bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3


- -


Модернизация состава и структуры институтов Организации Объединенных Наций по использованию общепланетарной собственности, присвоению и справедливому использованию природной ренты


Садков В.Г., Леонова О.В.


Орловский государственный технический университет, Орел, Россия


В статье рассмотрены глобальные ценности цивилизации, концептуальные понятия теории институтов, выполнена оценка эффективности действующих институтов ООН и сформулированы предложения по их модернизации в целях обеспечения справедливого и эффективного использования планетарной собственности.


In clause global values of a civilization, conceptual concepts of the theory of institutes are considered, the estimation of efficiency of operating institutes of the United Nations is executed and offers on their modernization with a view of maintenance fair and an effective utilization of the planetary property are formulated.


1. Теория институтов – концептуальные понятия.

В последние десятилетия в процессе выработки решений о направлениях и механизмах социально-экономического реформирования активно обсуждается институциональная концепция общественного развития. Наряду с базовым («старым») институционализмом (Т. Веблен, Д.Коммонс, У. Митчелл) формируются новые ветви этого научного направления [1, 2].

В основе институциональной концепции заложена идея синтеза социологических, субъективно-психологических, нравственных и экономических аспектов функционирования и развития общественных процессов, генерирующих эффект синергии.

Базовое, корневое направление институционализма (Д. Коммонс – «Правовые основы капитализма») в качестве отправной основы имело право и политику, продвигаясь от них к экономике, показывая влияние социально-политических процессов на функционирование и развитие экономики.

Представители неоинституционализма используют по существу противоположный подход, выбирая в качестве отправной базы неоклассическую экономическую теорию и оценивая ее влияние на иные аспекты общественной жизни.

«Базовый институционализм» использует, прежде всего, индуктивный метод, продвигаясь от частных случаев к обобщениям. Кроме того, «базовый институционализм» в качестве основных субъектов взаимоотношений изучает социально-инкорпорированные структуры, профсоюзы, корпорации, государство. Неоинституционализм в качестве основного субъекта рассматривает независимого индивида, который сам решает, в какие общественные и экономические структуры ему входить (или – вообще не входить).

Определение «новая институциональная экономика» было введено О.Уильямсоном в 1975 г. в работе «Рынки и иерархии».

В тоже время, как это часто бывает, «после шумихи начинается неразбериха»: институтами в погоне за наукообразием и модой стали называть все: от контракта как института до государства в целом. Как отмечает Р. Нуреев: «Единая классификация институциональных теорий так и не сложилась» [1].

Пока не выкристализировалось и понятие сущности института. Так, по определению Д. Норта: «Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структуризуют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [3].

Известный российский ученый В.Л. Тамбовцев утверждает, что «Институт – это совокупность, состоящая из правила или нескольких правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила» [4]. Как видно, в данном определении дополнительный конструктивный акцент сделан на обязательности наличия внешних механизмов принуждения к выполнению установленных правил. Принуждение исполнять установленные нормы-ценности может обеспечиваться в двух формах:

1) прямой регламентно-административной форме с необходимой и достаточной степенью ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение;

2) мотивационно-стимулирующей форме.

Указанные особенности в целом соответствуют выделению в государственном регулировании социально-экономических процессов двух групп методов регулирования: прямых и косвенных. Однако, субъектом общественно-экономических отношений все-таки, по-видимому, может быть не обязательно независимый индивид.

В соответствии с позицией В.Г. Гребенникова, категория «Институт» связывается с понятием «внешняя норма». Он считает, что институт – это и есть фактически действующая рефлексивная норма. Рефлексивная норма, по терминологии Р. Штаммлера, на которого ссылается В.Г. Гребенников, является внешней и как бы противостоит этическим или нравственным (внутренним) нормам поведения (Р. Штаммлер «Хозяйство и право», 1898 г.). [5]. Закрепление внешней нормы в общественной практике, ее фактическая реализация в реальном поведении людей является институционализацией. Следует, однако, отметить, что трактовка категории «институт» только в качестве системы внешних норм все-таки существенно обедняет концепцию институционализма.

Дело в том, что многие внутренние нормы поведения (нравственные, этические) все-таки определяются внешними для индивида, общими для тех или иных социумов нормами. Они изначально могут выступать в виде «внутренних» норм (нравственный императив Канта), однако далее постепенно начинается их легитимизация, то есть принятие обществом, социумами в качестве общих. В данном случае они становятся уже внешними для индивида нормами.

С позиций системного подхода и теории управления особо важным является классификация институтов на «институты-ценности» и «институты-средства».

Институты-ценности – это системы норм, задающие направления, в рамках которых должна осуществляться жизнедеятельность субъектов общественных отношений, их функционирование и развитие.

Институты-средства – это система норм, определяющих требования к средствам обеспечения жизнедеятельности субъектов, целереализующим структурам, способам и механизмам эффективного развития и функционирования субъектов общественно-экономических отношений: цель не всегда оправдывает средства. Благие цели не должны достигаться недостойными путями и средствами.

Производным понятием от «институтов-ценностей» является понятие «институты-цели». Институты-цели – это конкретизация институтов-ценностей на определенном горизонте времени.

Так, если в качестве «нормы-ценности» устанавливается, например, так называемый «экологический императив», то есть безусловность приоритета экологических ценностей над производственно-экономическими интересами, то «нормой-целью» будет безусловность обеспечения сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в течение предстоящего (например, пятилетнего) горизонта планирования.

Особым институтом, устанавливающим и регламентирующим содержание как институтов-ценностей, так и институтов-средств, является институт «правозакрепления и ответственности», где как раз и должны регламентироваться эти нормы и устанавливаться степень ответственности за их неисполнение, обеспечивая внутреннее и внешнее принуждение субъектов общественных отношений к исполнению норм.

Представленная макроклассификация системы институтов, с нашей точки зрения, является необходимой и достаточной для синтеза конкретных систем институтов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие всего многообразия процессов жизнедеятельности общества.

В настоящее время появляются работы, посвященные раскрытию структуры институтов. Так, одной из конструктивных работ является публикация д.э.н. Е. Балацкого «Нечеткие институты, культура населения и институциональная энтропия» [6].

Е. Балацкий (известный и творческий автор) считает, что любой институт может быть представлен тремя атрибутами:

1) цель института;

2) технологии в виде набора правил и процедур, с помощью которой достигаются цели создаваемого института;

3) ресурсы, с помощью которых реализуются институциональные технологии.

Отсюда, - субъекты, создающие институт, должны иметь целевую функцию, набор альтернативных институциональных технологий и ресурсов, обеспечивающих реализацию соответствующих технологий.

Е. Балацкий на этой основе вводит «общую формулу качества функционирования институтов», включающую оценки адекватности, результативности и эффективности института:



где i – индекс цели;

- степень важности цели;

Ai - коэффициент адекватности института;

Ri – технологии;

Ei – коэффициент эффективности института.

Однако, по сути дела, предлагаемая Е. Балацким формальная структура категории «институт» в целом соответствует широко используемой категории «система». Указанные атрибуты в понимании «института» Е. Балацким всегда входят и в структуру категории «система» с позиций системного подхода и его составной части – «функционально-целевого подхода».

Отсюда, - «институт» - это, по своей сути, соответствующая «система», реализующая цели и имеющая адекватную структуру. В этой связи, возникает вопрос – какая категория является более общей, если они эквивалентны. А если неэквивалентны – какое новое качество привносит категория «институт»?

Кроме того, в предлагаемой Е. Балацким структуре «института» отсутствуют такие ключевые атрибуты как атрибут «принуждение и ответственность», атрибут «мотивация и стимулирование». А без этих атрибутов никакой институт эффективно действовать не может. Поэтому в формальную структуру института по Е. Балацкому необходимо, как минимум, добавить указанные два атрибута.

Отсюда:



где Ci - спектр целей института;

Ti – спектр технологий достижения целей;

Ri – спектр ресурсов;

POi – спектр методов принуждения и ответсвенности;

MCi – спектр мотивов и стимулов.

В рамках представленных общих инвариантных положений относительно концепции и приемов институционализма в управлении общественным развитием и, более широко, - в управлении глобальным развитием мировой общепланетарной цивилизации, можно синтезировать мегаинститут ключевых норм-ценностей и мегаинститут норм-средств в части модернизации институтов Организации Объединенных Наций по исчислению, присвоению и справедливому (в интересах каждого из жителей планеты Земля) использованию планетарной ренты.


2. Глобальные ценности общепланетарной цивилизации

Гармоничное развитие мировой цивилизации как и гармоничное развитие каждой из стран мирового сообщества в качестве конечных ценностных ориентиров в императивном порядке должно одновременно включать спектры социальных и экологических ценностей.

Отсюда, общепланетарный «Мегаинститут-ценностей» должен включать Глобальную Миссию мировой цивилизации и систему норм-принципов, задающих магистраль развития общепланетарной цивилизации.

Глобальная Миссия мировой цивилизации планеты «Земля» должна заключаться в целенаправленном, гармоничном, эффективно-динамичном и устойчивом развитии в направлении общего согласованного оптимально дифференцированного по странам повышения качества жизни и экологической среды.

Система ключевых норм-принципов прогресса мировой цивилизации должна включать:

1. По сектору «Социальный прогресс» - каждому человеку планеты «Земля»:

1.1) обеспечение надежности будущего и «уверенности в завтрашнем дне» при блокировании иждивенчества стран и отдельных граждан;

1.2) максимум простора и возможностей для самореализации при создании в масштабах цивилизации системы выдвижения творческих и креативных лидеров во всех сферах жизнедеятельности.

1.3) максимум законных возможностей для обеспечения собственного качества жизни на уровне первой пятерки стран-лидеров при одновременном блокировании эксплуатации и недопущении сверхкритической дифференциации доходов.

1.4) обеспечение справедливой доли рентных доходов от использования общепланетарной собственности.

1.5) обеспечение его безопасности от внешней и внутренней агрессии, включая локальные войны и терроризм.

2. По сектору «Экологический прогресс» - категорическое обеспечение:

2.1) приоритета экологических ценностей над производственно-экономическим развитием во всех странах планеты;

2.2) гармоничного развития экологических и антропогенных систем во всех странах планеты;

2.3) сокращений загрязнений окружающей среды во всех странах и соблюдение мировых экологических стандартов;

2.4) расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов и сокращение ресурсопотребления на единицу валового внутреннего продукта во всех странах;

2.5) полной и повсеместной ответственности за нарушения экологических стандартов во всех странах со стороны лиц, предприятий и стран-нарушителей.

Достойные уровни качества жизни и окружающей среды предполагают формирование системы мировых стандартов (целевых индикаторов) на определенный период времени (как минимум - на горизонте в 10 лет), устанавливаемых как по достижениям лидирующей группы стран, так и на базе их расчетов, исходя из медицинских и социальных требований к жизнедеятельности человека и состоянию экологической среды.

Оптимальная дифференциация стран по уровням развития предполагает, что должны обеспечиваться одновременно и адекватные эффективной экономике высокие результаты по качеству жизни в соответствующих странах, и недопущение чрезмерных разрывов в уровнях развития (разумеется, если низкие уровни не обусловлены своего рода неумением работать, «национальной ленью») в соответствии с принципом оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Безусловно, в рамках представленной структуры общепланетарного базового «Мегаинститута-ценностей» каждая из стран мирового сообщества может и должна формулировать и легитимно принимать свои внутристрановые системы-институты ценностей с учетом определенной специфики каждой из стран, однако – не выходя за рамки общецивилизационных магистральных ценностей!

Таким образом, должен формироваться целостный системно-иерархический институт норм-принципов функционирования и развития стран мирового сообщества, каждого экономического субъекта, каждой структуры гражданского общества, каждого гражданина в каждой из стран.

В свою очередь, важнейшим «институтом-средством», который должен обеспечивать реализацию Глобальной Миссии и системы норм-ценностей мирового развития является Организация Объединенных Наций (ООН).

Анализируя уставные документы ООН, можно сделать вывод, что спектр функций и задач ООН в основном соответствует системе норм-ценностей Базового института ценностей мировой цивилизации.

Однако, реальная практика мирового развития и межстрановых взаимодействий показывает, что многие функции ООН эффективно не реализуются. Это означает, что система институтов-средств неадекватна системе институтов-ценностей.


3. Классификация действующих институтов ООН

Система институтов-ценностей (по нашей классификации) в настоящее время в определенной степени представлена в Уставе ООН в части определения ее функций, в Декларации тысячелетия, в ряде международных нормативных правовых актов.

Тематика основных нормативных актов, реализующих функции ООН:

1. Права человека,

2. Права ребенка,

3. Права женщин,

4. Последствия бедствий,

5. Продовольственная помощь,

6. Сельское хозяйство – продовольствие,

7. Инвалиды,

8. Культура,

9. Медико-санитарные правила,

10. Интеллектуальная собственность,

11. Кибербезопасность,

12. Космическое пространство,

13. Международная безопасность,

14. Разрешение конфликтов,

15. Операции по поддержанию мира,

16. Преступления против человечности,

17. Окружающая среда,

18. Военные преступления.

Ниже в таблицах представлены основные конвенции и соглашения ООН в рамках приведенной тематики (таблицы 1-17).

Таблица 1

Конвенции и соглашения ООН по правам человека

Год

Название конвенции и соглашения




1

2




1948

Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида




1948

Всеобщая декларация прав человека




1949

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими  лицами




1949

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция)




1949

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (третья Женевская конвенция)




1951

Конвенция о статусе беженцев




1951

Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности




1952

Конвенция о международном праве опровержения




1954

Конвенция о статусе апатридов




1955

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными




1957

Конвенция о гражданстве замужней женщины




1958

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111)




1960

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования




1962

Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков




1964

Конвенция о политике в области занятости




1965

Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков




1965

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации




1966

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах




1966

Международный пакт о гражданских и политических правах




1967

Протокол, касающийся статуса беженцев

1973

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него

1979

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

1979

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

1982

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1983

Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159)

1984

Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни

1984

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1985

Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами

1985

Основные  принципы, касающиеся независимости судебных органов

1985

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)

1985

Международная конвенция против апартеида в спорте

1988

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме

1988

Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы (Конвенция 168)

1989

Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней

1989

Конвенция о правах ребенка

1989

Конвенция МОТ о коренных народа и народах, ведущих племенной образ жизни (№ 169)

1990

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)

1990

Правила ООН, касающиеся защиты   несовершеннолетних, лишенных свободы

1990

Основные принципы обращения с заключенными

1990

Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)

1990

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

1991

Принципы ООН в отношении пожилых людей

1991

Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи

1993

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов

1993

Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека

1996

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц

1997

Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин

1998

Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны

1999

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда

2002

Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

2003

Проект норм, касающийся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека

2004

Проект Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов

2005

Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений

2005

Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

2006

Сводная конвенция о труде в морском судоходстве

2006

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений


следующая страница >>