bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 26 27 28 29

Развитие информационного общества


959. В июле 2002 года Собрание бывшей югославской Республики Македонии приняло "Электронную декларацию 2002 года" - рекомендации по ускорению развития информационного общества и цифровой экономики в бывшей югославской Республики Македонии ("Официальный вестник" бывшей югославской Республики Македонии № 48/2002). Таким образом, развитие "общества знаний" стало национальным приоритетом. В декабре того же года правительство создало Комиссию по информационной технологии, которой были поручены следующие задачи: анализ деятельности в области информационной и коммуникационной технологии (ИКТ); координация деятельности по развитию информационного общества; и подготовка проекта национальной стратегии в области ИКТ, содержащей рекомендации для правительства, а также по секторам экономики, образования, науки, здравоохранения и культуры.


960. На региональном уровне в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы бывшая югославская Республика Македония на проходившей в Белграде в 2002 году Конференции "Телекоммуникации на службе развития" поставила свою подпись под инициативой "Электронная повестка дня для стран Юго-Восточной Европы по построению информационного общества". Государство подтвердило свои обязательства в этой области, подписав в 2004 году в Будапеште совместное заявление о построении информационного общества.


961. В соответствии с планом действий "Электронная Европа" и "Электронная Европа +" Комиссия по информационной технологии утвердила программу работы на период 2003 2007 годов. В 2004 году при поддержке Фонда Института открытого общества "Македония" началась реализация проекта "Формулирование национальной стратегии развития информационного общества". Были подготовлены отдельные стратегии в области электронной торговли и электронного управления. В программе рекомендуется комплексный подход, охватывающий следующие области: гармонизация с законодательством и правоприменительной деятельностью ЕС; ИКТ и экономика; ИКТ в образовании и науке; ИКТ в здравоохранении; ИКТ в культуре; государственное управление онлайн и ИКТ и местное управление. В рамках программы запланировано осуществление следующих проектов: "Македония в Интернете", "Электронная торговля", Macedonia.mk, "Новости в Интернете", "Электронный рынок" и "Электронная экономика".


962. Компьютерные дисциплины преподаются в трех университетах. В университете Св. Кирилла и Мефодия в Скопье на факультете электротехники для студентов и аспирантов организованы курсы по информатике и компьютерным технологиям, телекоммуникациям и автоматике. На факультете естественных наук и математики Института информатики в Скопье для студентов и аспирантов организована программа обучения компьютерным наукам. На факультете экономики в Скопье преподаются курсы, по электронным коммерческим операциям.


963. В университете Св. Климента Охридского в Битоле на факультете экономики в Прилепе преподаются курсы деловой статистики и информатики; на техническом факультете в Битоле действует трехлетняя программа в области технической информатики.


964. Четырехлетние программы вузовского образования предлагаются начинающим студентам на факультете коммуникационных наук и технологий Университета Юго-Восточной Европы в Тетово. Концепция учебной программы Университета предполагает, что за первые два семестра все студенты приобретут общие знания, обучившись, в частности, использованию информационных технологий и Интернета. Университет обладает современной информационной инфраструктурой, отвечающей высоким требованиям ЕС и Соединенных Штатов.


965. ЕС оказывает стране серьезную поддержку в разработке современных учебных программ и в создании условий для электронного обучения.


  • На период 1999-2000 годов бывшая югославская Республика Македония была включена в проект PHARE "Международное сотрудничество в сфере научного обучения", в рамках которого в Институте информатики факультета естественных наук и математики Университета Св. Кирилла и Мефодия в Скопье был создан национальный контактный центр, а на факультете электротехники Университета Св. Кирилла и Святого Мефодия в Скопье и на факультете педагогики Университета Св. Климента Охридского в Битоле - учебные центры;




  • в период 1996-2004 годов большое число проектов финансировалось по линии программы "Темпус". Благодаря серии из четырех совместных европейских проектов удалось выработать концепцию "виртуального университета", включающую в себя виртуальные классные комнаты, виртуальные лаборатории, виртуальные библиотеки и виртуальный университетский городок (технические факультеты и институты университетов в Скопье и Битоле). На факультете естественных наук и математики Университета Св. Кирилла и Мефодия в Скопье завершено или осуществляется большое число проектов, финансируемых по линии "Темпус", НАТО и других доноров, цель которых заключается в создании инфраструктуры и использовании полученных информационных технологий для организации гибкого обучения, управления, коммерческой деятельности и разработки программного обеспечения. На факультете экономики Университета в Скопье в рамках программы "Темпус" осуществляется отдельный проект в области электронного бизнеса и управления. Дополнительная помощь в его осуществлении в рамках двустороннего сотрудничества оказывают Нидерланды.


966. Развивать систему заочного обучения помогают три региональных проекта в рамках программы "Темпус":


  • проект непрерывного обучения для судей из Албании, Боснии и Герцеговины и бывшей югославской Республики Македонии (в сотрудничестве с Университетом Болоньи);

  • программы послевузовского цикла по тематике туризма и общественного питания в Албании, Хорватии, бывшей югославской Республике Македонии и Сербии и Черногории;




  • развитие программ послевузовского образования в области компьютерного программного обеспечения, по окончании которых их слушатели получают "двойной диплом" Университета Св. Кирилла и Мефодия в Скопье и Университета Нови-Сад (Сербия и Черногория). Благодаря этим программам двойные дипломы впервые появились в бывшей югославской Республике Македонии.


967. Проекты в рамках программы "Темпус" содействуют созданию электронных библиотек и модернизации библиотечных информационных систем на факультетах технологии и металлургии, естественных наук и математики и электротехники Университета Св. Кирилла и Мефодия в Скопье, а также в национальной библиотеке Университета Св. Климента Охридского в Скопье.


968. С учетом важности наличия специалистов в области компьютеров в нижеследующей таблице приводятся данные о студентах вузов, изучавших компьютерные науки и информатику в период с 1990 по 2003 год:


Студенты вузов, изучающие компьютерные науки и информатику,

1990-2003 годы


Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Студенты,

изучающие компьютерные науки и информатику

557

580

1 031

1 042

1 077

1 082

1 024

1 013

1 092

1 138

1 123

1 351

1 576

1 966


Официальный источник данных: Государственное статистическое управление.


969. Компьютерные науки и информатика входят в учебную программу большинства других факультетов, особенно технических, технологических и других факультетов прикладных наук, а также высших технических школ.


970. В Законе о высшем образовании заочное обучение предусматривается в качестве одной из форм непрерывного обучения (статья 123). Ввиду важности такой формы получения образования с внесением поправок в законодательные акты заочное обучение (мы считаем более правильным термин "электронное обучение") должно стать неотъемлемой частью системы образования всех уровней (самостоятельно или в сочетании с традиционными формами обучения).


971. Что касается полного среднего образования, компьютерные науки являются обязательным предметом для учащихся на первом году обучения, причем на отдельных курсах обучение компьютерным наукам продолжается и в старших классах.


972. Приобретение навыков работы с компьютерами является составной частью среднего профессионально-технического образования. Важными компонентами первого и второго этапов реформы системы профессионально-технического образования, VET1 и VET2, осуществлявшейся при поддержке Европейской комиссии, была закупка оборудования ИКТ, компьютеризованной цифровой техники, учебного программного обеспечения, пособий для учителей и учащихся, а также подготовка преподавателей. Этой деятельностью было охвачено 56 средних профессионально-технических школ.


973. В системе начального образования компьютерные науки изучаются факультативно в седьмом и восьмом классах.


974. Большое число частных компаний организуют подготовку сотрудников по тематике информационных технологий и использования Интернета. Обучение и подготовка такого рода организуются и в центрах профессионально-технической подготовки. Этими возможностями пользуются большое число работников, стремящихся получить или расширить свои знания и навыки работы с компьютерами, а также безработные, стремящиеся найти новую работу.


975. ЮСЭЙД в сотрудничестве с министерством образования и науки содействует осуществлению проектов в начальной и средней школах, которые важны в деле развития информационного общества. Речь, в частности, идет о проектах творческого преподавания и обучения (2002-2005 годы), программе среднего профессионально-технического образования (2003 2008 годы), внедрении информационных технологий в начальных и средних школах (2003-2007 годы), а также о программе обучения работе с Интернетом (2004-2007 годы).


976. Согласно программе работы Комиссии по информационной технологии на 2003 2007 годы, правительство будет и впредь поддерживать проекты развития информационно-коммуникационной сети, объединяющей научные и учебные центры, делая при этом особый акцент на развитие беспроводных компьютерных сетей. Высокоскоростной Интернет станет доступен представителям научных кругов, студентам и исследовательским кадрам как в институтах, так и центрах НИОКР. Для повышения компьютерной грамотности населения планируются следующие меры: стимулирование перевода и издания литературы по информационно-коммуникационным технологиям; включение обязательной компьютерной подготовки в программу пятого класса начальной школы; предоставление субсидий на оснащение исследовательских и учебных центров компьютерными лабораториями, имеющими доступ к Интернету; создание факультета компьютерных наук; поддержка разработки программы борьбы с утечкой умов из страны.


Примечания


1 Для международных правовых документов, унаследованных от бывшей Союзной Республики Югославии, дата преемственности, согласно Конституционному закону об осуществлении Конституции Республики Македонии, является 17 ноября 1991 года.


2 Более подробно о выполнении этой статьи см. первоначальный, второй и третий периодический доклады бывшей югославской Республики Македонии по вопросу об осуществлении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/MCD/1-3).


3 В Конституции предусматривается ограничение следующих свобод и прав: права на свободу (статья 12); тайны переписки (пункт 1 статья 17); свободы объединений (статья 20); права мирных собраний (статья 21); неприкосновенности жилища (статья 126); права свободного передвижения по территории Республики Македонии и свободного выбора места жительства (статья 27); права собственности (статья 30); права учреждения профсоюза (статья 37) и права на забастовку (статья 38).


4 Среднемесячная чистая заработная плата на одного работника в I-VI.2004 - 12 182,00 денара (источник: бюллетень 4.1.4.64 от 26 августа 2004 года, Государственное статистическое управление, Скопье).


5 Впервые расчет валового внутреннего продукта в соответствии с методологией системы национальных счетов (СНС) производился в 1990 1993 годах, при этом был опубликован баланс доходов и расходов населения.


6 Пересчитано с использованием методики обменного курса, скорректированного на уровень цен. Методология Организации Объединенных Наций.


7 Macedonia in numbers, 1998, Skopje, June 1998, Statistical Office of The former Yugoslav Republic of Macedonia.


8 Macedonia in numbers, 1998, Skopje, June 1998, Statistical Office of The former Yugoslav Republic of Macedonia.


9 Macedonia in numbers 1998, Skopje, June 1998, State Statistical Office of The former Yugoslav Republic of Macedonia.


10 Источник: State Statistical Office, "Population Census: households and dwellings in The former Yugoslav Republic of Macedonia, 2002", окончательные данные, пресс бюллетень.


11 Пресс бюллетень: Poverty in The former Yugoslav Republic of Macedonia from 2000 to 2002, Skopje, 2003.


12 Определение: понятие "нищета" относится к населению (домашним хозяйствам/отдельным лицам), живущему ниже черты бедности.


13 Доклад ЮНИСЕФ "О положении детей в мире", 1994 год.


14 Proceedings of the Demographic and Health Survey, World Conference, vol. 2, IRD, 1991.


15 Coverage of maternal care: a listing of available information, Fourth Edition, WHO, Geneva 1997. WHO Mother-Baby Package: Implementing Safe Motherhood in Countries, WHO Geneva, 1994.


16 Safe Motherhood, UNICEF, 2000.


17 Preventing maternal death, WHO, 1989, Geneva.


18 Programming for safe motherhood, Health section, Programme Davison, 1999, New York.


19 Источник: Статистический ежегодник, 2004 год.


20 Решение о внесении поправок в Конституцию Республики Македонии ("Официальный вестник" Республики Македонии № 91/01).


21 В ходе своей сессии 16 июля 2003 года Собрание бывшей югославской Республики Македонии внесло поправки в Закон о культуре ("Официальный вестник" Республики Македонии № 43/03).


22 Закон применяется с 1 января 2005 года. Задержки с его применением объясняются необходимостью подготовки и принятия 18 постановлений для создания правовой основы деятельности по защите культурного наследия.


23 Поскольку часть Доклада, посвященная статье 15 (культура), охватывает период до 1 января 2005 года, в ней говорится о режиме, действовавшем в тот период.


-----

* Информация, представленная бывшей югославской Республикой Македонией в соответствии с руководящими положениями, касающимися первоначальных докладов государств-участников, содержится в базовом документе (HRI/CORE/1/Add.83).





<< предыдущая страница