bigpo.ru
добавить свой файл
1
Раздел 6. Социальная педагогика


Семинары 1, 2. Социальное воспитание и социализация личности


План

  1. Биосоциальная сущность человека. Понятия «социализация» и «социальное воспитание».

  2. Социализация как социально-педагогическое явление.

  3. Принципы социального воспитания.

  4. Ценности, механизмы социализации и социального воспитания.

  5. Факторы социализации и социального воспитания.

    1. Характеристика мегафакторов.

    2. Характеристика макрофакторов.

    3. Характеристика мезофакторов.

    4. Характеристика микрофакторов.

Литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Академия,2001, 2004-440 с.

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Академия,1999, 2000, 2005-200 с.

  3. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / В.И. Загвязинский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.

  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Уч. пос. для студ. вузов / Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1 - 288 с.

  5. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000, 2003, 2002- 416 с.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№4 С.84-86, №5 С. 69-71) и представьте биосоциальную сущность человека. Обратите внимание, что в разных научных школах понятие «социализация» трактуется по-разному. Проанализируйте разные точки зрения. Дайте определение термину «социализация». Представьте составляющие процесса социализации (№2 С. 14 -18) и дайте определение термину «социальное воспитание».

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№2 С. 8-11) и материалы лекции. Раскройте сущность социализации. охарактеризуйте концепции социализации. Выделите этапы социализации. Представьте агентов и средства социализации.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№2) и материалы лекции. Назовите субъектов и принципы социального воспитания и раскройте содержание каждого принципа.

    • При подготовке ответа на четвертый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№2 С. 11-14) и материалы лекции. Назовите ценности и механизмы социализации и социального воспитания. Дайте характеристика каждого механизма.

    • При подготовке ответа на четвертый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№2, 3) и материалы лекции. Назовите факторы социализации и социального воспитания. Дайте характеристику каждой группе факторов.


Семинар 3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда

воспитания и развития ребенка


План

  1. Понятие семьи как социального института. Стадии развития семьи.

  2. Основные функции семьи.

  3. Типы семей и их характеристика. Проблемы семей.

  4. Социальный «портрет» современной семьи.

Литература:

      1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Академия,2001, 2004-440 с.

      2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. пособ.- М.: Академия, 2002.

      3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Академия,1999, 2000, 2005-200 с.

      4. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. Для студ. пед. вузов / В.И. Загвязинский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.

      5. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000, 2003, 2002- 416 с.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос обратите внимание, что существуют разные варианты определения термина «семья». Сопоставьте их. Сделайте вывод. Перечислите стадии развития семьи и ответе на вопрос, на какой стадии развития находится ваша семья?

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1, с.273-274; №3, с.88-90; №5, с.168-170) и назовите основные функции семьи. Раскройте суть каждой функции.

    • При подготовке ответа на третий вопрос рассмотрите разные подходы к классификации типов семей. Дайте краткую характеристику разным типам семей, обращая внимания на возникающие проблемы в этих семьях.

    • На основе представленной информации о семье составьте социальный «портрет» современной семьи и ответьте на вопрос, от чего зависит социализация ребенка в семье.


Семинар 4. Влияние детских и молодежных объединений на социализацию личности


План

  1. Группы сверстников. Формализованные и неформальные группы, их социализирующие функции.

  2. Молодежная субкультура: ценностные ориентации, нормы, язык, специфика общения и т.д.

  3. Самодеятельные детские и молодежные объединения и организации.

Литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Академия,2001, 2004-440 с.

  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. пособ.- М.: Академия, 2002.

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Академия,1999, 2000, 2005-200 с.

  4. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. Для студ. пед. вузов / В.И. Загвязинский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№ 3, с. 95-100; №1, с.364-369 или №2, с. 103-107; №4, с. 109-115). Дайте определение группам сверстников. Рассмотрите классификации групп сверстников. Охарактеризуйте формальные и неформальные группы. Назовите и раскройте сущность социализирующих функций групп сверстников. Приведите примеры неформальных объединений и назовите причины, по которым подростки попадают в эти объединения.

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№3, с. 64-70). Дайте определение термину «субкультура». Назовите и охарактеризуйте признаки субкультур (ценностные ориентации, нормы, язык, специфика общения и т.д.). Дайте характеристику современной молодежной субкультуре.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№4, с. 85-107). Дайте определение следующим понятиям «детское объединение», «общественное детское объединения», «детская организация». Назовите виды и функции детских объединений. Приведите примеры. Ответьте на следующие вопросы. В чем заключается воспитательное значение детских объединений? В чем заключается специфика современных детских объединений?


Семинар 5. Девиантное поведение детей и подростков


План

  1. Сущность понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение». Теории формирования девиантного поведения человека.

  2. Факторы формирования девиантного поведения. Мотивы антиобщественного поведения подростков.

  3. Трудновоспитуемые, педагогически и социально запущенные дети и подростки.

Литература:

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2004. – 272 с.

  2. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / В.И. Загвязинский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.

  3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000, 2003, 2002- 416 с.

  4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.А.Никитина.-М.: ВЛАДОС,2000.-272 с.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№3 С. 212, № 4 С. 133- 134). Дайте определение понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение» и раскройте содержание теорий формирования девиантного поведения человека.

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№3 С. 217, №4 С. 135) и представьте факторы формирования девиантного поведения и мотивы антиобщественного поведения подростков.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1, 3, 4). Обратите внимание на то, что существуют разные подходы к классификации категорий детей с девиантным поведением и остановитесь на характеристике социально-психологического подхода, по которому выделяют следующие категории детей и подростков с девиантным поведением: трудновоспитуемые, педагогически и социально запущенные.


Семинар 6. Методы социально-педагогической деятельности


План

  1. Сущность понятий «метод», «прием», «средство» социально-педагогической деятельности. Их взаимосвязь.

  2. Классификация методов социально-педагогической деятельности.

  3. Характеристика методов социально-педагогической деятельности.

Литература:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. пособ.- М.: Академия, 2002.

  2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000, 2003, 2002- 416 с.

  3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособ. для студ. пед.вузов.-2-е изд.- М.: Академия, 2004.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу. Дайте определение понятий «метод», «прием», «средство» социально-педагогической деятельности. Постройте схему взаимосвязи этих понятий.

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу. Обратите внимание, что существуют разные подходы к классификации методов социально-педагогической деятельности (социального воспитания). Представьте их.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу. Дайте характеристику методов социально-педагогической деятельности.


Семинар 7. Профессиональный портрет социального педагога


План

  1. Профессиональная деятельность социального педагога.

  2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. Система социально-педагогической работы с детьми.

  3. Документация социального педагога.

Литература:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. пособ.- М.: Академия, 2002.

  2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000, 2003, 2002- 416 с.

  3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособ. для студ. пед.вузов.-2-е изд.- М.: Академия, 2004.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1 С. 6-9, №2 С. 25, №3 С. 12, 14, 49) и материалы лекции. Дайте определение понятию «социальный педагог». Выделите направления профессиональной деятельности социального педагога, сферы деятельности и специализации социального педагога, функции социального педагога.

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1 С. 9-15, №2 С. 25) и материалы лекции. Раскройте содержание профессиональной компетентности социального педагога и дайте его личностную характеристику (специальные способности, профессиональные качества, личностные качества). Представьте систему социально-педагогической работы с детьми.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№3 С. 250-263). Изучите образцы документов, необходимых социальному педагогу.


Семинар 8. Социально-педагогическая деятельность с различными социальными институтами. Оказание индивидуальной помощи


План

  1. Характер индивидуальной помощи. Условия эффективности оказания индивидуальной помощи.

  2. Формы жестокого обращения с детьми.

  3. Социально-педагогическая деятельность с различными категориями семей.

  4. Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности.

Литература:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. пособ.- М.: Академия, 2002.

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Академия,1999, 2000, 2005-200 с.

  3. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. Для студ. пед. вузов / В.И. Загвязинский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. об-во России, 2002.

  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособ. для студ. пед.вузов.-2-е изд.- М.: Академия, 2004.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№2 С. 155) и материалы лекции. Обратите внимание на то, что индивидуальная помощь становится необходимой человеку тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновении с опасностями возраста. Раскройте содержание этих возрастных задач и представьте опасности возраста.

    • При подготовке ответа на второй вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№4 С. 138) и материалы лекции. Представьте формы жестокого обращения с детьми. Обратите внимание на возможные признаки этих форм насилия.

    • При подготовке ответа на третий вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№4 С. 168). Обратите внимание, что социальный педагог в первую очередь работает с малообеспеченными семьями, семьями безработных и многодетными семьями. С какими проблемами сталкиваются эти семьи? Какие льготы им предоставляются? Назовите основные направления работы социального педагога с каждой из этих семей.

    • При подготовке ответа на четвертый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1 С. 103, №3 С. 109, №4 С. 195). Представьте направления социально-педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями, с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями.


Семинар 9, 10, 11, 12. Социально-педагогическая защита прав детей


План

  1. Понятие «социальная защита». Дети, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке.

  2. Социально-педагогическая защита прав детей на воспитание в семье и имущественных прав несовершеннолетних.

  3. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование и развитие способностей.

  4. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья и участие в трудовой деятельности

  5. Социальная защита прав несовершеннолетних правонарушителей.

Литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Академия,2001, 2004-440 с.

  2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособ. для студ. пед.вузов.-2-е изд.- М.: Академия, 2004.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

  4. Декларация прав ребенка.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

  7. Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  8. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Методические указания:

    • При подготовке ответа на первый вопрос внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№1 С. 299, №3 С. 78) и материалы лекции. Дайте определение понятию «социальная защита». Укажите категории детей, которые в первую очередь нуждаются в социальной защите.

    • При подготовке ответа на второй, третий, четвертый и пятый вопросы внимательно прочитайте рекомендованную литературу (№3 С. 120) и изучите нормативно-правовые акты. В чем заключается социально-педагогической защиты ребенка по каждой группе прав? Подкрепите свой ответ выдержками из нормативно-правовых актов.