bigpo.ru
добавить свой файл
1
Несомненно новыми педагогическими технологиями в преподавании истории, как и других дисциплин, являются информационно - коммуникативные технологии, исследовательские, проектные.

Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди». Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебника или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению исторического материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Информационные технологии можно использовать на всех типах уроков: изучения новых знаний и формирования новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; комбинированные (смешанные); (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, НА. Сорокин, М.И. Махмутов).

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.

На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.
Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их. Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.


Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.


Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся. (1)


Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.


Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Важным образовательным ресурсом являются методические сайты Интернета : сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.


Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтайским отделением Федерации интернет- образования.


Можно найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ .

Следует констатировать, что основные проблемы, касающиеся использования информационных ресурсов и услуг Интернет, связаны с двумя функциями: стимулирующей и ограничительной. Первая призвана максимально стимулировать процесс развития интеллектуальных умений учащихся, связанных с развитием самостоятельного критического и творческого мышления. В каждом предмете такая деятельность будет иметь свою специфику, но целенаправленность подобной деятельности, ее дидактическая суть будут одинаковы.

Вторая должна быть направлена,

во-первых, на ограничение доступа к информации, которая не способствует развитию самостоятельного мышления школьников (в том числе, всевозможные готовые базы рефератов, сочинений и т.д., если только при этом не ставится специальная задача анализа информации этой продукции под тем или иным углом зрения)

во-вторых, к информации, содержащей недостоверные или сомнительные сведения (учитель поэтому должен быть знаком с этой информацией, с сайтами, содержащими такую информацию),

в-третьих, к информации, носящей чисто рекламный характер в образовательной сфере и, наконец,

в-четвертых, к информации, носящей агрессивный характер, способной нанести вред психическому здоровью детей.


В результате работы с ПО различного типа, я сформулировал для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

1.Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

2.Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

3.Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)

В итоге, как оказалось, этим требованиям обладает не готовый продукт, а любая программа создания презентаций.

В своей практической работе я остановился на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся прежде всего распространенностью данного пакета и его унифицированностью- любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Первая презентация, которую я представляю может быть использована на уроке как путеводная звезда которая позволит учителю не тратить время на выполнение меловых записей.


Вторая презентация может быть использована на этапе закрепления знаний. Т.к. выполнение заданий ЕГЭ требует систематизации знаний


Третья презентация может быть использована как при объяснении новой темы. Так и при повторении изученного:

В качестве примера воспользуемся презентацией «Отечественная война 1812 года» из пакета «История России XIX века». После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а за ним по щелчку мыши переходим в слайд «План урока» (слайд 2). Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную Учебную задачу урока.

После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Основу программы составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников-баталистов и иллюстрации из книг.

Методика работы с отдельными слайдами аналогична работе с кадрами из диафильмов и диапозитивов.

При появлении слайда 4 текст в левой части экрана отсутствует. Учитель просит ребят вспомнить о тех противоречиях, которые существовали между Россией и Францией в н. 19 в. и сформулировать причины войны. Текст появляется или по ходу беседы, или после нее как подведение итога рассмотрения данного вопроса.

Диаграмма на слайде 5 позволяет учащимся сравнить военно-промышленный потенциал противоборствующих сторон, и сделать вывод о том, почему Наполеон стремился завершить войну в течение 1812 г.

Слайд 6 позволяет показать расстановку сил и планы сторон. При этом в ходе рассказа учителя фигурки выезжают к границе.

Слайд 7, как и аналогичные «тестовые слайды» содержит краткую информацию о соответствующих событиях - имена, даты и т.д.

Используя анимацию на слайде 8, преподаватель создает у учащихся наглядное представление о развитии боевых действий в начальный период войны

Слайды 9-12 служат иллюстрацией к рассказу о Смоленском сражении, назначении М. И. Кутузова главнокомандующим и битве за Шевардинский редут.

На основе диаграммы (слайд 13) учащиеся анализируют соотношение сил накануне Бородинского сражения и анализируют, почему через 2 месяца после начала войны численность русской и французской армий практически выровнялась. На следующем слайде учитель показывает расстановку войск к началу сражения, используя анимацию – отдельные полки «выдвигаются» на свои позиции.

Далее рассказ учителя, или учащихся о ходе битвы иллюстрируется картинами известных баталистов ( слайды 15-17).

Анимированная карта на слайде 18 отражает основные события завершающего этапа Бородинского сражения. Обсудив итоги и значение Бородинской битвы, учитель переходит к вопросу об оставлении Москвы и Тарутинскому маневру (слайды 19-22). Учащимся предлагается самим проанализировать варианты предложенные в ходе военного совета в д. Фили.

Слайд 23 помогает оценить эффективность действий М.И Кутузова. Перед учащимися ставится вопрос: «Подумайте, почему Александр I и М.И.Кутузов отвергли предложение Наполеона о заключении мирного договора?»

Слайды 24, 25 посвящены партизанскому движению. Перед рассмотрением вопросы учащимся предлагается сформулировать признаки понятия «Отечественная война».

Изгнание Наполеона из России и гибель «Великой армии» изучаются на основе слайдов 26-28.

После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала (слайды 29-30).

На слайде 29 учащийся за компьютером переходит в режим редактирования слайдов и соотносит, при помощи мышки, картины с соответствующей датой. Класс следит за его работой и, при необходимости исправляет ошибки. Решая кроссворд (слайд 30), учащиеся по вертикали получат слово, означающее характер войны 1812 года. На экране появляется вопрос, ребята предлагают ответ, и по щелчку мыши преподаватель заполняет соответствующую строку и одновременно выводит следующий вопрос.

В конце урока учитель напоминает учащимся Учебную задачу урока и они, в ходе её обсуждения, при помощи преподавателя формулируют правильный ответ.

Представленная разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может легко добавлять и пропускать слайды, наполнять их другим содержанием, использовать традиционные приемы работы.

Компьютер, обладающий огромными возможностями (интерактивность, мультимедийность, систематизация и поиск материала), резко расширяет творческие возможности учителей и учащихся. Компьютер как универсальное средство обучения позволяет гораздо эффективнее решать целый ряд образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, задачу создания исторических образов эпох, событий, исторической обстановки, людей и т.д. за счет визуализации, которая способствует усвоению материала и которой зачастую не хватает при применении обычных технологий.

Во-вторых, усиливается мотивация к изучению предмета. Компьютерная среда для многих учащихся стала более привычной, нежели традиционная книжная, и этот момент тоже необходимо учитывать.

В-третьих, работа с анимированными картами позволяет лучше решать задачу по локализации событий в пространстве, четче проследить динамику исторических событий.

В-четвертых, компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» - видео- и аудиоподборки, анимированные карты и схемы, таблицы и т.п.

В-пятых, компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность. Например, интеллектуальные игры. Вопросы, разработанные при помощи компьютерных технологий, являются сплошь и рядом не только более эффективными, но и более эффектными.

В-шестых, сейчас, можно говорить о новой сфере детского творчества – творчестве компьютерном. Именно через компьютерное творчество в нынешней ситуации можно поднять уровень мотивированности у учащихся. Это такая же специфическая сфера творчества, как наука, искусство, спорт. Не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. А вот проявить себя в создании презентации захотят многие, и практика показывает, что в 9 случаях из 10 из двух альтернатив презентация или реферат дети выбирают первое.

Преимущества исследовательской технологии, информационно-коммуникативной, проектной , конечно налицо. Но и налицо проблемы, возникшие передо мной:

Путем собственных проб и ошибок я чуть-чуть овладела

- создание таблиц, построение диаграмм и графиков с помощью EXEL;

-вставка в текст файлов изображения;

- простейшие операции в Photoshop;

-поиск материалов в Интернете, «скачивание» их и использование в дальнейшей работе.


Пока ещё проблемами для меня являются:

-конвертирование таблиц WORD в таблицы EXEL;

- сканирование;

-вставка в реферат звуковых эффектов и видеообъектов;

— преобразование сканированного текста в файл WORD с помощью программы Finereader;

-копирование нужных аннимаций с электронных учебников для использования их в использовании слайдов.