аргументов (число аргументов от 1 до 30):

МИН(А1:А5;В1:В3;С2) – возвращает минимальное значение из списка аргументов.

С фиксированными

аргументами:

СТЕПЕНЬ(5;3) – возводит первый аргумент (5) в степень равную второму аргументу (3),

ABS(С4) – возвращает модуль числа.

Без аргументов:

СЕГОДНЯ() – возвращает текущую дату,

ТДАТА() – возвращает текущую дату и время

ЛОЖЬ() – возвращает логическое значение ЛОЖЬ.


Ввод функций

Чтобы вставить функцию необходимо:

Способ 1.

        1. Нажать кнопку на панели инструментов или выполнить команды Вставка, Функция…



Выбрать имя функции















Второй способ

  1. В строку формул ввести знак равенства (=)




Если в списке нет нужной функции, выберите Другие функции…, чтобы перейти к диалоговому окну Мастер функций


Нажмите на кнопку в строке формул, чтобы отменить ввод, – подтвердить ввод, – изменить формулу.

Если вы хотите, чтобы вместо значений формул в ячейках листа отображались сами формулы нажмите комбинацию клавиш Ctrl+` (открывающий апостроф). После повторного нажатия комбинации этих клавиш в ячейках листа опять будут отображаться значения формул.

Во время объяснения необходимо демонстрировать действия.

Логические функции

Аргументами логических функций являются логические значения ИСТИНА (1) или ЛОЖЬ (0).

Логическая функция «И» имеет в качестве аргументов логические значения, которые могут быть истинными или ложными, и задается формулой =И(лог_знач1; лог_знач2; ...).

Логическая функция «ИЛИ» имеет в качестве аргументов логические значения и задается формулой ==ИЛИ(лог_зкач2; лог_знач2; ...).

Логическая функция «НЕ» меняет на противоположное значение своего аргумента и задается формулой =}-1Е(лог_знач1).

После окончания объяснения переходим к закреплению материала в виде практической работы.

Описание практических работ полностью в данном уроке не приводятся. Привожу только задания на практические работы.

Практическая работа № 4.

Создайте таблицу значений функции на интервале [-5:5] с шагом 0,5.

Практическая работа № 5.

Постройте таблицу истинности операции логического сложения.

Краткое описание:

1. В пары ячеек (А2, В2), (АЗ,ВЗ), (А4,В4) (А5,В5) ввести пары значений аргументов логической операции (0,0), (0,1), (1,0)и(1,1).

2. В ячейку С2 ввести формулу логической функции «И» =И(А2;В2).

3. Скопировать формулу в ячейки СЗ, С4 и С5.

4. Значением этой функции в трех случаях является ЛОЖЬ и только в последнем — ИСТИНА.

Таким образом, в результате мы получим таблицу истинности операции логического умножения.


Во время выполнения работы учитель следит за ходом работы и вносит коррективы по мере необходимости.

Если остается время, сильным учащимся можно дать дополнительное задание по усмотрению учителя.

Домашнее задание: п.12.4.


Урок 4 Письменная проверочная работа.

Цель: проверка теоретических знаний по изученному материалу.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверочная работа.

Работу рекомендую провести в виде теста.

Примерное содержание теста:

  1. Microsoft Excel предназначен для создания…

а) баз данных

б) документов

в) таблиц

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Для запуска Microsoft Excel можно воспользоваться…

а) панелью задач

б) главным меню

в) программой Мой компьютер

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Для того чтобы закрыть Microsoft Excel необходимо…

а) выполнить команды Файл, Закрыть

б) нажать комбинацию клавиш Alt+F4

в) нажать кнопку на панели Форматирование

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Для того чтобы создать новую рабочую книгу необходимо…

а) выполнить команды Файл, Новый…

б) нажать комбинацию клавиш Alt+О

в) нажать кнопку на панели Форматирование

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Для того чтобы создать новую рабочую книгу на основе шаблона необходимо…

а) выполнить команды Файл, Создать…

б) нажать комбинацию клавиш Alt+N

в) нажать кнопку на панели Форматирование


г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Файлы созданные в Microsoft Excel имеют расширение…

а) doc б) xls в) bmp г) txt

  1. Для того чтобы вставить в книгу новый рабочий лист необходимо выполнить команду…

а) Вставка, Лист

б) Формат, Лист

в) Файл, Создать

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Для того чтобы изменить шрифт текста в ячейке необходимо выполнить команду …

а) Формат, Шрифт

б) Формат, Ячейки…

в) Формат, Строка

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Активным в рабочей книге является :

а) Лист1 б) Лист2 в) Лист3 г) Лист4

  1. Какие из ячеек являются выделенными:

а) T44

б) Q43:Q44;S43:S44;T44

в) Q43:Q44;S43:T44

г) Q43:Q44;S43:S44



  1. Формула начинается с…

а) логической величины

б) адреса ячейки

в) знака равенства

г) функции

  1. В формулах могут использоваться…

а) функции б) адреса ячейки в) константы

г) все выше перечисленные ответы верны

  1. При описании функции за ее именем следуют…

а) аргументы функции

б) круглая скобка

в) константы

г) символы «:» или «;»

  1. Аргументами функции могут быть…

а) текст б) ссылки в) логические величины г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Число аргументов в функциях MS Excel не превышает…

а) 5 б) 10 в) 20 г) 30

  1. Для того чтобы вставить функцию в формулу необходимо выполнит команды:

а) Вставка, Функция

б) Вставка, Имя, Присвоить

в) Вставка, Объект

г) Вид, Представление

  1. Чтобы отобразить формулы на листе вместо их значений, необходимо нажать комбинацию клавиш

а) Сtrl+~ б) Сtrl+O в) Сtrl+` г) любая из перечисленных комбинаций клавиш верна

  1. Формула может ссылаться на…

а) лист б) диапазон в) другие рабочие книги г) все выше перечисленные ответы верны

  1. При копировании формулы =В2+С1 из ячейки D3 в ячейку D5, они примет вид:

а) =B4+C3 б) =B3+C3 в) =D4+C3 г) все выше перечисленные ответы верны

  1. Абсолютной является следующая из ссылок

а) А1 б) $А1 в) $А$1 г) все выше перечисленные ответы верны


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

в

г

г

в

а

б

а

б

б

б

№ вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Правильный

ответ

в

г

б

г

г

а

в

г

а

б

Условия оценки работы учитель выбирает самостоятельно, в зависимости от состава класса.

Можно предложить следующую норму:

18-20 верных ответов «5»;

15-17 верных ответов «4»;

11-14 верных ответов «3»;

Форму проведения теста учитель выбирает в зависимости от возможностей кабинета.


Домашнее задание. Повторить п. 12.1-12.4.

Урок 5 Сортировка и поиск данных.

Цель: Научить учащихся производить поиск данных и сортировку в MS Excel

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Анализ выполнения проверочной работы.

3. Изучение нового материала.

В многих случаях работы в электронных таблицах возникает необходимость сортировки или поиска каких – либо данных. MS Excel позволяет осуществлять сортировку данных, т.е. производить их упорядочение. Данные (числа, текст, даты, логические значения) в электронных таблицах можно сортировать по возрастанию или убыванию. При сортировке данные выстраиваются в определенном порядке:

• числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа;

• текст сортируется в следующем порядке: числа, знаки, латинский алфавит, русский алфавит;

• логическое значение Ложь предшествует значению Истина',

• все ошибочные значения равны;

• пустые ячейки всегда помещаются в конец списка.

Для сортировки строк таблицы необходимо выбрать столбец, данные которого упорядочиваются. После сортировки изменяется порядок следования строк, но сохраняется их целостность.

Можно проводить вложенные сортировки, т.е. сортировать данные по нескольким столбцам, при этом задается последовательность сортировки столбцов. Если в столбце, по которому осуществляется сортировка, имеются одинаковые значения, можно задать сортировку по второму столбцу (вложенную сортировку). В этом случае ячейки, имеющие одинаковые значения по первому столбцу, будут упорядочены по второму.

Поиск.

В электронных таблицах можно осуществлять поиск данных (строк) в соответствие с заданными условиями. Такие условия называются фильтром. В результате поиска будут найдены те строки, которые удовлетворяют заданному фильтру.

Прежде чем начать поиск, необходимо выделить хотя бы одну ячейку с данными. Например, мы хотим найти в таблице «Цена устройств компьютера» все строки, которые содержат информацию об устройствах стоимостью более 100 у.е.

Поиск данных

1. Ввести команду [Данные-Фильтр-Автофильтр]. В названиях столбцов таблицы появятся раскрывающиеся списки, содержащие стандартные условия поиска.

Развернуть список в столбце Цена и выбрать пункт (Условие...) для ввода пользовательских условий.

2. На диалоговой панели Пользовательский автофильтр в полях ввести оператор условия поиска больше и значение 100.

3. В результате будут найдены две строки, удовлетворяющие заданному фильтру.

Затем проводим практическую работу.

Примерное содержание:

1. Запустить приложение Excel.

2. Создать таблицу по образцу (не вводя данные).




3. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, и их цены в условных единицах. (данные взять из таблицы –примера)

Для удобства расчетов переведите цены в рубли по курсу, значение которого будет храниться в ячейке В1.

4. Ввести в ячейку C4 формулу перевода цены в рубли =$B$1*B4. Скопируйте формулы в ячейки C5-C15 с помощью команды [Правка-Заполнить-Вниз].

5. Подсчитайте в ячейке С16 общую сумму цены компьютера с помощью функции СУММ и определите долю цены каждого устройства в процентах. 6. Введите в ячейку D4 формулу определения доли цены устройства в общей цене компьютера =B4/$B$16. Скопируйте формулы в ячейки D5-D15.

7. Для представления чисел в столбце D в форме процентов необходимо ввести команду [Формат-Ячейка…].

На появившейся панели Атрибуты ячейки в окне Категория выбрать Процент.

8.Отсортируйте устройства по возрастанию их цены. Выделите диапазон ячеек A4:D15 и введите команду [Данные-Сортировка].

На появившейся панели Сортировка выбрерите из списков последовательность столбцов для реализации вложенной сортировки и порядок сортировки (По возрастанию или По убыванию).

9. Найдите в таблице «Цена устройств компьютера» устройства, содержащие слово «Дисковод».

10. сохраните файл под указанным учителем именем.

Во время выполнения практической работы учитель следит за действиями учащихся и вносит коррективы по мере необходимости. Работу наиболее успешно выполнивших учащихся необходимо оценить.


Домашнее задание. П.12.5.


Урок 6 Построение диаграмм и графиков.

Цель: научить учащихся строить диаграммы и графики. Развивать навыки работы в Excel.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Краткое повторение (по контрольным вопросам учебника).

  • .Что происходит в процессе сортировки данных?

  • В каких случаях применяется «вложенная сортировка»?

  • Что происходит в процессе поиска данных?


3. Изучение нового материала.

Изучение данной темы целесообразно проводить, совмещая объяснение и демонстрацию с работой учащихся. Для этого можно воспользоваться созданной на предыдущем уроке таблицей «Цена устройства компьютера».

Загружаем на учительском компьютере и на компьютерах учеников созданные таблицы.

Затем переходим к объяснению, демонстрации и паралльному выполнению учащимися действий, необходимых для построения диаграмм.

Диаграммы MS Excel позволяют графически представить числовые данные, широко используются для анализа и сравнения данных. Различают два вида диаграмм в зависимости от места их расположения и особенностей построения и редактирования:

  • Внедренные диаграммы – сохраняются на рабочем листе вместе с данными, что удобно для совместной печати данных и графического их представления

  • Диаграммные листы – диаграмма в формате полного экрана на новом листе используется для подготовки слайдов, иллюстраций и т.п.

  • Для создания диаграмм используется Мастер диаграмм. Мастер диаграмм позволяет создавать диаграмму по шагам с помощью серии диалоговых окон.

У нас с вами уже есть таблица, используя которую, мы можем построить диаграмму.

  1. Выделяем необходимый диапазон данных (процент). Нажимаем кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов или выполняем команды Вставка, Диаграмма…

  2. Выбираем тип диаграммы: круговая. В окне Вид – плоская.

  3. Мы можем видеть как выглядит наша диаграмма. Справа от диаграммы расположена ЛЕГЕНДА, дающая необходимы пояснения к диаграмме. В окне диапазон указаны адреса ячеек, которые содержат данные для диаграммы. Это диапазон можно изменять.

  4. Изменяем формат диаграммы, меняя шрифты, цвета, подписи и т.д.

  5. указываем, где разместить диаграмму (на этом же листе).

  6. Нажимаем ОК.

В результате этого мы получим на экрана мониторов учащихся диаграмму, отображающую долю устройств в общей стоимости компьютера.

Таким образом, учащиеся на практике усваивают порядок построения и настройки диаграммы.

Затем переходим к рассмотрению материала построения графиков. В принципе график – частный случай диаграммы.

Поэтому только делаем следующее. Выделяем в исходной таблице два столбца – Цена в рублях и процент. Далее поступаем также, как и при построении диаграммы, выбрав тип диаграммы : График с маркерами и размещение: на отдельном листе.

В результате мы получим два графика цены и доли составляющих. Учащиеся повторяют на своих машина действия учителя.


Подводим итог урока и задаем домашнее задание.


Домашнее задание: п.12.6.


Урок 7 Практическая работа

Цель: закрепление навыка работы в EXCEL по построению диаграмм и графиков.


Ход урока.

    1. Организационный момент.

2. Практическая работа.

На данном уроке повторение не проводим, так как закрепление и проверка знаний будет проведена при выполнении работы.

Примерное содержание работы:



следующая страница >>