bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
На правах рукописи





Гаямова Светлана Юрьевна


Особенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье


Специальность - 19.00.01 общая психология, психология личности, история психологии


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва 2012


Работа выполнена в Московском Государственном Гуманитарном университете им. М.А. Шолохова на кафедре общей и практической психологии.


Научный руководитель

доктор психологических наук, доцент

Елшанский Сергей Петрович


Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор,

Синягина Наталья Юрьевна,

ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», директор.

кандидат психологических наук, доцент

Чепелева Лада Металловна,

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования.


Ведущая организация

НОУ ВПО «Институт психологии и педагогики».


Защита состоится «05» апреля 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08 при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова».


Автореферат разослан « ___» ______________ 2012 г.


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Минобрнауки Российской Федерации «___» __________ 2012 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент

И.А. Виноградова


Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Проблема жестокого обращения (ЖО) в семье принадлежит к числу наиболее острых на сегодняшний день, а формирование особенностей самосознания подростков, переживающих ЖО, все чаще оказывается в фокусе внимания исследователей. Об актуальности данной проблемы свидетельствуют официальные данные, показывающие распространенность ЖО в России и мире. В США каждый год регистрируют от полутора до двух миллионов случаев ЖО с детьми (Курнельский Л.Э., Мацковский М.И., 1993). Во Франции ежегодно фиксируется более 50 тысяч случаев насилия над детьми в семьях (Бенаму Э., 1998), в Канаде почти каждый десятый ребенок подвергается ЖО (Вольф Д., 2003). В Японии, по данным министерства здравоохранения на 1999 год, 11,5 тысяч детей воспитываются в условиях ЖО (Очирова А.В., 2005). По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, за последние 10 лет в нашей стране общее число преступлений, связанных с ЖО в отношении детей, возросло в 4 раза. В 2010 г. в результате ЖО со стороны родителей ежедневно погибали пятеро детей, по этой же причине 1661 взрослый был лишен родительских прав.

ЖО, как один из опаснейших видов нарушения прав ребенка, а также его последствия, широко обсуждаются различными специалистами уже в течение более чем 50 лет (Galdston R., 1965; Kempe C.H., 1976; Gelles R.J., Lancaster J.B. (eds), 1987; Browne K., 1988; Буянов М.И., 1988; Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д., 1994; Дьяконова Т.И., 1996; Шумаков В.М., 1996; Асанова А.К., 1997; Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., 1997; Синягина Н.Ю., 1998, 2003; Алексеева Л.С., 2001; Вольф Д., 2003; Целуйко В.М., 2003; Фурманов И.А., 2004; Очирова А.В., 2005; Bass C., Adshead G, 2007; Алексеева И.А., Новосельский И.Г., 2010 и др.). ЖО и насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относят к самым тяжелым психоэмоциональным травмам, приводящим к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), острого шока, невротических и реактивных психотических расстройств (Лебединский В.В., 2003, Калшед Д., 2007). Многие авторы отмечают значительное влияние семьи на развитие самосознания и сенситивность подросткового периода в этом отношении (Эльконин Д.Б., 1960; Славина Л.С., 1966; Шорохова Е.В., 1976; Чеснокова И.И., 1977; Кон И.С., 1978; Амонашвили Ш.А., 1980; Лисина М.И., Сильвестру А.И., 1983; Столин В.В., 1983; Ольшанский Д.В., 1986; Соколова Е.Т., 1989; и др). Нарушения развития самосознания обнаруживаются у подростков, воспитывавшихся в условиях плохого или жестокого обращения в семье, где доминирующими родительскими установками остаются подчинение ребенка власти и контролю, нарушение личностных границ, вторжение в «самость» ребенка (Алексеева И.А., Новосельский И.Г., 2010). Однако влияние ЖО в семье на эмоционально-ценностные компоненты самосознания детей и подростков исследовано недостаточно и определенно требует внимания исследователей.

Таким образом, актуальность темы данной работы определяется широким распространением явлений ЖО с детьми и подростками в семье и необходимостью изучения воздействия ЖО на становление самосознания в подростковом возрасте и на эмоционально-ценностные компоненты самосознания: принятие себя, уважение себя, уверенности в себе и самооценки.

Разработанность проблемы

Тему ЖО с ребенком в семье рассматривают многие авторы (Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д., 1994; Алексеева И.А., Сейсян А.Р., 1996; Борк М., Кинг С., Берриен Ф., 1996; Асанова А.К., 1997; Дьяченко А., 1997; Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., 1997; Слуцкий Е.Г., 1997; Синягина Н.Ю.,1998, 2003; Тарасевич Е.В., 1999; Семенова И.В., 2000; Чичерин А.П., Сафонова Т.Я., 2000; Злобина О.Ю., Шевцова И.Я., 2001; Шипунова Т.В., 2002; Целуйко В.М., 2003; Алексеева И.А., Новосельский И.Г., 2010). Есть работы, в которых описаны статистические данные распространенности феномена ЖО, в других работах подробно описано, что такое ЖО; причины возникновения; его виды и факторы, способствующие проявлению того или иного вида ЖО. Описаны признаки, по которым можно идентифицировать ЖО или заподозрить его существование; последствия ЖО; психологическая помощь детям, подвергавшимся ЖО. Однако самосознание и отдельные его компоненты у подростков, воспитывающихся в условиях ЖО, в целом изучены мало, поэтому вопрос о возможных деформациях самосознания подростка в условиях ЖО в семье остается открытым и последствия ЖО изучены не так глубоко. Нет четко прописанного алгоритма работы с детьми, у которых предполагается наличие ЖО, в связи с чем, специалисты, сталкивающиеся в дошкольных и школьных учреждениях с проблемой ЖО, зачастую не знают с чего начинать работу по данной проблеме, как подтвердить подозрение на наличие ЖО с ребенком в семье. Существует также ряд работ в области социологии и юриспруденции, косвенно освещающих данную проблематику, однако в них не раскрываются особенности самосознания в условиях ЖО с подростком в семье в полной мере. В различных психологических источниках исследуется влияние семейной обстановки на становление самосознания, образа «Я», влияние восприятия своей семейной обстановки самим подростком на формирование его самосознания (Евсеева А.Н., 2000; Акчурина А.А., 2001; Капцова Е.А., 2003; Душкина М.Р., 2003; Бубнова И.С., 2004; Кулиш О.Г., 2005). Однако авторы, которые описывают неблагоприятную семейную обстановку или неблагополучные стили воспитания как один из факторов формирования самосознания, не употребляют термина «жестокое обращение» в прямой формулировке.

Таким образом, проблема последствий ЖО для самосознания подростка в целом не изучена должным образом ни в психологии, ни в смежных науках. Нет достоверных способов выявления факта ЖО с ребенком в семье. Данное исследование определенно позволит более конкретно и полно изучить именно особенности самосознания подростка, подвергавшегося ЖО. Исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков, воспитывающихся в различных условиях, позволит выявить и проанализировать зависимость формирования этих компонентов от наличия/отсутствия ЖО в семье.

Целью исследования является выявление особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье.

Объект исследованиясамосознание подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье.

Предмет исследования – особенности эмоционально-ценностного компонента самосознания (принятия себя, самоуважения, уверенности в себе, самооценки) у подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье.

Гипотезы исследования

  1. Жестокое обращение в семье может выступать негативным фактором, воздействующим на эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков – принятие себя, самоуважение, уверенность в себе и самооценку.

  2. Существует специфика последствий воздействия различных форм жестокого обращения с подростком в семье на эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков.

  3. У подростков с низким уровнем интеллектуального развития степень деформации эмоционально-ценностного компонента самосознания в результате жестокого обращения в семье больше, чем у подростков с высоким или средним уровнем такого развития.

  4. Характерные изменения эмоционально-ценностного компонента самосознания, связанные с переживанием жестокого обращения в семье, не зависят от гендера подростка.

  5. Равнозначные изменения эмоционально-ценностного компонента самосознания, связанные с переживанием жестокого обращения в семье, в равной мере наблюдаются у подростков принадлежащих к полным и неполным семьям.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования определены его задачи:

  1. Изучить возможное влияние жестокого обращения в семье на эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков.

  2. Определить особенности эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков, подвергавшихся различным формам жестокого обращения в семье.

  3. Исследовать эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, с различным уровнем интеллектуального развития.

  4. Проанализировать особенности самосознания подвергавшихся жестокому обращению в семье подростков в зависимости от гендерных различий и принадлежности подростка к полной/неполной семье.

Методологическая основа работы

- общеметодологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип развития, принцип детерминизма (Ананьев Б.Г., Жане П., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Огнев А.С.; Рубинштейн С.Л., Ратанова Т.А, Сорокоумова Е.А.);

- культурно-исторический подход Л.С. Выготского (Выготский Л.С.), лежащий в основе системного целостного анализа формирования самосознания подростка в условиях семейного воспитания;

- системный семейный подход, позволяющий рассматривать феномен жестокого обращения в аспекте социокультурных условий укоренения насильственных методов в традициях семейного воспитания (Алексеева Л.С., Варга А.Я., Витакер К., Кулиш О.Г., Очирова О.В., Фромм Э., Черников А.В., Шульга Т.И., Эйдемиллер Э.Г.);

- исследования особенностей развития детско-родительских отношений и их влияния на формирование подростков (Варга А.Я., Сатир В., Синягина Н.Ю., Ткачева В.В., Эйдемиллер Э.Г., Эльконин Д.Б., Юстицкис В.В.);

Методы исследования

В ходе данного исследования были применены три группы методов.

Теоретические методы – тематический и библиографический анализ научной и учебно-методической литературы отечественных и зарубежных ученых по психологии, социологии, юриспруденции, медицине и ее обобщение.

Эмпирические методы – беседа (с подростками, их родителями, классными руководителями и учителями; на предмет выявления косвенных признаков и непосредственных фактов ЖО с подростком в семье), психодиагностическое исследование («Опросник для исследования проявлений жестокости в детско-родительских отношениях», разработанный С.В.Ардашевой и соавторами, в модификации З.В. Луковцевой; «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В.; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика «Личностный дифференциал»; методика «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела; методика «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика «Социально-психологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда; проективные методики рисунок семьи «Семья животных», «Дом – дерево - человек» и «Рисунок несуществующего животного»), анализ продуктов деятельности обследуемых (журналов школьной успеваемости, медицинских карт).

Методы математической статистики: U-критерий квалификации различий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.

Организация исследования

Программа эмпирического исследования реализовывалась в СВАО города Москвы, на базе ГОУ ЦО № 293, в 2006-2009 гг. В группу испытуемых вошли 190 подростков в возрасте 14-15 лет, из которых 89 – мальчиков и 101 девочка. В исследовании приняли участие также 64 родителя. 122 подростка проживают в полных семьях (64%), 68 человек (36%) – из неполных семей. В группу, переживающую ЖО вошло 79 человек (39 мальчиков и 40 девочек), не выявлено ЖО у 111 подростков (50 мальчиков и 61 девочка).

Научная новизна работы состоит в следующем:

- сформирован информативный методический блок, позволяющий выявлять наличие косвенных признаков и непосредственных фактов жестокого обращения с подростком в семье, который включает в себя: диагностику детско-родительских отношений (в частности, диагностику проявлений жестокости в таких отношениях), выявление стиля семейного воспитания (жестокое обращение и эмоциональное отвержение) и психодиагностическое следование особенностей самосознания подростков;

- впервые изучен эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков 14-15 лет, подвергавшихся жестокому обращению; обнаружены новые данные о составляющих эмоционально-ценностного компонента самосознания (принятия себя, самоуважения, уверенности в себе, самооценки) таких подростков;

- описано специфическое влияние на эмоционально-ценностный компонент самосознания различных форм жестокого обращения с подростком в семье (в частности, обнаружено, что чем большее количество форм жестокого обращения переживается подростком в своей семье, тем более значимые негативные изменения проявляются в эмоционально-ценностном компоненте самосознания);

- обнаружены особенности эмоционально-ценностного компонента самосознания подвергавшихся жестокому обращению в семье подростков разного пола, принадлежащих к полной/неполной семье, с различным уровнем интеллектуального развития.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что были выявлены характерные особенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семьях, показано, как стиль семейного воспитания «жестокое обращение» воздействует на проявления отдельных составляющих эмоционально-ценностного компонента самосознания, выражающиеся в снижении принятия себя, уважения себя, уверенности в себе и самооценки. Также, в работе подробно описаны, специфические последствия различных форм жестокого обращения с подростком в семье. Обнаружены особенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, в зависимости от гендерных различий и принадлежности к полной или неполной семье. Выявлены специфические последствия различных форм жестокого обращения и психологические механизмы воздействия жестокого обращения на эмоционально-ценностный компонент самосознания подростка.

Таким образом, работа вносит вклад в современную концепцию развития самосознания и образа Я подростков, в современные представления о формировании эмоционально-ценностной сферы их самосознания, обогащает современные теоретические представления о самосознании в целом и о детерминирующих его факторах.



следующая страница >>