bigpo.ru
добавить свой файл
1
Образовательная программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«В мире русской литературы»


1. Целевое назначение:

1. Обеспечение дополнительного образования детей.

2. Совершенствование практических знаний, умений по литературе, навыков анализа и интерпретации произведений.

3. Развитие речи учащихся, развитие у учащихся культуры читательского восприятия художественного теста.


2. Характеристика учащихся, которым адресована программа.


Возраст: 15-17 лет


Состояние здоровья: отсутствие медицинских противопоказаний


Уровень готовности учащихся: устойчивая положительная мотивация к обучению.


Условия комплектования: группа формируется на базе параллели 10-х или 11-х общеобразовательных классов; прием осуществляется в заявительном порядке с учетом способностей и желания учащихся;


Продолжительность обучения – 1 год.


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СОШ № 422

___________Богданова О.Н.

«___»____________2010 год


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


программы дополнительного образования


«В мире русской литературы »


Цель: совершенствование практических знаний, умений, навыков по литературе, необходимых учащимся для сдачи ЕГЭ; развитие речи, систематизированное повторение курса литературы

Ожидаемый результат:

1.Совершенствование практических знаний, умений, навыков учащихся по литературе;

2. Развитие навыков литературоведческого анализа, подготовка к ЕГЭ.

Категория обучающихся: 10 - 11 класс или 11 класс.


Срок обучения: 68 занятий, один или два года обучения.


Режим занятий: 1 -2 раза в неделю по 45 минут, возможен вариант -90 минут


Форма итоговой аттестации: тестирование в формате ЕГЭ.




п/п

Наименование разделов программы

Всего

часов

Формы контроля

1.

Структура и содержание КИМов. Нормативная база ЕГЭ. Критерии оценки частей В, С1-С5

1




2.

Теория и история литературы. Работа с заданиями части В


10

Тестирование, часть В

3.

Обобщающее повторение изученного в 8-9 классах. Литература 18 и начала 19-го века

13

Тестирование, части В, С

4.

Особенности литературы второй половины 19-го века Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)

9

Тестирование, части В, С

5.

Особенности литературы конца 19-го – начала 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений.

Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)

2

Тестирование, части В, С

6.

Особенности литературы первой половины 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)


12

Тестирование, части В, С

7.

Особенности литературы второй половины 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В

3

Тестирование, части В, С

8.

Практикум по работе над частью С


12




9.

Итоговая работа

4

Итоговое тестирование

10.

Анализ итоговой работы

2




13.

ИТОГО:

68






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор НМЦ Кронштадтского Директор ГОУ СОШ № 422

района _____________Богданова О.Н.

____________Токарева В.А. «___» ______________2010 г.

«____»___________2010 г.


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


« В мире русской литературы »


Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся -10-11 классы

Автор - Кирейшина Л.А.


Санкт-Петербург, 2010 год

Пояснительная записка


Данная программа является программой дополнительного образования учащихся старших классов, носит социально-педагогическую направленность.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе требуется время для повторения ранее изученного материала курса и определённая система понятий. В « Спецификации экзаменационной работы по литературе» говорится, что к экзамену следует готовиться, перечитывая тексты изученных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования.

Основная задача данной программы – помочь ученикам подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по литературе, сформировать у них навыки эффективной самостоятельной учебной работы по предмету, умение работать с экзаменационными тестами ЕГЭ, которые включают в себя задания, проверяющие и понятийный, и деятельный, и содержательный уровни подготовки.

Наиболее важной целью экзамена признано выявление уровня сформированности способности к творческому самовыражению на основе накопленного читательского опыта. От выпускника требуется знание :

- содержания литературных произведений,

- основных фактов жизни и творчества писателей – классиков,

-основных литературных направлений, течений,

-основных теоретико-литературных понятий.

Написание сочинений части С – одна из сложнейших задач, стоящих перед экзаменуемым. В связи с этим и учитывая критерии оценки сочинений, программа позволяет подготовить ученика к творческой работе и организовать комплексное повторение практически всего курса литературы, включая:

- теорию и историю литературы,

- древнерусскую литературу,

- литературу 18-го века ,

- литературу первой и второй половины 19-го века,

- литературу конца 19-го – начала 20-го века,

- литературу первой и второй половины 20-го века,

- владение нормами литературного языка.

Особое внимание обращается формированию умений , необходимых для проведения самостоятельного литературоведческого исследования. Так может быть обеспечена подготовка выпускника к продолжению образования в вузах, предусматривающих изучение филологических дисциплин, теории и истории литературы.

Цель программы: совершенствование практических знаний, умений, навыков по литературе, необходимых учащимся для сдачи ЕГЭ; развитие речи, систематизированное повторение курса.

Задачи:

- развитие у учащихся культуры читательского восприятия художественного текста,

- развитие навыков определения, понимания авторской позиции,

- восприятие текстов произведений в единстве содержания и формы,

- совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных понятий, знаний,

- развитие умения строить связное и содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса.


Содержание программы


 Программа рассчитана на 68 занятий и содержит следующие темы:

  •  «Теория и история литературы» (10 часов):литературные направления, течения, роды, жанры. Тема, идея. Проблематика, сюжет, композиция. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Стихотворные размеры;

  •  «Обобщающее повторение древнерусской литературы, литературы 18-го века и первой половины 19-го века»  ( 13 часов): ): « Слово о полку Игореве»; Д.И.Фонвизин «Недоросль». Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник»; творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • «Обобщающее повторение литературы второй половины 19-го века» (9 часов): творчество А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, И.А.Гончарова, Н.А. Некрасова, М.Е.Салтыкова – Щедрина, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского;

  • «Обобщающее повторение литературы конца 19-го – начала 20-го века» (2 часа): творчество А.П.Чехова, И.А.Бунина;

  • «Обобщающее повторение литературы первой половины 20-го века.» (12 часов): творчество М. Горького, А.А.Блока, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А. Шолохова, М.А. Булгакова, А.Твардовского, Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына;

  • «Обобщающее повторение литературы второй половины 20-го века» (3 часа): творчество В.Быкова, В.Ф.Тендрякова, В.С. Высоцкого, И.А.Бродского, Н.А.Заболоцкого, А.В.Вампилова ;

  • Практикум по работе над связным и содержательным речевым высказыванием на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса 12 часов).


Знания и умения


            Для изучения курса учащиеся должны иметь базовые знания и умения в соответствии с «Программой для общеобразовательных школ», рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

   В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать, интерпретировать литературное произведение, используя теорию и историю литературы ( тематика, проблематика,,идея, нравственный пафос, система образов, композиция, изобразительно – выразительные средства, деталь) ,

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи, выделять черты направлений и течений литературы,

  • определять жанрово – родовую специфику произведения,

  • сопоставлять литературные произведения,

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя,

  • строить связное и содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса.,

             Для реализации программы могут использоваться лекции, семинары, практикумы. Для получения информации об уровне усвоения данного курса учащимся предлагается написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:

  •   «Классики 19-го века »;

  •   «Из истории литературы»;

  •   «Золотой век русской литературы»;

  •   « Серебряный век русской литературы»,

  • « Слово о…»,

а также выполнение тестовых заданий, написание сочинений различного уровня сложности.


Тематическое планирование


 

Содержание занятий

Кол-во часов

1.

Структура и содержание КИМов. Нормативная база ЕГЭ. Критерии оценки частей В, С1-С5

1ч.




ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

10ч.

 2.

Художественная литература как искусство слова. Художественные образы. Содержание и форма произведения. Художественный вымысел, фантастика

1

3..

Фольклор, его жанры

1

4..

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм, модернизм ( символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

1

5.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры: роман, роман-эпопея повесть, рассказ ,очерк, притча, поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет, комедия, трагедия, драма.

1

6.

Авторская позиция. Пафос. Тема, идея. Проблематика, сюжет, композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж, характер, тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов:

речевая характеристика героя, диалог, монолог;

авторская характеристика,

портрет, внутренний монолог и т.д.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе

1

7.

Деталь, символ, подтекст. Психологизм, народность, историзм

1

8.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1

9.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1

10.

Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пиррихий, дольник. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа

1

11.

Тестирование, часть В

1






Обобщающее повторение изученного в 8-9 классах

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений.

Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)



13 ч.

12.

Обобщающее повторение древнерусской литературы. « Слово о полку Игореве »

1

13.

Литература 18-го века. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник»


1

14.

Литература первой половины 19-го века

В.А.Жуковский, баллада «Светлана».

Стихотворение «Море»

1

15.

А.С.Грибоедов « Горе от ума»

1

16 – 17.

А.С.Пушкин. Ст.: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану»( « И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», « Няне», « К…»( « Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября»( «Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия»( «Безумных лет угасшее веселье…»), «Туча», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2

18.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». А.С.Пушкин «Медный всадник»

1

19.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

1

20-21.

М.Ю.Лермонтов. Ст.:«Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт»( «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», « Молитва»( « В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пёстрою толпою окружён…», « И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»( «В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Из-под татнственной, холодной полумаски…», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк»

2

22.

М.Ю.Лермонтов «Песня про… купца Калашникова». М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

1

23.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

1

24.

Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

1





Особенности литературы второй половины 19-го века Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)



9ч.

25.

А.Н.Островский, драма «Гроза»

1

26.

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

1

27.

Ф.И.Тютчев.Ст.: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Есть в осени первоначальной…», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», «К.Б.» ( «Я встретил вас - и всё былое…»)

1

28.

А.А.Фет. Ст.: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь», «Заря прощается с землёю…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»

1

29.

И.А.Гончаров «Обломов»

1

30.

Н.А.Некрасов. Ст.: «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», « Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Элегия»( «Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

1

31.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «премудрый пескарь»

1

32.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

1

33.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1





Особенности литературы конца 19-го – начала 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений.

Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)



2ч.

34.

А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Пьеса «Вишнёвый сад»

1

35.

И.А. Бунин . Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

1






Особенности литературы первой половины 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)





12ч.

36.

М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне»

1

37.

А А.Блок. Ст:.«Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане, «Река раскинулась, течёт, грустит лениво…»,( из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»

1

38.

В.В.Маяковский Ст. «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Поэма «Облако в штанах»

1

39.

С.А.Есенин. Ст. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Запели тёсаные дороги…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

1

40.

М.И. Цветаева. Ст. «моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»( «Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»

1

41.

О.Э.Мандельштам. Ст:. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Батюшков»

1

42.

А.А. Ахматова. Ст. «Песня последней встречи», «я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Творчество», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», « Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет», «Родная земля». Поэма «Реквием»

1

43.

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Роман-эпопея «Тихий Дон»

1

44.

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

1

45.

А.Т.Твардовский. Ст,: «Вся суть в одном – единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Тёркин»( главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин)

1

46.

Б.Л.Пастернак. Ст.: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме…», «Снег идёт», «Во всём мне хочется дойти …», «Гамлет», «Зимняя ночь»

1

47.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

1




Особенности литературы второй половины 20-го века.

Род, жанр, идейно-художественное своеобразие произведений. Тренировка выполнения заданий с кратким ответом (часть В)

3ч.

48.

Произведения В.Быкова («Обелиск», «Сотников»), В.Ф.Тендрякова (повесть «Расплата»), В. Распутина ( «Прощание с Матёрой»)

1

49.

Поэзия в.С. Высоцкого, И.А.Бродского, Н.А.Заболоцкого

1

50.

Драматургия. А.В.Вампилов «Старший сын»

1





Практикум по работе над частью С:

задания С1-С4 повышенного уровня сложности



12 ч.

51- 52.

Критерии оценки развёрнутого ответа С1, С3 – развёрнутый ответ ограниченного объёма( 5-10 предложений) . Точность и полнота ответа. Примеры сочинений, их проверка и анализ, оценка

2

53.

Критерии оценки развёрнутого ответа С2, С4 – развёрнутый ответ ограниченного объёма (5-10 предложений:


- точность и полнота ответа,


- привлечение литературного контекста: называются не менее 2-х произведений или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или мотив, художественный приём и т.д.,


- 2 обоснования для сравнения, сопоставления,

- приводятся необходимые аргументы.


Примеры сочинений, их проверка и анализ, оценка

1

54-56.

Обучение сопоставлению произведений. Тематика сопоставления поэтических литературных произведений:

3




- тема дружбы







- тема любви







- тема свободы







- тема назначения поэта и поэзии







- тема Родины, описание родной природы, Руси







- поэтический синтаксис – важное художественное средство







- тема Отечественной войны







- тема Великой Отечественной войны, мужества советского народа, солдата







- образ быстротечного времени







- философская тема «человек и слово»







- тема одиночества







- тема молитвы







- описание ночи (утра, вечера, заката, зори) и др.




57- 58.

Тематика сопоставления прозаических литературных произведений:

2




- тема духовного омертвения







- тема детства







- тема сочувствия, сострадания, гуманизма







- тема «маленького человека», «лишних людей», «новых людей»







- тема снов и видений







-тема дуэли, бессмысленного, жестокого предрассудка







- тема «отцов» и «детей»







- тема предательства







- тема единения человека и природы







- тема революции и Гражданской войны, строительства социализма в городе и деревне







- тема Первой мировой войны, Второй мировой, Отечественной и Великой Отечественной войн







- тема репрессий







- тема Родины, Руси







- тема крепостного права, свободолюбия, нравственного выбора, добра и зла и др.





59-

62.


Практикум по работе над заданием высокого уровня сложности – С5







Критерии оценки развёрнутого обоснованного ответа С 5 ( не менее 200 слов) :


К 1- глубина и самостоятельность понимания проблемы,

позиция автора, ученика, тезис, аргументы;

К 2 – уровень владения теоретико – литературными знаниями, анализ произведения,

К 3 – обоснованное привлечение текста произведения( цитирование и комментарий, обращение к микротемам),

К 4 – последовательность и логичность изложения,

К 5 –следование нормам речи( речевые ошибки).

Анализ предложенного готового сочинения. Его проверка учащимися

1




Работа по выбору темы сочинения (из 3-х предложенных ). Составление сложного плана сочинения с учётом критериев. Подборка цитат, их комментарий. Использование теоретико – литературных знаний

1




Особенности написания сочинения типа С5 по поэтическим произведениям

1




Особенности написания сочинения типа С5 по прозаическим произведениям

1

63-66.

Итоговое выполнение работы в форме ЕГЭ

4ч.

67-68.

Анализ работы. Резервное занятие

2ч.




Итого часов

68 ч.



Литература


    1. Ерохина Е.Л. Литература. Ответы на экзаменационные билеты : учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

    2. Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

    3. Иванова Ю.С. ЕГЭ. Литература. Раздаточный материал тренировочных тестов – СПб: Тригон, 2008.

    4. Малюшкин А.Б. Русская литература.11 класс. Ответы на новые экзаменационные билеты. – М.:ТЦ Сфера, 2008.

    5. Михайлова Е.В. ЕГЭ 2010. Литература. Сдаём без проблем.- М.: Эксмо, 2009.

    6. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2010: Литература: репетитор.- М.: Эксмо, 2009.

    7. Самойлова Е.А. ЕГЭ-2007. Литература. Тренировочные задания.- М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

    8. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2010. Литература: тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2009.