bigpo.ru
добавить свой файл
1 2

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РЕШЕНИЙ ВСЕМИРНОГО САММИТА

В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ




г. АСТАНА, 2000 г.

Содержание


  1. Обзор тенденций и достижение целей

Всемирного Саммита в интересах детей…………………3

  1. Создание новых механизмов для дальнейшей

реализации Конвенции о правах ребенка………………..5

  1. Институциональные механизмы, способствующие

выполнению Плана действий Саммита………………… 7

  1. Реализация важнейших решений

Всемирного Саммита в интересах детей………………… 8

образование детей 8

социальная защита детей 11

детская инвалидность 14

здоровье детей 16

младенческая смертность 18

материнская смертность 19

инфекционная заболеваемость 21

девочки 24

5. Обзор основных нерешенных проблем и

рекомендаций. Факторы, препятствовавшие

прогрессу……………………………………………………….25

6. Перспективы действия на национальном

и международном уровнях. .……………………………….. 25

Заключение…………………………………………………….26


Обзор тенденций и достижение целей

Всемирного Саммита в интересах детей


Гуманные идеи и предложения, выражающие чаяния населения нашей планеты, провозглашенные Организацией Объединенных Наций на Всемирном Саммите в интересах детей в 1990 году, с удовлетворением были приняты молодым суверенным государством - Республикой Казахстан. В течение последующих десяти лет в Казахстане немало сделано по реализации этого программного документа.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Семья и дети находятся под защитой государства.

В июле 1994 года Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. В 2000 году Президентом страны подписаны факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

В целях обеспечения прав подрастающего поколения приняты концептуально новые законы: «Об образовании», «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О специальном государственном пособии» и другие, в которых предусмотрены специальные главы и разделы, способствующие реализации основных положений Конвенции о правах ребенка.

Установление возраста совершеннолетия в действующем гражданском законодательстве Республики Казахстан, возраста вступления в брак, также для прохождения воинской службы с 18 лет не противоречит положениям названной Конвенции. Отдельными правами, например, на труд, ребенок вправе пользоваться наравне со взрослым с 16 лет, возраст уголовной ответственности определен с 14 лет.

Право на жизнь, закрепленное в ст.15 Конституции, отвечает требованиям нормы Конвенции. Это право в уголовно-правовом аспекте обеспечивается мерами по защите от насильственного посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность.

На максимальное обеспечение выживания и здоровое развитие детей в экологически трудных зонах направлены специальные законы о защите детей Аральского и Семипалатинского регионов.

Конституция Республики Казахстан, Закон «Об общественных объединениях» гарантируют ребенку, как и любому гражданину, право свободно формировать и выражать собственные взгляды.

Вопросы гражданства детей регламентированы Конституцией, Гражданским кодексом и Законом «О гражданстве» и соответствуют требованиям Конвенции. Индивидуальность ребенка обеспечивается при рождении присвоением ему фамилии, имени и отчества в соответствии с Законом «О браке и семье». По достижении 16 лет ребенок сам вправе менять фамилию, имя, отчество по своему усмотрению.

Законы Республики Казахстан «О культуре», «О физической культуре и спорте», «О туризме» и др. предоставляют дополнительные механизмы реализации права ребенка на развитие.

Таким образом, действующее законодательство Республики Казахстан закрепляет право ребенка на развитие в сфере образования, отдыха, досуга и участия в культурной жизни, что также соответствует положениям Конвенции.

Государственная политика в области защиты прав и законных интересов детей признана приоритетной областью деятельности государственных органов всех уровней.

Молодое суверенное многонациональное государство Республика Казахстан занимает территорию 2724,9 тысяч кв. километров. По состоянию на 1 января 2000 года в Казахстане проживает 14,9 млн. человек, из которых 8,3 млн. (55,7%) – жители городов и 6,6 млн. (44,3%) – жители села. Дети до 18 лет составляют 5,69 млн. (37,6%) из общей численности населения (Приложение 1).

Сложности социально-экономической ситуации, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям и становлением независимого Казахстана, отразились и на демографической ситуации.

В 1999 году отмечен самый низкий за последние десятилетия ХХ века коэффициент рождаемости – 14,0 на 1000 человек населения, в то время как данный показатель в 1990 году был равен 21,7.

Результаты медико-демографического исследования Казахстана 1999 года также показали, что при существующем уровне рождаемости каждая женщина родит 2,1 ребенка за ее репродуктивный период; этот показатель снизился на 18% по сравнению с ПМДК (программа медико-демографического исследования Казахстана) 1995 года, когда суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составлял 2,5 ребенка на женщину, и снизился на 29% со времени переписи населения 1989 года, когда СКР составлял 2,9 ребенка.

Естественный прирост населения в 1999 году в республике составил 4,33 на 1000 человек, что значительно ниже по сравнению с 1990 годом (21,7).

Высокими остаются показатели общей и младенческой смертности. Несмотря на снижение смертности в 1999 году, ее уровень остается высоким. Коэффициент смертности составил 9,7 на 1000 человек, что на 22,8 процента выше уровня 1990 года. Средняя продолжительность жизни в Казахстане в 1999 году составила 64,8 года, в то время как данный показатель в 1990 году составлял 68,6 лет.

В настоящее время в Казахстане наметилась тенденция к стабилизации экономики. В этой связи руководство страны провозгласило политику, направленную на первоочередное решение социальных вопросов, среди которых приоритетным является реализация детских программ.


Создание новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка

Предметом постоянного внимания общественности является ход реализации положений Конвенции «О правах ребенка». Первая леди страны, председатель Фонда «Бобек» Назарбаева С.А., в целях создания механизма правовой и социальной защиты ребенка от любых форм дискриминации, инициировала разработку проектов законов «О защите прав детей», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества».

Главной целью проекта закона «О защите прав детей» является создание максимальных правовых и социально-экономических условий для реализации и защиты прав и законных интересов детей.

Законопроект утверждает равноправие детей независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, местожительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся детей, и предусматривает меры, направленные на защиту прав ребенка, на образование, охрану здоровья и его политических прав.

Специальная глава посвящена государственной политике в области защиты прав и законных интересов детей. Дифференцированы полномочия центральных и местных представительных и исполнительных государственных органов в области осуществления гарантий прав ребенка.

Наиважнейшим является включение положения о государственной поддержке, в том числе в вопросах финансирования общественных и иных некоммерческих структур, осуществляющих правозащитную деятельность в отношении детей, финансирование программ и проектов которых может осуществляться на условиях госзаказа.

Глава проекта закона «Защита прав ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях» предусматривает меры защиты детей, оставшихся без родительской опеки, детей – инвалидов, включая детей с недостатками умственного и физического развития, детей – беженцев, детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В качестве меры защиты социальных прав детей с ограниченными возможностями предусмотрено выделение из республиканского бюджета дополнительных средств для получения ими образования на уровне установленных стандартов.

Предусмотрено также оказание государственной финансовой поддержки опекунским (приемным) семьям и детским деревням семейного типа. Детям – инвалидам гарантируется бесплатная специализированная медицинская, дефектологическая и психологическая помощь, выбор учебного заведения и трудоустройство в соответствии с возможностями.

Предусмотрена специальная статья, запрещающая участие детей в военных действиях. Детям – беженцам, лишившимся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов, предоставляется право на защиту своих интересов.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения таких детей должны принимать меры для розыска родителей или родственников, оказывать материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определять их в лечебно-профилактическое, интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение. Детям – беженцам, в случае потери родителей, обеспечивается такая же социальная защита, как и любому ребенку, оставшемуся без родительской опеки.

В специальной главе, посвященной механизмам защиты прав и законных интересов детей, закреплены полномочия государственных органов и неправительственных организаций, а также судов, органов прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства, нотариата и общественных объединений.

Отражены также положения Факультативных протоколов к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции, детской порнографии, участия детей в вооруженных конфликтах.

Принятие этого закона будет содействовать усилению внимания со стороны всех государственных органов, должностных лиц и повороту национального самосознания к проблемам детей в переходных условиях, а также более полной реализации положений Конвенции о правах ребенка.

В ноябре 2000 года принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества». Внесен на рассмотрение в Парламент проект Закона Республики Казахстан «О защите прав детей». Разработан также проект Закона РК «О социальной и коррекционно-педагогической поддержке детей и подростков с ограниченными возможностями», который будет представлен в установленном порядке.

Будут внесены дополнения и изменения в Закон Республики Казахстан «Об образовании» по обязательной дошкольной подготовке девочек и мальчиков в детских садах и школах.

В системах образования и здравоохранения реализуются государственные программы «Образование» и «Здоровье народа».

Таким образом, в Казахстане активно создаются дополнительные условия для обеспечения более полной реализации прав детей.


Институциональные механизмы, способствующие выполнению Плана действий Саммита

В целях улучшения положения детей и женщин в 1998 году была создана действенная структура - Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан.

На Комиссию возложены задачи по определению приоритетов и разработке рекомендаций для формирования комплексной государственной политики, концепций и программ в отношении семьи, детей и женщин, участию в подготовке и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся данной сферы. В составе Национальной комиссии имеется специальная секция «Проблемы семьи», которая занимается вопросами улучшения положения детей.

В 1999 году утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, в котором значительная часть мероприятий направлена на решение многих проблем детей:

разработка ряда законов: «О защите прав детей», «О социальной и коррекционно-педагогической поддержке детей и подростков с ограниченными возможностями в здоровье»;

присоединение к Конвенци МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу»;

разработка Государственной программы «О нравственно-половом воспитании».

Предусматривается принятие мер:

по реализации программ грудного вскармливания, улучшению детского питания;

формированию здорового образа жизни, внедрению в школах программ по валеологии, возрастной гигиене, профилактике и борьбе со СПИДом;

борьбе с насилием в отношении девочек, нравственно-половому воспитанию;

профилактике употребления табачных, а также алкогольных изделий и наркотиков, особенно среди молодежи;

предупреждению жестокого обращения с детьми грудного и раннего возраста, внедрению стратегии комплексного лечения болезней детского возраста;

пересмотру нормативных и правовых актов в связи с переходом на критерии ВОЗ по живорождению;

внедрению гендерного образования в школах и вузах;

упорядочению и сокращению в средствах массовой информации передач, пропагандирующих насилие против детей и женщин и так далее.

Национальный план действий утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 г. № 999, и положения его являются обязательными для исполнения. Мы считаем это одним из достижений.

В стране действует около 20 неправительственных организаций, занимающихся вопросами детей и поддержки детей – инвалидов.

Создаются условия для местных органов власти, неправительственных организаций, частного сектора в подготовке их собственных программ действия для помощи в осуществлении целей и задач, включенных в Декларацию и в План действий Саммита, и оказанию им государственной поддержки, в вопросах финансирования программ и проектов, на условиях государственного заказа.


Реализация важнейших решений Всемирного Саммита в интересах детей

В Казахстане сбор, анализ и публикацию статистических данных осуществляют органы государственной статистики. На основании этих данных, а также с использованием результатов проведенных исследований, таких, как Программа медико-демографических исследований (ПМДК) Казахстана 1999 и другие, изучено положение детей и проведен анализ состояния дел за период с 1991 по 1999 годы.

Агентство Республики Казахстан по статистике выпускает ежемесячно доклад «Социально-экономическое положение в Республике Казахстан», что позволяет своевременно принять соответствующие действенные решения.

Впервые в 1999 году выпущен и в дальнейшем будет ежегодно выпускаться статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана», где приводятся данные и по детям.

Образование детей

В Конституции Республики Казахстан закреплены гарантии граждан на обязательное бесплатное среднее образование.

Основные задачи развития образования обозначены в долгосрочных приоритетах государства на период до 2030 года, поручениях Президента страны. Принят Закон Республики Казахстан «Об образовании», утверждена Государственная программа «Образование».

В целом, в 90-е годы Казахстан достиг определенных успехов в области образования. По данным переписи населения 1999 года, число лиц, имеющих высшее образование, составило 124 на 1000 человек населения (по данным переписи населения 1989 года - 97), среднее специальное – 223 (1989 год - 184), среднее общее – 368, (1989 год – 339), основное общее –181 (1989 год – 200), начальное – 75 (1989 год – 104). (Приложение 2).

С другой стороны, 90-е годы характеризуются тем, что в этот период в Республике Казахстан система образования претерпела изменения, связанные с процессом становления независимого государства, переходом его экономики на рыночные отношения и снижением уровня социальных услуг детям.

Национальная система образования включает следующие уровни образования: дошкольное, среднее и высшее.

По сравнению с 1991 годом, сеть детских садов сократилась почти на 80% (Приложение 3). Закрытие дошкольных учреждений, высокая стоимость услуг привели к тому, что дошкольную подготовку имеют лишь 11 детей из 100. В связи с этим в государственных организациях образования предусматривается бесплатная одногодичная предшкольная подготовка 5(6)-летних детей.

Особое место в системе образования занимает среднее образование, включающее: среднее общее, а также начальное и среднее профессиональное образование.

На начало 2000/2001 учебного года в республике функционируют 8369 дневных общеобразовательных школ, из которых 1465 - начальные, 1473 – основные, 5330 – средние. Численность учащихся составила 3,1 миллиона человек, это на 1,9% больше, чем в 1995/96 учебном году, при этом сеть школ за этот же период сократилась на 5,1%. Уровень охвата обучением детей составляет 100% (Приложение 4).

С 1997-98 учебного года, в соответствии с Целевой программой подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ, поэтапно внедряются учебники нового поколения. Ведется работа по подготовке учебных программ и учебных пособий по гендерным вопросам.

В последние годы в республике получили распространение новые формы общего среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, частные школы. На начало 2000/2001 учебного года в республике действуют 1829 инновационных учреждений, из них 157 гимназий, 92 лицея, 80 частных школ с контингентом учащихся 15,4 тыс. человек (Приложение 5). Количество частных школ, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось на 10,5%, при этом прослеживается тенденция уменьшения численности учащихся в них на 11,4%. Это связано с высокой стоимостью обучения в таких школах.

В 1999 году начальное профессиональное образование

следующая страница >>