bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное Образовательное Учреждение Захаровская средняя общеобразовательная школа.


Реферат:


«Игра как наиболее эффективный метод обучения иностранному языку учащихся младших классов (из опыта работы)»


учителя иностранных языков

Студиковой Т.Ю.


Посёлок Летний отдых,

2010 г.

Содержание:


1. Введение. Особенности преподавания иностранных языков в начальной школе.

2. Основные цели и задачи обучения иностранным языкам младших школьников.

3. Игра – эффективный приём обучения говорению учащихся начальных классов.

4. Ролевые игры как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

5. Организация учебного процесса с помощью игровых ситуаций на уроках английского языка во втором классе общеобразовательной школы (из опыта работы)

6. Заключение


Общеизвестно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Ребёнок готов к обучению физически, он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Для этого возраста характерны острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание ребёнка уже относительно длительно и устойчиво. Память его также достаточно развита – легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, непосредственно связано с его интересами. Ребёнок уже владеет эмпирически некоторыми приёмами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у детей младшего школьного возраста наглядно-образная память, но имеются все предпосылки для развития и словесно-логической. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребёнка младшего школьного возраста также довольно развита, в известной степени грамматически правильна, выразительна. Достаточно велик запас слов. Ребёнок может в относительно широких пределах понимать услышанное, связано излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению и т.д.

Таким образом, возможности детей младшего школьного возраста достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение их иностранным языкам. Кроме этого, у ребёнка сформированы и личностные проявления: дети обладают определённой настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их, им свойственны первые проявления чувства ответственности, долга. Ребёнок младшего школьного возраста уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт оценки отдельных своих действий и поступков. Это – объективная психологическая готовность ребёнка к обучению. Ребёнку, пришедшему в школу, свойственны желание и стремление учиться. Это так называемая эмоционально-волевая готовность детей к обучению. Под такой готовностью понимают не только желание ребёнка учиться в целом, но и узнавать новое, умение преодолевать посильные трудности, управлять своими поступками и т.д.

Опираясь на уже имеющиеся у младших школьников понятия, представления, знания, на свойственному этому возрасту любознательность и пытливость, можно добиться эффективности процесса изучения иностранного языка, а также способствовать развитию у младших школьников активного самостоятельного мышления и познавательных способностей.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности начальной школы поистине уникальны. В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определённой социо-культурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нём уважение и терпимость к другому образу жизни.

Основной целью обучения иностранного языка в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. При этом должны быть максимально учтены реальные потребности и интересы школьников в общении и познавании.

Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и её носителями. Учащиеся должны испытывать насущную потребность в использовании иностранного языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере знаний и предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста: рисовании, движении, танце, изготовлении поделок и др. Включение иностранного языка в контекст жизнедеятельности младшего школьника нацелено на оказание помощи детям в осознании того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами и их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить, читать, понимать на иностранном языке.

Процесс обучения иностранному языку в начальной школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть ещё одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих целевых установок. Её успешной реализации способствуют материалы, достоверно отражающие жизнь зарубежного сверстника. Эти материалы призваны стимулировать образное мышление учащихся, развивать их чувства, формировать их эмоции и образно-художественную память.

Важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. Только научив ребёнка говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке (в определённых пределах), можно добиться качественного достижения основной цели обучения. Как записано в «Программе по иностранным языкам», реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

- понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

- осуществлять своё речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

- пользоваться рациональными приёмами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нём.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование различных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Важно, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивал его сюжеты. Комфортность взаимодействия детей во время общения во многом зависит от того, как используются различные организационные формы работы: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Дети изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, учителем, куклами, персонажами любимых сказок и мультфильмов, с книгой.

В основе обучения детей устному общению в начальной школе лежит игра, которая, по мнению И.А.Зимней, «является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения».1 Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык» и позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязычных задач общения.

Например, в 3 классе на уроке английского языка при тренировке образца «my (cat) can (jump)» можно предложить учащимся следующую речевую задачу: «Злой волшебник заколдовал наших любимых зверей. Чтобы их расколдовать, нужно сказать, что они умеют делать». Следуя образцу учителя, каждый ученик рассказывает о своём звере (игрушке, которую он принёс из дома).

Учитель: My dog can run.

Ученик1: My frog can jump.

Ученик2: My parrot can fly.

Кроме того, игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, её можно рассматривать как точную модель общения. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.

Разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песенок, стишков, сказок, широкое применение на уроках различных игр, в том числе подвижных, ролевых, с использование кукол помогает решению основной задачи урока – общению на иностранном языке. В игре дети (7-10 лет) значительно быстрее и прочнее усваивают предлагаемый материал. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей детей данной группы, содержания учебного материала и т.д. Успех игры зависит от того, насколько умело, заинтересованно, эмоционально и артистично учитель умеет её организовать. Необходимо подчеркнуть, что творчески работающий учитель любое упражнение может превратить в игру.

Стихотворения-зарядки, песенки-зарядки широко используются при работе с детьми младшего школьного возраста. Их также можно проводить в виде игры, весело, в быстром темпе. Сначала зарядку проводит сам учитель, затем, по мере запоминания текста, учащиеся. Для проведения зарядки можно использовать и считалочки, например:

One, two, three,

Play with me.

Four, five, six,

Pick up sticks.

Seven, eight, nine,

Walk in Line.

или:

One, two,

Put on the shoe.

Three, four,

Shut the door.

Five, six,

Pick up sticks.

Seven, eight,

Eat off a plate.

Nine, ten,

Say it again.

Под счёт учащиеся выполняют физические упражнения или показывают с помощью жестов то, о чём говориться в считалочке.

При работе с учебными ситуациями учитель использует различные игры:

- игра с предметом или картинкой (учитель просит учащихся показать называемые им предметы или картинки. Дети показывают называемый предмет или картинку только в том случае, если учитель произносит слово «please»);

- игра на внимание (в быстром темпе учитель показывает и называет предмет за предметом, например: It is a pen. Класс соглашается: Yes, it is a pen. Иногда учитель «ошибается» и показывает не тот предмет, который он называет. Учащиеся при этом молчат. Тот, кто согласится с учителем, должен произнести своё слово);

- игра «Снежный ком» (первый ученик называет слово: a pen, второй повторяет первое слово и добавляет своё: a book);

- игра «Кто назовёт больше слов?» (школьники называют в быстром темпе слова по заданной теме, не повторяясь. Выигрывает тот ученик, который назовёт слово последним);

- игра с мячом (учащиеся становятся в круг и, бросая друг другу мяч, называют слово по заданной ситуации. Ученик, быстро не назвавший слово, выбывает из игры);

- игра «Задай вопрос и ответь на него» (класс делится на две команды. Ученик из первой команды задаёт вопрос, ученик из второй – ответ и т.д. У каждого в руках школьный предмет или картинка с его изображением. Ученик из первой команды, показывая свой предмет, задаёт вопрос члену второй команды. Тот отвечает на вопрос, а затем, показывая свой предмет (картинку), задаёт вопрос ученику из первой команды и т.д.);

- игра «Отгадай предмет» (учитель или ведущий прячет или задумывает предмет. Дети отгадывают, задавая вопрос It is a…? Или игра двух команд. Выигрывает та команда, которая отгадает предмет);

- игра «Придумай рифму» (учитель произносит слово, а учащиеся – название цвета, рифмующиеся с этим словом. T: bed – Ps: red, town-grown и т.д.);

- игра «Кто больше даст ответов на заданный вопрос?» (T: What is green (red и т.д.)? P1: The pencil is green. P2: The pen is green и т.д. Выигрывает ученик, давший ответ последним);

- игра «Отгадай» (учащиеся закрывают глаза, а учитель прячет предмет, называя его. Дети отгадывают, где находится спрятанный предмет. T: It is a book. P1: The book is on the desk. P2: The book is in the bag и т.д);

- игра «Запомни и назови» (учитель быстро показывает классу 4-5 животных-игрушек или картинок с их изображениями и просит запомнить. Затем он убирает одну игрушку (картинку), а оставшиеся снова показывает детям. Учащиеся должны назвать недостающее животное).

Приведённые выше игровые ситуации направлены, в первую очередь, на развитие у учащихся навыков устного высказывания по заданной теме (в определённых пределах), а также тренировку языковых моделей.

Большое место в процессе обучения иноязычному общению занимают так называемые ролевые игры. Ролевая игра является методическим приёмом, относящимся к группе активных способов обучения практическому овладению иностранного языка. Внедрение этого приёма в учебном процессе способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему. Ученик включается в ситуацию, хотя и не через своё я, но через я соответствующей роли.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учиться реакции друг друга, помогать друг другу.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или инсценировки пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

В играх школьники овладевают умением начинать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма.

Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Каковы основные требования к ролевым играм?

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, чётко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль;

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой;

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости;

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;

6. Учитель сам верит в ролевую игру, её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов;

7. Очень важно умение учителя установить контакт с детьми. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – важный фактор, значение которого трудно переоценить. В процессе игры сильные ученики помогают слабым. Учитель лишь управляет процессом общения: подходит то к одному, то другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу;

8. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы в дальнейшем разобрать наиболее типичные.

Перед началом ролевой игры должна быть представлена ситуация, которая указывает на условия совершения действия, описывает действие, которое предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать о социальных взаимоотношениях партнёров, распределить роли, дать их краткое описание. Однако эта информация не должна быть слишком подробной, в этом случае участники игры лишаются возможности проявить творчество. Описание ситуации должно быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остаётся определённая свобода действий, речевых поступков.

Роли распределяет учитель, но могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.

Обсуждая проведённую игру, оценивая участия в ней школьников, учителю следует проявить такт при оценке результатов ролевой игры, чтобы избежать снижения активности учащихся.

Ролевая игра может успешно использоваться на начальном этапе обучения. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является игра. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, которое может быть более успешным, если учитель использует в своей работе игровые ситуации, поддерживающие игровые интересы детей к овладению иноязычной речевой деятельностью.

Одной из форм игрового общения младших школьников на уроках иностранного языка является сюжетная игра. Одним из вариантов такой игры является игра с предметом. В сюжетных ролевых играх с предметом можно использовать фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклу с набором одежды, различные игрушки. Темы речевого общения включают разговор о себе, членах семьи, профессиях, явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.д. Способность младших школьников играть выражается в том, что ученики охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, времени года может быть использована ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задавали «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешали войти. Среди заданных вопросов были следующие: Who are you? It is warm or cold? и т.д.

Возрастной период учащихся младших классов характеризуется повышением у школьников интереса к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни учеников, воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта.

Кроме того используются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинение и т.д.

Одной из самых распространённых видов ролевой игры является игра с куклой. Идея этого персонажа, который воплощает определённые человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке, заложена в учебном комплекте по немецкому языку И.Л.Бим для 5 класса средней школы.

Кукол можно успешно использовать для организации ролевых игр на уроках иностранного языка в младших классах. В игре может участвовать одна-две куклы (в руках учителя) или много (у каждого ученика). Кукла учителя должна быть одна и та же, знакомая классу. Ей надо дать имя, придумать биографию, определить её характер. Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроках иностранного языка.

Вместе с тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Кукла, особенно кукла-зверюшка, имеет ярко выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу-волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует вопрос или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать «отрицательную» роль, в частности избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятного ребёнка.

Когда в классе появляется незнакомая кукла, появляется и стимул к диалогу-расспросу: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься? и другие.

Игра с куклой-партнёром психологически основана на человеческой и особенно ярко выраженной у детей способности полноценного общения, не получая никакой вербальной реакции. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока.

Эффективность ролевой игры как методического приёма обучения повышается, если правильно определить продолжительность речевого общения её участников. Как было выявлено в результате экспериментов, продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении может достигать 2-3 минут. Это необходимо учитывать при организации ролевых игр в начальной школе на уроках иностранного языка.

Следует отметить, что применение данного приёма при обучении иностранного языка на начальной ступени позволяет успешно решать учебные, воспитательные и общеобразовательные задачи.

В соответствии с программой обучение иностранного языка в общеобразовательной школе начинается со второго класса. Количество часов, отводимое на иностранный язык, ограничено (1-2 часа в неделю), поэтому мне приходится применять наиболее эффективные методы обучения с тем, чтобы учащиеся могли овладеть основами иностранного языка за короткое время. На уроках я использую все доступные средства обучения – разнообразную наглядность, фонозаписи, игры и т.д.

Как упоминалось выше, игровые моменты на уроках иностранного языка в начальной школе стимулируют активность учащихся, вызывают у них интерес к занятиям, помогают быстро и качественно овладеть основными речевыми моделями. Поэтому на первое место в обучении я выношу игровые методы, использование наглядности, аудиовизуальных средств. Данным требованиям, на мой взгляд, отвечает учебник И.Н.Верещагиной «English I». Учебник красочно оформлен, в комплект входят рабочая тетрадь и набор аудиокассет. Подача материла, его тренировка и закрепление проходит в устной форме, так как такая методика является доминирующей на начальном этапе обучения иностранного языка. Упражнения носят, в основном, игровой характер: игра-отгадайка, игра-соревнование, игра «Возьми интервью», игра «Кукольный театр» с использованием пальчиковых кукол. Большинство речевых образцов закрепляется в стишках, песенках, считалочках, которые с удовольствием разучивают дети, гораздо быстрее усваивая материал.

Так, при изучении темы «Знакомство», для закрепления речевых моделей «I'm Nick», «Are you Nick?», «Is it Nick?» я использую игры:

1. Учитель предлагает учащимся придумать какое-нибудь английское имя. Стараясь догадаться какое имя придумал ученик, учитель задаёт вопросы: «Are you Nick?», «Are you Ann?». Ученики отвечают: «Yes» или «No»;

2. Учитель закрывает глаза и старается угадать имя того, кто коснулся его руки;

3. Ведущий становится лицом к доске и закрывает лицо руками. Дети по очереди подбегают к нему и легонько хлопают по плечу. Ведущий отгадывает, кто это, задавая вопрос: «Are you … ?». Ученики отвечают: «Yes» или «No»;

4. Ведущий выходит в коридор. Учащиеся загадывают имя кого-то из одноклассников. Ведущий возвращается в класс и задаёт вопрос: «It is Ann?» Класс отвечает: «Yes» или «No».

При тренировке речевых образцов «Who are you?», «Are you from England?» я предлагаю ученикам игры:

1. Игра-цепочка. Учащиеся встают в круг и, делая вид, что не знакомы друг с другом, задают вопросы «Who are you?», получая ответы «I'm Nick» и т.д.;

2. Класс делится на 3 группы (по рядам), задумывая из какой они страны. Учитель старается догадаться, задавая вопрос «Are you from England?». Группа отвечает.

Опираясь на опыт, могу отметить, что дети проявляют большую заинтересованность и активность на уроке, если я предлагаю им поговорить о любимых героях книг и мультфильмов. Например, я говорю: «Ты, конечно, знаешь много разных сказок. А этих сказочных героев ты помнишь? Как они представляются?». Учащиеся с удовольствием играют роль сказочного героя и представляются классу: «I'm Buratino», «I'm Mickey Mouse», «I'm Carlson» и т.д.





Для контроля усвоения пройденного материала по теме «Знакомство» я предлагаю я предлагаю учащимся творческие задания, для выполнения которых им необходимо не только задать вопрос и ответить на него, но и вступить в речевое общение с собеседником, хотя и на элементарном уровне.

1. Класс делится на две команды. Каждая из команд задаёт вопрос сопернику, а тот отвечает, затем меняясь ролями. За каждый правильный вопрос или ответ команда получает 1 балл. Выигрывает команда, которая задаст больше вопросов, правильно отвечая на вопросы соперников;

2. Дети получают задание изготовить дома пальчиковые куклы. Затем на уроке учащиеся демонстрируют, чьи куклы лучше говорят, задавая друг другу вопросы и отвечая на них:



На каждом уроке я обязательно использую магнитофонные записи для разучивания песенок, стишков, рифмовок, считалочек. Кроме того учащиеся прослушивают тексты, начитанные носителями языка. Они учатся воспринимать на слух не только речь учителя, но и других людей. В качестве примера можно привести следующее задание: представьте себе, что у вас берут интервью, послушайте и ответьте на вопросы диктора (урок 28, задание 6).

При работе над темой «Семья» для лучшего грамматического усвоения лексики и тренировки в речи грамматических моделей «I have got a… » (She\he has got a…) я предлагаю ученикам следующие задания:

1. Ученики встают в круг. Обращаясь к стоящему справа, ученик говорит, кто у него есть, называя одного из них. Сосед спрашивает, есть ли у него/неё сын/дочь и называет одного из членов своей семьи (урок 33, задание 7);

2. Детям предлагается прослушать текст о девочке Пегги и её семье. Затем один ученик рассказывает своему соседу о Пегги и её тёте. Телефон плохо работает, поэтому сосед плохо слышит и всё время переспрашивает «Has she got a… ?» (урок 34, задание 2);

3. Ребятам предлагается представить себя в роли какого-нибудь сказочного персонажа и рассказать от его имени о семье. Одноклассники должны догадаться, о ком идёт речь. Например:

I haven’t got a mother.

I haven’t got a grandmother.

I haven’t got a grandfather.

I haven’t got a sister.

I haven’t got a brother.

I have got only a father. His name is Carlo.

Учащиеся сразу догадываются, что это Буратино. Другой вариант: ученикам необходимо задать вопросы «персонажу» о его семье «Have you got a… ?» Он отвечает: «Yes, I have» или «No, I haven't» (урок 34, задание 7);

4. Один ученик рассказывает о себе и его семье по-английски, другой – переводит, используя модель She \he has got a…;

После того как учащиеся овладели речевыми моделями по темам «Знакомство и «Семья», можно предложить следующие задания:

1. Эти персонажи пришли из разных сказок и знакомятся друг с другом. Как они это делают?;




2. Класс делится на две группы. Одна группа – учащиеся одной из английских школ, другая – русской. «Английские школьники» придумывают имена себе и своим «родственникам». Каждый ученик изготавливает дома, затем на уроке прикрепляет карточку со своим именем. Дети садятся за столы в противоположных концах класса, который мной заранее подготовлен. Я даю установку: «Ребята! Сегодня мы с помощью «телевидения» встречаемся с учениками одной из английских школ, они очень хотят с вами познакомиться. А вам интересно узнать о них как можно больше? Расскажите английским школьникам о себе, они расскажут вам о себе» (урок 29, задание 3).

При работе над темой «Игрушки» я использую картинки с изображениями игрушек, а также игрушки, которые приносят ученики и я.

Игры по теме:

1. Учитель просит одного ученика выйти из класса, затем вместе с остальными учениками прячет игрушечного медвежонка. Ведущий возвращается и, рассказывая стихотворение о медвежонке, ищет его. Одноклассники подбадривают его в зависимости от того, как далеко он находится от цели, подсказывают - «cold», «warm», «hot». После того, как мишка найден, ведущий меняется (урок 40, задание 3);

2. Взяв любимую игрушку, дети встают в круг. В центре – ведущий, который называет кого-либо из играющих. Он должен сказать, какая игрушка у него и его соседей (урок 45, задание 6);

3. Разделившись на две команды, взяв с собой игрушки, дети встают лицом друг к другу. Участники одной команды по очереди быстро называют игрушки (иногда правильно, иногда – нет). Участники второй быстро отвечают «да» или «нет». Затем команды меняются ролями (урок 67, задание 2);

4. Посмотри на картинку и запомни, в какой последовательности нарисованы игрушки. Затем закрой книгу и назови их (урок 53, задание 5);




Для тренировки модели «I like to play with…» предлагаю игру с мячом: дети встают в круг и, читая считалочку, выбирают ведущего. Ведущий бросает кому-либо мяч, называя игрушки. Поймавший мяч говорит, что ему нравится играть с этими игрушками, и бросает мяч ведущему (урок 48, задание 2).

Для быстрого усвоения букв английского алфавита я использую такие игры:

1. Класс делится на две команды, берёт карточки с буквами. Ребята вспоминают, как называются эти буквы и какие звуки они передают. Им предлагается назвать слова с этими буквами. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество слов (урок 33, задание 7);

2. Класс делится на две команды. Участники каждой по очереди подбегают к доске и пишут по одной букве. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок напишет известные буквы (урок 50, задание 7);

3. Вспомни и назови любые 10 согласных букв английского алфавита (урок 75, задание 7);

4. Посмотри на табло и скажи, какие буквы ещё не открыты (урок 56, задание 7):





h

k

q

c

t




v

d

p

b

f




s

l

n




m


Стишки и песенки мы также разучиваем с помощью игр:

1. Класс делится на две команды, дети встают друг к другу и поют песенку про игрушки. Одна команда поёт вопрос, другая – ответ (урок 50, задание 1);

2. Дети изготавливают 7 «клавиш» для «пианино», цвета которых названы в песенке:

Brown and green,

And blue and white,

Blue and white,

Red and black,

And yellow.

Затем ученики раскладывают их на парте в виде клавиатуры пианино, соблюдая порядок следования цветов в песенке. Дети поют песенку и аккомпанируют, нажимая на нужные клавиши.

Обобщая пройденный материал и подводя итоги за год, в конце учебного года я провожу с учащимися игру «КВН». Команды получают задания:

- Познакомьтесь и узнайте побольше друг о друге;

- Расскажите соперникам о своих игрушках, они расскажут о своих;

- Прочитайте друг другу любимые стихи;

- Все вместе спойте песенки;

- Какая команда лучше знает и умеет красиво писать изученные буквы английского алфавита? Какая команда напишет все буквы быстрее и правильнее?

Жюри засчитывает очки за каждый правильно заданный вопрос или ответ, правильно выполненное задание.

Проведение КВНа не требует специальной подготовки, учащиеся демонстрируют те знания, которые приобрели в процессе обучения иностранного языка в течение всего учебного года.


Обобщая всё выше изложенное, следует подчеркнуть, что важнейшей задачей учителя в первый год обучения иностранного языка является создание и подкрепление мотивации, привитие интереса к изучению иностранного языка. От этого зависит успех дальнейшего обучения.

Особое значение в обучении детей младшего школьного возраста иностранного языка является игра.

Учитель должен уметь организовать игру, проводить её таким образом, чтобы дети получали радость от игры. Он должен быть всегда доброжелательным. Следует избегать негативных оценок и прямых требований.

Для младших школьников очень важна оценка учителем их деятельности, в основе которой общее положительное отношение к каждому ученику как к личности и её потребностям и интересам.

Но не следует забывать, что игра на занятиях иностранного языка не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.


Список использованной литературы:


1. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Министерство образования РФ. Москва, «Просвещение», 1999;

2. Алексина Е.В., Ашкинази Н.С. Учебные игры на уроках английского языка. Иностранные языки в школе №4, 1987;

3. Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. Иностранные языки в школе №6, 1986;

4. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка в 4 классе. Иностранные языки в школе №5, 1982;

5. Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе. Иностранные языки в школе, №4, 1987;

6. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английского языка во 2 классе четырёхлетней начальной школы. Иностранные языки в школе, №4, 1987;

7. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. Учебник для 1 класса школ с углублённым изучение английского языка, лицеев, колледжей, гимназий и старших групп детских садов. Москва, «Просвещение», 1999;

8. Волштейн Л.Л. Английский язык в начальной школе. Начальная школа, №2, 1999;

9. Каменецкая Н.П., Яцковская Г.В. Обучение немецкому языку во 2 классе четырёхлетней начальной школы. Иностранные языки в школе, №4, 1987;

10. Колесникова О.Н. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, №4, 1989;

11. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками. Иностранные языки в школе, №5, 1985;

12. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О некоторых возможностях использования лингвострановедения в обучении английского языка детей 6-9 лет. Начальная школа, №9, 1994;

13. Робинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный приём обучения говорению. Иностранные языки в школе, №6, 1983;

14. Таталова Л.Н. Изучение иностранных языков в начальной школе: проблемы и перспективы. Начальная школа, №11-12, 1992;

15. Фищук Л.В. Приёмы инсценировки на уроках английского языка в младших классах. Иностранные языки в школе, №5, 1990



1 Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорящего на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1983. Стр. 18