bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4







Проверь себя


Десять тестов

оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности

по методике В.И. Андреева


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Тест № 1. Оценка уровня интеллигентности личности 5

Тест № 2. Оценка уровня конкурентоспособности личности 17

Тест № 3. Оценка уровня творческого потенциала личности 22

Тест № 4. Оценка степени бюрократических качеств личности 26

Тест № 5. Оценка способности к риску в коммерческой деятельности 29

Тест 6. Оценка способности к саморазвитию, самообразованию 33

Тест № 7. Оценка коммуникативно-лидерских способностей личности 37

Тест № 8. Оценка трудолюбия и работоспособности 43

Тест N 9. Способность принимать творческие управленческие решения 46

Тест № 10. Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе 56


Введение

В последние годы среди педагогов и психологов, среди учащихся и студентов, среди лиц любой профессии и квалификации отмечается повышенный интерес к тестам и тестовым методикам. И этот интерес не случаен. Это можно объяснить тем, что если мы ежедневно получаем через телевидение и радио, через газеты и журналы массу информации о внешнем мире, то мало что нового узнаем о себе самих. Тем самым один из главных принципов жизнедеятельности человека, сформулированный еще Сократом: «Познай самого себя!» — так и остается нереализованным. Из века в век самой большой загадкой для человека остается сам человек. Действительно, если поразмыслить, то человек — это целый мир, это непознанная вселенная, где нас поджидает еще много неразгаданных тайн и открытий.

Природа создала человека так, что он единственное живое существо на земле, способное к целенаправленному саморазвитию. Феномен саморазвития особенно творческих способностей личности, на наш взгляд, это самый уникальный и универсальный дар природы, который ни школа, ни вуз, ни педагогика, ни психология пока еще не используют должным образом.

99 % из существующих методик — это методики обучения и воспитания. И только 1 % методик лишь в какой-то степени ориентируют на саморазвитие творческого потенциала личности. Но известно, что саморазвитие личности невозможно без самопознания, самооценки уровня, характера развития способностей и других личностных качеств. Естественно, что психологи и педагоги должны дать возможность квалифицированно оценить, помочь в самооценке соответствующих способностей и личностных качеств. Вот почему в предлагаемом пакете 10 тестовых методик эти две процедуры — оценка и самооценка личностных качеств так тесно взаимодополняют друг друга и постоянно идут рядом.

Все предлагаемые далее методики апробированы на базе Казанского университета в рамках читаемого автором спецкурса «Саморазвитие творческой личности», а также в классе-лицее при школе-МЖК № 146 г. Казани, на многочисленных семинарских занятиях, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и на специальных курсах подготовки менеджеров. Постепенно улучшая тесты и добиваясь их объективности, валидности, надежности, мы стремимся к тому, чтобы они отвечали общепризнанным стандартам и требованиям.

Для оценки надежности опросников был использован метод повторного тестирования. Показатель надежности теста подсчитывался с помощью формулы Спирмена—Брауна (минимально допустимое значение коэффициента надежности было г=0,7).

Объективность тестовых методик определялась методом деления вопросов теста пополам с последующим подсчетом коэффициента корреляции по данным I и II частей теста. При этом минимальное г= 0,75+0,82.

Валидность теста определялась на основе вычисления коэффициента корреляции между данными, полученными на основе теста и оценки тех, же личностных качеств методом компетентных экспертов. При этом г=0,8 и более. При минимальном объеме выборки 180 человек.

Однако нельзя не обратить внимание на то, что объективность результатов тестирования будет выше, если непосредственно перед тестированием респонденту не сообщается название теста. А лучше сказать так: «Сегодня с целью самопознания и оценки ваших способностей и личностных качеств мы будем применять тест № 4». Только после того как на все вопросы теста будут даны ответы и подсчитан средний балл, объявляется, что применялся тест на оценку, например, степени выраженности бюрократических качеств личности.

Особенностью многих предлагаемых тестов является то, что они дают возможность, как, например, в тесте на оценку уровня творческого потенциала личности, установить как самые сильные, так и слабые качества, т. е. они позволяют диагностировать целый спектр способностей и как бы «увидеть» профиль соответствующих личностных качеств.

Автор предлагаемых тестовых методик надеется, что их активное применение существенно продвинет и углубит представление не только о сущности интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности, но самое главное — будет стимулом для их целенаправленного саморазвития.


Тест № 1

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа и записать его. Например, 1-а, 2-6, 3-в и т. д.

1. Участвуете ли Вы в каком-либо общественном движении, партии?

а) Да.

б) Да, но не очень активно.

в) Принципиально не участвую.

2. Были ли у Вас в последний год ситуации, когда Вам приходилось защищать честь и достоинство Ваших друзей или близких?

а) К счастью, пока нет.

б) В какой-то степени да.

в) Да.

3. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы?

а) Правдолюб.

б) Принципиальный.

в) Целеустремленный.

4. Какие взаимоотношения у Вас чаще всего складываются с новыми для Вас людьми?

а) С новыми людьми я вступаю в контакт
сравнительно трудно.

б) Дружеские.

в) Однозначно ответить трудно.

5. Как складывались у Вас в последний год взаимоотношения с людьми другой национальности?

а) К сожалению, некоторые лица другой национальности своим поведением вызывают у меня раздражение.

б) Как и ранее, дружеские.

в) Когда как.

6. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Решительный.

б) Независимый.

в) Раскованный.

7. Как часто Вам приходится идти на компромисс ради достижения личных целей?

а) Часто.

б) Редко.

в) Иногда.

8. Были ли у Вас в последний год ситуации, когда Вам приходилось пожертвовать своим материальным благополучием или своим свободным временем ради воплощения своих идей?

а) Да.

б) Да, но это для меня не характерно.

в) Нет.

9. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Человек прогрессивных взглядов.

б) Политически активный.

в) Патриот.

10. Были ли у Вас ситуации, чтобы Вы ставили собеседника в неловкое положение?

а) Да.

б) Не часто, но было

в) Стараюсь этого не делать.

11. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Совестливый.

б) Уважительный.

в) Лидер.

12. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Скромный.

б) Душевный.

в) Обязательный.

13. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Честный.

б) Принципиальный.

в) Предприимчивый.

14. Как Вы относитесь к идеям альтруизма, к помощи другим людям?

а) Практически всегда стараюсь помочь.

б) Помогаю, но избирательно.

в) Считаю, что каждый должен свои проблемы решать сам.

15. Способны ли Вы в резкой форме сказать человеку все, что Вы о нем думаете?

а) Это для меня не характерно.

б) Когда как.

в) Да.

16. У Вашего друга пропала собака. Что Вы будете делать?

а) Пойду искать вместе с ним.

б) Посочувствую.

в) Сделаю вид, что занят, так как это его проблемы.

17. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Обязательный.

б) Дружелюбный.

в) Эмоциональный.

18. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Добрый.

б) Юморист.

в) Целеустремленный.

19. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Доверчивый.

б) Гуманный.

в) Любознательный.

20. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Терпеливый.

б) Трудолюбивый.

в) Сообразительный.

21. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Генератор идей.

б) Логик-теоретик.

в) Практик.

22. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Критик.

б) Эрудит.

в) Организатор.

23. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Аналитик.

б) Критик.

в) Дипломат.

24. Какое из устремлений для Вас наиболее характерно в последний год?

а) Стремление профессионально самоопределиться, найти приличную работу, должность.

б) Стремление как можно больше заработать.

в) Стремление к саморазвитию, самообразованию, профессиональному росту.

25. Отметьте самую важную причину, из-за которой Вам трудно самостоятельно овладеть иностранным языком.

а) Практически нет свободного времени.

б) Нет настойчивости, целеустремленности.

в) Нет необходимых способностей и склонностей.

26. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Самокритичный.

б) Справедливый.

в) Решительный.

27. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Эрудированный.

б) Книголюб.

в) Практичный.

28. Как Вы чаще всего поступаете в конфликтной ситуации?

а) Стремлюсь «не делать из мухи слона» и по возможности уйти от конфликта, чтобы не портить себе и другим настроение.

б) Стремлюсь «не теряя лица» выйти из конфликта достойно.

в) Стремлюсь во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения.

29. Что для Вас предпочтительнее если не сегодня, то хотя бы на перспективу?

а) Заняться наукой, защитить диссертацию.

б) Стать известным человеком, например, артистом, спортсменом.

в) Стать предпринимателем, бизнесменом.

30. Ваши друзья и знакомые считают Вас человеком, имеющим:

а) эстетический вкус и художественную культуру;

б) широкую эрудицию;

в) хорошие здоровье и силу.

31. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Духовно богатая личность.

б) Физически развитая личность.

в) Предприниматель.

32. На основе сравнительной самооценки определите, кто Вы в большей степени?

а) Профессионал своего дела.

б) Организатор.

в) Эрудит.

33. Какой из трех сфер деятельности Вы бы отдали предпочтение?

а) Участие в охране окружающей среды, в движении «зеленых».

б) Преподавать курс эстетики в школе или в вузе.

в) Занялся бы спортом на профессиональном уровне.

34. Представьте себе, что Вы — директор малого предприятия. Каковы Ваши знания и способности:

а) решать финансовые и экономические вопросы;

б) разрешать конфликты, спорные дела в коллективе;

в) квалифицированно вести переговоры, представлять фирму за рубежом.

35. Дайте сравнительную самооценку своих знаний, способностей:

а) в области законодательства и права;

б) в области психологии управления людьми;

в) в области маркетинга, рекламы и продвижения товара на рынок.

36. Представьте себе, что Вы ведете предвыборную кампанию и хотите стать мэром города. К чему Вы больше готовы?

а) Вести политические дискуссии.

б) Отвечать на каверзные вопросы.

в) Проявить силу воли и стремление к достижению цели.

Далее сложите набранные Вами баллы по блокам: с 1—9 вопрос (гражданские качества)

Ответы оцениваются в баллах следующим образом


Вопрос

Ответы и баллы

1

а) 3 б) 2 в) 1

2

а) 1 б) 2 в) 3

3

а) 3 б) 2 в) 1

4

а) 1 б) 3 в) 2

5

а) 1 б) 3 в) 2

6

а) 1 б) 3 в) 2

7

а) 1 б) 3 в) 2

8

а) 3 б) 2 в) 1

9

а) 3 б) 2 в) 1

10

а) 1 б) 2 в) 3

11

а) 3 б) 2 в) 1

12

а) 3 б) 2 в) 1

13

а) 3 б) 2 в) 1

14

а) 3 б) 2 в) 1

15

а) 3 б) 2 в) 1

16

а) 3 б) 2 в) 1

17

а) 3 б) 2 в) 1

18

а) 2 б) 1 в) 3

19

а) 3 б) 2 в) 1

20

а) 3 б) 2 в) 1

21

а) 3 б) 2 в) 1

22

а) 3 б) 2 в) 1

23

а) 3 б) 2 в) 1

24

а) 3 б) 2 в) 1

25

а) 3 б) 2 в) 1

26

а) 3 б) 2 в) 1

27

а) 3 б) 2 в) 1

28

а) 3 б) 2 в) 1

29

а) 3 б) 2 в) 1

30

а) 3 б) 2 в) 1

31

а) 3 б) 2 в) 1

32

а) 3 б) 2 в) 1

33

а) 3 б) 2 в) 1

34

а) 3 б) 2 в) 1

35

а) 3 б) 2 в) 1

36

а) 3 б) 2 в) 1


с 10—18 вопрос (нравственные качества)

с 19—27 вопрос (интеллектуальные качества)

с 28—36 вопрос (общая культура личности)

Для каждого блока качеств Вы можете определить по 9-балльной шкале уровень развития личностных качеств:

1-й, очень низкий уровень (9—10 баллов)

2-й, низкий уровень (11—12 баллов)

3-й, ниже среднего (13—14 баллов)

4-й, чуть ниже среднего (15—16 баллов)

5-й, средний уровень (17—18 баллов)

6-й, чуть выше среднего ,(19—20 баллов)

7-й, выше среднего (21—22 балла)

8-й, высокий уровень (23—24 балла)

9-й, очень высокий уровень (25—27 баллов)

Итак, Вы рассчитали и определили, например, что уровень развития

а) гражданских качеств — 6-й,

б) нравственных качеств — 5-й,

в) интеллектуальных качеств — 7-й,

г) общей культуры — 5-й.

Далее Вы можете для себя рассчитать интеграль­ную оценку уровня интеллигентности, например (6+5+7+5)/4 = 5, т. е. средний уровень интеллигентности личности.

После того как получен результат, следует раскрыть и охарактеризовать концептуальную основу предлагаемого теста.

Несмотря на то, что понятие «интеллигентность» широко используется в нашей повседневной школьной, вузовской и профессиональной практике для характеристики личности, однако сколько-нибудь четких определений мы не нашли. Результаты наших исследований, на которых мы не будем пока останавливаться, позволили нам определить интеллигентность следующим образом:

Интеллигентность — это интегральная характеристика высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой.

Чтобы далее представить компонентный состав качеств личности, характеризующих ее интеллигентность, целесообразно предложить респонденту их самооценку по девятибалльной шкале (см. следующую страницу текста).

При этом следует разъяснить, что означают баллы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9:

1 — очень низкий уровень развития соответствующего качества.

  1. — низкий.

  2. — ниже среднего.

  3. — чуть ниже среднего.

  4. — средний.

  5. — чуть выше среднего.

  6. — выше среднего.

  7. — высокий.

  8. — очень высокий уровень развития.

При самооценке качеств личности, характеризующих ее интеллигентность, следует иметь в виду, что эта шкала относительна.

Мысленно респондент должен сравнить себя с некоторым эталоном интеллигентного человека. Для ученого, например, это может быть академик

А. Д. Сахаров, для педагогов — В. А. Сухомлинский, для студентов — это наиболее авторитетный и интеллигентный студент курса, для учащихся — это наиболее интеллигентный ученик класса, школы.

Таблица №1

Качества личности, характеризирующие их интеллигентность


Гражданские качества




1

Социальная активность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2

Гражданское мужество

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3

Правдолюбие

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4

Демократизм

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5

Интернационализм

1 2 3 4 5 6 7 8 9

6

Независимость убеждений

1 2 3 4 5 6 7 8 9

7

Принципиальность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8

Подвижничество

1 2 3 4 5 6 7 8 9

9

Прогрессивность взглядов

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нравственные качества




10

Тактичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

11

Совестливость

1 2 3 4 5 6 7 8 9

12

Скромность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

13

Честность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

14

Уважительность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

15

Душевность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

16

Отзывчивость

1 2 3 4 5 6 7 8 9

17

Обязательность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

18

Доброжелательность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Интеллектуальные качества




19

Способность понять другого

1 2 3 4 5 6 7 8 9

20

Терпимость к инакомыслию

1 2 3 4 5 6 7 8 9

21

Творческая активность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

22

Критичность мышления

1 2 3 4 5 6 7 8 9

23

Способность к самоанализу

1 2 3 4 5 6 7 8 9

24

Способность к самообразованию

1 2 3 4 5 6 7 8 9

25

Способность к самосовершенствованию

1 2 3 4 5 6 7 8 9

26

Самокритичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

27

Эрудированность

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общая культура




28

Культура общения и поведения

1 2 3 4 5 6 7 8 9

29

Культура умственного труда

1 2 3 4 5 6 7 8 9

30

Эстетическая и художественная культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

31

Физическая культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

32

Профессиональная культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

33

Экологическая культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

34

Экономическая культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

35

Правовая культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9

36

Политическая культура

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Результаты самооценки, выполненные по таблице № 1, также могут быть использованы для расчета среднего балла (уровня) развития гражданских качеств, нравственных, интеллектуальных черт и общей культуры личности.

После этого можно рассчитать средний уровень интеллигентности личности в целом. Далее сравниваются результаты, полученные на основе теста и по открытой девятибалльной шкале и дается усредненная оценка уровня интеллигентности личности.

Открытая девятибалльная шкала и результаты тестирования дают богатый материал для размышления и разработки индивидуальных программ саморазвития интеллигентности личности.

Тест № 2

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа. Например: 1-а, 2-г, 3-в и т. д. Постарайтесь давать искренние ответы, тогда Вы получите весьма интересную, а главное — более объективную информацию о себе.

1. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2 — 3 года.

а) Да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей.

а) Да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

3. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать.

а) Да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

4. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

5. Я устаю после работы.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.

6. Мои родители и учителя считали меня старательным и прилежным.

а) Да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего нет, д) нет.

7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение.

а) Да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности.

а) Да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.

9. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе.

а) Да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.

10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

11. Мои друзья считают меня человеком решительным.

а) Да, б) скорее да, в) кто как, г) скорее нет, д) нет.

12. Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус.

а) Да, б) чаще всего да, в) когда как, г) часто советуюсь, д) советуюсь практически всегда.

13. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

14. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

15. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя и ни с кем не советуюсь.

а) Да, б) чаще всего да, в) когда как, г) чаще всего нет, д) нет.

16. В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании».

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) иногда, д) нет.

17. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми.

а) Да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

18. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

19. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств.

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.

  1. Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки а) Да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.

  2. Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию.

а) Да, б) скорее всего да, в) ответить затрудняюсь, г) скорее всего нет, д) нет.

22. Вечером после рабочего дня я засыпаю:

а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.

23. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом.

а) Да, б) скорее всего да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

24. Я стремлюсь и мне удается не втягивать себя в конфликты.

а) Да, б) скорее всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

25. Считают ли Вас друзья, коллеги по работе человеком с «перспективой» (в плане профессионального роста)?

а) Да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

26. Как часто по своей личной инициативе Вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях?

а) Часто, б) сравнительно часто, в) перио­дически, г) сравнительно редко, д) не участвую.

27. В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два года я имею продвижение.

а) Да, б) скорее всего да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

28. Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще.

а) Да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.

29. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения.

а) Да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

30. Были ли в Вас случаи, чтобы выполненную работу Ваш руководитель попросил Вас переделать еще раз?

а) Такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.

Далее переведите результаты Ваших ответов в баллы. При ответах на вопросы: а = 5 баллов, 6 = 4 балла, в = 3 балла, г=2 балла, д=1 балл.

Если Вы суммируете набранное число баллов, то получите число, находящееся в интервале от 30—100 баллов.

Каков же Ваш уровень конкурентоспособности?

Баллы

Уровень конкурентоспособности менеджера

30-42

1 – очень низкий

43-57

2 – низкий

58-70

3 – ниже среднего

71-83

4 – чуть ниже среднего

84-96

5 – средний

97-109

6 – чуть выше среднего

110-122

7 – выше среднего

123-137

8 – высокий

138-150

9 – очень высокий



Кроме того, Вы можете проанализировать причины, Ваши личностные качества и способности, которые не позволили Вам набрать более высокий балл, и выявить резервные возможности повышения Вашей конкурентоспособности. Для этого найдите свое место на шкалах способностей и личностных качеств, определяющих уровень Вашей конкурентоспособности, просчитав баллы оценок по блокам вопросов. Например, просуммируйте число баллов по блоку вопросов № 1, 2, 3 (см. далее по шкале).

Шкалы способностей и личностных качеств, определяющих уровень конкурентоспособности личности

1. Имеющий размытые цели ценностные ориентации (вопр. № 1, 2, 3)

уровни развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Имеющий четкие цели и ценностные ориентации

2. Ленивый (вопр. 4, 5, 6)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Трудолюбивый

3. Консервативный (вопр. 7, 8, 9)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Творческий

4. Осторожный (вопр. 10-12)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Рисковый

5. Внушаемый (вопр. 13-15)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Независимый

6. Ведомый (вопр. 16-18)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Лидер

7. Имеющий остановленное саморазвитие (вопр. 19-21)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Способный к непрерывному саморазвитию

8. Стрессонеустойчивый (вопр. 22-24)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Стрессоустойчивый

9. Остановленный профессиональный (вопр. 25-27)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Непрерывный профессиональный рост

10. Не стремящийся к высокому качеству конечного продукта (вопр. 28-30)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 – 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - 15

Стремящийся к высокому качеству конечного продукта



Итак, тест № 2 позволяет оценить уровень конкурентоспособности личности, что в условиях перехода страны к рыночной экономике представляет существенный интерес и исключительно важное значение. В различных сферах деятельности степень ее успешности оценивается производительностью труда, качеством и количеством произведенного конечного продукта. Но когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только и часто не столько конечные результаты ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

В качестве примера можно взять зарубежных и отечественных менеджеров, имевших и имеющих устойчиво высокие уровни конкурентоспособности (Генри Форда, Ли Якокка, Артема Тарасова, Святослава Федорова, Александра Боссерта и др.), которые показали, что при всей несхожести их характеров и сфер деятельности все они имеют инвариантные — присущие всем им общие личностные качества, которые и характеризуют их конкурентоспособность.

Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, нам удалось выделить 10 системообразующих и приоритетных. Итак, конкурентоспособность личности характеризуют синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Тест № 3



следующая страница >>