bigpo.ru
добавить свой файл
1
Открытое мероприятие в начальной школе

«Частушки военного времени».


Цели: - знакомство с частушкой как жанром русского народного фольклора, с историей возникновения данного жанра;

-развитие музыкального вкуса и слуха, интереса к российской истории и народным традициям;

-активизация познавательной деятельности учащихся с помощью музыкального фольклора;

-воспитание патриотизма, духовно – нравственного и коммуникативного качества школьников, любви к Родине, к своему народу, к родному городу;

- воспитание дружного классного коллектива;

Оборудование: - выставка книг о войне:


« Огненные годы»

« Тыл и фронт»

« Карболит»

« Респиратор»

« Партизаны Подмосковья»;

- плакаты военных лет;

Учитель: Купцова Н.Г. (4 «А»)

Зав.библиотекой школы: Захарова Л.Н.

Для участия в мероприятии приглашен автор и исполнитель песен о войне, наш земляк Борискин С.В.

Ход мероприятия:



1. Рассказы учащихся об истории частушки: Это вид народно - поэтического и музыкального творчества, короткая рифмованная песенка, образно раскрывающая различные стороны бытовой, трудовой и социальной жизни народа. Частушка - один из наиболее распространённых видов народного творчества.


Частушки тесно связаны с жизнью народа. С удивительной быстротой они реагируют на самые разнообразные события дня. Тематика их разнообразна.


Хорошо знавший жизнь и поэзию народа писатель Г. И. Успенский совершенно справедливо писал: « Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали прелестную картину нравственной жизни народа.


2.Ведущий: Сегодня мы познакомимся с частушками периода Великой отечественной войны, которые представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей стране. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Вот строки этих частушек, достаточно красноречиво говорящие об этом:

Лезут к нам в страну бандиты

Бешеной оравою.

Будут все они разбиты-

Наше дело правое!

Чёрна туча, чёрна туча,

Гитлер с Запада идёт,

Наша армия могуча

Эту тучу разобьёт.


Пусть фашисты не грозятся,

Силою не хвалятся!

Наша армия сильна,

С ними она справится!


Ты не думай, враг коварный,

Солнца свет не погасить.

И могучей силы русской

Никогда не победить!



Ведущий: Многие из частушек военного времени посвящены проводам солдат на фронт, об их преданности Родине

Не печальтесь, мои сёстры,

И не плачь, родная мать,

Ухожу я добровольцем

Край родимый защищать!


Уезжаю я, товарищ,

На священную войну.

До последней капли крови

Защищать свою страну.


До свиданья, лес и горы,

До свиданья, бережок.

Очищать от фрицев землю

Буду вдоль и поперёк!


Когда Петю провожали,

Он сказал тихонько мне:

« До последнего дыханья

Буду верен я стране».


3.Ведущий: Во время войны по-новому зазвучала любовная частушка. Девушка теперь гордится солдатом- защитником Родины, обещает ждать, опасается за его судьбу. Эти опасения, пожелания скорейшей победы выражаются чаще всего и в раздумьях девушки, и в письмах:

Прислал милый письмецо,

Почта полевая:

« Жив, здоров, громлю врагов,

Моя дорогая!».

Прислал детка письмецо,

Все вопросы новые:

« Чем ты фронту помогаешь

В эти дни суровые?».

Сведения из солдатских писем становятся главным содержанием частушек:

А я выйду на бугор

Радио послушаю,

Как мой милый на войне

Бьёт врага « Катюшею».

Из « Катюши» бьёт Ванюша,

Мой залётка- старшина.

Как догонит до Берлина

Так и кончится война.

4.Ведущий: Победа над врагом ковалась не только на фронте. В войне участвовал весь русский народ. Во многих частушках поётся о тесном единстве фронта и тыла, о помощи тыла фронту:

Девушки, война, война,

Что наделала она!

Не один дружок воюет,

А воюет вся страна!


А мой миленький воюет

С гадиной фашистскою.

Я за милого в колхозе

Стану трактористкою.

Наши тракторы, как танки,

А девчата как бойцы.

Распахали все полянки,

Все засеяли концы.

Ведущий: С огромной любовью поётся во многих частушках о народных мстителях- партизанах:

Ой, подруга дорогая,

В партизанах мой и твой,

Мы возьмём с собой винтовки

И пойдём скорее в бой!

На горе стоит берёза,

Под берёзой – танки.

Мой милёнок – партизан,

А я – партизанка.

Немцы пили, распивали,

Угощалися винцом.

Постучали партизаны,

Угостили их свинцом.


5.Ведущий: Война не обошлась без тяжёлых жертв. Много горя принесла она

людям. Многие потеряли родных и близких. Об этом с горечью повествуют частушки( читает из книги):

« Моего отца убили

Возле города Орла».

« А я плакала, рыдала:

Брат за Родину погиб».

« Моего детку убили

Под Москвою миною».

« Погиб, погиб, милёнок мой,

Погиб у Севастополя»

Минута молчания.


6.Ведущий: Но как бы тяжело ни было, какие бы жертвы ни нёс русский народ, он твёрдо верил в свою окончательную победу над фашизмом. Вот какие частушки тогда звучали:

Из колодца вода льётся,

Вода – чистый леденец.

Наша Армия дерётся –

Скоро Гитлеру конец!


Скоро Гитлеру могила,

Скоро Гитлеру капут,

Скоро русские машины

По Берлину побегут!


И она пришла, долгожданная победа:


Замирилася война-

Гитлер отравился.

Воевал 4 года-

Победы не добился!

Подружка моя,

Подруженька Маня,

Война замирилася

9 мая!


И теперь в частушках запели о скором возвращении солдат домой, и с особой радостью и гордостью - об окончании войны:

Мой милёнок в небеса

Больше не взмывается.

Он фашистов разбомбил-

Ко мне возвращается!

Наши славные герои

Родину прославили.

И в Берлине над Рейхстагом

Красный флаг поставили!

Слышим мы в Москве салют,

Видим красно знамя,

Мы закончили войну

9 Мая!

Эта последняя частушка подвела итог творчеству военных лет.




7.Краеведческий материал (рассказы детей о подвигах героев родного города).


8.Ведущий: Большое историко – познавательное значение народных частушек бесспорно. Однако, частушки имеют не только историко – познавательное, но и определённо художественное значение как своеобразный вид искусства.