bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрены основные характеристики научного аппарата: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретические и методологические основы, методы, экспериментальная база исследования; показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов; охарактеризованы этапы исследования; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методолого - теоретические основы поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку» раскрываются понятия «воспитание», «культура», «поликультуризм», «поликультурное воспитание», «поликультурная личность», выявляется педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в процессе поликультурного воспитания студентов.

По всеобщему признанию, воспитание является одной из древнейших и даже вечных категорий. Оно возникло и развивалось вместе с обществом, будучи одной из необходимейших и важнейших сфер его жизни. Наиболее широко известным и общепризнанным определением воспитания является признание его сути в передаче и усвоении подрастающими поколениями человеческой культуры.

Анализ научной литературы показывает, что культура - это сложное междисциплинарное, общеметодологическое понятие. Культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В.П.Фурманова рассматривает понятие «культура» как накопленные человеческим трудом духовные и материальные ценности, служащие дальнейшему развитию созидательного и творческого потенциала человека; систему норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, обеспечивающую передачу информации от поколения к поколению; основной фактор, влияющий на межнациональные отношения в современном полиэтничном обществе.

В диссертации дается определение понятия «поликультуризм». Мы согласны с учеными (Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М.), расматривали понятие «поликультуризм» как построение образования и воспитания на принципе культурного плюрализма, признание равноценности и равноправности всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать многогранную картину общества.

Идея поликультурности получила отражение в научном языке под разными терминами: поликультурное образование и воспитание (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова); мультикультурное образование и воспитание (Р. Люсиер, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др.); школа диалога культур (В. С. Библер); либеральный плюрализм в образовании (Б. Уильямс); многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев); межкультурное обучение (Л. Г. Веденина); кросс-культурное образование и воспитание (А. П. Лиферов, Р. Д. Хэнвей и др.); интернациональное воспитание (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский); мультиперспективное образование (Х. Гепферт, У. Шмидт) и др.

Используемые отдельными исследователями термины «поликультурное», «мультикультурное», «многокультурное» по своему смыслу являются синонимами. Это обусловлено тем, что первые части слов «поли-», «мульти-» и «много-» имеют одинаковый смысл, но разное происхождение – греческое, латинское, русское.

В исследовании мы рассматриваем поликультурное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности) мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

В трактовке поликультурного воспитания мы опираемся на системный подход, в русле которого выполнено наше исследование. Системный подход – это подход к объектам реальной действительности как к системам. Под системой понимается совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности.

Мы рассматриваем поликультурное воспитание как один из видов воспитательных систем, опираясь на классификацию, предложенную Ю. П. Сокольниковым. В ней выделяются следующие виды воспитательных систем: 1) макросистема, 2) региональные воспитательные системы, 3) педагогические системы, 4) частичные воспитательные системы.

Поликультурное воспитание является частичной воспитательной системой, так как обеспечивает формирование отдельных сторон целостной личности (в нашем исследовании – поликультурной личности) и может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем (коллектива, образовательного учреждения). Поэтому, только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в образовательном учреждении, возможно обеспечить высокую эффективность поликультурного воспитания.

Как один из аспектов процесса воспитания, поликультурное воспитание находится в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса. В результате всех этих взаимосвязей мы можем утверждать, что результат поликультурного воспитания личности, (поликультурная личность) есть своеобразный синтез нравственного, духовного, умственного, правового, патриотического, гражданского, эстетического воспитания, проявляющийся в ходе позитивного взаимодействия с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп) в поликультурном обществе.

Целью поликультурного воспитания является формирование поликультурной личности. Поликультурная личность - это интегративная характеристика личности, которая включает в себя: совокупность таких качеств как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, а так же положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений, а ее содержание представляет единство и взаимообусловленность личностного, мотивационно-ценностного, информационного, деятельностного компонентов.

Следующим шагом в обосновании теоретических позиций нашего исследования явилось выявление педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык» в поликультурном воспитании студентов вузов, который заключается в следующем.

Во-первых, в сущности феномена «язык». Язык является важным элементом культуры, при помощи которого реализуется процесс передачи социального опыта, культурных норм и традиций. Это одно из первых явлений, при изучении которого начинает формироваться представление об иной культуре и ее носителе.

Во-вторых, в содержании дисциплины. Содержание курса иностранного языка знакомит студентов с историей и культурой народов страны изучаемого языка, формирует представление о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической, расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, к поиску ненасильственных способов решения противоречий и конфликтов.

В-третьих, педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» заключается в возможности использования методов (дискуссия, «мозговой штурм», групповые проекты, ролевые игры и др.) и форм работы (работа в парах, в группах), позволяющих активно взаимодействовать студентам друг с другом. На занятиях возникают оптимальные условия для общения студентов \ в поликультурной среде, они приобретают опыт позитивного взаимодействия, принятия групповых решений, урегулирования конфликтов ненасильственно.

Полноценное использование педагогического потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, владеющего этикой и культурой общения, умеющего оперативно решать профессиональные задачи в поликультурном социуме.

Во второй главе «Экспериментальная работа по поликультурному воспитанию студентов вуза в процессе обучения иностранному языку» описана модель, рассмотрены педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку, показаны ход, содержание и анализ результатов экспериментальной работы.

В целях обеспечения оптимального функционирования поликультурного воспитания студентов вуза для преподавателей, участвующих в экспериментальной работе, была разработана модель, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

Основной целью модели является повышение эффективности поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Задачи: 1) на вводном этапе: повышение мотивации к формированию поликультурной личности у студентов; разработка диагностического комплекса для проверки уровня сформированности поликультурной личности студентов; 2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование личностного, мотивационно - ценностного, информационного, деятельностного компонентов поликультурной личности студентов; отслеживание промежуточных результатов эксперимента; корректировка изучаемого процесса; 3) на контрольно-заключительном этапе: контроль, анализ и оценка результатов работы.

В модель включены следующие принципы поликультурного воспитания: гуманистической открытости, национально-культурной основы, личностной ориентированности, гражданской ответственности, целенаправленной созидательной активности, организованного саморазвития.

Функционирование модели обеспечивается тремя группами факторов: первая группа - деятельность студентов (аудиторная и внеаудиторная и т.п.); вторая группа – деятельность преподавателей (преподавание, педагогическое руководство деятельность студентов); третья группа – деятельность студенческого коллектива, который будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует поликультурную личность.

Содержание работы по поликультурному воспитанию студентов вуза включает теоретическое и практическое направления. Теоретическое направление предполагает формирование поликультурного сознания студентов в процессе обучения иностранному языку; самообразования и самовоспитания студентов. Практическое направление предполагает формирование поликультурных умений и навыков, опыта позитивного взаимодействия с представителями различных культур.

Содержание поликультурного воспитания студентов включает четыре взаимосвязанные культурные части: этнокультурная, обеспечивающая студенту возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы; национально-территориальная, обеспечивающая студенту возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации; общероссийская (национальная), обеспечивающая студенту возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации; мировая, обеспечивающая студенту включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

В модели представлены формы обучения и воспитания: лекции, семинары, самостоятельная работа, конференции, тренинги, проекты, деловые и ролевые игры, беседы, встречи с зарубежными гостями, дискуссии, дебаты, «круглые столы» и др.

В рамках исследования нами были использованы следующие методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемного изложения, исследовательский; «мозговой штурм», работа в группах, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, приглашение визитера, дискуссия, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций и др. Методы воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности и др.

Разработанная нами модель предполагает использование определённых средств: наглядных пособий (фотографии, таблицы, схемы, модели), технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор); печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы; информационных ресурсов сети Интернет, электронных презентаций и др.

В качестве результата модели выступает положительная динамика роста уровня сформированности поликультурной личности студентов. В модели все компоненты взаимосвязаны, представляют собой единое целое. В экспериментальной части исследования мы осуществляли ее разностороннюю проверку.

Апробация разработанной нами модели проходила в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» на дефектологическом, педагогики и психологии, психологическом факультетах. В эксперименте приняло участие 136 студентов. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный.

На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялось изучение студентов контрольной и экспериментальной групп по проблеме исследования, были определены исходные уровни сформированности поликультурной личности студентов. Результаты диагностики показали, что исходные уровни сформированности поликультурной личности студентов у экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаковы. (Таблица 1).

Формирующий этап экспериментальной работы включал в себя апробацию разработанной модели и реализацию выявленных педагогических условий поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Реализация первого педагогического условия заключалась в обеспечении систематической работы по формированию поликультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности.

Поликультурное сознание личности - это отражение явлений современного поликультурного мира, осмысление ею ценностей, мотивов поведения и поступков представителей разных культур, своего собственного опыта взаимодействия с ними. Для обеспечения систематической работы по формированию поликультурного сознания студентов была осуществлена корректировка содержания учебных материалов (введены дополнительные тексты и диалоги на иностранном языке). На занятиях студенты усваивали поликультурные знания и умения, у них формировались ценностные ориентации, мотивы, идеалы, качества, отношение к представителям разных культурных групп.

Практическая деятельность по формированию поликультурной личности студентов осуществлялась через чтение аутентичных текстов, выполнение упражнений, решение задач, через общение с носителями языка, взаимодействие студентов друг с другом. Практическая деятельность способствовала формированию поликультурных умений и навыков, приобретению опыта позитивного взаимодействия студентов друг с другом, принятия групповых решений, урегулирования конфликтов ненасильственно.

Второе педагогическое условие – использование интерактивных методов и форм работы. В процессе поликультурного воспитания студентов мы использовали разнообразные методы обучения. В формировании поликультурного сознания студентов применялись традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические; организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично –поисковый, исследовательский и др.). Для формирования у студентов поликультурных качеств, необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, поликультурных умений и навыков использовались интерактивные методы и формы работы, которые имеют выраженную практическую направленность благодаря процессам интенсивного внутригруппового межличностного взаимодействия и взаимовлияния. Мы использовали следующие интерактивные методы обучения: «мозговой штурм» (атака), работа в группах, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, приглашение визитера, дискуссия, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций и др., а также преимущественно применяли групповые и парные формы работы.

Следующее педагогическое условие – сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов поликультурной направленности. Внеаудиторная работа понимается как деятельность, организуемая с группой студентов во внеурочное время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участие в самоуправлении и социально значимой деятельности.

В экспериментальных группах были проведены внеаудиторные мероприятия поликультурной направленности: вечера дружбы с участием иностранных студентов; встречи со студентами, работавшими в летние месяцы в зарубежных странах; конкурс английской песни; «круглые столы» «Миротворческая и правозащитная деятельность молодежи в европейских странах» и «Как избежать конфликтов в поликультурной среде», диспут «Легко ли быть толерантным?», конкурс сочинений «Жизнь на перекрестке культур», участие в студенческих научно-практических конференциях с докладами на поликультурную тематику; волонтерская деятельность; просмотр художественных фильмов на английском языке; языковые олимпиады с включением поликультурно - ориентированного материала и др.

Четвертое педагогическое условие предполагало координацию действий педагогического коллектива в поликультурном воспитании студентов. В ходе исследования мы выявили типичные затруднения, которые испытывают преподаватели в поликультурном воспитании студентов: в планировании и в разработке программы данного аспекта воспитания; в развитии положительной мотивации к формированию поликультурной личности у студентов; реализации междисциплинарной интеграции, координации усилий преподавателей, кураторов групп в поликультурном воспитании студентов; в выборе оптимальных форм, методов и средств формирования поликультурной личности студентов, индивидуальном и дифференцированном подходах к студентам.

Как показало исследование, эффективность работы преподавателей усиливается при координации, согласованности их действий при реализации данного аспекта воспитания.

Мы проводили с преподавателями семинары, на которых знакомили их с педагогической литературой по проблеме исследования, публикациями в периодической печати; передовым опытом работы; организовывали встречи со специалистами, занимающимися этой проблемой. Реализация данного педагогического условия также предполагала проведение преподавателями показательных занятий, направленных на формирование поликультурной личности студентов, совместное обсуждение учебных программ и их переработку, проведение научно-практических конференций, воспитательных мероприятий и т. д.

Следующее педагогическое условие - осуществление контроля и коррекции данного процесса на основе диагностики уровней сформированности поликультурной личности студентов. В ходе диагностики определялись изменения, которые происходили в уровнях сформированности поликультурной личности студентов в экспериментальных и контрольных группах, и одновременно происходила оценка правильности принятых решений по обеспечению эффективности поликультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку. Информация, полученная в результате диагностики, помогала преподавателю планировать дальнейшую работу по поликультурному воспитанию студентов, контролировать, как протекает данный процесс, быстро с минимумом ошибок корректировать свою работу, оценивать результаты своей педагогической деятельности, определять насколько точно и полно удалось реализовать поставленные задачи, выяснить, что не получилось и по каким причинам.

На третьем, заключительном, этапе эксперимента мы провели последний срез уровней сформированности поликультурной личности студентов (таблица 1).



<< предыдущая страница   следующая страница >>