bigpo.ru
добавить свой файл
1
Под ученическим самоуправлением мы понимаем возможность учащихся самим:

  • Планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги,

  • Участвовать в решении вопросов школьной жизни;

  • Проводить интересные для них же самих дела;

  • Попробовать себя в различных социальных ролях;

  • Накопить опыт общения, преодоления трудностей;

  • Испытать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки;


Ученическое самоуправление обеспечивает:

  • Формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;

  • Участие ученического коллектива в управлении школы;

  • Осуществление значимых для учащихся школы проектов и программ.


Основные принципы, на которых строится наша модель ученического самоуправления, это:

  • Гуманистичность: каждый ребенок в школе – уникальная личность и надо дать ему возможность продемонстрировать эту уникальность;

  • Демократичность – школа для ученика; успех ученика – успех школы;

  • Добровольность – хочешь – включайся и действуй, тебя везде ждут;

  • Заинтересованность - участвуй в тех делах, которые соответствуют твоим интересам;

  • Ответственность – взялся за дело – доведи до конца и отчитайся перед товарищами;

  • Эмоциональное стимулирование – использование активных форм коллективно-творческой деятельности – игр, соревнований, конкурсов.

  • Аналитичность – сопоставление ожиданий с реальным результатом, а именно:

Можно ли увидеть в школе:

  • Упорядоченную жизнедеятельность,

  • Творческое содружество,

  • Комфортность пребывания в школе,

  • Развитие организаторских способностей у учащихся,

  • Самостоятельность учащихся в реализации деятельности школьного коллектива.

Представленную модель самоуправления отличает мобильность, гибкость, разноуровность. Она основана не на принципе разделения высшего исполнительного органа – Совета Старкомов по направлениям, комиссиям, секторам, а на принципе ротации, смены ролей и видов деятельности, что больше отвечает возрастным особенностям школьников и является составным компонентом воспитательной системы школы с театрально-коммуникативной смыслообразующей деятельностью.


ВЫСШИМ ОРГАНОМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (1РАЗ В ГОД).

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:

  1. Утверждает Совет Старкомов.

  2. Рассматривает и утверждает план общешкольных коллективных творческих дел, запланированных Советом Старкомов.

  3. Рассматривает и утверждает основные положения о деятельности органов ученического самоуправления, положения об общешкольных соревнованиях и конкурсах.

  4. Рассматривает инициативы классных коллективов, объединений, отдельных учащихся и формулирует их на уровне Совета школы.

  5. Заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности Совета Старкомов.

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ СТАРКОМОВ


(Совет Старших командиров)

Совет Старкомов – высший исполнительный и координирующий орган ученического самоуправления, действующий в период между конференциями учащихся и подотчетный им. Все решения Совет принимает коллегиально, каждый старком обладает равными правами в Совете, который состоит из командиров 9 – 11 классов.

Заседания Совета Старкомов могут проводиться один раз в месяц отдельно или расширенно (при участии Команды Юнкомов – командиров 5-8 классов), или объедененно (с участием командиров объединений, действующих при Совете).

Совет Старкомов выполняет функции: организационную, представительскую, информационно – пропагандистскую.

В пределах этих функций Совет Старкомов имеет следующие полномочия:

  1. Представляет школьный ученический коллектив на педсоветах, в Совете школы.

  2. Оказывает организационное влияние на классы.

  3. Планирует и участвует в проведении КТД через своего представителя в Совете Дела.

  4. Анализирует и поощряет участие классных коллективов (через соревнование «Поезд интересных дел»).

  5. Принимает решения по вопросам общественной жизни школы, сроков и порядка проведения конференций, классных собраний, отчетов и выборов, других мероприятий.

  6. Организует учебу юнкомов через стратегические интенсивы при поддержке администрации и психологических службы школы.

  7. Организует шефство в начальной школе.

  8. Организует дежурство по школе.



При Совете Старкомов действуют следующие объединения учащихся, которые одновременно входят в Д/О «КРУГ»:

  • Клуб «Эколог» – 6 – 8 классы;

  • Отряд ЮИД – 6-7 классы

  • Театр «Велосипед» - 5-11 классы;

  • Агитбригада «Команда» – 9-11 классы;

  • Штаб «Зарница» – 7-8 классы;

  • Совет Музея Боевой Славы – 9-11 классы;

  • Отряд вожатых «Факел» –5-8 классы;

  • Пресс-центр газеты «Бумеранг» – 6-11 классы.

Принято на ученической конференции 15сентября 2000г.


ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ДЕЛА.

Совет Дела является временным органом, который создается на период подготовки и проведения КТД и действует при Совете Старкомов.

Совет Дела формируется из членов Совета и представителей ВИГ (временных инициативных групп) классов, задействованных в КТД, на принципах добровольности и заинтересованности.

Совет Дела имеет право:

  1. Приглашать в качестве консультантов любых представителей педагогической и родительской общественности в период подготовки КТД.

  2. Давать поручения по организации и проведению КТД активам классов, классным ВИГ, а также объединениям, действующим при Совете Старкомов, если их участие в КТД необходимо.

  3. Обращаться в Совет Старкомов с предложениями о материальном поощрении участников КТД.



Совет Дела обязан:

  1. Четко спланировать, подготовить, провести КТД в школе.

  2. Рассмотреть, принять или не принять предложения классных ВИГ, касающихся проведения общешкольного КТД.

  3. Проанализировать уровень подготовки и проведения КТД на «Деловом огоньке».

  4. Представить результаты анализа на заседании Совета Старкомов.

Принято на ученической конференции 15 сентября 2000г.


ВЫСШИМ ОРГАНОМ КЛАССНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ЯВЛЯЕТСЯ КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ.

(1 РАЗ В МЕСЯЦ)


КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ:

  1. Планирует жизнедеятельность классного коллектива.

  2. Выбирает командира класса и актив.

  3. Распределяет постоянные поручения среди учащихся класса.

  4. Обсуждает и решает вопросы жизнедеятельности класса, возникающие в течение учебного года.

  5. Формирует ВИГ по подготовке КТД на уровне класса и школы.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВИГ


(временной инициативной группе в классе)

ВИГ формируется для проведения классного или школьного КТД по принципу ответственности (соответствие поручения учащегося направлению КТД), добровольности и заинтересованности (желание класса работать именно в этой ВИГ, независимо от его постоянного поручения)

ВИГ собирается и работает по мере необходимости исходя из принципа целесообразности.

ВИГ имеет право:

  1. Обращаться за консультациями и помощью при подготовке классного и школьного КТД к Совету Старкомов, Совету Дела школы, к родительской общественности класса.

  2. Вносить конкретные предложения по проведению школьного КТД в Совет Дела.

ВИГ обязана:

  1. Четко спланировать, подготовить и провести классное КТД.

  2. Обеспечить оптимальное участие своего классного коллектива в школьном КТД.

  3. Отчитаться об итогах своей деятельности на классном собрании.

Принято на ученической конференции 15 сентября 2000г.


ПРОГРАММА

ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕНСИВОВ ДЛЯ ЮНКОМОВ 5-8 КЛАССОВ


ЦЕЛЬ: Подготовка новой лидерской смены, умеющей работать не только на уровне первичного коллектива, но и на уровне школы, в высший исполнительный орган ученического самоуправления – Совет Старкомов.


ЗАДАЧИ:

  • Развитие деловых, организаторских, творческих качеств юнкомов;

  • Повышение уровня лидерских качеств через познание основных идей и принципов управленческой деятельности.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: После четырехлетнего ускоренного курса обучения юнкомы должны уметь брать на себя инициативу и ответственность, сотрудничая с другими, нестандартно и творчески мыслить, знать технологический процесс подготовки проведения КТД, владеть азбукой управления.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Любой, кто когда-нибудь работал в школе, хорошо знает, насколько активны учащиеся 5-6 классов. Стоит только классному руководителю, вожатому или другому взрослому задать вопрос: «Кто будет участвовать?», и лес рук тут же взметнется над партами, демонстрируя высокий уровень общественной активности пяти- и шестиклассников. Однако, уже с седьмого класса активность школьников начинает снижаться. Такое «перегорание» объясняется многими причинами. Одной из них, на наш взгляд, является то, что учащиеся, способные воздействовать на других и интегрировать совместную деятельность, не владеют приемами и методами организационной работы. Подготовка умелых организаторов из числа юнкомов является основной целью программы проектирования личности старкома, который умеет ставить и коллективно обсуждать цель, вдохновляя других на её достижение, правильно распределить поручения, строя мосты к действию и вовлекая всех в работу, анализировать результат и делать выводы уже не только на уровне классного, но и школьного коллектива.


ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 4 ГОДА.


ОРГАНИЗАТОРЫ: консультанты и представители Совета Старкомов, клубов и объединений, действующих при Совете Старкомов, администрации школы, психологической службы школы, педагог-организатор.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ТЕМА ИНТЕНСИВА


Время проведения

класс

Кол-во часов

Азбука управления. Формирование классного актива.

ноябрь

5

2

Основные направления деятельности юнкома и его заместителя.

январь

5

2

Ступени развития коллектива.

март

5

2

Взаимодействия класса с другими ученическими объединениями

июнь

5

2

Формирование организационной культуры в классном коллективе

ноябрь

6

2

Тренинги, деловые игры.

январь

6

2

Стили лидерства. Выбери свой стиль.

март

6

2

Формирование и работа временных инициативных групп (ВИГ)

июнь

6

2

Слагаемые успеха организаторской работы.

ноябрь

7

2

Взаимодействие ученического коллектива с пед. Коллективом и родительской общественностью.

январь

7

2

Организация классного досуга

март

7

2

Взаимодействие школьного актива с объединениями за пределами школы

июнь

7

2

Ринг-игра « Найди компромисс»

ноябрь

8

3

Имидж лидера 21 века

январь

8

3

Ораторское искусство. Обучение публичным выступлениям

март

8

3

Изучение опыта работы старкомов


июнь

8

3



Управленческая поддержка творческих усилий всех участников самоуправления осуществляется через:

■ Объединение творческих потенциалов учителей, учеников и родителей едиными интересами, замыслами и реализацией этих замыслов через введение консультантов в Совет Дела на уровне школы и в ВИГ на уровне класса.

■ Эмоциональное стимулирование, а именно:

  • общественно-оценочный стимул (публикации о лучших творческих командах в школьной газете «Бумеранг»)

  • моральный стимул (награждение грамотами, благодарственными письмами лучших участников коллективной творческой деятельности (учителей, учащихся, родителей)

  • материальный стимул (стипендии победителям конкурса «Три кита успеха», бесплатные экскурсии классов-победителей конкурса «Поезд интересных дел», призы активным родителям – участникам КТД, премии – учителям).


■ Информационную раскрутку (выдвижение на внешний уровень в округ, город, край наиболее талантливых педагогов, учащихся, родителей) посредством СМИ, участия в творческих конкурсах.

Важными управленческими задачами мы считаем работу над созданием имиджа школы, что способствует привлечению первоклассников и сохранению численности учащихся школы, так как СОШ №42 находится в окружении двух школ-гимназий.

Эта задача решается через:

■ рекламные акции в городской печати, которые проводят собкоры школьной газеты «Бумеранг»;

■ выездные спектакли школьного театра «Велосипед» в других школах, пришкольных и оздоровительных лагерях;

■ экспериментальную деятельность пед. коллектива школы (статус МЭП и КЭП по теме: «Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор ВСШ»);

■ участие пед. коллектива в окружных, городских и краевых методических семинарах, на которых педагоги демонстрируют свое педагогическое мастерство перед коллегами и родительской общественностью;

■ творческие отчеты ВИГ, Совета Дела, объединений действующих при Совете Старкомов, на родительских собраниях;

■ совместное сценарирование и проведение в форме КТД праздника семьи: «Вся семья вместе – и душа на месте»


Важнейшим компонентом представленной модели ученического самоуправления и началом, которое объединяет всех субъектов, является совместная деятельность. Содержанием этой деятельности является познавательный, досуговый и общественно-трудовой блоки, формой же – коллективное творческое дело. Алгоритм подготовки любого значимого для школы КТД выглядит примерно так:











Заседание Совета Старкомов, который

I этап



  • формирует цели, лежащие в основе КТД;

  • определяет категорию

классного актива, которая

примет участие в подготовке КТД;

  • назначает ответственных за КТД от

Совета Старкомов;

  • информируют классные

активы о КТД через старкомов, юнкомов и школьную печать.


Выделяет консультанта для

подготовки КТД, который

  • определяет желаемый

результат;

  • предвидит ошибки и

конфликты;

  • выявляет ресурсы для

их преодоления;

  • участвует в сценарировании,

подготовке, проведении КТД;

  • формирует судейскую

бригаду из числа педагогов;

  • управляет аналитическим

процессом после КТД на

«Деловом огоньке"

I
Классное собрание, которое
I этап


I
Сбор классных ВИГ, из которых
II этап


формируется






I

Совет Дела, который

Vэтап



  • составляет непосредственно сценарий;

  • определяет участие каждого класса в реализации сценария КТД;

  • контролирует ход подготовки КТД;

  • проводит репетиции;

  • проводит КТД;

  • готовит

V
«Деловой огонек», на котором
этап


  • анализируются успехи и неудачи КТД;

  • поощряются активные участники Совета Дела;

  • готовится публикация в школьную газету;


V

Заседание Совета Старкомов, на котором

I этапа



  • ответственные за КТД от Совета Старкомов докладывают о результатах дела и его анализа;

  • определяется уровень активности классных коллективов.