bigpo.ru
добавить свой файл
1 2



На правах рукописи


БЯНКИНА Ирина Николаевна


НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С ПАТОЛОГИЕЙ ХРУСТАЛИКА

(на примере работников Южно-Уральской железной дороги)


14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение

14.01.07 - глазные болезни


Автореферат диссертации

на соискание ученой степени кандидата медицинских наук


Екатеринбург – 2011

Работа выполнена на кафедре офтальмологии ГОУДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ» (г. Челябинск).


Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор

Панова Ирина Евгеньевна

кандидат медицинских наук, с.н.с.

Леонова Елена Сергеевна


Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор,

Голубев Дмитрий Николаевич


доктор медицинских наук

Азнабаев Равиль Ахметзянович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Росздрава», г. Екатеринбург


Защита диссертации состоится «___» ____________ 2011 г. в ______ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.004.027.01 при учреждении РАН Институте иммунологии и физиологии УрО РАН (620041, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 106).


С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке УрО РАН по адресу: (620041, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской-Академическая, 22/20), с авторефератом – на официальном сайте учреждения РАН ИИФ УрО РАН – http://www.iip.uran.ru.


Автореферат разослан «___» ___________ 2011 г.


Ученый секретарь совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций Д.004.027.01

при Учреждении РАН ИИФ УрО РАН,

доктор медицинских наук, профессор И.А. Тузанкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Функциональное состояние органа зрения – один из ведущих критериев в определении профессиональной пригодности специалистов основных железнодорожных профессий. На протяжении многих лет оценка и контроль состояния здоровья работников, обеспечивающих безопасность движения поездов, является приоритетной задачей железнодорожного здравоохранения (Кудрин В.А., 2001, Цфасман А.З., Вильк М.Ф., 2004). Развитие катаракты у лиц, непосредственно связанных с движением поездов, определяет отсутствие возможности быть профессионально пригодными для работы на железнодорожном транспорте (Кожина Л.С., Варанова Е.Л., 2001, Овечкин Г.И. и соавт., 2003).

Данная патология возникает чаще в старшей возрастной группе и приводит к отстранению от работы наиболее стажированных и профессионально подготовленных работников, занимая среди причин дисквалификации по ОАО «РЖД» второе место (Кульбачинский В.В., Леонова Е.С., 2009).

Совершенствование технологий хирургии катаракты (самогерметизирующиеся тоннельные разрезы, имплантация складывающихся интраокулярных линз) методом ультразвуковой факоэмульсификации обеспечивает высокую функциональную результативность лечения (Paradopoulos A., 1990, Балашевич Л.И., 1993, Буратто Л., 1994, Блюменталь М. и соав., 1995; Золотаревский А.В., 1999, Bartov E., Isakov I., 1998, P, R. O’h Еineachain, 2001).

Существующие критерии допуска на железнодорожном транспорте для пациентов после хирургического лечения катаракты учитывают весьма ограниченный набор зрительных функций, таких как острота зрения и бинокулярность. Пространственная контрастная чувствительность и острота сумеречного зрения являются более чувствительными индикаторами зрительных функции, что определяет целесообразность их использования в комплексной оценке качества зрения и определения профпригодности (Arent O., 1997, Шамшинова А.М.,1999, Леонова Е.С., 2005, Карауловская Е.А., 2008, Коскин С.А. и соавт., 2009). В единичных исследованиях отражена роль оценки данных функций как критерия профессиональной пригодности после выполнения различных оперативных вмешательств работников, пилотирующих транспортные средства (машинисты, летчики, водители и др.) (Lehmann R, 2007, Тахтаев Ю.В, 2008 и соавт., Алференко И.В., Алексеев И.Б, 2009).

Несмотря на достижения хирургии катаракты, социальная эффективность всех мероприятий у работников железнодоржного транспорта остается крайне низкой в связи с недооценкой их трудовых возможностей после восстановительного лечения по соображениям безопасности движения с одной стороны, и устаревшими документами о требованиях к органу зрения с другой, что требует пересмотра критериев допуска в основные профессии на железнодорожном транспорте (Прохоров А.А., Кучеренко В.З., Кудрина В.Г., Выборнов А.М., Ефимов Н.В. и соавт., 2006, Атьков О.Ю., Леонова Е.С, 2011).

Таким образом, изложенное выше определяет необходимость разработки алгоритма лечебно-диагностических, восстановительных и организационных мероприятий для пациентов с болезнями хрусталика и последующей коррекции критериев допуска в основные профессии на железнодорожном транспорте.

В связи с этим, определена цель исследования: на основе комплексного анализа клинико-анатомических и функциональных результатов современных технологий хирургического лечения катаракты усовершенствовать организацию офтальмологической помощи лицам с патологией хрусталика на примере работников Южно-Уральской железной дороги.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать уровень и структуру заболеваемости работников Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД) болезнями глаза и его придаточного аппарата за период с 2004–2008 гг.

2. Дать характеристику структуры болезней глаза и его придаточного аппарата, обусловивших отстранения от работы лиц, непосредственно обеспечивающих движение поездов на ЮУЖД;

3. Провести сравнительную оценку клинико-функциональных результатов ультразвуковой факоэмульсификации катаракты с имплантацией ИОЛ и экстракапсулярной экстракции катаракты с имплантацией ИОЛ, выявить возможности и преимущества каждого метода в медицинской и профессиональной реабилитации специалистов, непосредственно связанных с движением поездов.

4. Разработать алгоритм лечебно-диагностических, восстановительных, организационных мероприятий у пациентов с катарактой и обосновать изменение критериев допуска в основные профессии на железнодорожном транспорте.

Научная новизна

Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что впервые:

  • выявлены особенности структуры и уровня заболеваемости, дана характеристика структуры болезней глаза и его придаточного аппарата, обусловивших профессиональную непригодность к работам на железнодорожном транспорте;

  • на основе анализа результатов клинико-функциональных и морфометрических исследований определено значение метода ультразвуковой факоэмульсификации катаракты в профессиональной реабилитации работников железнодорожного транспорта с патологией хрусталика

  • научно обоснован, апробирован и внедрен алгоритм лечебно-диагностических, восстановительных и организационных мероприятий для раннего выявления, мониторинга развития катаракты, оценки результативности хирургического лечения и профессиональной пригодности работников, непосредственно связанных с движением поездов.

Научно-практическая значимость

  • Предложены новые комплексные подходы к ведению пациентов с патологией хрусталика.

  • Усовершенствована и внедрена форма медицинской документации.

  • Усовершенствована система допуска в основные профессии на железнодорожном транспорте с учетом современных высокотехнологичных методов диагностики и хирургического лечение катаракты.

Положения, выносимые на защиту

1. Болезни хрусталика, аномалии рефракции и аккомодации в структуре заболеваемости работников ЮУЖД болезнями глаза и его придаточного аппарата занимают лидирующее место и являются основными причинами их дисквалификации.

2. Метод ультразвуковой факоэмульсификации является эффективным средством медицинской и профессиональной реабилитации работников основных профессий на железнодорожном транспорте с катарактой.

3. Комплексная оценка и мониторинг профессионально значимых зрительных функций с включением дополнительных методик контроля являются необходимым условием при наблюдении и допуске к работам железнодорожников с катарактой.

4. Алгоритм лечебно-диагностических и организационных мероприятий включает этапность и последовательность выполнения стандартных и дополнительных офтальмологических исследований в выявлении, мониторинге развития катаракты, оценке результативности оперативного лечения и профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта с установленным диагнозом катаракта.

Внедрение результатов исследования

Результаты исследования используются Дорожным центром микрохирургии глаза НУЗ «ДКБ ОАО «РЖД» ст. Челябинск, Междорожным центром микрохирургии глаза НУЗ «ДКБ ОАО «РЖД» на ст. Горький.

Апробация результатов диссертационной работы

Материалы диссертации доложены и обсуждены на IV Междорожной научно-практической конференции «Профессиональный взгляд» с участием офтальмологов ЮУЖД, Свердловской, Московской, Северо-Кавказской, Горьковской, Калининградской железных дорог, при участии офтальмологов г. Челябинска (30–31.10.2008), на научно-практической конференции «Федоровские чтения», г. Москва (03.07.2009), на конференции и медицинском совете Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» «Вопросы модернизации работы ВЭК на современном этапе», Московская обл., г. Руза (16 18.12.2009), на VII Международном конгрессе «Восстановительная медицина и реабилитация», г. Москва (28 29.09.2010).

Публикации

По материалам диссертации опубликовано 13 печатных научных работ, 3 из них в журналах, входящих в список рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы включающего 220 источника, из них 131 отечественных и 89 зарубежных авторов. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа изложена на 155 страницах машинописного текста, иллюстрирована 35 таблицами и 10 рисунками.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении отражена актуальность темы, определены цель и задачи исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен информационный анализ данных отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме медицинского обеспечения безопасности движения поездов, изложены эпидемиологические аспекты заболеваний болезнями глаза и его придаточного аппарата на железнодорожном транспорте, определены роль и место высокотехнологичных методов лечения катаракты на современном этапе развития медицины, роль уточняющих методов оценки состояния зрительного анализатора. Сделан вывод о недостаточности доказательной базы для внесения данных исследований в число обязательных критериев профессионального отбора. Определен круг приоритетных вопросов, подлежащих дальнейшему изучению.

Вторая глава посвящена программе, методам и организации исследования. Дано описание базы исследования, представлен состав ЮУЖД, структура Дорожной клинической больницы и Дорожного центра микрохирургии глаза. Исследование проведено за период 2004–2008 гг. Объектом исследования явились работники железнодорожного транспорта ЮУЖД. В работе использованы сплошной и выборочный метод формирования статистической совокупности. Выборочная совокупность формировалась методом направленного отбора из общего числа больных, которым проводилось хирургическое лечение катаракты в стационаре за изучаемый период, в зависимости от поставленной задачи.

Поставленные задачи исследования обусловили использование комплекса методов, включающего социально-гигиенический (выкопировка данных из отчетной и учетной документации), метод непосредственного наблюдения (офтальмологическое обследование), экспериментальный и математико-статистический. В рамках математико-статистического метода применяли методы расчета относительных величин (интенсивные и экстенсивные показатели), средних величин и степени достоверности. Для сравнения качественных признаков исследуемых групп использовались критерий Стьюдента (z), критерий Фишера. Для сравнения количественных признаков использовался критерий Стьюдента (t), различия считали достоверными при р<0,05. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с использованием компьютерных программ «Биостат», «Statistica 6,0». План исследования включал четыре этапа (таблица 1).

На первом этапе была изучена общая заболеваемость по обращаемости работников железнодорожного транспорта на ЮУЖД болезнями глаза и его придаточного аппарата за период 2004–2008 гг., в том числе основными видами патологии – болезни хрусталика, глаукома, нарушения рефракции и аккомодации, травма органа глаза и глазницы, аномалии цветового зрения. Осуществлен сравнительный анализ заболеваемости по возрасту и полу, проанализирован показатель структуры общей заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата.

На втором этапе исследования изучена категория дисквалифицированных работников железнодорожного транспорта по классу болезни глаза и его придаточного аппарата, распределение их по возрастно-половому составу. Дана характеристика структуры болезней глаза и его придаточного аппарата, обусловивших профессиональную непригодность к работам на железнодорожном транспорте на ЮУЖД. Выявлена доля дисквалифицированных работников с болезнями глаза и его придаточного аппарата в структуре причин дисквалификации по всем нозологиям за изучаемый период на ЮУЖД.

Третий этап посвящен изучению различных вариантов хирургического лечения катаракты. На этом этапе осуществлен сравнительный анализ особенностей клинического течения раннего послеоперационного периода с изучением остроты дневного зрения, частоты возникновения индуцированного астигматизма и сроков пребывания пациента в стационаре. Использованы стандартные офтальмологические методы. С использованием дополнительных высокотехнологичных методов исследования изучены профессионально значимые зрительные функции, которые сопоставлены с двумя группами контроля (ГК-I и ГК-II).

На четвертом этапе проводилась разработка и внедрение алгоритма лечебно-диагностических, восстановительных и организационных мероприятий для работников железнодорожного транспорта с диагнозом катаракта.

Вторая глава включает данные стандартных и специальных клинико-инструментальных офтальмологических исследований: пространственной контрастной чувствительности с помощью программы «Зебра v 3»,

Таблица 1 – Этапы, методы, объекты и объемы исследования

Этапы исследования

Методы наблюдения

и сбора информации

Источники информации

и базы исследования

Объекты и объемы

наблюдения

1.Изучение категории «работники железнодорожного транспорта».

2.Исследование заболеваемости по обращаемости болезнями глаза и его придаточного аппарата работников ЮУЖД.

Сплошное статистическое исследование

выкопировка сведений

Годовые отчеты, ф. № 16ВН

за 2004-2008гг., статистические материалы из сборников «Департамента Здравоохранения ОАО «РЖД» отделения ЮУЖД


Сведения о заболеваемости по обращаемости

9269 чел. (2004г.)

9389 чел. (2005г.)

9030 чел. (2006г.)

8908 чел. (2007г.)

9044 чел. (2008г.)

1. Изучение категории «дисквалифицированные работники железнодорожного транспорта».

2.Анализ причин отстранения от работы лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов на ЮУЖД.

Сплошное статистическое исследование, выкопировка сведений

Карта подлежащего периоди-ческому мед. осмотру, ф. АКУ-23, журналы ВЭК, ф. № НО-21 за 2004-2008 гг., статистические материалы из сборников «Департамента Здравоохранения ОАО «РЖД» отделения ЮУЖД

Сведения о результатах ПМО

682 чел. (2004г.)

749чел. (2005г.)

630 чел. (2006г.)

472чел. (2007г.)

344чел. (2008г.)

Исследование эффективности различных вариантов хирургического лечения катаракты: метода ультразвуковой факоэмульсификации катаракты с имплантацией ИОЛ и экстакапсулярной экстракции катаракты с имплантацией ИОЛ.

Клинические исследования, выборочное текущее

наблюдение,

метод непосредственного

наблюдения, комплекс

специальных

диагностических методик

Медицинская карта стационарного больного ф.033/у, ф.027.У за 2004-2008гг., Разработанная карта регистрации результатов обследования пациентов с диагнозом «катаракта», протоколы исследования ОКТ, ПКЧ, остроты сумеречного зрения, эндотелиальной биомикроскопии

Пациенты с катарактой:

ИГ-I «ЭЭК» – 27 чел.;

ИГ-II «ФЭК». – 27 чел;

ИГ-III«ФЭК» – 21 чел.;

ГК-I – 13чел. (26 глаз);

ГК-II – 10 чел. (20 глаз)

4. Разработка и внедрение алгоритма лечебно –диагностических, восстановительных мероприятий для работников железнодорожного транспорта с диагнозом катаракта

Системное обобщение,

анализ документов, организационный эксперимент

ДРЦ микрохирургии глаза,

НУЗ ДКБ



Действующие отраслевые и ведомственные директивные, нормативные и методические документы; научные публикации за период 2000-2010гг.

сумеречной остроты зрения и чувствительности к ослеплению (аппарат «Мезотест-2», фирма «OCULUS», Германия), морфометрического состояния макулярной области методом оптической когерентной томографии (ОКТ) (томограф «Redial Lines» RTVue-100, Optovue, США), оценки состояния эндотелия роговицы методом эндотелиальной биомикроскопии (эндотелиальный микроскоп «SEM», фирма «NIDEK»).

В третьей главе изучено распределение работников на ЮУЖД по возрасту и полу. Выявлено достоверное преобладание мужчин (61,6–62,6 %), что обусловлено спецификой работы. Лица непосредственно связанные с движением поездов составляют в общей численности работающих 40,4–46,4 %.

Проанализирована общая заболеваемость по обращаемости работников ЮУЖД болезнями глаза и его придаточного аппарата за период 2004–2008 гг., составляющая 93,7 ‰ с тенденцией к росту от 88,8±0,9 ‰ до 99,6±1,0 ‰. Изучена заболеваемость болезнями глаза и его придаточного аппарата в зависимости от пола и возраста, которая статистически значимо выше в возрастных группах: 40–49 лет (111,0±1,8 ‰) и 50 лет и старше (121,0±2,2 ‰). Рост заболеваемости болезнями хрусталика с 12,7±0,3 ‰ до 18,9±0,5 ‰ за изучаемый период объясняется, увеличением среди пациентов лиц старшей возрастной группы. В структуре заболеваемости ведущее место занимают нарушения рефракции и аккомодации (27,6 %), болезни хрусталика (15,7 %), глаукома (6,3 %). Травмы глаза и глазницы занимают четвертое место, составляя 2,0 %.

Анализ причин отстранений работников ЮУЖД, обеспечивающих безопасность движения поездов, позволил установить, что доля болезней глаза его придаточного аппарата в структуре причин дисквалификации среди всех заболеваний на ЮУЖД составляет 7,9 % и варьирует в диапазоне 6,0–9,8 %. Анализ распределения дисквалифицированных работников по полу и возрасту показал, что достоверно превалируют мужчины (87,9 %), и возрастная группа 50 лет и старше (60,4 %). Основные патологии, обусловившие дисквалификацию работников железнодорожного транспорта на ЮУЖД за исследуемый период представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Структура причин дисквалификации работников

железнодорожного транспорта по классу болезни глаза

и его придаточного аппарата за период с 2004 по 2008 гг.


Отмечено достоверное увеличение доли дисквалифицированных работников железнодорожного транспорта вследствие болезней хрусталика с 5,1 % до 31,2 %, как за счет катаракты, так и артифакии, что связано с применением современных технологий хирургии катаракты, не требующих определенной степени зрелости катаракты.

В четвертой главе анализируется исследование эффективности различных вариантов хирургического лечения катаракты: методом ультразвуковой факоэмульсификации катаракты (ФЭК) с имплантацией ИОЛ (интраокулярной линзы) в ИГ-I (n=27) и методом экстракапсулярной экстракцией катаракты (ЭЭК) с имплантацией ИОЛ в ИГ-II (n=27) в процессе клинико-инструментального мониторинга в раннем послеоперационном периоде. Пациенты исследуемых групп были сопоставимы по возрасту, полу и степени зрелости катаракты и дооперационной остроте зрения.

Высокая результативность метода ФЭК с имплантацией мягкой ИОЛ в сравнении с ЭЭК с имплантацией ИОЛ определяется достоверно меньшей частотой осложнений в раннем послеоперационном периоде (кератопатия соответственно 3,7 % и 33,3 %, феномена Тиндаля 3,7 % и 29,6 %, ирит 3,7  % и 14,8 %, макулопатия 3,7 % и 14,8 %).

Сравнительный анализ остроты зрения и степени индуцированного астигматизма при различных вариантах хирургического лечения катаракты показал, что ФЭК с имплантацией ИОЛ дает достоверно более высокие зрительные функции (0,9–1,0) у 81,5 % больных и меньшую частоту индуцированного астигматизма (4,2 % пациентов). При ЭЭК с имплантацией ИОЛ данные показатели составили соответственно 29,6 % и 33,3 %.

Для обоснования применения новых критериев допуска в основные профессии у работающих на ЮУЖД после оперативного лечения катаракты методом ФЭК с имплантацией мягкой ИОЛ нами изучены не только клиническое течение и визуальный исход операции, но и такие офтальмоэргономические функции зрительного анализатора, как ПКЧ, острота сумеречного зрения и чувствительность к ослеплению. Ультраструктурные изменения роговицы и сетчатки оценивались на основе применения эндотелиальной биомикроскопии до и после оперативного лечения катаракты методом ультразвуковой факоэмульсификации. Установлено, что среднестатистические показатели ПКЧ после данного оперативного вмешательства в сравнении с контрольной группой не имели статистически значимых отличий по всем частотам на все цвета, кроме незначительного снижения чувствительности на белый цвет на частоте 4,8 и 16 цикл/град и на синий цвет на частоте 1 цикл/град, превышая показатели у физиологически здоровых людей.

Анализ остроты сумеречного зрения и чувствительности к ослеплению после ФЭК с имплантацией ИОЛ показал, что данные офтальмоэргономические функции находись в норме у 71,4 % больных.

Для оценки изменений в сенсорной части сетчатки макулярной области после ФЭК с имплантацией ИОЛ нами проводилось изучение толщины нейроэпителия в сравнении с группой контроля (таблица 2).

Таблица 2 – Толщина нейроэпителия по данным ОКТ у пациентов после ФЭК и группы контроля(М±m)

Зоны сетчатки

ИГ-III, мкм

ГК-II, мкм

Фовеа

177,4±18,3

186,0±13,2

Парафовеа в том числе:

280,2±32,9

293,3±17,4

Медиальнее фовеа

289±24,8

310,0±19,6

Латеральнее фовеа

272,9±18,8

290,3±17,8

Кверху от фовеа

268,8±66,6

287,2±20,4

Книзу от фовеа

290±21,6

285,4±17,5


Исследование ультраструктурных характеристик сетчатки в макулярной области после ФЭК с ИОЛ показало отсутствие статистически значимых изменений толщины нейроэпителия (р<0,05) в сравнении с группой контроля, что определяет минимальную инвазивность данного хирургического пособия (таблица 2).

Изучение состояния эндотелия роговицы позволило установить, что потеря клеток эндотелия в количественном выражении составила 191,7 клеток/мм2 (8,1  %), что находится в пределах допустимой нормы при выполнении данного оперативного вмешательства.

Таким образом, внедрение современных технологий хирургии катаракты у работников железнодорожного транспорта позволяет получить у пациента полноценное качественное зрение, и значительно уменьшить сроки стационарного лечения (с 7,4±1,7 при экстракапсулярной экстракции катаракты с имплантацией ИОЛ до 4,4±0,7 дня при ультразвуковой факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ).

В пятой главе приведены материалы по научному обоснованию алгоритма лечебно-диагностических и организационных мероприятий для работников железнодорожного транспорта с диагнозом катаракта.

В приказе Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 796 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой», при понижении остроты дневного зрения с коррекцией несоответствующем приказу, наличии двусторонней артифакии, а для некоторых специальностей – и односторонней артифакии (машинисты в одно лицо, машинисты обслуживающие скоростные поезда, вся станционно-маневровая группа), признаются непригодными к работам соответствующих категорий.

Имевшая место ранее схема лечебно-диагностических мероприятий, учитывающая после экстракции катаракты только остроту центрального зрения и бинокулярность, без учета профессионально значимых зрительных функция, приводит к признанию профессионально непригодными к работам соответствующих категорий стажированных и квалифицированных специалистов, которые могли бы продолжить работу по специальности после прохождения полного курса лечения. При этом критериями отбора на хирургическое лечение должны стать не только острота зрения, но и профессионально значимые зрительные функции. Нами был разработан алгоритм лечебно-диагностических и организационных мероприятий для работников железнодорожного транспорта с диагнозом катаракта, состоящий из нескольких этапов диспансерного наблюдения пациента с диагнозом катаракта в пред- и послеоперационным периоде: I – амбулаторно-поликлинический, II – стационарный и III – врачебно-экспертный (рисунок 2). На I этапе, амбулаторно-поликлиническом, который включает кабинет офтальмолога ведомственной поликлиники отделения дороги, кабинет офтальмолога Дорожного центра микрохирургии глаза, проводится стандартное обследование (визометрия, рефрактометрия, биомикроскопия, тонометрия, офтальмоскопия, периметрия) для выяснения причины снижения зрения.

Затем пациента направляют в диагностический кабинет консультативно-реабилитационный блока глаза для проведения дополнительного обследования (определение остроты сумеречного зрения, ПКЧ, биомикроскопия, осмотр глазного дна с линзами). Для уточнения диагноза – ОКТ, ЭФИ,


II этап – стационарный

I этап   амбулаторно-поликлинический

Дорожный центр микрохирургии глаза НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Челябинск ОАО «РЖД»




Кабинет офтальмолога ведомственной поликлиники


Стандартное обследование:

визометрия, рефрактометрия, биомикроскопия, тонометрия, офтальмоскопия, периметрия

1.Кабинет офтальмолога Дорожного центра микрохирургии глаза

(стандартное обследование)



следующая страница >>