bigpo.ru
добавить свой файл
1
Гришанина Анастасия Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций,

Журналистика, заочная форма, 3 курс

6 семестр

2011-2012 уч.г.


ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА


План лекционных занятий


4 июня (4 часа). Способ журналистского творчества. Научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.

Творческий акт журналиста: ход работы. Единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование и расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта. Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии. Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.

5 июня (4 часа). Методы и приемы журналистского творчества. Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики. Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях. Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в функции теоретических методов познавательной деятельности. Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация. Методы предъявления информации, используемые для воплощения образного и нормативного рядов: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление. Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.

Технические средства в процессе журналистского творчества. Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса. Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п. Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации. Перспективы, открываемые перед журналистикой использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.

6 июня (4 часа). Организация работы редакции. Система организации редакционного процесса, его субъекты – учредитель, издатель, редактор. Издательский дом – понятие, социально-правовой статус, роль и место в системе медиапроцесса, структура. Редакция как организационно-производственное подразделение, ее творческие задачи. Редакторат, его задачи и функции. Секретариат редакции, его задачи и функции. Отдел редакции, его структура и организационно-творческие задачи. Технические службы редакции газеты. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими. Права и обязанности заведующего отделом, его работа с творческим коллективом. Корреспондент редакции, специфика его творческой деятельности. Производственный редакционный цикл: последовательность подготовки оригинала материала и подготовки оригинал-макета. Этап сдачи номера в типографию.


План практического занятия


14 июня.

Задание 1. Работа с понятийным аппаратом. Задание предусматривает самостоятельную работу и последовательное обсуждение основ знаний, необходимых журналисту, применение их на практике.

Дополните фразы:

  1. направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте с отвлечениями от всего остального есть наше...

  2. наше восприятие мира связано с культурой, к которой мы принадлежим, с ...

  3. итогом размышлений журналиста часто являются образы, которые служат ...

  4. журналисту в беседах с героями своих будущих произведений часто приходится использовать такие свойства психики, как ...

  5. типичные способы реагирования человека на жизненные обстоятельства называют характером, он имеет индивидуально-психологические особенности ...

Задание 2. Анализ журналистских (преимущественно аналитических) материалов.

Задание предусматривает анализ журналистских произведений аналитического характера. Студентам предлагаются материалы для самостоятельного анализа и обсуждения. Основная тема - психологические особенности создания указанных материалов.


Примерная тематика курсовых работ


  1. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

  2. Профессиональные качества журналиста.

  3. Типология современных периодических изданий.

  4. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации.

  5. Журналист в информационной среде.

  6. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике (ознакомление, исследование и расследование).

  7. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими.

  8. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста.

  9. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

  10. Рождение журналистской темы.

  11. Психология журналистского творчества.

  12. 9. Замысел журналистского произведения и накопление информации.

  13. 10. Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция).

  14. 11. Природа и назначение факта в журналистском произведении.

  15. Выразительные средства текстообразования в журналистике

  16. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды.

  17. Новость в СМИ: параметры и структура.

  18. Авторская позиция и этика в интервью.

  19. Колумнистика как вид авторской журналистики.

  20. Сетевой читатель (сетевой писатель).


Вопросы к экзамену


  1. Социальная роль журналистики.

  2. Профессиональные качества журналиста.

  3. Типология современных периодических изданий.

  4. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации.

  5. Журналист в информационной среде.

  6. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими.

  7. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста.

  8. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

  9. Рождение журналистской темы

  10. Замысел журналистского произведения и накопление информации.

  11. Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция)

  12. Природа и назначение факта в журналистском произведении.

  13. Факт в информационных жанрах.

  14. Факт в аналитических жанрах.

  15. Факт в публицистических произведениях.

  16. Журналистский текст: определение, свойства, структура

  17. Выразительные средства текстообразования в журналистике

  18. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды.

  19. Новость в СМИ: параметры и структура.

  20. Авторская позиция и этика в интервью.


Основная литература


  1. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.

  2. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

  3. Мельник Г. С., Ким М. Н., Методы журналисткой деятельности. СПб., 2008.

  4. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2009.

  5. Мельник Г.С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб., 2010.

  6. Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2003.

  7. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

  8. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. СПб., 2011.

  9. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

  10. Шкондин М. В. Системная типологическая модель СМИ. СПб., 2002.


Дополнительная литература


  1. Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики.Спб., 2010.

  2. Журналист в поисках информации / Под ред. А. К. Симонова. М., 2004.

  3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д, 1999.

  4. Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

  5. Зиновьев И. В. Журналистика современной России через призму философии диалога // Русская философия: историко-философские дескрипты: к 75-летию проф. Б. В. Емельянова / науч. ред. А. В. Перцев. Екатеринбург, 2010. С. 325-342.

  6. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

  7. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

  8. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.

  9. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

  10. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

  11. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

  12. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

  13. Сетевые СМИ российского мегаполиса / Под ред. И.Н.Блохина, С.Г. Корконосенко. СПб., 2011.

  14. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.,2000.

  15. Шум Ю. А. Журналистское расследование: от теории к практике. М., 2002.

  16. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. М., 2008.


Справочные издания


  1. Большой академический словарь русского языка. Том 9. М., СПб. 2006.

  2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.

  3. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. КПСУ, 2002.

  4. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 2003.

  5. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер. с англ. М., 1998.

  6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010.