bigpo.ru
добавить свой файл
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Утверждаю

Зам.дир.по ВР

_______________

Марушина Э.А.


АВТОРСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»

(гражданско-патриотическая направленность)


Автор: АТРАХИМОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ


Руководитель кружка:

учитель истории 1кв. категории

Попков А.В.


С. Яковское 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров –

из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.


ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ


Время реализации программы – 1 год.


Количество воспитанников в дружине – 1 человек.


Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Места проведения занятий:


- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;


- спортивный зал;


- стадион;


- военизированная пожарная часть;


- кабинеты физики, химии, учебные мастерские школы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


После изучения программы учащиеся должны:


ЗНАТЬ:


1.Основные причины пожаров в жилом доме.


2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.


  1. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.


4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.


  1. Виды травм, полученных при пожаре.




  1. Знаки пожарной безопасности.



УМЕТЬ:


  1. Пользоваться спичками.




  1. Эвакуироваться из здания школы.




  1. Пользоваться всеми видами огнетушителей.




  1. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.




  1. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.




  1. Выполнять команды по строевой подготовке.



ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.


ЗАДАЧИ:


1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:


- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.


2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:


- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.


3. РАЗВИВАЮЩИЕ:


- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.


ПРОГРАММА


кружка «Дружина юных пожарных»



  1. Вводное занятие.


Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.


  1. Цели и задачи пожарной охраны.


Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.


  1. Причины пожаров в жилом доме.


Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация

электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.


  1. Спички - детям не игрушка.


Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место

хранения спичек.


  1. Действия при возникновении пожара.


Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из

помещения.


  1. Противопожарная безопасность в школе.


Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных

мастерских, на детских праздниках и утренниках.


  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.


План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути

эвакуации школьников при пожаре.


  1. Участие в краевом конкурсе «Служба спасения 01».


Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.


Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды

и назначение. Подсобные средства тушения пожара.


  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.


Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.


  1. Виды и назначение огнетушителей.


Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.


  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.



Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных

сооружениях, в парках культуры и отдыха.


  1. Травмы, полученные при пожарах.


Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.


  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.


Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.


  1. Экскурсия в пожарную часть.


Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.


  1. Катастрофические пожары на территории Нижегородской области.


Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Нижегородской области. ЧС в нашем населенном пункте.


  1. Знаки пожарной безопасности.


Знаки для использования на путях эвакуации.



  1. Пожарно-прикладной вид спорта.


Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление

100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.


  1. Строевая подготовка.


Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение

строевым шагом в составе отделения.


  1. Противопожарная профилактика.


Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение

бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.


  1. Соревновательная деятельность.



Участие в районных соревнованиях среди ДЮП.


  1. Контрольные зачеты.



Противопожарная профилактика в летнее время.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



занятий кружка «Дружина юных пожарных»

для учащихся 1 классов




п/п

Темы занятий

Всего

часов

Кол-во часов

теория

практика

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.



Вводное занятие.


Цели и задачи пожарной охраны.


Причины пожаров в жилом доме.


Спички - детям не игрушка.


Действия при возникновении пожара.


Противопожарная безопасность в школе.


Эвакуация при пожаре из здания школы.


Участие в краевом конкурсе «Служба спасения 01».


Первичные средства пожаротушения.


Правила пользования первичными средствами пожаротушения.


Виды и назначение огнетушителей.


Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


Травмы, полученные при пожаре.


Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.


Экскурсия в пожарную часть.


Катастрофические пожары на территории Нижегородской области.


Знаки пожарной безопасности.


Пожарно-прикладной вид спорта.


Строевая подготовка.


Противопожарная профилактика.


Соревновательная деятельность.


Контрольные зачеты.


ВСЕГО ЧАСОВ:

1


1


2


1


1


1


2


2


1


2


2


1


1


1


2


1


1


4


2


2


2


1


34

1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


12



1


2


2


1


2


1


1


2


4


2


2


2


22



ЛИТЕРАТУРА:



  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.



  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.



  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.


  1. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.


  1. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.



  1. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.


  1. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.

Москва, «Просвещение», 2005 г.


  1. «Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.