bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
Безопасность в школе.

Одним из факторов, определяющих эффективность образовательных учреждений, как показывают исследования, проведенные специалистами многих стран, является фактор комфортности и безопасности пребывания учащихся в своих образовательных учреждениях.

Индекс ощущения безопасности в школе основывался на ответах учащихся на пять вопросов международной анкеты о том, что происходило в их школе за последний месяц: «у меня что-то украли», «меня обидели другие ученики (ударили, толкнули и др.)», «другие ученики заставили меня делать то, чего мне не хотелось», «надо мной смеялись или меня обзывали», «другие ученики не приглашали меня участвовать в каких-либо делах».

Большее число восьмиклассников (60%) по сравнению с числом учащихся четвертых классов (40%) чувствуют себя в школе в безопасности. Следует также отметить, что такая же ситуация наблюдается во всех без исключения странах, принявших участие в исследованиях TIMSS.

Связь между ощущением себя в школе в безопасности и образовательными достижениями явно ослабевает при переходе из начальной школы в основную.

Авторы исследования считают, что администрации школ и учителям этот фактор не так сложно изменить в течение небольшого промежутка времени (особенно в начальной школе) и тем самым повысить образовательные достижения.

«Климат» в образовательном учреждении.

Анализ ответов директоров школ на ряд вопросов анкеты может помочь получить представление об атмосфере, в которой обучаются дети. Это вопросы, связанные с оценкой уровня удовлетворенности учителей работой, участия родителей в деятельности школы, желания учащихся хорошо учиться и др.

Большинство российских директоров отметили уровень удовлетворенности работой педагогов их школы как средний. Учителя математики и естествознания, отвечавшие на такой же вопрос, тоже считают уровень средним. С высоким уровнем удовлетворенности согласились около 25% директоров и 15% учителей.

Согласно анализу, в большинстве стран, включая Россию, наблюдается сходная тенденция: чем выше уровень удовлетворенности учителей работой, тем выше средний балл их учащихся.

Почти по всем странам–участницам исследования высокий уровень вовлеченности родителей в жизнь школы отмечают около 20% директоров. В России – только 8%. Приблизительно такой же или еще меньший результат – в Армении, Эстонии, Латвии, Молдове, Болгарии, Ботсване, Бахрейне, Марокко и Саудовской Аравии.

Кроме того, по всем странам наблюдается одна и та же тенденция: учащиеся тех школ, где эта вовлеченность высока, демонстрируют лучшие результаты.

Опыт директора.

В группе более эффективных школ (т. е. школ, демонстрирующих результаты, значительно превышающие средние по выборке, и школ, где реальные итоги превышают результаты, которых можно было бы ожидать от этой школы, учитывая характеристики ее учеников) меньше директоров, имеющих маленький опыт (до 3 лет).

Оснащенность школы и квалифицированные кадры.

В группе менее эффективных школ много ОУ с проблемами: недостаток учебных материалов, средств на приобретение расходных материалов, со школьным зданием и территорией, с учебным пространством.

В результате анкетного опроса учителей было также выявлено, что в группе более эффективных школ мало педагогов, указавших на недостаток учебников или демонстрационных образовательных средств.

Директора эффективных школ считают отрицательно влияющими на учебный процесс проблемы, связанные с недостатком компьютеров, программного обеспечения и специалистов по компьютерному обучению.

Контроль за работой преподавателей.

Более эффективные образовательные учреждения чаще посещают методисты и другие работники образования, не работающие в школе, для контроля работы учителей математики и естествознания.

Дисциплина в школе.

В более эффективных школах реже опаздывают, меньше прогуливают, редко пропускают уроки и никогда не воруют.

Факторы, связанные с характеристиками учителей и учебным процессом


Технологии

Издержки метода проб и ошибок

Администрация школы может обезопасить ребенка и в школе, и вне ее


Говорят, Америка тратит на обучение своих школьников основам безопасности невероятные для нас суммы – 63 млн. долларов ежегодно! (Не хочется даже думать, сколько у них тогда выделяется на образование вообще…)

Безопасность школьника российского обходится государству дешевле. Предмет «ОБЖ» – рядовой член школьного расписания, поэтому «съедает» бюджетных денег не намного больше алгебры или химии. И, по мнению многих, этим арсенал борьбы школы со всевозможными угрозами исчерпан.

Тем не менее нам есть что дополнительно предложить директору, имеющему желание адаптировать учеников к жизни. Этой теме был посвящен «круглый стол» по безопасности детей, состоявшийся в Федерации Интернет Образования.

Школа здоровья

Школа – уже сама по себе опасность: ненадежная проводка, учебные перегрузки, инфекции в столовой, не подходящая по росту мебель, бегающие ученики… Как ни странно, но «расправа» с такими опасностями облегчается тем, что они на виду, и при четком исполнении всеми службами школы своих обязанностей проблемы исчерпываются.

Впрочем, избавиться и от «глубоководных» негативных процессов школе под силу.

Профессор педиатрии Владимир Касаткин, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, в начале своей карьеры работал врачом-реаниматологом в детской больнице. Опыт тех лет стал основой того, чем Касаткин занимается уже много лет: «В больницу привозили очень много детей. И я видел, что часть травм, отравлений и других нарушений здоровья можно было бы предупредить». Так на свет появилась программа для российских школьников, охватывающая всех – от первоклассника до выпускника. О ней «Управление школой» подробно рассказывало (см. № 3, 2004), но будет не лишним повторить суть в двух словах.

Вопросы здоровья интегрируются в уроки математики, истории, биологии и др. Так же идет комплексное предупреждение насилия в школе, употребления алкоголя и наркотиков. Другими словами, ребенка стараются научить не болеть, не умирать слишком рано, не попадать в ситуации, опасные для его здоровья. Программу утвердили министры образования, здравоохранения и два президента – Российской академии образования и Российской академии медицинских наук. Владимир Касаткин с коллегами издали десять пособий для учителей-предметников. В них даются подробные рекомендации, как здоровье сделать главной темой любой школьной дисциплины.

Также издается ежеквартальный журнал «Школа здоровья», на страницах которого освещаются все вопросы, связанные с безопасностью ребенка, с основными причинами нарушения его здоровья. К примеру, в публикациях о предупреждении насилия в школе изучаются юридические и психологические аспекты, описывается ситуация со школьной толерантностью в педагогическом ракурсе, называются наиболее частые причины школьных конфликтов.

По инициативе администрации учебных заведений постепенно, от предмета к предмету, можно работу всей школы перевести в более эффективные формы.

Наркомания в школе – тоже проблема не из тех, что видна невооруженным глазом. Но она есть: среди абитуриентов, то есть вчерашних школьников, одного из московских вузов было выявлено несколько десятков человек, употребляющих марихуану. Пытаться спрятать голову в песок – значит доводить ситуацию до критического состояния. Тем более она и так практически накалена.

– Чиновники собираются на большие, громкие мероприятия, говорят о том, что страшные цифры идут вниз, но на самом деле это не так, – уверен президент компании «Прогрессивные биомедицинские технологии» Иван Папазов. – В последние пять лет «плотность» наркоманов в молодежной среде увеличилась. Точных цифр не знает никто как по части употребления, так и по инфицированию.

Иван Петрович рекомендует директорам школ вполне конкретные шаги. Сейчас много говорится о тестировании в школах. Но Папазов категорически против поголовного тестирования! Есть специализированные организации, которые занимаются программами профилактики наркомании: они создают в школах профилактические кабинеты. Педагог, замечая что-то неладное с ребенком, обращается к родителям, и все вместе они идут к специалисту в такой кабинет. Таким образом постепенно выявляется группа риска, то есть группа детей, пробующих наркотики. И уже с ними ведется работа, в том числе тестирование.

Директор, решивший создать в школе кабинет профилактики наркомании, получит помощь и в обеспечении кадрами, и оборудованием. Конечно, бюджетных денег на это не предусмотрено. Но, по заверениям Папазова, директор сможет найти источник финансирования, потому что много денег кабинеты не требуют: тестирование стоит меньше 30 рублей. (Кстати, в Казахстане собранные воедино результаты тестирования в кабинетах профилактики были доведены до президента, и он выделил немалые суммы на работу во всех областях Казахстана. Так что бюджетное финансирование в России – дело времени.)

Чем оснащаются школьные профилактические кабинеты? В каждом из них имеется мобильная экспресс-лаборатория: небольшой чемоданчик с полным набором тестов. Определяется наркотическая зависимость, беременность и инфекционные заболевания, причем, как гласит надпись на упаковках тестов, со стопроцентной достоверностью.

Методические подходы использования переносной лаборатории впечатляют: тестирование реально проводить даже на поверхности тех предметов, с которым контактировал подросток, употребляющий наркотики, – мобильный телефон или клавиатура компьютера.

Новая жизнь ОБЖ

Участники «круглого стола» были единодушны, признавая ученическую среду как очень чувствительную к восприятию информации. И хорошо, если информация эта подготовлена для детей добросовестно. Выпущена замечательная, казалось бы, брошюра-памятка «Личная безопасность школьника». Как вести себя в толпе, что делать, если на тебя нападает собака, каким образом выбраться из полыньи – масса ценных, красочно иллюстрированных советов. Но в мелочах – досадные недоработки. «Не включай в одну розетку большое число потребителей тока». Что значит «большое»?..

Мир меняется, меняются и дети. Книга теперь не единственный источник информации. Компьютер и телевизор наравне с книгой учат ребенка жизни. Учитывая эту тенденцию, ученые и педагоги разрабатывают новые технологии обучения, безопасности в том числе. Часть из них успешно внедряется.

Взять хотя бы новый учебник по ОБЖ для 10-го класса. С ним ученики максимально эффективно получают знания по предмету, изучение которого, как правило, в школах хромает. В пользу закупок этой книги для средних учебных заведений высказался директор НИИ ГО ЧС, генерал-лейтенант Михаил Шахраманян:

– Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» содержит полный учебный курс за 10-й класс общеобразовательной школы в объеме 108 уроков (56 представляют материал для практических занятий). Поурочный текст на бумажном носителе сопровождается аналогичными уроками мультимедийного учебника в виде иллюстрированного и озвученного лекционного материала, с контрольными вопросами и тестовым аттестационным комплексом для текущего и итогового контроля. В разделе «В помощь преподавателю» на диске приведены нормативные документы Минобразования России и МЧС России по методике преподавания курса «ОБЖ», по проведению военных сборов.

Михаил Шахраманян выборочно привел темы из учебника: военные традиции Вооруженных сил России, техника проведения непрямого массажа сердца, обязанности часового, факторы риска инфекционных заболеваний, добывание огня при помощи деревянной палочки, организация ночлега в снежной хижине и, конечно, традиционная тема – назначение и устройство автомата Калашникова.

Специально для Чеченской Республики был выпущен вариант этого учебника – с учетом проблем данной территории. Например, сюда включена тема минной безопасности.

Книга выпущена под редакцией С.К. Шойгу Федеральным центром науки и высоких технологий «Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России». Имеет гриф «Допущено» Министерства образования РФ.

В Ассоциации «Здоровье, образование, культура» ОБЖ называют ведущим предметом школьной программы. Генеральный директор Татьяна Болдырева имеет на этот счет собственную теорию:

– ОБЖ – это основа любви ко всем другим предметам, потому что сначала мы сталкиваемся с жизнью, а только потом понимаем, что жизнь построена по законам математики и трудно выжить без физики. Просто сначала нужно показать, где математика и физика применяются. Учебник по ОБЖ для десятых классов, о котором упоминалось, мы предлагали кадетам. У них интерес к науке, учебе не очень развит. Они больше подготовлены в физическом плане. И мы наблюдали, что через ОБЖ они начинают больше интересоваться другими предметами, понимают, что выжить можно и обладая какими-то знаниями. Естественно, повысилась успеваемость.

На «круглом столе» ассоциация представила брошюры и видеофильмы о безопасности детей. Все они рассчитаны на учеников начальной школы. Если следовать теории Татьяны Болдыревой, то на ОБЖ в первом классе нужно делать особый упор: ведь не секрет, что у 70% детей к концу первого года обучения теряется интерес к учебе.

Ассоциация предлагает пересмотреть программы по ОБЖ в начальной школе. Здесь провели социологический опрос маленьких детей и родителей, узнали, какие проблемы их волнуют. Сравнили с программой для начальных классов. Произошло расхождение: то, что детям предлагается для изучения в первом классе, оказывается более актуально для них в третьем-четвертом.

И наоборот.

– Я много сталкивалась с вопросами педагогов: «Что делать с детьми?» И с вопросами детей: «Как нам жить дальше?» – рассказывает Татьяна Болдырева. – Эти встречные вопросы стали поводом для создания проекта «Карта социальной безопасности». Чтобы «лечить», нужна диагностика – сначала мы проводим мониторинг микрорайона: в каком месте живут дети, в чем у них больше проблем, составляем базы данных по проблемным детям (эту социологическую информацию можно доводить до социальных органов на местах). Также собираем информацию для школьников о поликлиниках, школах, досуговых центрах микрорайона, чтобы они могли правильно ориентироваться. Мы были поражены, столкнувшись при опросе с мальчиком, не знавшим, что в его же доме работает хорошая секция, и ездившим в другую, далеко от дома. После этого выпускаем брошюры и видеофильмы. На сегодня выпущено четыре фильма по безопасному поведению в метро, в школе, на дороге и при пожаре. Дети любят их смотреть. Брошюры делаем яркие – все понимают, что шрифт, объем книг и количество иллюстраций являются фактором, влияющим на любовь ребенка к чтению. Наша продукция рассчитана на начальную школу. Она будит творческое воображение детей и дает учителю дополнительную информационную базу. Это и подготовка ребенка к жизни в большом мире. Мы наблюдаем, как иностранцы ходят по нашему городу с картами и задают окружающим вопросы. А русские дети вопросов вообще не задают! Согласна, что метод проб и ошибок – основной метод изучения жизни, но иногда эти пробы приводят к тому, от чего мы хотим спасти детей.

С сожалением собравшиеся на «круглом столе» в очередной раз отметили, что благие дела, как правило, не имеют финансирования. Ассоциация «Здоровье, образование, культура», созданная как объединение некоммерческих организаций, тоже страдает от этого. Денег на выпуск новых серий видеопособий по безопасности нет. Кому ближе эта тема: сфере образования, социальной защите или комитету по делам семьи и молодежи? У кого просить помощи?

– Год мы прошли на энтузиазме, сняли четыре фильма, уже работаем и с дошкольниками. Но энтузиазм очень быстро истощается… – констатирует Татьяна Алексеевна.

Угроза от себя самого

Выступления на «круглом столе» показали, что разговор о безопасности ребенка нельзя сводить к поведению в чрезвычайных ситуациях. Кризисные моменты возникают в связи с семейными проблемами, возрастными особенностями и т. д. И это – тема психологической безопасности.

Директора школ обеспокоены тем, как обезопасить ребенка в психологическом плане. В Центр экстремальной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета они обращаются, когда не знают, как снять напряжение у учеников после смерти педагога, чем предотвратить суицид школьников, какое поведение предпочесть при угрозе взрыва.

Заметив, что поток обращений не истощается, в центре занялись выработкой методических рекомендаций для школьной администрации. Первыми были подготовлены рекомендации по работе с детьми, занимающимися телефонным хулиганством – перед контрольными и экзаменами заявляющими о взрывном устройстве в школе. Как вести себя с такими детьми? Первый порыв взрослых – наказать. И наказать серьезно. Есть административная и уголовная ответственность. Но существует ряд психологических приемов, которые нужно учитывать и педагогам, и администрации учреждений.

О дальнейших планах сотрудничества со школами в плане психологической безопасности мы попросили рассказать директора центра Екатерину Бурмистрову.

– Сейчас мы начали работу с рядом школ, которые согласны создать у себя антикризисные школьные бригады. В бригады (пока на общественных началах) входят администрация школы, педагоги, школьный психолог. Действуют они в связке с антикризисным подразделением городского округа (в регионах это может быть другая структура). Задача бригад – в образовательной среде помогать детям, попавшим в кризисную ситуацию. В тех школах, где есть психологи, такая работа, вероятно, велась, но не с названием «антикризисные школьные бригады». С этого года у нас официально выбраны площадки среди школ. Возможно, когда-нибудь эта работа станет обязательной. Мы над этим работаем. Но вначале выясним, как это будет выглядеть в реальности. А виртуальных проектов у нас масса. Это не ноу-хау. Мы проанализировали опыт создания таких бригад в Израиле, США, Канаде, Франции и пытаемся адаптировать его к нашим условиям. – Екатерина Викторовна очертила функции директора в бригаде:

– От администрации зависит, заинтересована она или нет в том, чтобы в ее школе это было. Директор утверждает обязательный для школы антикризисный план. И, безусловно, это лицо, отвечающее за все, что происходит в образовательном учреждении: ответственность за окончательный результат несет директор.

Психолог московской средней общеобразовательный школы № 981 Марина Теперкина – счастливый профессионал: ее инициативы находят поддержку у директора. Иногда помогают наглядные примеры.

…Марина Васильевна вела психологическую работу по профилактике наркотиков не со всеми школьниками, но в опросе на тему: «Что бы я сделал, будучи директором, чтобы предотвратить употребление психотропных веществ в моей школе?» – попросила принять участие каждого ученика. Дети, которые не были включены в программу профилактики, предлагали карательные меры: видеокамеры во всех туалетах, исключение из школы, тюрьма и… расстрел! Дети, занимавшиеся под руководством Марины Теперкиной, предложили один выход: дайте каждому классу психолога.

– Мои коллеги из частных гимназий рассказывают, что их образовательные учреждения могут позволить себе иметь психологов в таком количестве. Но у себя в школе мы работаем вдвоем. Тяжело, но справляемся. Дети знают, что я с ними с первого класса и до одиннадцатого. Я для них не просто тетя, а конкретная Марина Васильевна, к которой они придут по любому поводу, и мы начнем решать проблему. Дети не хотят психолога, который читает лекции. Им хочется научиться нормально жить, чувствовать, понимать, как справиться с самим собой.

Поверьте, дети идут к нам, они действительно нуждаются в помощи!

Проблемы детской безопасности на «круглом столе» обсуждали жарко и всесторонне. И в заключение пришли к выводу, что самая страшная опасность для ребенка – равнодушие взрослых.

Инна АЛЕЙНИКОВА




следующая страница >>