bigpo.ru
добавить свой файл
1
Резолюция

научно-практической конференции на тему «Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья учащихся и повышения качества общего образования»


Научно-практическая конференция на тему: «Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья учащихся и повышения качества общего образования» проведена в рамках реализации послания Президента Российской Федерации "Здоровый ребенок" и городской целевой программы «Столичное образование -5».

В работе конференции приняли участие: методисты окружных методических центров, заместители руководителей общеобразовательных учреждений, медицинские и социальные работники, психологи, педагоги. Всего – 57 человек.


На конференции рассмотрены следующие программные вопросы:


1. Модель взаимосвязи образа жизни с состоянием здоровья учащихся и качеством образования.

2. Здоровое питание как основной компонент здорового образа жизни.

3. Оптимизация двигательной активности и профилактика школьной гипокинезии.

4. Рациональный режим дня (синхронизация социальных и биологических ритмов).

5. Компьютерная безопасность и профилактика компьютерной зависимости.

6. Гендерный подход в воспитании и обучении детей.

Конференцию открыл заместитель председателя Российского союза школьной и университетской медицины и здоровья, академик РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Сухарев А.Г.

В приветствии А.Г.Сухарев подчеркнул, что здоровье как основа жизнедеятельности человека формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Здоровье рассматривается как непрерывный и неравномерный процесс формирования физического, психического и социального благополучия, который управляется биологическими, средовыми и поведенческими факторами.

Охрана здоровья учащихся образовательных учреждений предусматривается статьей 41 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важной задачей общеобразовательных учреждений является «формирование мотивации к здоровому образу жизни учащихся средствами гигиенического воспитания». В связи с этим, особую актуальность приобретает поиск эффективных и доступных средств воспитания и обучения учащихся, которые позволили бы не только сохранить, но и укрепить здоровье в период освоения ими программ, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Проблема формирования мотивации к здоровому образу жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для сохранения и укрепления здоровья. К сожалению, мотивация к здоровому образу жизни у детей, очень слабая. И только под влиянием приобретенных знаний, воспитания определенных убеждений и осознанного поведения формируется у детей устойчивая мотивация к ЗОЖ. Процесс формирования моти­вации к здоровому образу жизни включает воспитание гигиенических на­выков с раннего детского возраста и правильное отноше­ние к своему здоровью на протяжении всей по­следующей жизни. Семья и образовательные учреждения являются основой формирования не только личности, но и здорового образа жизни. Проблема формирования здорового образа жизни, как никогда, актуальна для всей системы образования, чье непосредственное участие формирует базовое отношение человека к самому себе и обучает способам его взаимодействия с окружающим миром. Будет здоровье у учащихся и у педагогов - будет и качественным общее образование.

В своем выступлении А.Г.Сухарев представил модель взаимосвязи образа жизни с состоянием здоровья и качеством общего образования (рис.).



Даны определения здорового образа жизни, гигиенического воспитания, качества общего образования и его критерии. Так, «качество общего образования – это совокупность средств, методов, технологий и форм обучения, которая характеризуется знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися в соответствии с Государственным образовательным стандартом при сохранении и укреплении здоровья. Критериями качества общего образования являются: успеваемость; итоги государственной аттестации; уровень заболеваемости; распространенность пограничных психических расстройств».

Заслуживает внимания представленная схема физиологического механизма формирования мотивации к ЗОЖ с учетом доминирующих потребностей в критические возрастные периоды онтогенеза человека и классификация здорового образа жизни.

В своем выступлении В.В.Стан отметила, что одним из ведущих компонентов ЗОЖ считается здоровое питание. Основными принципами здорового питания являются:

  1. соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам учащихся;

  2. сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;

  3. максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;

  4. правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые достоинства блюд;

  5. учёт индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

  6. рациональный режим питания, обстановка, формирующая у ребенка навыки культуры приёма пищи;

  7. обеспечение безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению блюд.

В сообщении подчеркивается, что большое значение для здорового питания имеет сбалансированность питания, регулярность приема пищи, правильное распределение пищи в течение дня, качество продуктов питания, соблюдение режима, обязательное потребление воды. Питание учащихся имеет огромное значение для правильного роста и развития всех органов и систем, особенно при больших умственных и физических нагрузках.

Задачи, стоящие перед коллективом школы: популяризировать знания о здоровом питании среди детей и родителей, формировать у школьников правильное отношение к продуктам, режиму питания, воспитывать навыки пищевого поведения и культуры еды.

В своем выступлении Ю.А.Лукашова подчеркнула, что движения необходимы не только для социального общения и осуществления той или иной деятельности, проявления своего поведения и отношения к окружающим, но и для формирования здоровья.

Суточная двигательная активность (СДА) – это сумма движений, выполняемая человеком в процессе своей жизнедеятельности на протяжении суток. СДА, являясь биологической потребностью организма, саморегулируется и считается константой. Она зависит от возраста, пола и индивидуальных психофизиологических особенностей. Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

В сообщении даны понятия гипо- и гиперкинезии; причины их возникновения, последствия и меры профилактики.

Отмечено, что влияние занятий физкультурой не ограничивается биологической потребностью организма в движениях. Это важная составляющая часть общего воспитательного процесса, физического, психического и социального благополучия человека. Французский врач Жан Тиссо ещё в XVIII веке писал: «Движение – есть источник здоровья, бездействие – могила. Движения по своему действию могут заменить лекарство, но все лечебные средства мира не в силах заменить действие движений».

Выступление Л.Ф.Игнатовой посвящено рациональному режиму дня как важнейшему компоненту ЗОЖ. Основой построения наиболее рационального режима дня служит учет биологических ритмов. Наиболее благоприятной для здоровья является синхронная (согласованная) работа всех функциональных систем организма, которая подчинена суточным биоритмам. При нарушении синхронности возникают предпатологические или патологические состояния, именуемые десинхронозом.

Для создания рационального режима дня учащихся обязательным является соблюдение следующих принципов:

  • синхронность социальных и биологических ритмов;

  • достаточность продолжительности ночного сна и наличие дневного при необходимости;

  • чередование напряженной деятельности с достаточным отдыхом для полного восстановления работоспособности и образования фазы суперкомпенсации.

Важной задачей становится приведение учебных нагрузок в соответствие не только с возрастными возможностями организма школьников, но и с биологическими ритмами.

В своем выступлении О.А.Шелонина представила физиологические механизмы компьютерной зависимости, признаки ее формирования; раскрыла факторы риска и меры профилактики компьютерной зависимости.

Особо выделяется тот факт, что гигиеническое воспитание является эффективным способом профилактики компьютерной зависимости. Гигиеническое воспитание должно быть направлено на формирование компьютерной безопасности у пользователей любого возраста.

В своем выступлении Н.М.Цыренова подчеркнула, что гендерное воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с учетом половой дифференциации; формирования знаний, убеждений и осознанного поведения, основанного на закономерностях о половом диморфизме. Поступление в школу знаменует начало нового ответственного этапа гендерного воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как авторитетный носитель знаний и образцов поведения.

Правила поведения школьников, едины для мальчиков и девочек. В школе к ним предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности.
Но необходимо учитывать дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Изъяны гендерного воспитания особенно велики в тех семьях, где между родителями нет взаимного уважения, дружбы, любви. Мальчики и девочки из таких семей выходят в жизнь с искаженными представлениями о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Личный пример отца и матери — один из главных способов воспитания мальчиков и девочек в семье. Никакие специальные усилия не дадут положительных результатов, если перед глазами детей отрицательный пример собственных родителей. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания. Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. При реализации вопросов о гендерном воспитании необходимо тесное сотрудничество учителя, психолога, медицинского работника с родителями учащихся.

В обсуждении приняли участие 7 человек. Были высказаны различные точки зрения на вынесенные для обсуждения проблемы. В целом все выступающие одобрили инициативу кафедры провести конференцию и обсудить актуальные и очень сложные в своем исполнении в условиях образовательного учреждения задачи. Многие отметили, что в образовательном учреждении давно не стоят вопросы гигиенического воспитания детей. Во-первых, это считается задачей семьи, а во-вторых – в школах нет подготовленных для данной работы специальных программ.

Выступающие высказали пожелание просить кафедру валеологии обобщить все материалы конференции и опубликовать их на сайте кафедры.

Заключение. А.Г. Сухарев подчеркнул, что в последние годы население нашей страны стало ясно оценивать негативное влияние вредных привычек и осознавать важную роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья. Однако понимание проблемы еще не приводит к реальному изменению опасного для здоровья образа жизни. Такая реальность определяет актуальность обоснования более совершенной методологии гигиенического воспитания и поиска более эффективных средств формирования мотивации к здоровому образу жизни человека с учетом его возраста, пола, состояния здоровья и сложившегося стереотипа поведения.

Гигиеническое воспитание детского населения – это задача не только медицинских работников, но и образовательных учреждений и всего общества в целом. В связи с этим, необходимо, чтобы педагогический коллектив общеобразовательных учреждений был заинтересован в овладении методикой сбора, анализа и оценки материалов по образу жизни школьников. Умел анализировать состояние здоровья учащихся на основе данных профилактических медосмотров, выделять основные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся. Знал о системе мониторинга, которая позволяет выявлять причинно-следственные связи и разрабатывать профилактические мероприятия для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ и улучшению здоровья, что в свою очередь будет положительно влиять на качество образования. Реализация управленческих решений отслеживается по принципу обратной связи. Таким образом, при правильной организации гигиенического воспитания создается саморазвивающийся процесс оптимизации качества образования при сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Кафедра валеологии МИОО проводит проектно-исследовательский курс повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений г. Москвы по теме «Образ жизни и здоровье учащихся», который проводится на базе образовательного учреждения с использованием каникулярного времени, в объеме 72 часов. Российской медицинской академией последипломного образования издано учебное пособие «Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения» (2011 г.), которое может быть использовано при организации системы гигиенического воспитания учащихся в образовательных учреждениях разного типа. В данном пособии представлены ориентировочные программы гигиенического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также программа профилактики вредных привычек.

По результатам работы научно-практической конференции участники считают:

  1. Одной из приоритетных задач общеобразовательного учреждения является разработка программ гигиенического воспитания по формированию у учащихся устойчивой мотивации к ЗОЖ.




  1. Педагогический коллектив общеобразовательных учреждений должен овладеть методиками сбора, анализа и оценки материалов по образу жизни школьников с дальнейшим выявлением ведущих факторов риска для своевременного проведения профилактических мероприятий.

  2. Опубликовать материалы конференции на сайте кафедры валеологии.

Участники отметили, что конференция организована и проведена на высоком уровне и выражают признательность МИОО и кафедре валеологии за предоставленную возможность обсудить проблемы и перспективы в деятельности общеобразовательных учреждений для сохранения и укрепления здоровья школьников, повышения качества образования в период освоения ими программ, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Резолюция одобрена участниками конференции 20 октября 2011 г.