bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ. ЧАСТЬ 1



Александр Зубахин , "Услуги и Цены"

Транспортные артерии страны – так называют автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные пути доставки грузов. Сравнение с артериями неслучайно. Сегодня даже трудно себе представить, что может произойти, если вдруг какая-либо сила парализует эти артерии.

Снегопады и метели, парализовавшие федеральную трассу «Дон» в конце января, продемонстрировали, сколь уязвимы транспортные потоки для любых чрезвычайных ситуаций, включая ЧП природного или техногенного характера. И если человек еще не научился управлять силами стихии, то обезопасить себя от творения рук своих просто обязан. Дело в том, что ежедневно по шоссе, по рельсам, по воздуху и воде идет транспортировка опасных вполне рукотворных грузов. Примеров того, что может произойти с этими грузами в дороге — бесчисленное множество. Любые нарушения требований безопасностии в ходе их доставки ведет к гибели людей, экологическим бедствиям, огромным экономическим потерям. Чтобы избежать всего этого, необходимо ясно себе представлять, что же такое опасные грузы и какие требования существуют к их транспортировке.
К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
От грузов, о которых мы сегодня ведем разговор, исходят различные опасности. Это могут быть:

 легковоспламенимость;

 горючесть;

 самовоспламенимость;

 спонтанные реакции (полимеризация);

 опасные реакции с водой или другими веществами;

 взрывчатость;

 повышенная ядовитость, опасность для здоровья;

 разъедающее, коррозийное действие;

 выделение ядовитых газов при горении;

 угроза водным ресурсам;

 давление газов;

 радиоактивность;

 инертность;

 опасность заражения;

 высокая температура и т. д.В организации современного процесса промышленного и сельскохозяйственного производства необходимы самые различные составляющие. Многие из них представляют реальную угрозу жизни и здоровью. Для безопасной и правильной организации использования в работе при перевозках опасные грузы имеют жесткую классификацию.

 


Классификация опасных грузов




В соответствии с рекомендациями ООН и ГОСТ 19433–88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы опасности.
Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ): черный порох, взрывчатые вещества, бикфордовы шнуры. Вещества этого класса подразделяются на 6 подклассов:
1. Вещества и предметы, которые заключают в себе опасность массового взрыва.
2. Вещества и предметы, которые несут с собой опасность образования осколков, разбрасывания взорванных остатков, но не заключают в себе опасность массового взрыва.
3. Вещества и предметы, которые опасны в пожарном отношении.
Незначительная опасность вследствие воздушной ударной волны, осколков: не заключают в себе опасность массового взрыва, но обладают тепловым излучением, сгорают с образованием незначительной воздушной ударной волны. Опасность образования осколков невелика.
4. Вещества и предметы, не несущие какой либо значительной опасности. Существует лишь малая опасность взрыва. Последствия взрыва затрагивают лишь само грузовое отправление.
5. Очень невосприимчивые вещества, способные к массовому взрыву.
6. Чрезвычайно невосприимчивые вещества, способные к массовому взрыву.
Главная опасность — разрушения в радиусе взрыва, поражения и разрушения, вызываемые осколками, образование дыма, и выделение тепла, возникновение ударной воздушной волны, опасность пожара. При проведении погрузочно-разгрузочных работ с веществами класса опасности № 1 необходимо помнить, что обращение с такими веществами требует величайшей осторожности. Вещества могут реагировать на удары и толчки, на повышение температуры, на образование искр.
Класс 2 — газы: сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; хлорный газ, бутан, пропан. Главная, основная опасность — давление, под которым газ находится в емкости, а также его горючесть, ядовитость, опасность задохнуться, чрезвычайно низкие температуры, содействие процессам горения, разъедающее, коррозионное действие.
Обозначение и значение групп, на которые поделены газы

 А — удушливые;

 О — окисляющие;

 F — воспламеняющиеся;

 Т — ядовитые;

 ТF — ядовитые, воспламеняющиеся;

 ТС — ядовитые, едкие;

 ТО — ядовитые, окисляющие;

 TFC — ядовитые, воспламеняющиеся, едкие;

 ТОС — ядовитые, окисляющие, едкие. Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ): бензин, топливный мазут, битумные соединения. Основная опасность этого типа веществ заключается в их горючести и легковоспламеняемости. Помимо этого, ЛВЖ отличаются ядовитостью, едкостью, опасностью взрыва при переходе в газообразное состояние, возможностью нанесения ущерба водным ресурсам.
Легковоспламеняющиеся жидкие вещества в соответствии со степенью их опасности подразделяются на три группы:

 а — очень опасные вещества;

 b — опасные вещества;

 с — менее опасные вещества. Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой : спички, фосфор, карбид кальция. При транспортировке опасность этих веществ заключается в их способности к воспламенению. Стоит помнить так же о том, что данный класс отличает ядовитость, коррозионное действие; пыль веществ может взрываться. Легковоспламеняющиеся твердые вещества в соответствии со степенью их опасности подразделяются на точно такие же три группы, как и ЛВЖ.
Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП): перекись водорода, азотосодержащие минеральные удобрения. Вещества этого класса способствуют горению; следует избегать их контакта с горючими веществами. Помимо этого они обладают раздражающим воздействием на кожу, ядовитостью, едкостью. На основании степени опасности окисляющие вещества отнесены к одной из следующих групп:

 а — окислители, сильно способствующие горению;

 b — окислители, способствующие горению;

 с — окислители, незначительно способствующие горению. Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ): синильная кислота, средства дезинфекции, клинические (больничные) отходы. Организуя транспортировку такого типа веществ, необходимо помнить о том, что главная их опасность заключается в сильнейшем действии ядов. Также стоит обратить внимание на такие свойства, как горючесть, разъедающее действие, образование ядовитых газов при соприкосновении с водой.
Ядовитые вещества в соответствии со степенью их опасности подразделяются на три группы, обозначаемые маленькими буквами:

 а — очень ядовитые вещества;

 b — ядовитые вещества;

 с — вещества, обладающие слабым ядовитым действием. Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ): нитрат урана, медицинские препараты и оборудование с применением радиоактивных элементов. Исходя из определения, радиоактивное излучение в форме альфа-, бета- или гамма-излучения характеризуют ту опасность, которую таят в себе подобные грузы. Дополнительные опасности заключаются в способности таких веществ к самовоспламенению, освобождению тепловой энергии, выделению едких частиц.
Возможный ущерб от воздействия лучевого излучения — ожоги, нарушения иммунной системы, изменения состава крови, выпадение волос, раковые заболевания, лейкемия, генетические нарушения, проявляющиеся у потомства, смерть.
Безопасность перевозок обеспечивается в процессе самих грузовых отправлений. Радиоактивное содержимое автоцистерны или грузового отправления должно быть ограничено настолько, чтобы в случае «высвобождения» из жестких креплений (например, в результате аварии) практически ничего бы не произошло, либо должны применяться упаковочные средства, способные выдержать нагрузки в случае аварии (так называемые B-упаковочные средства).
Класс 8 — едкие или коррозионные вещества (ЕК): серная кислота, ртуть, щелочь натрия, растворы аммиака. Крайне агрессивное коррозионное, разъедающее воздействие на живые ткани и на материалы — это основные характеризующие свойства данного класса грузов. Также им свойственны такие опасные качества, как ядовитость, пожароопасность, самовозгораемость веществ, образование легковоспламеняющихся газов при соприкосновении с водой, способствующее возгоранию воздействие. Коррозионные вещества в соответствии с различной степенью их опасности так же подразделяются на группы:

 а — очень едкие вещества;

 b — едкие вещества;

 с — вещества со слабым разъедающим действием. Класс 9 — прочие опасные вещества: асбест, литиевые батареи, подушки безопасности для автомобилей Опасные свойства данного типа грузов характеризуются пожароопаностью, опасностью для здоровья, взрывоопасностью, образованием двуокиси углерода, угрозой окружающей среде и загрязнением водных ресурсов.
Вещества класса 9 в соответствии со степенью их опасности отнесены к следующим группам:

 b — опасные вещества;

 с — менее опасные вещества.Понятно, что в кузове самосвала перевозить динамит, бензин или серную кислоту никому и в голову не придет. Каждый груз, попадающий под классификацию «опасный», должен перевозиться в определенной таре, упакованным определенным образом. Об этом и пойдет речь в следующей главе.

 

Тара и упаковка для перевозки опасных грузов


Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренными стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319–84 «Грузы опасные. Упаковка». Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы изготовления должны быть абсолютно инертными по отношению к содержимому.
Грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично. Герметичная тара — это такая конструкция, которая обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.
Вещества, представляемые отправителем к перевозке в стеклянной таре, должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками. Когда к перевозке представляется продукция, упакованная в металлические или полимерные банки, бидоны или канистры, то дополнительно их упаковывают в деревянные ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики). При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию. Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Затем упаковки помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846–79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в транспортное средство не менее 1 % мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест




следующая страница >>