bigpo.ru
добавить свой файл
1
Олимпиадные задания для учащихся 10 классов

1 часть. Тестовые задания

А1. Укажите термин, который обозначает высшее напряжение действия в художественном произведении:

а) композиция с) кульминация

в) апогей д) развязка


А.2 Укажите термин, который обозначает художественное преувеличение

а) метафора с) литота

в) сравнение д) гипербола


А.3 Что такое летопись?

а) биография духовного или светского лица, канонизированного христианской церковью;

в) произведение, отличающееся политическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность;

с) историческое повествование, которое велось по годам;

д) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.


А.4 Кто был автором «Повести временных лет»?

а) неизвестный монах с) Нестор

в) Филарет д) Кирилл Туровский

А.5 В каком порядке следуют главы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) «Бэла»-«Княжна Мери»-«Максим Максимыч»-«Фаталист»-«Тамань»

в) «Бэла» -«Максим Максимыч»- «Тамань»-«Княжна Мери»-«Фаталист»

с) «Тамань»-«Княжна Мери»-«Бэла»-«Фаталист»-«Максим Максимыч»

д) «Максим Максимыч»-«Бэла»-«Княжна Мери»-«Фаталист»-«Тамань»


А.6 В каком ряду в каждом из перечисленных произведений встречается мотив дуэли?

а) «Евгений Онегин»-«Война и мир»-«Отцы и дети»-«Мертвые души»

в) «Война и мир»- «Преступление и наказание»- «Евгений Онегин»- «Отцы и дети»

с) «Отцы и дети» - «Герой нашего времени» -«Война и мир» -«Евгений Онегин»

д) «Капитанская дочка» -«Евгений Онегин»- «Гроза» -«Война и мир»


А.7. Установите соответствие «ПРОИЗВЕДЕНИЕ-АВТОР»

1) «Памятник» а) А.С. Пушкин

2) «К Чаадаеву» в) А.П. Чехов

3) «Мцыри» с) М.Е. Салтыков- Щедрин

4) «Шинель» д) М.Ю. Лермонтов

5) «Студент» е) Н.В. Гоголь

6) «Дикий помещик» ж) Г.Р. Державин


А.8. Установите соответствие «ПРОИЗВЕДЕНИЕ-ПЕРСОНАЖ»

1) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» а) Тушин

2) А.Н. Островский «Гроза» в) Матрена Тимофеевна

3) И.А. Гончаров «Обломов» с) Свидригайлов

4) Л.Н. Толстой «Война и мир» д) Кулигин

5) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» е) Зарецкий

6) Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» ж) Захар

В.1. К какому роду литературы относится «Гроза» А.Н.Островского?

В.2. Определите жанр произведения «Мертвые души» Н.В.Гоголя?


В.3. Определите, каким размером написаны приведенные строки. Укажите автора.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить


2 часть. Сочинения-рассуждения (Ответы на вопросы.)


С1 Напишите, почему Катерина Кабанова («Гроза» А.Н. Островского) принародно кается

В грехе?


С2. В каких произведениях русской литературы 19 века дана сцена публичного покаяния героя? Сопоставьте поведение героев в этих сценах.


С3 Анализ или интерпретация поэтического текста

Песенка

Совесть ,благородство и достоинство-

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.


Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Б.Ш.Окуджава. 80-е годы.


3 часть. Эссе по высказываниям Д.С. Лихачева.


«Язык - не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель».

Д.С.Лихачев

Раскройте свое понимание этого утверждения в форме эссе.

Напоминаем: эссе - маленькое философское произведение, написанное в художественной форме. (100-200 слов).