bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
Н. Э. Пфейфер

Е. И. Бурдина

С. К. Ксембаева


ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Учебно-методическое пособие


Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Н. Э. Пфейфер

Е. И. Бурдина

С. К. Ксембаева


ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Учебно-методическое пособие

для магистрантов и студентов педагогических специальностей и специальности «Социальная работа»


Павлодар

Кереку

2010


УДК 37.013.42(07)

ББК 74 я7

Б 91


Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ПГУ им. С. Торайгырова


Рецензенты:


К. М. Кертаева – доктор педагогических наук, профессор;

А. К. Нургалиева - доктор педагогических наук, профессор;

Б. Х. Галиева – кандидат педагогических наук, доцент ПГУ.


Составители: Пфейфер Н. Э., Бурдина Е. И., Ксембаева С. К.

Б 91 Общая и социальная педагогика: учебно-методическое пособие для магистрантов и студентов педагогических специальностей и специальности «Социальная работа» Н. Э. Пфейфер, Е. И. Бурдина, С. К. Ксембаева – Павлодар : Кереку, 2010. – 99 с.


В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы теории обучения и воспитания, анализируется детское движение. Отдельное внимание уделяется проблемам социальной педагогики, таким, причины сиротства, работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, их правовая защита. Особое внимание уделяется технологиям профилактической деятельности с детьми и подростками. Учебно-методическое пособие рекомендуется магистрантам и студентам педагогических специальностей, специальности «Социальная работа», преподавателям высших учебных заведений, социальным педагогам.





УДК 37.013.42(07)




ББК 74 я7




Б 91








© Пфейфер Н.Э., Бурдина Е.И., Ксембаева С.К. 2010




© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010


За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

Введение


Это учебно-методическое пособие посвящено проблемам педагогики и социальной педагогики. В первой главе рассматривается педагогика как наука. Дан анализ процессу развития, формирования и социализации личности, охарактеризован целостный педагогический процесс как система. Отдельное внимание уделено современным аспектам воспитания в Республике Казахстан. Рассмотрено детское и молодежное движение, представлены виды детских организаций в нашей республике.

Отдельной главой рассмотрены проблемы социальной педагогики, такие как технологии профилактической деятельности с детьми и подростками. Рассматриваются причины сиротства и его виды, а также предлагается содержание социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Данное учебно-методическое пособие предлагается студентам всех педагогических специальностей, а также специальности «Социальная работа».

Пособие может служить основой в работе преподавателей высших учебных заведений, пробуждая интерес к проблемам и характеру обучения, воспитания, получения образования и поиска эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального ста­новления и совершенствования.

Мы надеемся, что данное учебно-методическое пособие будет также способствовать укреплению позиций общей и социальной педа­гогики в общей системе подготовки человека к гуманному и компетентному решению жиз­ненно важных задач.


1 Теоретические основы педагогики


1. 1 Педагогика как наука


Педагогика получила свое название от греческого «paidagogos»  «ведущий ребенка». И хотя это первоначально означало раба, ведущего сына своего хозяйка в школу, со временем осталось как название науки о воспитании. Воспитание есть одна из основных функции общества, связанная с воспроизводством самого себя в последующих поколениях. Для каждого последующего поколения занять место в обществе означает, прежде всего, усвоение социального опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В трактовке педагогики как науки среди специалистов нет единства. При определении предмета педагогики часто встречается понимание, согласно которому наиболее широкой и ведущей ее категорией выступает воспитание. В изданных в 80-90-х гг учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика чаще всего определяется с помощью категории «воспитание», при этом авторы стремятся подчеркнуть сложность и многозначность этого явления.

Из истории воспитательных систем известно, что в конце 19 века берет начало «новое воспитание», представители которого ратовали за развитие самостоятельной, инициативной личности, широко образованной, достойной уважения и воспитанной на основе уважения. За рубежом возникают различные школы, подтверждающие это. Так, например, Оденвальдская школа, созданная в 1910 году педагогом П. Гехеебом в Гессене (Германия), школа Саммерхил, созданная Александром Нейлом в 1924 году в Великобритании. Школы существовали на принципах безусловной веры в добрые начала, заложенные в природу ребенка, запрета на традиционные формы в достижении дисциплины, наличия самоуправления в виде общих собраний.

До революции 1917 года воспитание носило классовый характер, в соответствии с которым существовали типы учреждений для крестьянских детей (начальные школы), реальные училища для детей мещан и купцов, гимназии для состоятельных слоев населения. Шацкий С.Т., организатор детских воспитательных учреждений – трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1911г.) писал: «Как во всяком постоянном явлении социального порядка, улица имеет свои нормы, регулирующие ее жизнь. Она имеет свои методы воспитания при помощи среды. Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях окружающей их жизни».

Макаренко А. С. – педагог, писатель, ученый, практик, один из авторов теории коллективного воспитания, начальник колонии несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского создал практическую систему коллективного воспитания на основе трудовой деятельности в сочетании с учебной работой. Дети были включены во все виды труда от простого самообслуживания до участия в производительном труде на современном оборудовании. Значение труда заключалось не только в физическом развитии, но и нравственном, духовном развитии личности. Главной идеей стало воспитание через труд коллективизма, трудолюбия, гражданского долга. В 30-е годы XX в. он разработал систему авансированного доверия к человеку: «Даже самый никчемный человечек, если видит перед собой пусть и не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость».

Так, в распространенном учебнике под редакцией Ю. К. Бабанского (1983) педагогика определяется как наука о воспитании, поскольку ее предметом «является особая функция общества — воспитание». Б. Т. Лихачев (1993) считает предметом педагогики «объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания» и далее отмечает, что «педагогика как наука изучает воспитание, сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения». В. Беспалько (1995) понимает педагогику как «одну из многих наук, в которых накоплен богатейший опыт человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений».

В конце 20 в. образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогики. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. К таким процессам относятся воспитание (как изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей). Педагогика изучает образование с точки зрения выявления его структуры и закономерностей, а также развития его субъектов, целей, содержания, методов, средств, форм, результатов, взаимосвязанных в широком контексте обществ и индивидуально-личностного развития.

Термин «педагогика» сегодня употребляется в нескольких значениях.

Выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

Подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

Педагогика понимается как наука и одновременно как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно проявляется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.

Таким образом, педагогика – наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами, методами.

Чем старше становилось человечество, тем сложнее по содержанию был социальный опыт. Поэтому со временем в общественном разделении труда выделились профессиональная деятельность, связанная с реализацией общественной функции «воспитание». Для усвоения социального опыта подрастающими детьми стал нужен посредник- педагог, учитель. Педагогика, как и другие науки, исследует, систематизирует знания определенной области действительности. Науки различают по их объекту и предмету.

Объект - это та область действительности, которая исследуется данной наукой. Предмет - это то центральное, что составляет суть данной действительности. Педагогика как наука связана с реализацией общественной функции воспитания. Следовательно, все те стороны объективной реальности, где происходит педагогическая деятельность, и есть объект педагогики.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс в единстве учебного и внеучебного времени, где происходит усвоение индивидом социального опыта предшествующих поколений. Педагоги являются посредниками между содержанием социального опыта и учащимися, становление личности которых зависит от уровня их активно-преобразующей деятельности.

В тех случаях, когда происходит соединение из более чем одного элемента, образуется система. В педагогической реальности эта система «педагоги-учащиеся», которая по ведущему элементу (педагоги) называется педагогической системой. Изменение состояния любой системы (биологической, технической, социальной) называется процессом. Изменение состояния системы «педагоги-учащиеся» называется педагогическим процессом. Именно в педагогическом процессе при взаимодействии педагогов и учащихся (функционирование процесса) происходит преобразование личности. Педагогическая реальность (действительность) может быть отражена через систему понятий, категорий педагогики. Усвоение социального опыта подрастающим поколением связано с образованием. Корень слова образование - «образ» (лик, личина) по лексическому смыслу означает становление физических и духовных качеств индивида, преобразование индивида в личность, способную к развитию, самореализации и самоутверждению в конкретных социально-экономических и культурно-исторических условиях общественного бытия. Поэтому образование как понятие является ведущей категорией педагогики.

Для образования личности необходимо обучение - процесс взаимодействия педагогов и учащихся, единство преподавания и учения при усвоении содержания основ наук, изучаемых в учебном заведении. Таким образом, обучение - процесс двусторонний. Роль преподавания - распредмечивание изучаемого материала, выделение тех способов деятельности, которые были опредмечены в содержании научного знания. Как посредник между содержанием материала и учеником, педагог учит учащихся необходимым способам деятельности. Овладевая способами деятельности, учащиеся учатся учиться, могут работать с содержанием учебного предмета сознательно и активно, в ходе чего происходит опредмечивание индивида, преобразование личности школьника.

Развитие индивида как личности и гражданина требует деятельности в социуме, определенной социальной активности. Поэтому к важной категории относится социализация - осознание личностью самой себя, движение от «я» к другим «я», вхождение в социум. Социализация суть усвоение определенной системы знаний, ценностей, норм поведения, что позволяет личности функционировать в качестве полноценного члена данного общества. Процесс социализации личности может быть стихийным, результаты не всегда предсказуемые и могут быть вредными для общества. Вот почему педагог, понимая смысл социализации, может помочь семье в решении этой проблемы и в то же время обеспечит через учебную и внеучебную деятельность взаимодействие учащихся, необходимые контакты для обретения своего «я» и солидарного «мы».

В состав категорий педагогики, кроме названных выше (воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, социализация) входят такие общенаучные понятия - ими оперируют и другие науки - личность, деятельность, развитие, формирование, которые рассматриваются при изучении разных разделов педагогики.

К системе педагогических наук относятся: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и образования, отраслевая педагогика, коррекционная педагогика, сравнительная педагогика, частные методики и другие. В последнее время выделяются как самостоятельные отрасли педагогического знания социальная педагогика, педагогика социализации и другие.

Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и образования. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) изучает особенности педагогического процесса и образования применительно к анатомо-физиологическим и психическим особенностям различных возрастных групп. В последнее десятилетие ряд ученых из дошкольной педагогики выделяет ясельную педагогику. Это отпочкование справедливо, так как развитие сознания детей младенческого возраста имеет свои особенности, отсюда и особенно тесные связи этой дисциплины с психологией, физиологией и медициной. В связи с увеличением в составе населения удельного веса пенсионеров возникла педагогика третьего возраста, которая находится в стадии становления.

Педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшего образования - дисциплины, предметом которых является педагогический процесс и закономерности профессиональной подготовки рабочих кадров, а также специалистов разных уровней, К этим же дисциплинам относится производственная педагогика, которая изучает закономерности обучения работающих, в том числе, и переориентация на овладение вторыми, третьими и т.д. профессиями.

К отраслевым разделам педагогики относятся специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), разрабатывающие теоретические основы, принципы, методы, формы образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии (слух, зрение, нарушение мышления, речи).

Военная педагогика исследует закономерности воспитания военнослужащих всех рангов от допризывного возраста до освоения воинских специальностей и воспитательной деятельности офицерского состава.

Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает теорию и практику перевоспитания граждан, находящихся в заключении (педагогика пенитенциарных учреждений). Здесь существует возрастной подход, который особенно активно разрабатывается применительно к детской и подростковой преступности.

Лечебная педагогика начала развиваться сравнительно недавно в активном взаимодействии с психологией и медициной. Предметом данной научной дисциплины является образование больных детей, находящихся на длительном излечении в отрыве от учебно-воспитательного процесса обычных школ.

История педагогики - наука об изучении формирования педагогических идей и школы в истории человечества. Поэтому ее связи с гражданской историей, этнографией, этнологией, археологией естественны, так как педагогическая мысль развивалась в едином русле с материальной и духовной культурой общества.

Сравнительная педагогика изучает развитие образовательных и воспитательных систем в различных странах, сравнивая общее и специфичное, что позволяет обогащать национальную педагогическую культуру достижениями, складывающимися в мировом опыте.

Достаточно самостоятельную группу педагогических дисциплин представляют частные или предметные педагогики, в которых общее - это педагогические законы и закономерности, методы познавательной деятельности, особенное - содержание преподаваемой дисциплины.

Педагогика как наука об образовательной, педагогической действительности исследует закономерности развития и функционирования педагогического процесса, накапливает и систематизирует теоретические знания, изучает опыт педагогической деятельности, то есть создает основу для практики преобразования педагогической деятельности. Поэтому научные исследования в данной области носят практически-ориентированный характер. Отсюда и связи педагогики с системой гуманитарных знаний (человекознание). Несмотря на то, что педагогика входит в систему наук о человеке, тем не менее, это единственная научная дисциплина, которая исследует педагогическое целеполагание и педагогическое руководство формированием личности.

Педагогическая мысль первоначально развивалась в системе общефилософских знаний, в религиозных учениях, политологии, праве, литературе. Выделение педагогики в самостоятельную науку (дифференциация) на какое-то время способствовало внутринаучной дифференциации, образованию системы педагогических наук. Но исследования 19-20 веков показали позитивное значение межнаучных связей педагогики. Современная педагогика органично связана с психологией. Психология исследует законы развития психики человека, а педагогика - управления развитием личности. Целенаправленное изменение мышления, деятельности невозможно без психологических знаний. Без этих знаний нельзя и оценить обученность и воспитанность личности. Поэтому в педагогике используются не только психологические знания, но и методы исследования личности (рейтинг, психометрия, парное сравнение и прочее) для решения педагогических задач. Педагогика опирается на физиологию, которая раскрывает материально-энергетическую жизнедеятельность организма, в том числе и закономерности высшей нервной деятельности (И. П. Павлов, П. К. Анохин). Овладение подобными знаниями позволяет глубже понимать природу процессов познавательной деятельности и социализации личности.

Без сомнения, очень важны многообразные связи педагогики с социологией, являющейся наукой об обществе как целостной системе и отдельных его составляющих «социальный слой, группа и прочее). Отсюда интерес педагогики к таким разделам социологии, как социология образования, социология студенчества и т.д., так как именно благодаря социологическим исследованиям педагоги получаю; опенку состояния системы в социально- экономической, правовой, демографической и культурной среде общества.

Существенные возможности развития педагогических наук имеются в их связях с медициной, так как ряд явлений педагогической действительности оказалось возможным объяснить только на фоне изучения здоровья детей (недисциплинированность, лень, слабоволие, запущенность). В то же время для хронически больных детей необходима специальная система обучения и воспитания. Естественно, решение этой проблемы возможно только совместно в комплексном исследовании.

Первоначальное развитие педагогики в русле философского знания получает сегодня новое разрешение, на новом уровне связи наук. Педагогика как самостоятельная дисциплина развивается на основе углубленного осмысления различных проблем в соответствии с достижениями современной философии и ее отраслей - философии образования, философии науки, философии культуры и т.д.

Межнаучные связи педагогики при исследовании определенных проблем распространяются и на другие науки - историю, этнологию, этнографию, юриспруденцию, экономику, демографию, экологию и др. Успехи наук человеческого направления и межнаучных дисциплин (синергетика, основы теории систем, кибернетика, информатика, основы теории управления) содействовали обогащению исследований по педагогике. Р. Г. Гурова показала, что взаимосвязь педагогики с другими науками осуществляется в следующих направлениях: использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; творческое приложение методов исследования, применяемых в гуманитарных науках; применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в указанных науках; участие педагогов в комплексных исследованиях по проблемам человека.

Методология педагогических исследований. «Методология» в переводе с греческого означает «учение о методе». Термин «метод» буквально определяется как путь к чему-либо, то есть методология по смыслу есть учение о познании чего-либо. Поэтому имеется и другое толкование методологии - учение об исследовательском процессе. Это учение может развиваться как общая методология, теоретическое обоснование научного познания. Тогда это связано с конкретной философской системой. Начало разработки методологии науки фактически положил Гегель, впервые обративший внимание на специфический характер философского метода в отличие от методов конкретных наук и несводимость методологии к ним. Гегель подчеркивал, что метод есть движение содержания, вскрытие сущности явления и вне содержания разрабатываться не может.

Материалистическая диалектика исходит из того, что в основе методов познания объективной реальности лежат законы развития природы, общества и мышления человека. Метод познания лишь тогда будет научным, когда он отражает объективные законы природы и общества. Поэтому принципы научного познания, его категории и понятия есть не сумма произвольных правил, созданная человеческим умом, а отражение закономерностей и природы, и человека, и общества.

Материалистическая диалектика раскрывает природу как единое целое, постоянно движущееся и развивающееся, что находит отражение в полном соответствии с данными наук о природе и человеческой практики. Диалектика формулирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицание отрицания, которые дополняются и уточняются такими парными философскими категориями, как причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, содержание и форма и др. Эти последние помогают более глубоко вскрыть и понимать связи и отношения между предметами и явлениями реального мира. Диалектический метод через процесс познания рассматривает вещи и их мысленное (идеальное) отражение т.е. понятия, в процессе возникновения, непрерывного развития, в их органическом единстве и взаимосвязи, вскрывает закономерности материальной действительности

Таким образом, материалистическая диалектика дает стратегию научного поиска, но не дает готовых ответов на вопросы, возникающие в конкретной науке. Через усвоение методологических положений и у ученого, и у практика формируются мировоззренческие установки, которые затем реализуются в исследовании еще неизвестного, в воплощении уже наработанных научных идеи через профессиональную практическую деятельность. Но, последнее, уже связано с методологией конкретной науки. Это также применимо педагогике. Весь 20 век в советской педагогике: был временем очень активного поиска ответов на поставленный вопрос

Общая модель научного знания строится исходя из философской предпосылки, которая связана с основными сферами теории - треугольник, куда вписываются науки о природе, обществе и мышлении. В этом традиционном, сложившемся еще в 19 веке треугольнике нет места для педагогики, медицины, техникознания и других наук, связанных с созидательной целеполагающей деятельностью, людей. Поэтому некоторые ученые уже во второй половине 20 века дают четырехугольник наук (М. Г. Ярошевский). В этом случае целеполагающая созидательная деятельность людей получает свое законное место в модели системы научного знания. Это естественно, отражается на составе конкретного научного знания, а именно: методологии данной науки, теории отражающей практику, обобщении и практических рекомендациях. Следовательно, тенденция развития науки сложившаяся ещё в конце XIX века, состоит в теоретизации наук. Отсюда вытекает и наиболее распространенное деление научных работ на фундаментальные, прикладные и разработки. Некоторые ученые (В. Е. Гмурман) дают иное деление наук: фундаментальные, теоретические, теоретико-прикладные и разработки, подчеркивая роль теоретизации любых исследований. В то же время все теоретические концепции, не предусматривающие в данный момент выхода в практику, могут быть впоследствии фундаментом её преобразования.

Фундаментальные исследования нацелены на вскрытие, описание и объяснение явлений и процессов, механизмов их действия, законов и закономерностей, связанных с их развитием и функционированием. Теоретические исследования связаны с изучением сущности непосредственно не наблюдаемых явлений, выявлением их взаимосвязи и зависимостей, знание которых определяет возможности управления ими на практике.

Теоретико-прикладные исследования выявляют способы применения познанных законов и закономерностей в практической деятельности. Разработки направлены на то, чтобы дать практикам (организаторам народного образования, учителям, воспитателям) необходимые для работы методические пособия, инструкции, методические рекомендации, средства и т.п.

В педагогике во многих случаях ключевые идеи, теоретический и практический аспекты взаимосвязаны, нерасторжимы. Поэтому разработка теорий и повышение теоретического уровня исследований в педагогике является прогрессивной тенденцией. Неизбежно эта тенденция ставит вопрос о том, что такое методология педагогики, ибо без ответа на этот вопрос нельзя ответить на другой - что значит усиление теоретического уровня педагогических исследований.

Сущность методологии педагогики трактуется неоднозначно: как учение о методе, как применение философских положений непосредственно в научном исследовании; как научная дисциплина, призванная разрабатывать специальные методы исследования. Все три точки зрения либо непомерно расширяют или крайне сужают границы методологии педагогики (Г. В. Воробьев). В настоящее время считается установленным, что предметом методологии педагогики является процесс исследования педагогических явлений и его результат - система педагогических знаний. (Ф. Ф. Королев).

В педагогике достаточно четко разграничиваются собственно методологические знания и общетеоретические знания, выполняющие методологическую функцию. К системе методологических знаний относятся: предмет педагогики, категории педагогики, место педагогики в системе научного знания, взаимосвязь педагогики с другими науками, система педагогических наук, общие и специфические задачи педагогических дисциплин, понятийно-терминологическая система педагогики.

Разработка указанных аспектов методологии дает «знание о незнании». При этом выявляются те вопросы, которые исследуются при изучении процесса познания педагогических явлений. Благодаря этому накапливаются «знания о познании», то есть о самом исследовательском процессе педагогических явлений - его принципах, закономерностях, методах, перспективах. Весьма актуальна в настоящее время разработка таких методологических проблем, как взаимосвязь объяснительной, прогностической и конструктивной функций педагогической науки, специфика мировоззренческих и методологических принципов в педагогике, система понятий и понятийные ряды и т.д. (В. Е. Гмурман, Г. В. Воробьев, В. И. Журавлев).

К общетеоретическим исследованиям в педагогике относятся изучение сущности, закономерностей педагогического процесса, соотношение биологического и социального; формирование личности в педагогическом процессе; личность и коллектив; коллектив как социальная среда формирования личности; принципы, формы и методы организации педагогического процесса и др.

Разумеется, такой широкий круг вопросов в современной педагогике может плодотворно разрабатываться на базе дифференциации и интеграции внутридисциплинарных и межнаучных связей при готовности педагогов-исследователей и практиков к организации исследовательского процесса.

Научное познание в любой области предполагает, что субъект познания (исследователь) знает все элементы исследовательского процесса:

- умеет сформулировать тему и доказать ее актуальность: знает состояние разработки темы в науке и может определить назревшие противоречия (несоответствие уже имеющихся разработок назревшим в практике вопросам):

может формулировать проблему исследования (т.е. вопрос, на который будет искать ответ);

- умеет определять цель (какой предполагает получить результат), объект и предмет исследования.

Научное исследование характерно тем, что сформулированный в проблеме вопрос отражается в гипотезе в виде предполагаемого ответа по схеме: описание предмета исследования, условия предполагаемого преобразования и прогноз развития. Отсюда вытекают задачи исследования: обосновать теорию (теоретическое описание) предмета исследования и разработать теоретическую модель исследования, обеспечить изучение эмпирической практики (констатирующий эксперимент) и преобразование педагогической реальности (формирующий эксперимент).

Решение поставленных задач предполагает использование исследователем соответствующих методов науки. Для теоретических и теоретико-прикладных задач - методов теоретического уровня (теоретический и сравнительный анализ, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, моделирование, мысленный эксперимент). Для решения задач теоретико-прикладного и прикладного характера - эмпирических методов: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, эксперимент.

Важнейшим признаком научного исследования является однозначность используемых терминов, ибо с самого начала должно быть ясно, какой смысл вкладывается в главные понятия, о чем идет речь. Один и тот же термин нельзя употреблять в разных значениях. Этот важно и потому, что понятийная характеристика (теоретическое описание) предмета исследования является условием содержательного раскрытия сущности исследуемого явления, разработки его теоретической модели и критериально-признакового аппарата. С помощью последнего оценивается состояние исследуемого явления реальной педагогической действительности и эффективность предлагаемых рекомендаций для практической деятельности, которые закладываются в проект будущей педагогической деятельности как пакет методических материалов и указаний для практики.



следующая страница >>