bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Федеральное государственное научное учреждение
«Институт научной и педагогической информации»
Российской академии образования


О.Ф.КАБАРДИН, С.И.КАБАРДИНА, Г.В.ЛЮБИМОВА


Личностно ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся
в современной школе


монография

Глава 3 Личностно ориентированное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы





Черноголовка 2010

Оглавление



Оглавление 2

Введение 3

Направление исследования 3

Проблема 3

Цель исследования 3

Задачи исследования 3

Гипотеза 3

Статус монографии 3

Авторы монографии 4

Актуальность исследования 4

Новизна 4

Практическая и научная значимость 4

Структура монографии 5

Апробация экспериментальных материалов 6

Адресация монографии 6

Глоссарий 6

Глава 3 Личностно ориентированное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы 9

29 О новых государственных стандартах общего образования 9

Фундаментальное ядро содержания общего образования 13

30 Возможные направления модернизации содержания и методов обучения 15

31 Структура общеобразовательной школы 18

32 Единый Государственный Экзамен в средней школе 24

33 Проблемы организации личностно ориентированного обучения в 11 классе средней школы 25

Список литературы 31

Введение

Монография написана в рамках проекта 5.2 плана НИР РАО по теме 3 «Психодидактика в развивающем образовании. Вариативные развивающие образовательные системы».

Направление исследования

Развитие общего среднего образования, как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене.

Проблема

Проблема состоит в необходимости поиска качественно новых путей достижения основных целей обучения в школе для развития общего среднего образования, обеспечивающего конкурентоспособность России на мировой арене.

Цель исследования

Найти качественно новые пути достижения основных целей обучения в современной школе.

Задачи исследования

  • разработать личностно ориентированную модель научного сопровождения процесса изучения физики в общеобразовательной школе;

  • структурировать содержание школьного курса физики в соответствии с поставленными целями;

  • создать учебники нового поколения и дидактические материалы для практической реализации личностно ориентированного обучения;

  • провести педагогический эксперимент для экспериментальной проверки эффективности личностно ориентированных методов обучения.

Гипотеза

Предполагается, что личностно ориентированный подход к процессу обучения физике может способствовать существенному снижению обязательной учебной нагрузки школьников и развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Важной особенностью гипотезы исследования является предположение о возможности достижения поставленных практических целей без принципиальных изменений существующих образовательных стандартов, без снижения уровня существующих обязательных требований к знаниям и умениям учащихся.

Статус монографии

Монография написана в рамках проекта 5.2 плана НИР РАО по теме «Психодидактика в развивающем образовании. Вариативные развивающие образовательные системы». В монографии рассматриваются проблемы школьного образования в условиях возрастающих государственных и социальных требований к уровню развития личностных и познавательных качеств учащихся.

Авторы монографии

Олег Фёдорович Кабардин, профессор, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук. Содержание школьного курса физики и методика его преподавания были предметом его пристального внимания, как автора и разработчика школьных программ, учебников, методических пособий и приборов для школьного эксперимента, на протяжении более 50-ти лет.

Кабардина Светлана Ильинична, кандидат педагогических наук, автор школьных учебников по физике, книг для учителя и учебных пособий для учащихся.

Любимова Галина Владимировна, учитель физики, автор учебных пособий для учащихся, статей, посвящённых проблемам преподавания с использованием метода личностно ориентированного обучения.

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена тем, что для успешного экономического развития страны и повышения благосостояния её граждан необходимо в ближайшем будущем существенно повысить качество школьного образования. Это возможно сделать лишь на основе поиска принципиально новых подходов к решению проблем развития познавательных способностей учащихся в современной школе.

Новизна

Новизна выполненной работы заключается в разработке принципиально новых подходов к решению проблем развития познавательных способностей учащихся в современной школе на основе использования принципа личностно ориентированного обучения.

Авторы разрабатывают такие методические пути применения личностно ориентированного подхода к процессу обучения в основной школе, которые могут способствовать устранению перегрузки школьников обязательными учебными заданиями, повышению интереса к учебным занятиям по физике, развитию способностей самостоятельного выбора целей учебной деятельности и умений достигать поставленные цели.

Практическая и научная значимость

Практическая и научная значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволили создать учебно-методические комплекты нового поколения.

Структура монографии

Монография состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений.

В коллективной монографии представлена концепция личностно ориентированного обучения, согласно которой объём содержания изучаемого материала и уровень его сложности по каждому предмету в значительной мере может определять для себя сам учащийся в соответствии со своими интересами и способностями.

В главе 1 «Обучение и умственное развитие учащихся» определены цели и средства развития предметных областей знаний с точки зрения принципа личностно ориентированного обучения. Обсуждается возможность осуществления на практике развивающего обучения на основе использования принципа проблемного обучения, деятельностного подхода с достижением высокого уровня внутренней мотивации к учению, а также принципа успешности обучения для всех учащихся. Показаны пути, способствующие устранению перегрузки школьников, повышению интереса к учебным занятиям, развитию способностей самостоятельного выбора целей учебной деятельности и их достижению.

В главе 2 «Учебник в системе личностно ориентированного обучения» обсуждаются роль научного метода познания в обучении, способы развития теоретического мышления учащихся и общих умений работы с книгой. Рассматриваются проблемы совершенствования школьного учебника в системе средств обучения современной российской общеобразовательной школы, проблемы экспертизы школьных учебников нового поколения и их экспериментальной проверки.

В главе 3 «Личностно ориентированное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы» обсуждаются новые государственные стандарты общего образования, возможные направления модернизации методов обучения, структура общеобразовательной школы, назначение Единого Государственного Экзамена в средней школе и проблемы организации личностно ориентированного обучения в 11 классе средней школы.

В главе 4 «Экспериментальная проверка эффективности личностно ориентированных методов обучения» представлены результаты экспериментальной проверки эффективности личностно ориентированных методов обучения.

В главе 5 «Концептуальные основы личностно ориентированного учебника физики для 10 класса» анализируются основные цели и задачи обучения фи­зике на старшем уровне. Обсуждаются проблемы развития творческих способностей детей в процессе работы с одарёнными школьниками. В главе дан научно-методический анализ проблемы введения понятий «масса» и «сила» из раздела «Механика». В последнем разделе рукописи рассматриваются некоторые аспекты подготовки к ЕГЭ.

В заключении «Личностно ориентированные учебники в практике образования» подведены итоги пятилетней работы.

Апробация экспериментальных материалов

Все материалы, разработанные авторским коллективом, прошли апробацию в эксперименте, проводящимся в классах школы № 82 г. Черноголовка с 2007–2008 учебного года по настоящее время.

С 2010–2011 учебного года апробация линии УМК «Архимед» по физике для 7–9 классов авторского коллектива О.Ф. Кабардина, С.И. Кабардиной и Г.В. Любимовой осуществляется по двум направлениям:

  • практическая и экспертная проверка/оценка качества учебной продукции издательства «Просвещение» в 5 регионах РФ (Псковская, Московская и Челябинская обл., Республика Татарстан, Краснодарский край — 5 образовательных учреждений);

  • экспериментальная проверка практики широкого использования учебной продукции, нуждающейся в поддержке и продвижении, в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в 9 регионах РФ (г. Москва, Московская, Саратовская, Белгородская, Курская, Рязанская, Липецкая и Владимирская обл., Республика Чувашия — 29 образовательных учреждений).

Адресация монографии

Монография адресована руководителям школ, учителям и методистам.

Глоссарий

Личностно ориентированный подход в обучении — это признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

Личностно ценностное образование это:

  • организация условий и возможностей для активизации творческо­го потенциала всех сфер психики ребёнка (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной, духовно-нравственной);

  • организация условий и возможностей для совершенствования ребёнка в познавательной деятельности (усвоение методов мышления, приемов творческой деятельности, техники рефлексии);

  • организация условий и возможностей для повышения функцио­нальной грамотности ребёнка и его социокультурной адаптации.

В качестве основных принципов концепции развивающего образо­вания могут быть выделены принципы личностно ценностного образования:

  • приоритетности, определяющий приоритет при целеполагании в об­разовательной системе за развитием личности, ЗУНы рассматрива­ются как средство развития; приоритет при выборе способа проек­тирования урока за психологическим его проектированием; приори­тет при определении закономерностей образовательного процесса за психологическими закономерностями развития личности;

  • субъектообразуемости, характеризующий субъект-субъектные вза­имоотношения между учителем и учеником, выстраиваемые в логике сотрудничества, содействия и сотворчества при субъектообразующей роли учителя;

  • средообразуемости, обеспечивающий создание проектирования раз­вивающей среды, а в ней условий и возможностей для развития каж­дого обучающегося;

  • принцип психолого-процессуалъности — его использование показы­вает, что проектирование образовательного процесса рассматрива­ется как комплексная психодидактическая проблема, обеспечиваю­щая условия и возможности для:

  • активизации творческого потенциала всех сфер психики (теле­сной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной, духовно-нравственной);

  • совершенствования обучающихся в познавательной деятельнос­ти (усвоение методов мышления, приемов творческой деятель­ности, техники рефлексии);

  • повышения функциональной грамотности ученика, социокультур­ной адаптации;

  • самоанализа (рефлексии), предусматривающий выход всех участни­ков образовательной системы на рефлексивно-критичную позицию, побуждающую их к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации и самоактуализации и др.

Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания недостаточно, а нового либо нет, либо оно не развито.

Проблемное обучение — метод основан на постановке перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих употребления серьезных умственных усилий для понимания задачи, ее разрешения и обработки полученных результатов.

Деятельностный подход в образовании обусловливает изменение общей па­радигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения зна­ний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

  • от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения зна­чимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

  • от стихийности учебной деятельности ученика к ее целена­правленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Деятельностный подход к процессу обучения на уроках физики — это максимально возможная степень передачи на самостоятельную деятельность учащихся опытов по наблюдению физических явлений, опытов по наблюдению физических явлений, экспериментов по изучению физических свойств тел, проверку гипотез и оценку результатов экспериментов.

Личностное развитие — это готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — это формирование у школьников научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логи­ческого, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — это формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совмест­ной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овла­дения вербальными и невербальными средствами коммуника­ции, позволяющими осуществлять свободное общение на рус­ском, родном и иностранных языках.




следующая страница >>