bigpo.ru
добавить свой файл
1
Особенности географического образования в условиях введения ФГОС второго поколения


Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующего компонента стандартов второго поколения.

Результаты образования не дифференцируются по образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральное описание итогов освоения целостных общеобразовательных программ начального, основного и полного среднего образования.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
Формируется у учащихся целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, развивающихся по определенным законам.

Образовательный результат в географии понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Формирование у учащихся личностных результатов, таких как ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность возможно через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках и внеучебное время. Наиболее оптимальными формами работы могут послужить экскурсии, творческие работы, защита реферата и т.п. Можно разработать и использовать в практике ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций,  умения логически мыслить и  принимать грамотные решения. Целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Необходимо обучить учащихся самостоятельно излагать свои мысли, и одной из важных предметных компетентностей, которая должна формироваться в процессе обучения географии, является способность формулировать мысли с использованием географических терминов и понятий и записывать ход рассуждений при решении различных задач – как учебных, так и возникающих в окружающей действительности.

Повсеместное использование на уроках компьютерных технологий, ресурсов Интернета, электронных лабораторий и тренажеров способствует формированию у учащихся информационно-коммуникационной компетентности, умений вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию и ее преобразовывать. Учителям и учащимся можно предложить воспользоваться единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов на сайте http://school-collection.edu.ru .


Залогом систематической работы учителя над формированием предметных компетенций является результат, демонстрируемый выпускником на ЕГЭ. Подготовка к обучению не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя не исключает использования подобного типа вопросов. Включению в практику работы учителя используемых в ЕГЭ заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. Опубликованные задания ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний и умений, способности применять эти умения при решении различных задач. Использование апробированных в рамках ЕГЭ заданий при текущем контроле позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений и одновременно подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю. Учителю в рамках подготовки к ЕГЭ можно рекомендовать следующий список литературы:

ЕГЭ. География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 143, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);

ЕГЭ. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 79, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Практикум»);

География: задания уровня А, В, С. 11 класс / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 134, ил. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);

География. ЕГЭ: сборник заданий / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. — М.: издательство «Экзамен». — 223, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);

География. ЕГЭ Пособие по подготовке к выполнению заданий частей В и С / Е.М. Курашева. — М.: издательство «Экзамен». — 125, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);

ГИА. География. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова. — М.: издательство «Экзамен». — 125, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);

ГИА. География. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.М. Курашева. — М.: издательство «Экзамен». — 77, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»).

Использование инновационных педагогических технологий, таких как проектная, информационно-коммуникационная в своей практике, учителям даст возможность качественно подготовить учащихся к ЕГЭ. В условиях введения ЕГЭ как основной формы итоговой аттестации учащихся, каждый учитель стремится к тому, чтобы его выпускники продемонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень подготовки.

Также, в этом учебном году учителям следует обратить внимание на Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год. В современной парадигме образования учебник не только должен выполнять информационную функцию, но он должен наталкивать ученика на поиск знаний и информации. На сегодняшний момент все учебники по географии выстроены в «линии» по методической и содержательной преемственности.

Выделена классическая линия, соответствующая БУП-98:

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 класс. – М.: Дрофа.

2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География .7 класс. – М.: Дрофа.

  1. Баринова И.И. География России. 8 класс. – М.: Дрофа.

  2. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. 9 класс. – М.: Дрофа.


Линия учебников, соответствующих государственному образовательному стандарту 2004г.


Линия издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. VI класс.

  2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.

  3. Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.

  4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство. 9 класс.

Линия издательства «Дрофа» под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева:

  1. Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География. 6 класс.

  2. Климанова О.А. и др. География. 7 класс.

  3. Алексеев А.И. и др. География России. 8 класс.

  4. Алексеев А.И. и др. География России. 9 класс.

Линия издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ»:

  1. Летягин А.А. / под ред. Дронова В.П. География. 6 класс.

  2. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. / под ред. Дронова В.П. География. 7 класс.

  3. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. / под ред. Дронова В.П. География. 8 класс.

  4. Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. / под ред. Дронова В.П.География. 9 класс.

  5. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 6 класс.

Линия издательства «Русское слово»:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс.

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 7 класс.

  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 8 класс.

  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 9 класс.

Линия издательства «Просвещение»:

  1. Лобжанидзе А.А. / под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География. 6 класс.

  2. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. / под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География. 7 класс.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 8 класс.

Линия издательства «Мнемозина»:

  1. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. Геогр афия. 6 класс.

  2. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 7 класс.

  3. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 8 класс.

  4. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 9 класс.

Учебники для X – XI классов:

  1. Холина В.Н. География (профильный уровень). – 10. – М.: Дрофа.

  2. Холина В.Н. География (профильный уровень). – 11. – М.: Дрофа

  3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). – 10 – 11 . –М.: Просвещение.

  4. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10. – М.: Просвещение.

  5. Бахчиева О.А. / под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

  6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни). 10. – М.: Русское слово.

  7. Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (базовый уровень). 10. -М.: Дрофа

  8. Лопатников Д.Л. (базовый и профильный уровень).10-11.-М.: Мнемозина


Таким образом, в условиях введения ФГОС второго поколения учителю необходимо особо обратить внимание на построение учебного и внеучебного занятия на деятельностной основе, освоение и применение на практике инновационных технологий.