bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное образовательное учреждение

МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

____________/Зернина О.Е./ ________/Кочергин Ю.Г./

«___»__________2011г. Приказ №____от

«___»___________2011г.


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Веселая радуга»


Возрастной состав обучающихся - 6-7 лет

Продолжительность образовательного процесса – 1 год.


Разработана

Крыловой Екатериной Геннадьевной

учителем 2 квалификационной категории


2011-2012 учебный год


Содержание программы



1. Пояснительная записка 3

2.Учебно-тематический план 5

3.Содержание образовательной программы 6

4.Ожидаемые результаты 8

5.Условия реализации программы 9

6.Список литературы 10







  1. Пояснительная записка

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, бумаги. Этот процесс вызывает у учащихся чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, изобразительного искусства.

Цели и задачи программы

Целью данной программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию,  воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;

  • умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитывающие:

  • Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность.

  • Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы.

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.

Особенности возрастной группы детей

Программа предназначена для детей в возрасте от 6-7 лет. Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.
Состав группы постоянный.

Режим занятий

1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год.


2.Учебно-тематический план



Разделы программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Живопись

8

1

7

3

Графика

6

1

5

4

Предметное рисование

2

1

1

5

Сюжетное рисование

5

1

4

6

Декоративное рисование

2

1

1

7

Аппликация

4

1

3

8

Передача сказочных образов

5

1

4

9

Знакомство с народными промыслами

1

1

-

Всего

34

10

24



 


3.Содержание образовательной программы




Название раздела

Содержание деятельности

1

Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство детей с правилами работы карандашом, кистью, красками. Техника безопасности на уроках.

2

Живопись

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: Освоение приемов живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав.

3

Графика

Знакомство с выразительными средствами графики. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал, Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: Изображение трав, деревьев, насекомых, объектов природы и быта, насекомых .

4

Предметное рисование

Изображение в рисунке предмета, передавая его форму, пропорции, цвет, фактуру

Практическая работа: Рисование фруктов, листьев, овощей.

5

Сюжетное рисование

Правила расположения изображения на листе бумаги (вертикально или горизонтально; строить планы по всему листу, близко - далеко). Выделять главное цветом, положением на листе бумаги, передавать взаимосвязь пространственную, временную.

Практическая работа: Рисование пейзажа, иллюстрации у сказкам.

6

Декоративное рисование

Украшение предметов, одежды: игрушек из глины, дымковская, каргопольская, филимоновская; роспись разделочных досок (Городец), платков; роспись посуды.

Практическая работа: Роспись игрушек, посуды.

7

Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации: обрывная аппликация, «вырезанная аппликация».

Освоение приемов работы с ножницами. Работа с необычными материалами.

Практическая работа: Изучение выразительности готовых цветовых эталонов. Создание аппликации их фантиков: простых композиций (орнамент или узор), тематические композиции. Изображение архитектурных сооружений, овощей, фруктов в технике обрывной и вырезанной аппликации.

8

Передача сказочных образов

Передача в рисунке сказочности, необычности цветовой характеристики, окружающей среды, одежды.

Практическая работа: Иллюстрации к русским народным сказкам.

9

Отчетная выставка работ

Подведение итогов. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.



4.Ожидаемые результаты


Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу реализации программы дети должны:

  • свободно владеть карандашом и кисточкой, уметь рисовать линии в разном направлении, не вращая лист, уметь работать концом кисти и плашмя, владеть мазком;

  • знать основные и дополнительные цвета, уметь смешивать их;

  • эмоционально воспринимать  содержание произведения;

  • запоминать  и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки;

  • владеть техниками акварели;

  • применять нетрадиционные техники (рисование пальчиками, ладошкой и др ).

  • воспринимать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, пространство, композицию и др.);

  • создавать образ, в рисунке, в аппликации, с помощью средств выразительности;

  • отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричности декоративного узора;

  • владеть простейшими способами аппликации;

  • оценивать то, что получилось.

Для определения результатов осуществляется диагностика уровня исполнительских навыков, наблюдение. Диагностика исполнительских навыков осуществляется два раза в год. Первый раз анализируются работы воспитанников через полгода обучения. Параметры для диагностики были определены согласно тем знаниям и умениям, которыми должны овладеть воспитанники в течение первого года обучения:

  • работа кисточкой и карандашом;

  • основные и дополнительные цвета;

  • форма, пространство;

  • техника работы акварелью;

  • простейшие способы аппликации.

Второй раз работы воспитанников анализируются после года обучения.


Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ, конкурсы, викторины;

  • открытые занятия, мастер - классы для родителей;

  • участие в мероприятиях разного уровня.

5. Условия реализации программы


Обучение изобразительному искусству требует проводить в специально оборудованном кабинете. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Оборудование для занятий:

  • доска

Материалы: акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, клей.

Технические средства: компьютер.

Информационные средства: художественная, научная, методические материалы, Интернет.

Художественные средства: произведения искусства.

Дидактические средства:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;

  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты.

Учащиеся ведут альбом.


6. Список литературы


1.Маслов Н.Я. Пленер. Практика по изобразительному искусству., М.

Провсвещение.1984.

  1. Анисимов И.И. Основы рисования,М.1977

  2. Ростовцев Н.И.История методов обучения рисованию,М.1982

  3. Живопись. Практическое руководство. М. Искусство 1964

  4. Кузьмина М.Т. Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. М. изобразительное искусство,1983

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск1. М. Искусство,1985

  6. Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М. Просвещение, 1987

  7. Платонова Н. Энциклопедический словарь юного художника., М. Педагогика,1983

  8. Клиентов А. Энциклопедия живописи для детей., М. Белый город,2004