bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5
Демонстрация микропрепаратов клеточного строения листа, корневого волоска и чехлика, спилов стеблей древесных растений.

Лабораторные работы: приготовление и рассмотрение под микроскопом препара­тов кожицы чешуи лука, мякоти плода рябины, или томата, шиповника.


5. Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений (8 ч.)

Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. Проведе­ние воды и минеральных веществ по стеблю растения. Корневое давление.

Образование в листьях органического вещества и его использование в пи-ткани растений. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощения ли­стьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образование растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании.

Испарение воды растениями. Условия, влияющие на испарение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений.

Рост и развитие растений. Деление клеток и их дифференциация. Рост и развитие вегетативных органов.

Демонстрация опытов или их результатов, доказывающих: передвижение воды и минеральных солей по древесине и органических веществ по коре; движения листьев к свету; поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода; образова­ние крахмала и испарение воды; дыхание растения, рост побега и корня.


6. Размножение и расселение цветковых растений (7 ч.)

Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе: кор­невыми отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетативного размножения в жизни растений. Вегетативное размно­жение культурных растений.

Генеративное размножение растений. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений.

Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода.

Распространение плодов и семян в природе.

Надземное и подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные перио­ды жизни цветковых растений.

Семенное размножение культурных цветковых растений. Подготовка семян к посе­ву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями.

Демонстрация различных способов вегетативного размножения растений; опытов, доказывающих необходимость для прорастания семян воды, воздуха и тепла; проростков растений с подземным и надземным прорастанием семян.

Практические работы по черенкованию комнатных растений и определению всхожести семян культурных растений.


7. Классы и важнейшие семейства цветковых растений (9 ч.)

Систематические группы растений. Классы двудольных и класс однодольных. Се­мейства цветковых растений. Виды и роды растений.

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки. Ти­пичные дикорастущие, сельскохозяйственные, декоративные, лекарственные растения се­мейств, их биологические особенности и значение.

Демонстрация живых или гербарных растений изучаемых семейств.

Лабораторные работы по выявлению признаков класса и семейства в строении растений; определению до рода или вида нескольких травянистых растений двух-трех се­мейств.


8. Отделы растений (11 ч.)

Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водо­росли (хлорелла, хлорококк, хламидомонада). Многоклеточные зеленые водоросли (строение и размножение спирогиры, улотрикса, кладофоры). Значение зеленых водорос­лей.

Отдел Бурые водоросли и отдел Красные водоросли. Общая характеристика, ти­пичные представители. Значение бурых и красных водорослей в природе и жизни челове­ка.

Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов. Сфагновые, или торфяные мхи. Их строение и размножение. Значение сфагновых мхов. Зеленые листостебельные мхи. Общая характеристика. Строение и размножение кукушкина льна.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Строение и раз­множение мужского папоротника.

Отделы: Хвощевидные и Плауновидные. Типичные хвощи и плауны, особенности их строения и биологии. Ископаемые папоротникообразные. Образование каменного угля.

Отдел Голосеменные. Характерные признаки голосеменных. Многообразие голо­семенных (сосна, ель, лиственница, пихта и др.). Особенности размножения голосемен­ных. Использование голосеменных человеком.

Отдел Цветковые. Характерные признаки цветковых растений. Некоторые семей­ства цветковых растений, имеющих широкое распространение в природе и жизни челове­ка (семейства тыквенных, зонтичных, березовых, буковых, ивовых).

Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организ­мов. Первые многоклеточные растения. Первые наземные многоклеточные растения. По­явление и господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений.

Лабораторные работы по изучению строения зеленых водорослей; мхов - сфаг­нума и кукушкина льна; мужского папоротника, полевого хвоща и плауна; хвои, шишек и семян сосны, ели, лиственницы. —


9. Царство Бактерии (2 ч.)

Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Бактерии молочнокислого и уксуснокислого брожения. Гнилост­ные бактерии. Болезнетворные бактерии. Пути распространения болезнетворных бакте­рий. Значение бактерий в природе в природе и сельском хозяйстве. Промышленное ис­пользование бактерий.

Демонстрация органов растений, пораженных бактериями.


10. Царство Грибы (4 ч.)

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи, их строение и биология. Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы

Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь грибов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Лишайники - симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятель­ности лишайников. Разнообразие лишайников. Размножение лишайников. Значение ли­шайников.

Демонстрация мукора и пеницилла; колосьев хлебных злаков, пораженных голов­ней и спорыньей; шампиньонов, трутовиков, муляжей шляпочных грибов; стенной золотянки или другого лишайника.

Лабораторная работа по изучению строения мукора под микроскопом.


11. Растительные сообщества и их охрана (3 ч.)

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество. Ярусность расположения растений в лесах.

Растительные сообщества: луга, болота, степи, пустыни. Смена растительных сообществ. Искусственные растительные сообщества.

Растительность и флора. Охрана растительности и редких видов растений.

Экскурсия по ознакомлению с растительным сложением одного из местных при­родных сообществ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся VI класса.

Учащиеся должны знать:

- внешнее и клеточное строение органов цветкового растения, строение раститель­ной клетки;

- жизненные функции растения: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвиже­ние воды, минеральных и органических веществ;

- способы размножения, рост и развитие растений;

- классы и важнейшие семейства цветковых растений:

- отделы растений, совершенствование организации растений в процессе эволюции;

- основные этапы развития растительного мира на Земле;

- приспособленность растений к совместной жизни в природных сообществах;

- редкие виды растений и охраняемые растения своей местности;

- основные культурные растения, выращиваемые в местных условиях, и особенно­сти их возделывания;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека;

- особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников, их значение в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органы цветковых растений и их видоизменения;

- приготовить растительный микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом

- узнавать в природе и на рисунках распространенные местные растений, устанав­ливать по определителям или определительным карточкам их принадлежность к тому или иному семейству и роду;

- проводить наблюдения за сезонными изменениями растений в природе;

- размножать растения черенками, отводками, усами, луковицами и корневищами;

- проводить простейшие опыты с растениями в уголке живой природы и на учебно-опытном участке;

- работать с учебником: составлять план пересказа текстов параграфов, использо­вать рисунки для понимания изучаемого материала, выделять существенное (главное), вы­бирать из текста сведения для составления и заполнения справочных таблиц.


Биология. Животные. VII класс (68 ч.)


Введение. Общее знакомство с животными (2 ч.)

Многообразие животного мира. Среды жизни животных. Приспособленность жи­вотных к средам жизни и к местообитаниям. Сходство животных с другими организмами и их отличие.

Взаимосвязи между видами животных. Связь животных с другими организмами в природных сообществах.

Значение животных в природе и жизни человека. Зоология - наука о животных. Значение зоологических знаний.

Классификация животных.

Экскурсия в природу по изучению многообразия животных.


1. Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие (3 ч.)

Вводная характеристика простейших. Среды обитания и местообитания, строение и жизнедеятельность простейших типа саркожгугиковых (на примерах амебы обыкновен­ной, эвглены зеленой). Отличительные особенности раковинных саркодовых и паразити­ческих жгутиковых.

Эвглена зеленая как пример организмов, сочетающих признаки простейших и од­ноклеточных водорослей; жгутиковая амеба - организм, занимающий промежуточное по­ложение между саркодовыми и жгутиковыми.

Особенности строения и жизнедеятельности простейших типа инфузорий. Инфузо­рия-туфелька как простейшее, имеющее более сложное строение по сравнению амебой и другими саркожгутиковыми.

Значение простейших в природе: Паразитические простейшие и связанные с ними болезни человека и животных.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов амебы и других простейших.

Лабораторная работа по ознакомлению с передвижением инфузорий-туфелек и их реакциями на действия раздражителей.


2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч.)

Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных. Класс гидроидных. Местообитания, внешнее строение образ жизни стебельчатой гидры. Наружный и внутренний слои тела гидры. Нервная сеть. Рефлекс. Бесполое и по­ловое размножение гидроидных, регенерация.

Класс сцифоидных и класс коралловых полипов. Особенности их строения и жиз­недеятельности. Происхождение и значение кишечнополостных.

Демонстрация живых гидр, влажных препаратов медузы и актинии, веточек ко­ралловых полипов, микропрепарата поперечного среза тела гидры.


3. Тип Плоские черви (2 ч.)

Вводная характеристика плоских червей. Класс ресничных червей. Местообитания, внешнее строение и образ жизни белой планарии. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств планарии.

Сосальщики и ленточные черви. Местообитания, особенности строения и жизне­деятельности. Размножение и развитие. Основные и промежуточные хозяева паразитиче­ских плоских червей. Приспособленность сосальщиков и ленточных червей к сохранению и распространению в природе.

Демонстрация влажных препаратов печеночного сосальщика, члеников тела сви­ного или бычьего цепня, срезов финнозного мяса.


4. Тип Круглые, или Первичнополостные, черви (1ч.)

Вводная характеристика круглых червей. Свободноживущие нематоды: внешнее строение и образ жизни. Нематоды - паразиты животных и человека. Приспособленность круглых паразитических червей в организмах хозяев. Борьба с червями-паразитами.

Демонстрация влажных препаратов аскариды.


5. Тип Кольчатые черви (2 ч.)

Вводная характеристика кольчатых червей. Класс малощетинковых червей. Дожде­вые черви и трубочники. Их местообитания, внешнее строение и образ жизни. Особенно­сти внутреннего строения и жизнедеятельности малощетинковых червей. Размножение малощетинковых червей.

Многощетинковые черви. Разнообразие, особенности внешнего строения и образа жизни. Размножение со стадией личинки.

Происхождение кольчатых червей. Значение кольчатых червей в почвообразова­нии, биологической очистке воды, в цепях питания животных и др.

Демонстрация влажных препаратов нереиды и пескожила.

Лабораторная работа по изучению внешнего строения дождевого червя, его пере­движения и реакций на действие раздражителей.

6. Тип Моллюски (3 ч.)

Вводная характеристика моллюсков. Класс брюхоногих. Местообитания, особен­ности строения и образа жизни прудовиков, катушек и некоторых других представителей. Общие признаки строения. Особенности пищеварительной, кровеносной и выделитель­ной систем брюхоногих моллюсков. Нервная система. Размножение и развитие. ----- -Класс двустворчатых. Местообитания, особенности строения,связанные с мало­подвижным образом жизни, питанием взвесями органических остатков и микроорганиз­мами.

Класс головоногих. Особенности строения и образа жизни. Признаки усложнения организации по сравнению с другими моллюсками.

Происхождение моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Демонстрация живых брюхоногих и двустворчатых моллюсков (распространен­ных в регионе).

Лабораторная работа по изучению строения раковин моллюсков.


7. Тип Членистоногие (10 ч.)

Многообразие членистоногих. Общие признаки строения членистоногих, происхо­ждение членистоногих.

Класс Ракообразные. Вводная характеристика. Местообитания, особенности строе­ния, жизнедеятельности, образа жизни высших раков. Другие ракообразные. Значение ра­кообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Вводная характеристика. Особенности строения и жизне­деятельности паукообразных. Пауки, клеши, скорпионы. Значение паукообразных.

Класс Насекомые. Вводная характеристика. Местообитания и особенности строе­ния насекомых. Типы развития насекомых. Главнейшие отряды насекомых. Насекомые вредители поля и огорода. Насекомые - вредители сада и леса. Меры по сокращению "чис­ленности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие, численность вредителей расте­ний. Насекомые - переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и сельскохо­зяйственных животных. Одомашненные насекомые (медоносная пчела, тутовый шелкопряд).

Демонстрация коллекций членистоногих.

Лабораторная работа по изучению внешнего строения насекомого (майского жука или другого представителя).

8. Тип Хордовые (35 ч.)


Вводная характеристика хордовых (2 ч.). Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика основных классов позвоноч­ных.

Классы Хрящевые и Костные рыбы (5 ч.). Вводная характеристика. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Обмен веществ. Размножение и развитие рыб. Нерест. Забота о потомстве. Основные сис­тематические группы рыб. Значение рыб в природных сообществах. Промысловые рыбы. Разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство.



<< предыдущая страница   следующая страница >>