bigpo.ru
добавить свой файл
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


С.А. Есенин. Стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…» и

«Гой ты, Русь, моя родная».

(Тема урока)





ФИО (полностью)

Савина Татьяна Васильевна



Место работы

Нюхченская основная общеобразовательная школа № 11, Пинежский район



Должность

учитель русского языка и литературы



Предмет

литература



Класс

9



Тема и номер урока в теме

С.А. Есенин. Стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…» и «Гой ты, Русь,

моя родная». № 1.



Базовый учебник

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. Литература 9 класс.




  1. Цель урока: знакомство с биографией С.А. Есенина, со стихотворениями «О красном вечере задумалась дорога…» и «Гой ты, Русь, моя родная».

9. Задачи:

- обучающие: продолжать обучать выразительному чтению лирических произведений, познакомить с лирикой Есенина;

- развивающие: развивать у учащихся интерес к лирическим произведениям;

- воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю.

  1. Тип урока: изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся: беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, выразительное чтение, работа с ЭОР.

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, компьютерный класс.

  4. Структура и ход урока


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название

используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

1

Организационный момент.

______________

Приветствует класс.

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Дежурный сообщает об отсутствующих.

2 минуты

II.

2

Прослушивание

аудиозаписи - стихотворения С.А. Есенина "Край любимый! Сердцу снятся..."

"Край любимый! Сердцу снятся...", Есенин Сергей Александрович (Аудиозапись стихотворения)

№ 1,

Вопросы по прослушанной аудиозаписи:

- Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? Каким вы увидели этого человека?

- Это стихотворение было создано в 1914 году великим русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным.

Сообщение темы и цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы.


Записывают в тетрадь дату и тему урока


4 минут

3

Рассказ о биографии С.Есенина.


Работа с фотографиями.

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – русский поэт, (1895–1925). (Текст)

№ 2

.


С. Есенин с сестрами Екатериной и Александрой.

С. Есенин среди односельчан.

С.Есенин среди работников типографии.

С. Есенин среди военнослужащих санитарного поезда № 143.

С. Есенин, А. Дункан и ее приемная дочь Ирма. (Фотографии)

№3, 4, 5, 6, 7

Предварительно на основе текста ЭОР готовит карточки для учащихся.

Предлагает учащимся ознакомиться с содержанием карточки, выделить в тексте основную информацию, записать ее в тетрадь (примерное содержание карточек:

- Детство поэта.

- Первые стихотворения, сборник «Радуница».

- Жизнь в Москве.

- Поэмы Есенина.

- Судьба произведений поэта).


Проецирует через мультимедиапроектор на экран фотографии, дает комментарий к ним.

Фотография № 3 – Сестры Екатерина Александровна (1905-1977) и Александра Александровна (1911-1981).

Фотография № 4 – Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново, Кузьминской волости, Рязанского уезда, Рязанской губернии. На этой фотографии он запечатлен вместе с односельчанами.

Фотография № 5 - Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина.

Фотография №6 – Был призван на военную службу. Групповой снимок персонала и команды поезда 7 июня 1916 г. на ст. Новоселицы, на границе России, Румынии и Австро-Венгрии рядом с г. Черновцы.

Фотография № 7 - Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Индивидуально знакомятся с текстом карточки, выписывая основную информацию в тетрадь.


Просматривают фотографии. Записывают материал из комментария учителя (выделен курсивом).

8 минут

4

Работа со стихотворением «О красном вечере задумалась дорога».

Тренажер для заучивания стихотворения С.А.Есенина «О красном вечере задумалась дорога…». История создания стихотворения (базовое изучение). (Модуль)

№ 8

Читает выразительно стихотворение.

Предлагает учащимся индивидуально поработать с модулем, ответив письменно на вопросы: (вопросы отпечатаны на листах):

- Кратко запишите информацию о создании стихотворения.

- Дайте краткий комментарий к тексту.

- Какое впечатление на вас произвело стихотворение?

- Каким вы увидели поэта после знакомства с этим стихотворением? Поменялось ли ваше впечатление о нем? (Сравнить с впечатлениями в начале урока).

Оказывает индивидуальную помощь учащимся в выполнении заданий



Индивидуально работают с модулем, отвечая на предложенные вопросы.


10 минут

5

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная».




Читает стихотворение.

Предлагает познакомиться с историей создания произведения, заслушав ответ учащегося.




1 ученик делает сообщение об истории создания стихотворения (подготовленное дома).

Остальные слушают

Выразительно читают стихотворение.

8 минут

6

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».




Предлагает обучающимся вспомнить план анализа стихотворений, основные понятия: тема, основная мысль, изобразительно -выразительные средства языка, стихотворный размер.

Организует работу по анализу стихотворения по плану.

Оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Повторяют план анализа стихотворений, основные понятия (вместе с учителем).

Индивидуальная самостоятельная работа с текстом – анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».

9 минут

III.

7

Подведение итогов урока.

__________________

Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке я узнал (а), что…» (устный опрос).

Объявление оценок за работу на уроке.

Продолжают предложение.


Ставят оценки в дневник. Сдают тетради на проверку.

3 минуты

8

Домашнее задание.




Дает домашнее задание: выучить стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Составить презентацию о жизни и творчестве С. А. Есенина (по желанию).

Записывают домашнее задание.

1 минута.



Приложение к плану-конспекту урока

С.А. Есенин. Стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…» и

«Гой ты, Русь, моя родная».

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР




Название ресурса

Тип, вид ресурса

(информационный, практический, контрольный)

Форма предъявления

информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

"Край любимый! Сердцу снятся...", Есенин Сергей Александрович


информационный

аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d2ffa17-36e1-4ff0-9d10-6e57a472c521/Esenin_Krai_lubimiy_3_Ryazancev.mp3

2

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – русский поэт, (1895–1925).

информационный

текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7709d8a8-14ad-5617-5c25-1bf89371c2e3/1010323A.htm

3

С. Есенин с сестрами Екатериной и Александрой.

информационный

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4e9d9aa-904c-4c88-b59b-48356243c94c/%5BLI9RK_19-01%5D_%5BIL_03%5D.htm

4

С. Есенин среди односельчан

информационный

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b671879d-e7fb-4e0e-8530-11dbcc9774e2/%5BLI9RK_19-01%5D_%5BIL_05%5D.htm

5

С.Есенин среди работников типографии

информационный

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa06429f-7730-49d7-b0fe-b47b8f3d0194/%5BLI9RK_19-01%5D_%5BIL_06%5D.htm

6

С. Есенин среди военнослужащих санитарного поезда № 143


информационный

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/29a1afbc-eb47-4446-a92f-9fd5f7087afc/%5BLI9RK_19-01%5D_%5BIL_07%5D.htm

7

С. Есенин, А. Дункан и ее приемная дочь Ирма.


информационный

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a55c1a3c-371f-4586-95b6-39f68c366c2c/%5BLI9RK_19-01%5D_%5BIL_11%5D.htm

8

Тренажер для заучивания стихотворения С.А.Есенина «О красном вечере задумалась дорога…». История создания стихотворения (базовое изучение).


практический

модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/12289/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-s-a-esenina-o-krasnom-vechere-zadumalas-doroga-i.html