bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 25.10.2011 № 651-п


  1. Паспорт программы

«Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае»

на 2012–2014 годы


Наименование программы

«Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы (далее – Программа)

Основание для разработки

Программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; постановление Правительства Российской Федерации
от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в 2011–2013 годах»; постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008
№ 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2011 № 630-р

Государственный заказчик Программы

агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края

Исполнители мероприятий

Программы

агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края

Разработчик

Программы

агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края

Главный распорядитель бюджетных средств

агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края

Цели и задачи программы

цель Программы – создание условий для дальнейшего развития гражданского общества, повышения социальной активности населения, развития социально ориентированных некоммерческих организаций (наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций);

для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

повышение гражданской компетентности и
политической культуры у населения Красноярского
края;

содействие формированию информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив, в том числе информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;

консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.

Целевые индикаторы и показатели результативности Программы

уровень социальной активности населения Красноярского края на 2014 год – 20%;

количество человек, принявших участие
в мероприятиях гражданского образования на 2014 год – 36000 человек;

количество человек, воспользовавшихся правовой и другой значимой для формирования гражданского общества информацией на поддержанных в рамках Программы информационных ресурсах на 2014 год – 230000 человек;

количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших поддержку через субсидии муниципальным образованиям края на 2014 год – 28 организаций;

количество человек, участвующих
в добровольческой деятельности на 2014 год – 18000 человек;

количество материалов по гражданской тематике, размещенных в средствах массовой информации
на 2014 год – 2250 материалов;

Этапы и сроки реализации Программы

2012–2014 годы

Объемы и источники финансирования

всего 28500,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:

2012 год – 9500,0 тыс. руб.

2013 год – 9500,0 тыс. руб.

2014 год – 9500,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты Программы в целом

участие 106500 человек в мероприятиях гражданского образования (лекции, круглые столы, «Уставные уроки»);

создание 24 социальных видео- и аудиороликов, информирующих население о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; прокат в радийных и телеэфирах;

подготовка, переподготовка, повышение квалификации 3565 работников социально ориентированных некоммерческих организаций;

финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций через предоставление субсидий 8 организациям
в 2012 году, 10 организациям в 2013–2014 годах;

выпуск 11988 экземпляров информационно-методического бюллетеня «Вместе», размещение 2250 материалов по гражданской тематике в СМИ

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляет агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края; контроль за целевым использованием средств бюджета осуществляет служба финансово-экономического контроля Красноярского края



2. Обоснование программы


2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы.

Развитие гражданского общества является важным направлением государственной политики, без которого невозможно интенсивное социально-экономическое развитие страны и края.

Сегодня в России и в Красноярском крае, в частности, развиваются все институты, которые принято ассоциировать с гражданским обществом: развитая сеть некоммерческих организаций, многопартийная система, частная собственность и экономическая конкуренция, независимые средства массовой информации. Сформировался большой слой социально активных, ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества и социальные сети, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем. Эти люди, которые ответственно относятся как к своей жизни и своим близким, так и к судьбе своего района, города, края и страны в целом, составляют ядро нашего гражданского общества.

По данным «Доклада о состоянии гражданского общества
в Красноярском крае» за 2010 г., подготовленного Советом Гражданской ассамблеи Красноярского края, число жителей края, давно принимающих участие в работе общественных организаций, довольно велико – от 6 %
в Красноярске до 9 % в городах края и до 15 % в Норильске. Во всех городах края наблюдается увеличение числа граждан, вступающих в общественные организации, кроме того, весьма значителен процент жителей городов, готовых работать в некоммерческих организациях на добровольных условиях (13 – 15 % в Норильске и Красноярске, почти 28 % в средних городах края).

Гражданское общество проявляет себя в первую очередь через общественную активность своих членов, поэтому органы государственной власти Красноярского края прилагают усилия для поддержания инициативы общественных объединений и иных неправительственных некоммерческих организаций, направленных на социально ориентированные цели.

Новый импульс росту общественного самосознания и социальной активности населения и общественных объединений придала реализованная в 2009–2011 годах долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества в Красноярском крае» на 2009–2011 годы. В рамках программы за 2009–2011 год были проведены мероприятия по гражданскому образованию (лекции по развитию гражданской культуры, «круглые столы» по развитию гражданского общества в районах Красноярского края, изданы
и распространены информационно-методические бюллетени); организована лаборатория социальной рекламы «Альтернатива»; разработан
и наполнен сайт «Гражданское общество в Красноярском крае» www.gokrk.ru, сайт государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» www.kras-grant.ru; проведен Гражданский Форум Красноярского края.

Реализация программы «Содействие развитию гражданского общества
в Красноярском крае» на 2009–2011 годы позволила повысить социальную активность населения (долю населения Красноярского края, готового проявлять инициативу при решении социальных общественных проблем)
до 15,8 %; задействовать в мероприятиях гражданского образования 24000 человек; обеспечить предоставление правовой и другой значимой для формирования гражданского общества информации на созданных в рамках Программы информационных ресурсах 200000 человек; разместить
в средствах массовой коммуникации 64 социальных рекламных материала
и материала по гражданско-правовой тематике.

В соответствии с Законом Красноярского края от 25.05.2004 года № 10-1974 «О краевых социальных грантах» для оказания социальных услуг населению задействуется потенциал негосударственных организаций. Через систему социальных грантов развиваются гражданские инициативы, реализуются социальные проекты граждан. За время действия данной практики (2005–2011) на конкурсы программы поступило около 6500 проектных заявок, поддержано более 1300 проектов. В конкурсах Программы принимают участие почти все территории Красноярского края. Среди организаций–грантополучателей, доля общественных организаций выросла с 30 % до 50 % только по сравнению с 2010 годом. Ежегодно поддерживается около 200 проектов: это около 4000 активных участников и более 30000 благополучателей.

В соответствии с Законом Красноярского края от 14.02.2007 года
№ 21-5803 «О Гражданской ассамблее Красноярского края» создана
и действует Гражданская ассамблея Красноярского края, в состав которой входит 233 общественные организации (на 1 января 2011 года). Гражданская ассамблея обеспечивает взаимодействие граждан, проживающих
на территории Красноярского края, с органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления на территории Красноярского края с целью учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений
при формировании и реализации государственной политики.

Однако несмотря на все прилагаемые усилия, нельзя сказать,
что процесс становления институтов гражданского общества в Красноярском крае развивается достаточно эффективно.

По данным исследования, проведенного в 2011 году Центром гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2, выявлено что ни один из государственных и общественных институтов Красноярского края не вызывает у населения городов Красноярского края доверия. В этом же исследовании приведены данные опроса, в котором горожанам Красноярского края было предложено назвать общественные проблемы, в решении которых они видят необходимость собственного участия. Выяснилось, что 53,12 % опрошенных предпримут активные шаги только в случае, если такие проблемы будут затрагивать их лично или членов их семей; 29,76 % видят необходимость собственного участия при решении проблем социального характера (ухудшение ситуации в сферах здравоохранения, образования, культуры, пенсионного обеспечения);
19,29 % – проблем экономического характера (падение уровня жизни, расслоение общества по уровню доходов, рост цен); 15,47 % – проблем, связанных с экологией; 12,06 % – проблем, связанных с организацией управления (коррупция, взяточничество).

Такой невысокий уровень участия граждан в общественной жизни связан с тем, что они не чувствуют своей ответственности за происходящее вокруг них в достаточной степени. Ответственность, как в любом патерналистском обществе, возлагается на самое высшее звено. Привычка надеяться на готовое, безразличие к общим делам, недостаток знаний
и некомпетентность также являются препятствиями для активной гражданской позиции.


Общее число негосударственных некоммерческих организаций
в России, по данным Росстата, составляет 360 тыс.
(на 01.01.2009), в Красноярском крае (на 01.11.2010) зарегистрировано 2026 общественных объединения, 293 религиозные организации и 1421 иная некоммерческая организация. Из них реально действующих примерно 38 %, т.е. 136 тыс. в России и около 1400 в Красноярском крае. При этом деятельность многих из организаций носит ситуативный характер и не имеет системы. Это связано с низким уровнем взаимодействия некоммерческих объединений с органами местного самоуправления и государственной власти края, а также неразвитыми горизонтальными связями в некоммерческом секторе. Кроме того, в крае отсутствует система консультативно-экспертного сопровождения деятельности некоммерческих организаций.

Помимо этого, многие социологи отмечают страх наших граждан перед организационным оформлением своей активности и вступлением в любые организации, равно как недоверие к ним. Этим во многом объясняется слабость общественных объединений.

Важным фактором развития гражданского общества последних лет стал стремительный рост Интернета в качестве площадки для самоорганизации граждан. Развитие Интернета – это тенденция, которая
в ближайшие годы будет только усиливаться. Уже сегодня Интернет становится не только площадкой для дискуссий, но и основным каналом организации и направления гражданской активности. Это означает, что необходимо пересмотреть методики оценки деятельности некоммерческого сектора, основанные на анализе активности НКО. При этом важным становится анализ волонтерских социальных сетей и установление тесных взаимодействий с важнейшими из них.

Сегодня в России заявлена модернизация как инструмент перехода
на новый уровень развития страны. Модернизация предполагает всестороннее обновление общества, а, следовательно, и внедрение новых стандартов, т.е. осовременивание всех сфер жизни человека. Именно поэтому сегодня приоритетными направлениями модернизации становится модернизация социальной сферы.

Одним из основных приоритетов модернизации социальной сферы является процесс вовлечения некоммерческого сектора в сферу социальных услуг.

5 апреля 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

23 августа 2011 года подписано постановление Российской Федерации №713 «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям» в 2011–2013 годах. Постановление направлено на обеспечение условий для решения актуальных социальных проблем, развития человеческого капитала, повышения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, путем предоставления поддержки развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

Разработка программы «Содействие развитию гражданского общества
и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
в Красноярском крае» на 2012–2014 годы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе вышеперечисленных вопросов, для использования потенциала некоммерческих организаций в решении социальных проблем.

Программа способна, во-первых, обеспечить формирование экономических предпосылок развития некоммерческих организаций, предусматривая не только рост прямого государственного финансирования их деятельности, но и формирование необходимых условий для ускоренного развития сектора. Во-вторых, реализация Программы позволит использовать потенциал НКО в решении социальных проблем, которые до сих пор недостаточно эффективно решались вследствие недоиспользования потенциала организаций некоммерческого сектора. В-третьих, расширит осознание и самосознание человека как члена гражданского общества. Кроме этого, Программой предусматривается реализация мер, прямо стимулирующих органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.


2.2. Основные цели, задачи, этапы и сроки выполнения Программы, целевые индикаторы и показатели результативности

следующая страница >>