bigpo.ru
добавить свой файл
1

Организация инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития


Учебная программа курса


Составители:


Турищева В.В.

Рузанова М.В.

Мченская Т.Н.

Стрижнёва Г.А.


Кемерово


2011

ВВЕДЕНИЕ


Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

В настоящее время в системе отечественного образования реализуются следующие образовательные подходы: сегрегация, мэйнстриминг, интеграция.

Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВКЛЮЧЕНИЕ).

Инклюзивное образование предполагает, что дети со специальными образовательными потребностями получают образование в учреждениях, где сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе каждого ребёнка как ценного, уникального индивида.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.


Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.

Сюда же относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическими и психическими инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные заболевания, приводящие к недостаточности в функционировании центральной нервной системы. У значительной части детей органическая недостаточность центральной нервной системы связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга.

У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

Цель курса: повышение компетентности заведующих отделами дошкольного образования ГУО, заведующих ДОУ, старших воспитателей, руководителей психологической, логопедической, дефектологической служб ДОУ, руководителей областных, городских ПМПК и ПМПк ДОУ в области организации инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития и повышение эффективности их управленческой работы. Что предполагает приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков в области организации инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития.

Слушатели должны будут знать: теоретические основы организации инклюзивного образования, психофизиологические особенности детей с ЗПР, технологии организации комплексного сопровождения (проектирования коррекционно-развивающей работы), организационно-педагогические условия комплексного сопровождения детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической поддержке, алгоритм комплексного сопровождения развития детей нуждающихся в коррекционно-педагогической поддержке, содержание и структуру программно-методического обеспечения комплексного сопровождения детей с ЗПР.

Слушатели должны будут уметь: использовать полученные знания в деятельности по организации инклюзивного образования дошкольников.

В качестве основных форм организации занятий используются:

Интерактивная лекция – форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем одной из тем курса. Основная цель – актуализация знаний слушателей по теме, постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемой теме.

Деловая игра форма интерактивного занятия, имеющего прикладной характер. Предусматривает освоение разнообразного методического инструментария для поддержания функционирования системы комплексного сопровождения развития дошкольников.

Общая продолжительность курса – 16 часов.




Тематический план курса


№№

Тема

Вид занятий

Лекция

Практические

занятия

Деловая игра


1

2

3

4

5

1.

Теоретические основы организации инклюзивного образования

2







2.

Типология ЗПР Психофизиологические особенности детей с ЗПР

2

2




3.

Организационные условия инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития

3




3

4.

Проектирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования

1

3




Итоговый контроль:

Задания в тестовой форме

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Тема 1. Теоретические основы организации инклюзивного образования


-принципы государственной политики в области образования;

-

законодательные ресурсы инклюзивного образования;

-определение понятия инклюзивного образования;

-цель инклюзивного образования;

-задачи инклюзивного образования;

-принципы инклюзивного образования.


Тема 2. Типология ЗПР. Психофизиологические особенности детей с ЗПР
-Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм).
-Задержка психического развития соматогенного генеза
- Задержка психического развития психогенного генеза.
- Задержка церебрально-органического генеза.


Практическое занятие

Заполнение карты развития ребенка с ЗПР на основе комплексной диагностики


Тема 3. Организационные условия инклюзивного образования дошкольников с задержкой психического развития

-алгоритм комплексного сопровождения развития детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической поддержке;

-интегрированное программно-методическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с ЗПР;

- модульная система оказания помощи детям, нуждающимся в коррекционно-педагогической поддержке, на основе комплексного сопровождения (модуль ПМП консилиума и комплексной диагностики).

Практическое занятие

Деловая игра «Организация ПМП консилиума ДОУ»


Тема 4. Проектирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования


-технология проектирования коррекционно-развивающей работы

-проектирование программ подгрупповых занятий для детей с ЗПР

-проектирование индивидуальных программ комплексного сопровождения детей с ЗПР


Практическое занятие Освоение алгоритма проектирования дополнительных образовательных программ для детей с ЗПР.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами/ Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – Спб.: Речь, 2002.

  2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии/ В.М. Астапов. – М., 1994.-218с.

  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2003.

  4. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.

  5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. М., 1985.

  6. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.

  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – Спб.; М., 1998.

  8. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста/ Д.Н. Исаев. – Спб., 1996.

  9. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике/ Е.И. Казакова// Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Спб., 1998.

  10. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.

  11. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под ред. Л.М. Шипициной. – Спб.: «Речь», 2003. – 240с.

  12. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития/ И.Ю. Левченко, Н.А. Киселёва. – М., 2006.-120с.

  13. Мамайчук. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – Спб., 2001.

  14. Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка [Текст]/ А.А. Майер // Управление ДОУ.-2004.-№ 2.-87-97с.

  15. Майер, А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система [Текст]/А.А. Майер // Управление ДОУ.-2006.-№ 8.-8-11с.

  16. Маркова Л.С. Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР/ Практическое пособие. – М., 2002.

  17. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / под ред. Е.М. Мастюковой. М., 2003.

  18. Коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии в условиях интегрированного обучения (сборник авторских программ). Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. СПб., 1994.

  19. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в воспитательно-образовательном процессе // Педагогический вестник. ДПО «НМЦ». Кемерово, 2001.- № 20.

  20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

  21. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003.

  22. Специальная педагогика / под ред. Назаровой Н.М. – М., 2002.

  23. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.

  24. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.