bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Таблица 1

Распределение членов экспериментальной и

контрольной групп по уровням сформированности

поликультурной личности студентов до и после эксперимента (%)


Уровни

Контрольная группа

(67 чел.)

Экспериментальная группа

(69 чел.)

До

После

До

После

Низкий

26,9

17,9

30,4

1,4

Средний

58,2

53,8

52,2

36,3

Высокий

13,4

22,4

16,0

33,3

Наивысший

1,5

5,9

1,4

29,0


Для выявления динамики роста уровней сформированности поликультурной личности студентов в ходе эксперимента мы использовали следующие показатели.

1) Средний показатель (Ср). Отражает количественную оценку роста уровней сформированности поликультурной личности студентов ( Ср = ( a + 2 b +3 c+4 d ) / 100, где a, b, c, dколичество студентов (%), находящихся на низком, среднем, высоком, наивысшем уровнях (таблица 2).

2) Коэффициент эффективности экспериментальной методики (V), определяется по формуле V = Ср(ЭГ) / Ср(КГ) (таблица 2).

Таблица 2

Сводные данные экспериментальной работы по

среднему показателю и коэффициенту эффективности экспериментальной методики (% )

Ср (КГ)

Ср (ЭГ)

V

Начало

Окончание

Начало

Окончание

1,89

2,16


1,88

2,89


1,34


3) Показатель абсолютного прироста. Означает разность начального и конечного уровней сформированности рассматриваемого показателя ( G = П(кон.) - П(нач.), где П(кон.) - конечное значение показателя, П(нач.) - начальное значение показателя (таблица 3).

Таблица 3

Сводные данные экспериментальной работы

по показателю абсолютного прироста (%)

Группы

G

Наивысший

Высокий

Средний

Низкий

G по Ср

ЭГ

27,6% (19)

17,3% (12)

-15,9% (-11)

-29% (-20)

1

КГ

4,4% (3)

9% (6)

-4,4% (-3)

-9% (- 6)

0,3


Результаты экспериментальной работы показывают, что в экспериментальной группе изменения в уровнях сформированности поликультурной личности студентов более значительны, чем в контрольной. Так на 27,6% (19 чел.) увеличилось количество студентов экспериментальной группы с наивысшим уровнем, в контрольной группе только на 4,4 % (3 чел.); на 17,3% (12 чел.) увеличилось количество студентов экспериментальной группы на высоком уровне, против 9% (6 чел.) соответственно в контрольной группе; на 15,9% (11 чел.) уменьшилось количество студентов экспериментальной группы на среднем уровне, в то время как в контрольной группе на 4,4% (3 чел); также уменьшилось количество студентов в экспериментальной группе с низким уровнем на 29% (20 чел.), а в контрольной группе только на 9 % (6 чел).

Таким образом, сводные данные экспериментальной работы позволяют утверждать, что эффективность поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку значительно повысится, если реализовывать всю совокупность разработанных нами педагогических условий, а так же внедрить разработанную модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода.

В заключении изложены общие результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейших исследований.

Основные выводы исследования

В проведенном исследовании решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы.

1. Поликультурное воспитание - это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии, бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Поликультурное воспитание является частичной воспитательной системой, так как обеспечивает формирование отдельных сторон целостной личности и может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем (коллектива, образовательного учреждения). Поэтому, только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в образовательном учреждении, возможно обеспечить высокую эффективность поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание как частичная воспитательная система имеет следующую структуру: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, формы, средства, результат.

Цель поликультурного воспитания - формирование поликультурной личности. Поликультурная личность - это такая личность, которая включает в себя следующие интегративные характеристики: толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, а также положительную мотивацию к позитивному взаимодействию с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений, а ее содержание представляет единство и взаимообусловленность личностного, мотивационно-ценностного, информационного и деятельностного компонентов.

2. Проведенное теоретическое исследование и результаты эксперимента позволили определить критерии и показатели сформированности поликультурной личности студентов: личностный - качества личности (толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность); мотивационно - ценностный (положительная мотивация к позитивному взаимодействию с представителями различных культур; эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям); информационный (поликультурные знания); деятельностный (поликультурные умения). В соответствии с критериями и показателями охарактеризованы уровни сформированности поликультурной личности студентов (наивысший, высокий, средний, низкий).

3. Разработана и апробирована модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

4. Эффективное поликультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: обеспечение систематической работы по формированию поликультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности; использование интерактивных методов и форм работы; сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов поликультурной направленности; координация действий педагогического коллектива в поликультурном воспитании студентов; осуществление контроля и коррекции данного процесса на основе диагностики уровней сформированности поликультурной личности студентов.

Результаты проведенного исследования доказали правомерность выдвинутой гипотезы, его общие и конкретные выводы направлены на оказание помощи преподавателям учреждений высшего профессионального образования в повышении результативности поликультурного воспитания студентов вуза. Несмотря на это, исследование не претендует на окончательность выводов и видит возможности дальнейших изысканий в обозначенной области. Исследование может быть продолжено в направлении разработки проблемы мониторинга поликультурного воспитания студентов, использования инновационных технологий в данном процессе и др. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к студентам учреждений начального и среднего профессионального образования, к школьникам общеобразовательных учреждений.

Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах автора:


Публикация в ведущем рецензируемом журнале,

рекомендованном ВАК России

  1. Абрамова, Е. А. Поликультурное воспитание студентов вуза как частичная воспитательная система [Текст] / Абрамова Е. А. //Вестник Университета Российской академии образования.2011.№ 2.С. 169-171.


Научные статьи, тезисы, доклады

2.Абрамова, Е.А.Формирование поликультурного сознания студентов вуза [Текст] / Абрамова Е. А. //Состояние и перспективы развития образования в России: Сб. науч. тр. М.: РИЦ. МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. С.8-13.

3. Абрамова, Е. А. Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в поликультурном воспитании студентов вузов [Текст] / Абрамова Е. А. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе» /Под ред. Чиговской-Назаровой Я.А., Тутолмина А.В./ – Глазов: Издательство Глазовского педагогического института, 2011. –С. 109-112.

4 Абрамова, Е. А.Модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Абрамова Е. А. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе» /Под ред. Чиговской-Назаровой Я.А., Тутолмина А.В./ – Глазов: Издательство Глазовского педагогического института, 2011. –С.105-109.

5.Абрамова, Е. А. Диагностика сформированности поликультурной компетенции студентов вуза [Текст] / Абрамова Е. А. // Седьмые Всероссийские яковлевские чтения: Сб. науч. ст. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2011. С.150 - 154.

6.Абрамова, Е. А. Использование интерактивных методов в поликультурном воспитании студентов вузов [Текст] / Абрамова Е. А. // Седьмые Всероссийские яковлевские чтения : Сб. науч. ст. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2011. С. 229 - 232.

7.Абрамова, Е. А. Формирование поликультурной компетентности студентов вуза как цель поликультурного воспитания [Текст] / Абрамова Е. А. // Современная педагогика: методология, теории, практика: сб. науч. тр.- Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011.С.112 – 114.

8.Абрамова, Е. А. Сущность и структура поликультурной личности студентов [Текст] / Абрамова Е. А. // Психолого-педагогические проблемы инновационных процессов в образовании. Вып.5.М., МГГУ им.М.А.Шолохова, 2011.С.14-23.

9. Абрамова, Е. А. Поликультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Абрамова Е. А. //Психолого-педагогические проблемы инновационных процессов в образовании. Сб. науч.тр.Вып. 5. М., МГГУ им.М.А.Шолохова, 2011.С.25-32.


Научное издание


Абрамова Екатерина Андреевна


Поликультурное воспитание студентов вуза

на основе системного подхода (на примере

обучения иностранному языку)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Подписано в печать 18 мая 2011г.


Формат 60х90 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ ___


Отпечатано в ООО КПСФ «Спецстройсервис - 92»

Отдел оперативной полиграфии

101000, Москва, Мясницкая 35, стр.2




<< предыдущая страница