bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Образовательные программы

по естествознанию и биологии для 5-9 классов

авторского коллектива под руководством А.И. Никишова


Пояснительная записка

Предлагаемые программы по естествознанию и биологии для основной общеобра­зовательной школы составлены с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изу­чения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные, чело­век) и заключительный общебиологический раздел. Собственно биологии предшествует раздел естествознания, служащий естественнонаучной основой последующего усвоения систематизированного биологического материала.

Основное школьное биологическое образование обеспечивается изучением сле­дующих разделов:

1. Естествознание. Неживые тела и организмы - 68 ч (V кл.).

2. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники - 68 ч (VI кл.).

3. Биология. Животные - 68 ч (VII кл.).

4. Биология. Человек и его здоровье - 68 ч (VIII кл.).

5. Общая биология. Основные закономерности жизни - 68 ч (IX кл.).

Программа по естествознанию (V кл.) включает материал, необходимый для по­нимания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Она расширяет и углуб­ляет знания о телах и веществах, полученные учащимися при изучении природоведения в начальных классах, и обогащает новым материалом о составе тел и веществ и их свойст­вах, направленным на создание физико-химической базы знаний, необходимой для пони­мания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Основное место в этом раз­деле отведено на ознакомление с водой, воздухом, почвой, а также живыми телами (орга­низмами) и человеком как частью живой природы. Последовательность расположения тем "Вода", "Воздух", "Почва" связана с тем, что знания о свойствах воды необходимы для усвоения материала о воздухе (влажность воздуха, туман, дождь, снег и др.), а знания о воде и воздухе - для формирования представлений о почве, как об особом сложном при­родном теле. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, химических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий.

В программе по биологии через все ее разделы проходят идеи взаимосвязей орга­низмов и среды, строения органов с выполняемыми функциями, индивидуального и исто­рического развития организмов, рационального использования, и охраны природных ре­сурсов.

В разделе "Растения, бактерии, грибы и лишайники" (VI кл.) сохранена традиционная и оправдавшая себя структура материала: вначале рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке услож­нения их организации, бактерии, грибы и лишайники.

Основное отличие этого раздела программы заключается в изменении структуры материала о строении и жизнедеятельности цветковых растений. Его предлагается изучать не по отдельным органам и их системам, а по таким блокам, как "Общее знакомство с цветковыми растениями", "Внешнее строение органов цветковых растений", "Клеточное строение растения", "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений", "Размно­жение и расселение цветковых растений". Такое распределение материала вводится впервые и дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каж­дая изученная тема подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификации: материал дается по семействам, традиционно включаемым в школьный курс биологии.

Содержание материала по отделам растений, царствам бактерий и грибов не пре­терпело принципиальных изменений. Заключительная тема раздела посвящена изучению растительных сообществ и их охраны.


Раздел "Животные" (VII кл.) включает материал по всем основным типам и клас­сам животных, начиная с одноклеточных и кончая высокоорганизованными многоклеточ­ными животными. Особое внимание в нем уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира, жизненными отправлениями животных, усложнением их ор­ганизации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и кон­кретным местообитаниям, выяснению родственных отношений животных изучаемых ти­пов и их происхождения. Материал раздела логично развивает знания, заложенные в про­грамме по естествознанию и в разделе программы, выделенном на изучение растений, бактерий и грибов, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах.

В разделе «Человек и его здоровье» (YIII кл.) имеются принципиальные структурные изменения по сравнению с традиционными подходами к изучению данного раздела. Регуляторные системы (нервная и эндокринная) предлагается изучать в начале курса. Такая последовательность обеспечивает научно обоснованный порядок изложения материала: знания о регуляторных системах - нервной и эндокринной – должны предшествовать представлению о функциях тех систем, которые они регулируют. Только таким образом понятия регуляции становятся рабочими.

Содержание теоретического материала приведено в соответствие с современными достижениями в области биологических и медицинских наук.

В изложении учебного материала использован системный подход – рассмотрены морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, системы органов, организма как единого целого; взаимосвязи организма и среды. После общего знакомства с клеткой, тканями, органами и системами органов учащиеся подробно изучают строение систем органов во взаимосвязи с конкретной функцией, при этом формируется и последовательно развивается представление о единой системе нейрогуморальной регуляции всех функций организма. Особое внимание уделено принципу саморегуляции функций.

В данной программе в большей степени, по сравнению с другими, отражен экологический аспект физиологического просвещения: включены вопросы адаптации человека к условиям природной и социальной среды; взаимодействия человека и природы; приведена краткая физиологическая характеристика различных видов трудовой деятельности.

Раздел "Общая биология" (IX кл.) включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учеб­ный материал расположен в восходящем порядке - от молекулярно-генетического уровня организации жизни до биосферно-биоценотического. При этом на каждом уровне органи­зации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность орга­низмов, генетикоэволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот ве­ществ и поток энергии в экосистемах и биосфере. Материал каждой крупной темы раздела подводит к выводам о биологическом значении структурной организации живого и про­цессах, происходящих на каждом ее уровне. В разделе прослеживаются преемственность с предыдущими разделами курса биологии и устанавливаются межпредметные связи с дру­гими учебными дисциплинами естественнонаучного цикла.

Предлагаемая программа основного биологического образования обеспечит подго­товку школьников к овладению в старших классах профильной средней школы углублен­ным курсом биологии или интегрированным курсом естествознания.

Материал, программы ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию лично­сти школьника.

Программы включают необходимые демонстрации, лабораторные работы, экскур­сии. В зависимости от конкретных условий школы учитель может внести в них свои кор­рективы.





Естествознание. V класс (68 ч.)


Введение (2 ч.)

Тела природы. Взаимосвязь неживых тел и организмов. Науки о неживых телах и организмах. Методы изучения неживой и живой природы.

Экскурсия по ознакомлению с телами природы.


1. Тела и вещества. Явления природы (14 ч.)

Космические тела неживой природы. Земля и Луна.

Состояния неживых тел. Состав тел. Вещества. Температура и ее влияние на со­стояния тел. Теплопроводность тел. Конвекция и излучение.

Сила тяжести и масса тел. Объем и плотность тел. Способность тел совершать ра­боту.

Чистые вещества и смеси веществ. Простые и сложные вещества. Минеральные и органические вещества.

Природные явления. Что мы узнали о телах и веществах.

Демонстрация модели планет Солнечной системы; опытов, знакомящих с физиче­скими свойствами твердых, жидких и газообразных тел.

Лабораторная работа по определению объема и массы твердых и жидких тел.


2. Вода (13 ч.)

Вода в природе. Естественные и искусственные водоемы. Подземные воды. Чистая вода и растворы. Выталкивающая сила воды. Особенности теплового рас­ширения воды.

Питьевая вода и ее очистка.

Испарение воды. Водяной пар и его конденсация. Теплоемкость воды.

Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни организмов.

Условия, вызывающие загрязнение водоемов. Охрана воды.

Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов, знакомящих с выталкивающей силой воды, особенностями ее теплового расширения воды, испарением воды и конденсацией водяного пара.


3. Воздух (11 ч.)

Воздух в природе. Состав воздуха. Значение кислорода и углекислого газа в приро­де и жизни человека.

Масса и плотность воздуха. Температура воздуха. Давление воздуха: Движение воздуха. Влажность воздуха. Осадки.

Воздух как часть наземно-воздушной среды обитания организмов.

Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе.

Демонстрация опытов по выяснению состава воздуха; получению кислорода и уг­лекислого газа и их обнаружению; изменению массы и плотности воздуха при нагревании и охлаждении.


4. Почва (10 ч.)

Почва в природе. Состав почвы. Влагопроницаемость и воздухопроницаемость почвы. Различия почв по составу песка, глины и перегноя. Плодородие почвы. Образова­ние почвы. Структурные и бесструктурные почвы. Испарение воды из почвы.

Удобрение почвы. Органические и минеральные удобрения. Обработка почвы.

Почва как среда обитания организмов.

Ветровая и водная эрозия почв. Загрязнение почвы. Охрана почв.

Что мы узнали о почве.

Демонстрация опытов по определению состава почвы и ее свойств, почв разного состава, структурной и бесструктурной почвы.


5. Живые тела, или организмы (15 ч.).

Живые тела, или организмы, их отличия от тел неживой природы. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Увеличительные приборы. Приготовление препарата. Строение клетки. Деление и рост клетки.

Царства организмов. Разнообразие растений и животных. Бактерии. Грибы. Сообщества организмов.

Человек как часть природы. Изменения в природе в связи с развитием сельско­го хозяйства и промышленности. Влияние современного человека на окружающую среду. Сохранение человека в условиях увеличения народонаселения.

Что мы узнали о живых телах, или организмах.

Демонстрация живых растений и животных уголка живой природы, гербарного и коллекционного материалов, чучел животных, муляжей грибов.

Лабораторная работа: изучение устройства лупы и микроскопа, приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под лупой и микроскопом.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся V класса.

Учащиеся должны знать:

- признаки сходства и различия неживых и живых тел природы;

- состав и свойства тел неживой природы;

- явления неживой и живой природы;

- свойства воды и ее значение в жизни организмов;

- состав воздуха, его свойства и значение в жизни организмов;

- состав и свойства почвы;

- царства живой природы и их представителей;

- место и роль человека в природе;

  • меры по сохранению неживой и живой природы.


Учащиеся должны уметь:

- различать живые и неживые тела;

- отличать минеральные вещества от органических;

- объяснять явления неживой и живой природы;

- измерять температуру воды, воздуха, почвы;

- отличать песчаную почву от глинистой, структурную от бесструктурной;

- проводить наблюдения за погодными изменениями в природе;

- пользоваться учебником: находить в нем с помощью оглавления, колонтитулов, условных обозначений необходимый материал, выделять в нем главные мысли, находить ответы на имеющиеся вопросы.


Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники. VI класс (68 ч.)


Введение (1ч.)

Что изучает биология. Царства организмов. Ботаника - наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Необходимость знаний о растениях, бактериях, грибах и лишайниках.

1. Общее знакомство с цветковыми растениями (3 ч.)

Характерные признаки цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых растений: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние. Растительные сообщества и растительный покров.

Демонстрация живых цветковых растений.

Лабораторная работа: распознавание вегетативных и генеративных органов цветкового растения.

Экскурсия: ознакомление с жизненными формами цветковых растений и осенни­ми явлениями в их жизни; организация фенологических наблюдений.


3. Внешнее строение органов цветковых растений (11 ч.)

Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие.

Побег и его строение. Стебель как осевой орган растения. Лист как боковой орган побега. Узлы и междоузлия. Разнообразие побегов. Листорасположение. Листовая мозаи­ка. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание почки. Спящие почки. Формирова­ние системы побегов.

Строение простого листа. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок. Жилкование листьев. Сложные листья и их разнообразие.

Надземные видоизмененные побеги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги на­секомоядных растений.

Подземные видоизмененные побеги: корневища, столоны, клубни, луковицы.

Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия.

Плоды. Образование и строение плода. Сочные и сухие плоды. Соплодия.

Семена. Строение семян. Запасные органические вещества семени.

Демонстрация стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений кор­ней, разнообразия надземных и подземных побегов, простых и сложных листьев, различ­ных типов листорасположения (на комнатных растениях), сухих и сочных плодов, опы­тов, доказывающих наличие в семенах минеральных и органических веществ.

Лабораторные работы: изучение строения почек и их расположения на побегах, строения цветков, плодов и семян.


4. Клеточное строение растения (5 ч.)

Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата). Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасные органические вещества клетки.

Растительные ткани (образовательные, покровные, проводящие, основные). Меж­клетники.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетне­го побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и проведения.



следующая страница >>