bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3


УДК 370.1 128.1 На правах рукописи


УТЕУЛИЕВА ФАРИДА ЕСЕНОВНА


Научные основы поликультурного образования

в многоэтнических школах


13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика.


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Туркестан, 2010


Работа выполнена в Международном казахско-турецком университете имени Х.А. Ясави.


Научный руководитель: доктор педагогических наук Ким В.А.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук Абсатова М.А.

кандидат педагогических наук Кудышева Б. К.


Ведущая организация: Жетысуский государственный университет имени

И. Жансугурова


Защита состоится «26» ноября 2010 в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 14.61.35 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Международном казахско-турецком университете имени Х.А. Ясави по адресу: 161200, г.Туркестан, Университетский городок, Культурный центр, малый зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави: 161200, г.Туркестан, Университетский городок, Культурный центр.


Автореферат разослан «25» октября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного Совета Мухамеджанов Б.К.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Актуальность проблемы обусловлена глобальными преобразованиями, вхождением казахстанской модели образования в мировое образовательное пространство и сложившейся ситуацией в сфере межэтнических отношений в современном мире. Для многоэтнического Казахстана, ставшего теперь независимым государством, монокультурный подход в образовательной сфере не приемлем. Следовательно, для светского, толерантного и демократического казахстанского общества наиболее перспективной и жизнеутверждающей моделью образования с культурологических точек зрения является поликультурная модель.

В этой связи изучение внедрения поликультурного образования позволяет более гармонично сочетать интересы государствообразующей нации с интересами этнических групп, проживающих на территории нашей страны. Неосознанность и непроработанность этих проблем на уровне межэтнического общения и системы общих целей образования, отсутствие или неудовлетворенное их решение в содержании обучения и воспитания чреваты накоплением этносоциальных противоречий и являются показателем неадекватности школы к её объективным социокультурным задачам.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими и воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимали место в трудах виднх педагогов: А.Н. Гумилёва, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.М. Сужикова, К.Б. Жарикбаева, Р. Башарулы, Ж.Ж. Наурызбай, К.Ж Кожахметовой и др. Они отмечают исключительную важность этого вопроса. Их труды послужили теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы учеными различных специальностей, педагогами, психологами, социологами, этнографами и представителями других научных направлений. Также важное место отводилось проблеме теории нравственного воспитания, как педагогического управления нравственными отношениями учащихся (О.С.Богданов, В.А. Ким, Б.Г.Лихачев, А.А. Бодалев, Бейсенбаева А.А., Хмель Н.Д. и др.); как процесс воспитания в связи с развитием морального сознания личности школьника (И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский и др.); как нравственное воспитание, анализируемое через совершенствование межличностных отношений учащихся (Н.И. Болдырев, В.М. Соколов, Н.И. Монахов и др.); как формирование нравственно-активной личности через развитие национально-рациональных отношений к окружающей действительности (И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, А.В.Зосимовский, М.Г. Тайчинов, Г.Н.Филонов, Абсатова М.А., Кудышева Б.К. и др.).

В качестве критериев общественно-нравственного прогресса выдвигается уровень гуманизации взаимодействия, столкновения противоположностей добра и зла, взаимоотношения индивида и общества, степень расширения объективных возможностей для выбора социально-этических норм поведения, рост морально-этического национального самосознания во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями и эмоционально-нравственного богатства личности, действенность нравственной культуры поведения, добротворчество, терпимость, следования им, объективная оценка общественного бытия (О.Г. Дробницкий, А.В. Петровский, А.И. Титаренко, А.К. Уледов, и другие); социально-этические нормы, мораль есть качество общественных отношений, составляющих сущность человека (Л.П. Буева, А.И. Кочетов, А.К. Маркова, Ж.М. Абдильдин и другие).

Краткий анализ литературных источников, государственной национальной и образовательной политики, а также действующей практики обучения и воспитания школьников позволяет констатировать, что законодательно-правовая база и выработка «политической формулы» поликультурного образования на государственном уровне опережает создание адекватной педагогической теории, которая позволит на основе методологических подходов и научных принципов формировать эффективную систему поликультурного образования учащихся в Казахстане. Кроме того реальная практика организации и становления поликультурного образования путем проб и ошибок в различных регионах страны также остро нуждается в научно-теоретической поддержке и экспериментальной проверке. Чтобы материализовать педагогическими средствами основные национальные идеи, заложенные как в «Стратегии народа Казахстана», так и в «Стратегии -2030», а также в проекте новой государственной Программы функционирования и развития языков на 2011-2020 года в их культурно-образовательной части, необходимо обосновать теоретико-концептуальную образовательную модель поликультурного образования и разработать методику её внедрения в многоэтнических школах страны, которые по своему этническому составу являются как бы зеркальным отражением нашего общества.

Таким образом, нарастающее противоречие между монокультурной и исторической памятью старой советско-казахстанской школы с её поликультурным нынешним состоянием, заданным государственной гуманистической национальной политикой, с одной стороны, а также теоретическая и практическая неразработанность вопросов, связанных с обоснованием и реализацией методической системы поликультурного образования с другой стороны и определили выбор темы данной диссертации «Научные основы поликультурного образования в многоэтнических школах».

Объект исследования: поликультурное образование учащихся в образовательной многоэтнической среде.

Предмет исследования: процесс поликультурного образования учащихся в полиэтническом коллективе.

Цель исследования: Теоретическое обоснование модели поликультурного образования учащихся многоэтнического коллектива и методика её внедрения.

Гипотеза исследования: Если поликультурное образование, адекватно соответствующее национальной образовательной политике государства, формируется на основе научных принципов и законов теории познания, системных подходов и отдельных научных дисциплин, а в ходе его практической реализации осуществляется гибкое сочетание этнокультурных ценностей (родной язык, литература, история и др.) с национально-культурными ценностями государствообразующей нации (государственный язык, история, литература и др.), так и общечеловеческими ценностями (основы наук, технологии, мировые языки и др.), то результатом такой научно-образовательной деятельности являются:

- неуклонное сближение этносов в культурно-нравственном и социально-этническом поле;

- гармонизация межэтнических отношений как гаранта стабильности и устойчивого развития многоэтнического общества;

- воспитание и подготовка преданных патриотов полиэтнического общества, которое возможно только через создание научно-организованное поликультурное образование.

В соответствии с намеченной целью и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Обосновать теоретико-методологические основы поликультурного образования в многоэтническом обществе.

  2. Разработать структурно-содержательную модель поликультурного образования в многоэтническом коллективе.

  3. Обосновать методику формирования поликультурной личности и коллектива.

  4. Внедрить результаты опытно-экспериментальной работы в практику.

Методологической основой исследования служат все три уровня методологического подхода к анализу проблем образования.

Такими уровнями являются:

1.Общенаучный методологический уровень, опирающийся на диалектические законы теории познания.

2.Общенаучный методологический уровень, опирающийся на принципы и положения той или иной конкретной науки.

3.Частнонаучный методологический уровень, опирающийся на законы, принципы и положения той или иной конкретной науки.

Такой целостный методологический подход необходим для определения модели содержания поликультурного образования в полиэтническом обществе.

Ведущей идеей исследования является гармонизация межэтнических отношений путем удовлетворения социального заказа всех слоев населения страны на сохранение культурно-этнических составляющих в содержании образования и воспитания детей, исходя из неразрывной связи и единства «общего, особенного и единичного» ценностей как фундаментального закона устойчивого развития полиэтнического общества.

Методы исследования. Нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, адекватных целям и задачам исследования: методы теоретического анализа (исторический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование и др.); эмпирические (изучение опыта многоэтнических школ, наблюдение за совместной деятельностью учащихся, школы с родителями, внешкольными учреждениями); социологического исследования (беседы, анкетирование, интервьюирование, виды письменных работ, проектные работы); методы математической статистики.

База исследования: опытно-экспериментальная и опытно-педагогическая работа проводилась на базе Сш. №№ 44, 117, 82, 91, колледжа новых технологий г. Алматы, Сш им. Ы. Алтынсарина Байзакского района Жамбылской области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены на республиканских, международных научно-практических конференциях: Роль высшего образования в модернизации экономики и республики Казахстан (Тараз, 2006); Цивилизация и глобализация духовных ценностей народов Средней Азии и Казахстана (Шымкент, 2007); Актуальные проблемы этнопсихологии и этнопедагогики в Новом Казахстане (Алматы, 2008); Качественное знание и наука: фактор конкурентоспособности в современной системе образования (Тараз, 2008), а также в организации опытно-экспериментальной работы. По материалам диссертации опубликовано 16 работ: Концепция поликультурного образования в многоэтнической школе Казахстана, 1 пособие, 2 методические рекомендации, 12 статей в изданиях, рекомендованных комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК: «Ұлт тағлымы -Достояние нации» (2007.-№4 , № 4 (1), 2008.-№3), «Ізденіс – Поиск» (2007.- № 4(2), 2008.- №1, №3), «Высшая школа Казахстана» (2008.- №1), « Білім – Образование» ( 2008.- №4., 2010.- №4(52).

Исследования проходили в несколько этапов:

Первый этап (1993 -1996 гг.) был посвящён теоретическому осмыслению избранной темы, изучению и анализу научной, философской социально-психологической, психолого-педагогической литературы; анализу теории и практики. На этом этапе был собран необходимый эмпирический материал и разработана формулировка гипотезы, определены цели, объект и предмет исследования, конкретизированы задачи и пути их решения.

Второй этап (1996-2003 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе с целью проверки и уточнения гипотезы, педагогических условий, обеспечивающие эффективность поликультурного образования в многоэтнической школе. Проводилась также экспериментальная апробация концепции поликультурного образования.

Третий этап (2003 – 2008 гг.) был посвящён анализу, сопоставлению и обобщению материалов экспериментальной работы. В этой связи осуществилась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования традиционной этнокультуры в многоэтнической школе, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

На основе выверенных теоретико-методологических подходов и научных принципов разработано:

- концепция поликультурного образования учащихся в многоэтнической школе;

- модель поликультурного образования;

- вариативное содержание поликультурного образования в условиях многоэтнических школ, детерминированное природными, экономическими, социальными условиями жизни казахстанского полиэтнического общества, предполагающее высокую культуру межэтнического общения и личностно-ориентированного отношения к учащимся полиэтнического коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

  1. Концепции поликультурного образования учащихся в многоэтнической школе Казахстана;

  2. Вариативной программы «Поликультурное образование в условиях многоэтнических школ»

  3. Программы факультативного курса «Основы поликультурного образования» для учителей общеобразовательных школ с полиэтническим составом учащихся.

  4. Учебно-дидактического пособия «Руководство поликультурным образованием и самообразованием», которое может быть использовано педагогами гуманитарных дисциплин, классными руководителями, воспитателями всех типов общеобразовательных учреждений, педагогами, стремящихся углубить знания учащихся по поликультурному образованию.

Полученные в ходе исследования результаты, выводы, научно-методические рекомендации обеспечивают дальнейшее развитие и совершенствование патриотического воспитания учащихся в условиях полиэтнического общения, а также могут быть использованы при создании этноориентированных учебно-методических пособий для многоэтнических школ страны.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается комплексным применением всех трех уровней теоретико-методологического подхода, опорой на фундаментальные, а также научные результаты исследователей; путём апробаций результатов исследования на педсоветах, методобъединениях учителей, межвузовских, межрегиональных, международных научно-практических конференциях.

На защиту выносятся:

  1. Научное положение о том, что реализация поликультурного образования, сформированного на основе фундаментальных законов и научных принципов развития многоэтнического общества:

- обеспечивает неуклонное сближение этносов в культурно-нравственном и социально-этическом поле;

- гармонизирует межнациональные и межэтнические отношения как гаранта стабильного и устойчивого развития полиэтнического общества;

- способствует формированию поликультурной личности.

2. Концепция поликультурного образования учащихся в многоэтнической школе.

3.Модель поликультурного образования, включающая такие системообразующие компоненты, как вариативное содержание, методика и формы поликультурного образования в условиях многоэтнических школ.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень теоретической разработанности проблемы, сформулированы противоречие, проблема, цель, предмет, объект исследования, гипотеза, задачи, этапы исследования, определяются ведущие идеи, методологические основы, теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность, база исследования, апробация и внедрение результатов исследования.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы формирования поликультурного образования в многоэтническом обществе» представлена система научных принципов, которая позволяет анализировать проблему образования, показывать преимущества поликультурной модели перед монокультурной моделью образования в условиях современного глобализирующего мира. Раскрыта педагогическая сущность поликультурного общения с учетом особенностей межэтнических и межнациональных отношений в формировании поликультурной личности. Обоснованы структурно-содержательная модель организации поликультурного образования и методическая система обучения учащихся в многоэтнических школах с описанием отдельных сторон ее системообразующих элементов (вариативное содержание, формы и методы, средства обучения).

Во втором разделе «Состояние практики и результаты опытно-педагогической и экспериментальной работ по внедрению разработанных концептуальных идей в практику многоэтнических школ» раскрыто состояние практики поликультурного образования в многоэтнических школах страны, представлена методика внедрения и содержание опытно-экспериментальной работы, анализируются результаты исследования.

В заключении обобщены результаты всей диссертационной работы, сформулированы основные выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, намечены перспективы дальнейших исследований.

В приложении содержатся разработанные методические рекомендации, куда вошли первичные исследовательские материалы, методики исследования, демонстративные материалы, проведённых мероприятий.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Следует отметить, что научная достоверность результатов любого исследования во многом зависит от умения квалифицированного подбора и применения научных теорий законов принципов и положений соответствующих методологических уровней, адекватно подходящих к характеру решаемой задачи. Для понимания такой не менее сложной проблемы как сфера современного поликультурного образования следует принимать во внимание все уровни научно-методологического подхода.

На первом общенаучном философском уровне методологическую функцию в определении структуры содержания образования выполняет «Закон единства общего, особенного и единичного», который является одним из фундаментальных законов теории познания. Согласно этому закону целостное содержание поликультурного образования можно представить как единство трех главных составляющих, где:

  1. В качестве «общего» предлагаются общечеловеческие ценности в областях науки, культуры и технологии, что составляет единый инвариант содержания образования мирового образовательного пространства.

  2. В качестве «особенного» - общеказахстанские ценности, прежде всего, государственный язык, а так же достижения в областях науки, культуры и технологии, что составляют национальный компонент содержания образования.

  3. В качестве «единичного» выступает специфическое содержание образования, представляющее этнические культуры (родной язык, литература, история, искусство и т.д.).

Таким образом, «Закон единства общего, особенного и единичного» изначально предполагает не монокультурную, а поликультурную модель образования. Как показывает история развития образования, влияние именно такой субъективно-командной монокультурной образовательной политики испытала казахстанская школа советского периода. Противоречие государственной, национальной политики, проповедующей монокультурную образовательную модель, поликультурным характером социального заказа многонационального общества привело к обострению межэтнических отношений и в бывшем СССР, что явилось одной из главных причин его распада и образования ряда суверенных национальных государств. Одним из таких независимых государств постсоветского периода является Республика Казахстан. В исследованиях отечественных ученых подчеркивается, что политическое руководство суверенного Казахстана во главе с первым президентом страны Н.А. Назарбаевым глубоко осознало, что для многоэтнического Казахстана, ставшего теперь независимым государством, наиболее перспективной и жизнеутверждающей моделью образования является поликультурная модель. Поликультурное образование способствует формированию уважения к языковому многообразию и уменьшению языкового этноцентризма. При этом особо следует отметить, что государственный язык выступает в этой модели как центральное системообразующее ядро, обеспечивающее единство казахстанского общества. Самая главная национальная образовательная идея, представляющая и «социальный заказ» казахстанского общества, и национальную политику Республики Казахстан, которая должна проектироваться в 12-летнем среднем образовании, - это государственный казахский язык, как «общая» национальная ценность, русский язык, как «особенная» национальная ценность, этнические языки, как «единичная» национальная ценность. С позиции этих ценностей можно твердо утверждать: тот гражданин Казахстана, который не владеет после 12-летнего образования казахским языком, как «общей» национальной ценностью, русским языком, как «особенной» национальной ценностью (языком межнационального общения как внутри страны и за её пределами) и своим этническим языком, как «единичной» национальной ценностью – он функционально безграмотен для казахстанского общества.

Для обоснования содержательного аспекта поликультурного образования и определения целей, форм, методов и средств обучения и воспитания поликультурной личности велика роль научных законов и принципов, представляющих второй уровень общенаучного системного методологического подхода. С точки зрения системного представления важнейшими научными принципами являются: принцип непрерывности образования; принцип целостности системы; принцип функциональной полноценности системы; правила субоптимизации системы и другие. В связи с задачами исследования данное методологическое положение использовано нами для разработки концептуальных идей формирования поликультурного образования и методики её внедрения в многоэтнических школах Казахстана.

Теории и научные принципы частных наук (педагогики, психологии, этнологии и другие), а также результаты фундаментальных и прикладных исследований как зарубежных, так и отечественных ученых послужили теоретико-методологической базой настоящего исследования. Они и составляют третий уровень методологического подхода.

С позиции как общенаучных, так и частнонаучных методологических подходов современная средняя общеобразовательная многоэтническая школа является системой, реализующей в определенной мере потребность общества во всесторонне, гармонически развитой, нравственно-духовно богатой поликультурной личности на этапе ее жизни от семи до восемнадцати лет. Многоэтническая школа – это общеобразовательное учреждение Казахстана с полиэтническим составом учащихся. В период тоталитарной советской идеологии эти школы назывались многонациональными из понимания каждого этноса как нация, входившая в состав СССР. Данный термин не приемлем для суверенного Казахстана, население которого полиэтнично. Взаимоотношения учащихся в такой образовательной многоэтнической среде имеют свои особенности и сложности. В свои отношения друг с другом дети вносят влияние как общих черт, типичных для страны, так и черты национально-особенного психологического склада своего этноса. Нравственная сторона взаимодействий зависит от уровня сформированности поликультуры у учащихся. Для понимания проблемы исследования считаем необходимым разобраться в слагаемых поликультуры. Поликультура слагается из этнокультур и межэтнического взаимодействия. Следовательно, сфера действия поликультурного образования – межэтническое общение, в котором важно понимание каждого человека, не только как представителя этноса, а как человека уникального мира культуры, вступающего во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящего себя в процессе этого взаимодействия.

Теоретический анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что в современной науке существует множество определений понятия «культура». Показателем развития культуры, как отдельной личности, так и общества в целом, в конечном счете, является отношение индивида или общества к человеку, уважение его человеческого достоинства. Наиболее перспективным и отвечающим общему замыслу данного исследования, его целям и задачам, представляется динамическое понимание культуры, т.е. исторически активная творческая деятельность человека. Такому пониманию культуры соответствует культурно-историческая концепция психического развития человека Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.С. Библера. Отдельные ученые определяют своё понимание культуры как творческую деятельность человека, в процессе которой происходит развитие личности как активного субъекта этой деятельности (А.Г. Асмолов , Л.Н. Коган, Б.Т. Лихачёв). Они рассматривают её как критерий гуманизации общества и человека. Ряд ученых понимают культуру как специфический способ человеческой деятельности (С.С. Батенин, Е.М. Пеньков, А.П. Скрипник и др.). Они указывают на необходимость изучения культуры как сложного противоречивого явления, как универсального свойства общественной жизни людей. Следовательно, культура есть постоянное развитие творческой преобразующей деятельности человека. Исходя из вышеизложенного, национальную культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных достижений, рассматриваемых как достояние нации, каждого этноса. Социальная значимость культуры определяется тем, что именно культура формирует социально направленную активность человека. Культура это одновременно процесс и результат человеческой деятельности. В теории культуры для нашего исследования определяющими методологическими положениями явились, такие как:

  • культура представляет собой сферу деятельности человека и духовно-идеологических сфер в т.ч. сферу общения;

  • каждый народ имеет свою национально-специфическую культуру;

  • в качестве главного, отличия этнических особенностей принимается
    культурная специфика народа вместе с языком;

  • этнокультуры развиваются в процессе взаимодействия, взаимовлияния неодинаково, по-разному.

Именно эти положения дают право говорить о межэтническом общении как о культурном феномене. Ряд исследователей Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Ким и другие рассматривали функции культуры как объединяющие народы, т.е. культура признана быть универсальным прогрессивным фактором в развитии полиэтнического общества отдельных народов, нации и личности. При этом важно отметить, что дальнейшее развитие гуманистических межэтнических отношений, укрепление искреннего доверия, и дружбы благотворно влияют на все сферы жизни общества: экономику, политику, нравственную культуру, межличностные отношения и быт. Формирование нравственной культуры межэтнических отношений - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитательной работы казахстанских школ. Отсюда следует первостепенная задача государства - построение системы образования, сохранение национальных традиций и передача объективного знания, накопленное предыдущими поколениями (как ценности усиливающего его дух), своему народу. Такой комплексный поход позволит объективно решить поставленные задачи исследования. Из сказанного следует, что современная поликультурная и этносоциальная ситуация страны требует от педагогов организации совместной деятельности в процессе учебно-воспитательного процесса учащихся с целью более активного усвоения основ полинациональной культуры. В связи с этим необходимо формировать знания о поликультурном общении, как о нравственной категории. Дать сведения учащимся об особенностях взаимоотношений представителей различных этносов, о значении традиций и обычаев в жизни народов, о психологических основах межэтнического общения и поведения, об общечеловеческих нравственных ценностях, о принципах гуманизма, а также о человеке как высшей ценности и другие. Поликультурное общение – это организованный, целенаправленный процесс общения субъектов с различными картинами мира, включающий в себя передачу и обмен информацией, их взаимодействие, взаимопонимание в полиэтническом коллективе (многоэтнической среде), характеризующийся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью в нравственно-духовном плане, а также формирование и развитие позитивного опыта культуры в межэтническом общении. Мы считаем, что при таком построении школьной системы поликультурное образование выступает как средство организации жизнедеятельности растущего человека: «поликультурное образование как технология социализации и воспитания личности», «поликультурное образование как технология развития социальной национально-культурной жизни этносоциума». Осуществление этих задач, стоящих перед системой образования, возможно только при наличии подготовленных учителей, вооруженных не только теоретическими прикладными знаниями, но и поликультурными знаниями, и успешно организующие в учебно-образовательном процессе совместную деятельность учащихся полиэтнического коллектива. В условиях полиэтничности республики важнейшим компонентом социальной среды, оказывающим систематическое воздействие на формирование личности, является полиэтническая среда со сложившимися в ней отношениями, традициями, культурой. Сформировавшиеся интегративные качества поликультурного общения служат своеобразным социально-нравственным ориентиром в многоэтнической среде, а также являются неотъемлемой характеристикой поликультурной личности (Рисунок 1).


Рисунок 1 - Структура модели поликультурного общения.


На основе анализе философских, социологических, этнических, психологических и педагогических литератур нами были разработаны Концепция и модель структуры поликультурного образования (Рисунок 2). На наш взгляд, данная модель поможет лучше понять содержание и развитие поликультурного образования в многоэтнической образовательной среде.


Образовательное поликультурное пространство

Многоэтническая школа



:
Внеклассное обучение

Сформированность поликультуры

межэтнического общения полиэтнического коллектива

Научно-методический центр (совет школы)



Дополнительное поликультурное образование

Совместная деятельность с ЭКО города, СМИ, молодежные клубы, студии, школьные ассамблеи, летние лагеря ЭКО города.

Эмоционально-оценочный компонент

Деятельностно -поведенческий компонент

Когнитивный компонент

Глубокие знания:

-о традициях народов,

-поведенческой культуре

- истории своего народа,

-государственного языка

- хорошая ориентация в информационном пространстве поликультурного общества

- Взаимное уважение к представителям других этносов;

- бесконфликтная продуктивная деятельность;

-доверительная атмосфера для развития межэтнических отношений.

-Критическое осмысление, полученной информации;

-уважительное отношение к другим культурам;

-сохранение социокультурной идентичности;

-принятие и понимание культурных различий.



Рисунок 2 - Модель структуры поликультурного образования в условиях


В решении двух кардинальных задач с одной стороны, необходимости усвоения универсального содержания научных знаний, а с другой стороны сохранению своеобразия и уникальности национального поведения, мы видим в развитии концепции поликультурного образования в многоэтнической школе. Это школа, в где каждый ученик, к какой бы национальности он не принадлежал, имел бы свое лицо и умел бы дорожить достоинством своего народа или даже двух и более народов, если речь идет о детях из интернациональной семьи; в которой созданы оптимальные условия для изучения родного языка и расширения и укрепления социокоммуникативных функций государственного языка. Поликультурное образование реализуется через комплексную модель: «Подготовительные группы - общеобразовательная школа - школа дополнительного образования - научно-методический центр по обеспечению школы учебно-методическими дидактическими материалами». Это, на наш взгляд, наиболее эффективная модель (6 + 4 + 2 = 12) построения системы образования на многоязычной и поликультурной основе, обеспечивающее изучение родного языка и культуры, а также достижение цели формирования культуры межэтнического общения и воспитания в духе терпимости и уважения иных культур.

В основные задачи среднего образования согласно заявленной цели и задачам 12-летнего среднего образования входит научить молодого человека быть готовым к ценностно-осмысленному сотрудничеству с носителями иных культур и религиозных конфессий. Основное внимание госстандарт общего среднего образования уделяет теоретическим вопросам, а конкретные сведения о культуре разных народов включены в него в меньшей степени. Поликультурные запросы и потребности учащихся в образовании - одна из наименее разработанных проблем. Важно уяснить их место и в казахстанском образовательном пространстве. Внесение в систему общего образования этнокультурологического знания, реализация его потенциала, направленности на формирование у молодежи общеказахстанской идентичности и современного толерантного этнокультурного сознания, а также на развитие столь важной для полиэтничного Казахстана культуры межэтнических и межконфессиональных отношений развивают общую стратегическую линию государства на удовлетворение поликультурных потребностей учащихся общеобразовательных школ.

Инвариантный компонент учебного плана является обязательным и направлен на достижение обучающимися требований госстандарта. Содержание же вариативного компонента определяется школой с учетом образовательных запросов обучающихся и их родителей, предназначено для усиления возможностей школы и отражения специфики и коррекции учебно-воспитательного процесса, социализации обучающихся, учитывая особенности спроса и предложения образовательных услуг. Разработанные нами концепция и программа по организации и внедрению поликультурного образования вариативным компонентом базового среднего образования широко охватывает многоэтнические общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. В них содержание поликультурного образования представлено в соответствии с основными принципами государственной политики РК в области образования, изложенные в Законе Республики Казахстан "Об образовании", Концепции этнокультурного образования в РК, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015, а также в новом проекте языковой политики РК на 2010-2020 года и других законодательных актах. Разработанные нами содержания моделей и методических рекомендаций, прежде всего, направлены на развитие и совершенствование поликультурного образования в общеобразовательных школах с полиэтническим составом учащихся, а также на обеспечение этих школ программно-методическими и учебными материалами и реализацию в учебном процессе основных положений поликультурного образования, ориентированного на сохранение самобытности этнических групп и освоение общеказахстанских ценностей.

За последние годы наблюдается рост численности учащихся, обучающихся на казахском языке и представителей других этносов (Рисунок 3). Это тенденция связана с ростом дошкольных учреждений на государственном языке. Состав школ с казахским языком обучения в большинстве случаев составляют представители коренной национальности, т.е. моноэтничны. Школы с русским языком обучения и смешанные школы по этническому составу не однородны. Помимо основной функции, направленной на получения базовых знаний, им присущи и другие - социокультурные, что позволяет учащимся адаптироваться к реалиям поликультурного общества. Терминологический аппарат разных структур социума в связи с получением Казахстана независимости требует специального рассмотрения, поэтому в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным дать этим школам новый статус – много-(поли)этнических школ


Рисунок 3 – количество многоэтнических школ по Казахстану


Укрепление и развитие государственного языка в сфере образования и создание условий для его укрепления и распространения в каждом последующем поколении молодежи способствует приобретению казахского языка перспектив для дальнейшего развития как средства межэтнического общения. Что же касается сохранения социальных функций русского языка, то традиционно сильным остается его культурно-коммуникативное влияние в сферах науки и образования, информационном пространстве. Нужно заметить, что официальное функционирование русского языка на ряду с государственным усугубляет положение функциональной безграмотности. Но отказ от русского языка будет нецелесообразным, так как он является неотъемлемой частью нашей общей культуры, языком познания огромного пласта мировых знаний.

Результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждают правильность выдвинутых по ходу исследования теоретических гипотез, где основным системообразующим фактором поликультурного образования и формирования культуры межэтнического общения рассматривается базовая культура личности, благодаря которой субъекты полиэтнического общения предстают как носители не только общечеловеческих нравственных ценностей, но и конкретной этической и этнической культур. Из этого следует, что поликультурное образование – это, прежде всего, общение, его духовная основа, гарантирующая конструктивное взаимодействие субъектов данного процесса; это педагогическое условие формирования умений мирного сосуществования и взаимодействия представителей разных этнических групп, вместе с тем возможность развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовно-нравственный мир.

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов на разных этапах исследования дает возможность проследить динамику роста самосознания подростка, который идентифицирует себя одновременно трояким образом: как член определенного этноса - носитель национальной культуры; как гражданин полиэтнической страны – Республики Казахстан; и как просто человек - гражданин мира. Открытость и степень готовности идентифицировать себя с другими культурными стереотипами необходимое условие интеграции личности в национальную и мировую культуру. Общечеловеческие ценности воспринимаются как естественное продолжение и условие национальных ценностей и условием формирования поликультуры. Духовно-нравственно богатая поликультурная личность – индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Следовательно, поликультурность человека - это интегративное качество поликультурного общения на основе приоритетности духовности и нравственной культуры в регулировании человеческих взаимоотношений; это личностный ресурс, т.е. его нравственно-духовное развитие и внутренняя готовность к созидательной деятельности в межэтническом общении.

В диагностической программе были выделены показатели поликультурного образования. Объясняется это тем, что коммуникативная готовность – позволяющая личности осуществлять межэтническое общение на оптимально высоком уровне - разноплановая и характеризуется уровнем развития учащихся в познавательном, эмоционально-оценочном и деятельностно-поведенческом отношениях. Воспитательная работа, осуществляемая в соответствии с указанными критериями, позволяет обеспечить организационное единство и эффективность поликультурного образования школьников. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы критерии поведения учащихся в полиэтническом коллективе послужили основой для определения трёх уровней (Таблица 1) сформированности поликультурного образования - духовно-нравственной культуры учащихся: высокого (модель поведения и деятельности, приближенная к норме);

Таблица 1 - Содержательная модель уровня сформированности духовно-нравственной культуры учащихся полиэтнического коллектива


ППока-затель ПО


Содержательная характеристика поликультурного образования (ПО)

Задача учебно-воспита-тельной работы


уровень


Критериальный показатель

1

2

3

4

Когнитивный





Высокий



-знания носят глубокий характер: учащийся владеет родным и государственным языками, знаком с традициями, с поведенческой культурой разных этносов, проблемами поликультурного пространства, диалога культур и свободно оперирует фактами, а также свободно ориентируется в информационном пространстве поликультурного общества и критически относится к получаемой информации;

Обогащение сознания учащихся знаниями о нравственной сущности поликультурного образования, знаниями о феномене культуры, поликультурности, принципах межкультурного общения.





средний



-знания носят бытовой характер и не опираются на фундаментальные представления о сути культуры межэтнического общения, современного поликультурного общества и процессах его становления; самостоятельную активность для получения информации о поликультурной среде учащийся не проявляет и не видит в этом необходимости;



низкий

- знания о культуре межэтнического общения, поликультурности современного общества отсутствуют и не имеют актуальности для учащегося, отсутствует критический подход к получаемой информации, относящейся к особенностям поликультурного пространства.

Эмоционально-оценочный


Высокий



-критическое осмысление иной культуры, эмоциональная оценка которой имеет рациональные основы и определяется уверенностью в том, что все этносы имеют право на развитие и сохранение культуры, существование во всех их проявлениях, причем личностно значимым является сохранение своей социокультурной идентичности; принятие и понимание культурных различий.

Развитие эмоционально- оценочных отношений школьников к явлениям межэтнического характера. Развитие эмоциональной устойчивости, эмпатии, толерантности, гуманистической направленности.





средний

-эмоционально-положительное принятие иных культурно-

этнических ценностей и их проявлений без критического анализа и в ущерб своей личной социокультурной идентичности, что приводит к потере личной социокультурной идентичности и, как следствие, уменьшает потенциальные возможности понимания ценностных оснований иных социокультурных общностей.



низкий

-преимущественное эмоционально-отрицательное восприятие - иных социокультурных групп, подчеркивание особой роли своей этнической группы, что сводит к минимуму мотивацию к знакомству и изучению иных культур, следовательно, для индивида теряется значение многообразия культур в развитии цивилизации.

Деятельностно- поведенческий



Высокий


-нормы поведения основываются на ценностях взаимного уважения представителям других этносов и терпимости к культурным различиям, что обеспечивает возможности бесконфликтной, продуктивной, созидательной деятельности в поликультурном обществе и создает предпосылки для развития духовно-нравственно богатой поликультурной личности;

Организация совместной деятельности учащихся разных национальностей. Формирование коммуникативных умений, способности устанавливать контакты с людьми различными картинами мира.


средний

-в поведении личности проявляется уважение к представителям одних культур и негативное отношение к другим,т.е. избирательное отношение, что определяет выборочное положительное и отрицательное отношение к поликультурной среде и становится условием развития конфликтов;


низкий

-в поведении проявляются националистические тенденции, заметны признаки шовинизма, нигилизма; проявляют пассивность, безразличие к культурному многообразию, что блокирует сотрудничество с представителями других этносов и создает предпосылки к развитию конфликтов.


следующая страница >>