bigpo.ru
добавить свой файл
1
УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ГОУ СОШ № 832

М.И. Дюжих

«_____»____________________2009г.


Положение

о музее государственного образовательного учреждения

СОШ № 832


1. Общие положения

1.1. Музей государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы - структурное подразделение государственного образовательного учреждения, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением.

1.3. Музей - организуется в целях:

- гражданско - патриотического воспитания обучающихся;

- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

- развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;

- развития детского и молодежного самоуправления.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

1.5. Школьный музей является Музеем Боевой славы 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса.


Цели и задачи школьного музея.

1.1 Школьной музей создан в целях воспитания гражданской ответственности и патриотической сознательности, чувства верности своему Отечеству.

1.2 Профилем работы школьного музея является культурно-просветительская и военно-патриотическая работа. Основной темой поисково-исследовательской работы музея является изучение биографии Дважды Героя Советского Союза Полбина Ивана Семёновича , Дважды Героя Советского Союза Плотникова Павла Артемьевича и боевого пути 6 гвардейского бомбардировочно-авиационного корпуса.

1.3 Задачами школьного музея являются пропаганда славного подвига советского солдата, защищавшего свободу и независимость нашей Родины; осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами; организация культурно-методической и иной деятельности, разрешенной законом.

2. Учредитель и учредительный документы музея.

2.1 Учредителем школьного музея Боевой славы является ГОУ СОШ №832 в лице директора школы и Совета музея.

2.2 Учредительными документами музея являются приказ по образовательному учреждению о создании школьного музея Боевой славы.

Положение о школьном музее Боевой славы и Инструкции совета музея.

2.3 Деятельность музея регламентируется данным Положением.


2. Основные понятия.

2.1.Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения.

2.2. Профиль музея может быть: краеведческим (природа, история и культура родного края), историческим (военно-историческим, археологическим, этнографическим, истории конкретного объекта или явления, школы, населенного пункта и др.), естественнонаучным (географическим, геологическим, зоологическим, ботаническим, экологическим и др.), литературным, художественным, музыкальным, театральным, педагогическим, культурологическим, научно - техническим, сельскохозяйственным, спортивным, мемориальным, детского творчества, международных связей, комплексным.


2.3. Комплектование музейных фондов - базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

2.4. Предмет музейного значения - движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

2.5. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.6. Экспонат - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.7. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

2.8. Выставка экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.


 

 

3. Организация музея.

3.1. Организация музея в государственном образовательном учреждении происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и, как правило, является результатом краеведческой, туристской и проектно-исследовательской деятельности, и отражает реальные потребности образовательного процесса.

3.2. Музей создается приказом руководителя государственного образовательного учреждения. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением, составленным на основе настоящего Примерного положения, утверждаемым руководителем государственного образовательного учреждения.

3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:

- наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;

- наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений),

- наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.

3.4. Данный музей имеет сертификат о присвоении статуса «Школьный музей». Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание.

Школьный музей имеет инвентарную книгу. Музей имеет две ставки со специализацией: педагог-организатор.

3.5. Организация деятельности музея действует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений», Уставом Учреждения и Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422.


4. Функции и основные направления деятельности.

4.1. Основными функциями музея являются:

- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;

- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

- осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;

- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;

- освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы и Подмосковья.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

-экскурсионная работа;

- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

- экспозиционно-выставочная работа;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

4.3. Актив школьного музея проводит следующую работу:

       ► изучает исторические и другие источники, соответствующие профилю   тематики;

  ► систематически пополняет фонды музея путем активного поиска;               

      ► обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

  ► создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

  ► проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и  населения;

  ► оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

  ► принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий государственных и научных учреждений, общественных организаций.


5. Учет и обеспечение сохранности фондов.

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения (Приложение 1).

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования (Приложение 2).

5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге) (Приложение 3). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в образовательном учреждении.

5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет (Приложение 4).

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях –

фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель государственного образовательного учреждения

5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается руководителем образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.


6. Содержание работы

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами государственного образовательного учреждения, в структуре которого функционирует музей.

6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

6.3. Координацию организационно-методической деятельности музеев осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

6.3. Методическое обеспечение работы музеев различных профилей осуществляют:

- ГОУ Московская городская станция юных туристов - исторический

(помимо военной истории), естественнонаучный, научно-технический, спортивный, мемориальный, детского творчества, комплексный профили:

- Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы и Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов учреждений профессионального образования - военно-исторический профиль;

- ГОУ высшего профессионального образования Московский гуманитарный педагогический институт - краеведческий профиль и история педагогики;

- ГОУ высшего профессионального образования Московский институт открытого образования, Центр «Этносфера» - культурологический (литература, музыка, изобразительное искусство, театр), этнографический профили, культуры мира и международных связей.

6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самом государственном образовательном учреждении, так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;

- освоение природной и историко-культурной окружающей среды обучающимися своего образовательного учреждения путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;

- организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в государственном образовательном учреждении.


7. Руководство деятельностью Музея.

7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, специалистов профильных для данного Музея наук, музееведов и т.п.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.


8. Учет и регистрация музея.

8.1. Вновь созданные музеи государственных образовательных учреждений подлежат учету и регистрации после их открытия.

8.2. Функции по учету и регистрации музеев образовательных учреждений, контролю за качеством их работы возлагаются на ГОУ Московская городская станция юных туристов.

8.3. С целью оптимизации деятельности музеев и комплексного использования накопленного потенциала для обучения и воспитания подрастающего поколения ГОУ Московская городская станция юных туристов формирует банк данных музеев образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

8.4. Электронный банк данных находится в управлении воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы.

8.5. Все музеи государственных образовательных учреждений один раз в пять лет проходят перерегистрацию.

8.6. Основными требованиями к государственному образовательному учреждению при регистрации музея являются:

- наличие приказа государственного образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя музея;

- наличие подлинных музейных предметов, соответствующих профилю Музея, собранных и зарегистрированных в Книге поступлений (инвентарной книге);

- наличие соответствующего помещения, располагающего приспособленным для хранения и экспонирования музейных предметов оборудованием;

- наличие программы развития музея государственного образовательного учреждения;

- подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;

- систематически работающий музейный актив из числа обучающихся, родителей, педагогов, общественности;

- программа деятельности Музея, соответствующая задачам государственного образовательного учреждения.

8.7. Для регистрации или перерегистрации музея государственное образовательное учреждение представляет в ГОУ Московская городская станция юных туристов пакет о документов, состоящий из:

1. Анкеты музея государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (приложение 5).

2. Программы развития музея.

3. Тематической структуры музейной экспозиции.

4. Справки – отчета о работе музея. Представляется ежегодно всеми зарегистрированными музеями (приложение 6).

5. Фотографий, отражающих экспозицию музея и его работу.

8.8. При регистрации музея ему выдается номерной сертификат, утвержденный заместителем руководителя Департамента образования города Москвы.

8.9. Для эффективного функционирования музея государственного образовательного учреждения в штатное расписание государственного образовательного учреждения дополнительно вводятся ставки педагогов дополнительного образования с учетом особенностей функционирования музея в каждом конкретном случае.

8.10. Использование выделенных штатных единиц по другому назначению не допускается.


9. Прекращение деятельности музея.

9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы.

9.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

9.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

9.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.


Заведующий музеем

В.К. Костюк