bigpo.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» Протокол №___ от____ 2012 г.




Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» г. Буя

____________ Киселёва О.А.

Приказ №___от_____2012 г.



Образовательная программа

научного общества учащихся

«Росинка» в летнем оздоровительном лагере

возраст 6,5-11 лет


срок реализации программы:

лагерная смена (18 дней)


автор-составитель:

Кузнецова Елена Дмитриевна

педагог дополнительного образования


г. Буй

июнь 2012г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: Эколого – биологическая

Новизна: данная программа предназначена для изучения растительности участка центра дополнительного образования «Уникум». Для лучшего усвоения программного материала используются игровые приёмы и занимательный материал.

Актуальность: В современном мире высоких информационных технологий и научно-технического прогресса изучение природы и её охрана является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы.

В основу программы входит изучение растительности участка центра дополнительного образования «Уникум», правил поведения в природе. В процессе занятий создаются условия для общения ребёнка с природой.

Педагогическая целесообразность: Обучение по данной программе позволяет решить проблему пробуждения интереса детей к изучению природы, формирование у детей основ экологической культуры.

Цели и задачи программы

Цель: формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе.

Задачи:

1. Познакомить с растительностью участка центра дополнительного образования «Уникум»;

2. Провести паспортизацию участка;

3. Развивать у учащихся интерес к изучению родной природы;

4. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с живыми объектами природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Отличительные особенности программы:

Данная программа направлена на более подробное изучение растительности конкретного участка местности. Учитываются психологические и возрастные особенности детей 6,5 – 11 лет, на которых и рассчитана программа. Ведущей идеей является принцип развития личности ребёнка.

Организационно- педагогические основы обучения:

Данная образовательная программа рассчитана на 15 часов по одному занятию в день в течение лагерной смены. Продолжительность занятия 30 – 40 минут.

Работа с детьми осуществляется с учётом имеющихся знаний, интересов, индивидуальных особенностей каждого. Набор в группу осуществляется на добровольном основании.

Используются различные формы проведения занятий: комбинированное, практическое, самостоятельная работа, экскурсия и т. д.

Ожидаемые результаты

По истечении занятий воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-Должны быть сформированы знания о видовом составе растений участка центра «Уникум»;

- Расширить знания детей о местных растениях, их биологических особенностях.

- Уметь определять растения нашей местности;

- Научиться составлять паспорт участка;

- Овладеть основами культуры поведения в природе.

Формы и способы проверки результата

Для определения образовательного результата используются следующие способы:

- тестирования;

- анкетирование;

- интеллектуальные игры;

- викторины, конкурсы.


Календарно-тематический план НОУ «Росинка»


№ п/п

Название темы

Кол – во часов

Теоретич. часть

Практич. часть

1.

Жизненные формы растений нашего участка.

1

0,5

0,5

2.

Древесная растительность участка.

4

1

3

3.

Кустарники нашего участка.

4

1

3

4.

Травянистые растения.

5

1

4

5.

Итоговое занятие:

научная конференция учащихся.

1

1

-




Итого:

15

4,5

10,5


Содержание программы


Тема 1. Жизненные формы растений нашего участка: деревья, кустарники, травянистая растительность.


Тема 2. Древесная растительность участка: видовой состав; биологические особенности; сбор образцов растений; изготовление гербария; оформление гербария.


Тема 3. Кустарники нашего участка: видовой состав; биологические особенности; сбор образцов растений; изготовление гербария; оформление гербария.


Тема 4. Травянистые растения: дикорастущие растения; культурные цветочно-декоративные растения; культурные овощные растения; сбор образцов растений; изготовление гербария; оформление гербария.


Тема 5. Итоговое занятие: научная конференция учащихся.


Методическое обеспечение образовательной программы

Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Краеведческий принцип, реализация которого позволяет организовать познание объектов природы;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, коллекций, натуральных объектов, и др.

Практические: распознавание и определение объекта, экскурсии.

Чтобы заинтересовать ребят, чтобы они лучше понимали и запоминали материал, используются дидактические игры.

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Используются такие формы организации учебной деятельности как:

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

Групповая форма организации учебной деятельности используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды.

Индивидуальная форма: дети готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки, проводят наблюдения, делают записи в дневниках наблюдений.

Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для занятий. Имеется участок с цветочно-декоративным отделом, дендрарием.

Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-методические разработки занятий,

-гербарии,

-Компьютер, фотоаппарат, коллекции, наборы таблиц и др.


Литература для детей

  1. Запортович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьёва Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. Под ред. Зверева И.Д. М.: «Педагогика», 1976.

  2. Корабельников В.А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов. М.: «Просвещение». 1989.


Литература для педагогов

  1. Беккер И.Л., Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.

  2. Горощенко В. П., Природа и люди. «Просвещение». М., 1976.

  3. Запортович Б.Б., С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976.

  4. Корабельников В.А., Краски природы. «Просвещение». М., 1989.

  5. Петров В.В., Растительный мир нашей Родины. «Просвещение». М., 1991.

  6. Плешаков А.А., Зелёные страницы. «Просвещение». М., 1995.