bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тема урока:

МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. ДОМИНИРОВАНИЕ. ЗАКОН ЧИСТОТЫ ГАМЕТ.


ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридное скрещивание, закон доминирования, закон чистоты гамет;

  • выработать умения и навыки составлять схемы скрещивания;

  • закрепить основные понятия темы;

  • проверить степень усвоения нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы по общей биологии, технологичные карты урока, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебный диск.


Ход урока:

  1. Организационный: приветствие класса, настрой детей на урок.

  2. Повторение пройденного материала:

(фронтальный опрос)

Генетика

Наследственность

Изменчивость

Генотип

Фенотип

  1. Изучение нового материала (объяснение учителя):

Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Основным методом исследования является гибридологический метод, основанный на скрещивании. Г. Мендель на протяжении восьми лет проводил скрещивания между 22 различными сортами гороха. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем

Работа с мультимедийным проектором


Генетическая символика (см.таблицу на доске и приложение 1 в технологичной карте).

Генетическая символика:

Р – ; х –; А –; АА , аа –; Аа – ; F1 –; F2 – ; а - ;


Показать картинку гороха посевного.

Успеху работы Г. Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний. Горох имеет короткий период развития, многочисленное потомство, большое количество хорошо заметных альтернативных признаков. Окраска венчика гороха – белая или красная, окраска семядолей – жёлтая или зелёная, форма семян – морщинистая или гладкая и другие признаки.

Опыты Г. Менделя были тщательно продуманны. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Работа с интерактивной доской (диск).

Работа с таблицей на доске.

Скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, Г. Мендель назвал, МОНОГИБРИДНЫМ. Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с жёлтыми и зелёными семенами: все потомки имели жёлтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещивании, в которых изучалось наследование других признаков. Мендель пришёл к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой альтернативной пары признаков проявляется только один, доминантный, а второй, рецессивный, не развивается. Такая закономерность была названа законом единообразия гибридов первого поколения, или законом доминирования. Это первый закон Г. Менделя: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (гомозиготных), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, всё первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.


Второй закон Г. Менделя. Семена гибридов первого поколения использовались Менделем для получения второго гибридного поколения. Во втором поколении три четверти от всех семян имели жёлтую окраску, одна четверть – зелёную. Такие соотношения 3:1 были получены при скрещивании или самоопылении гибридов с другими анализируемыми признаками.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несёт доминантный признак, а часть – рецессивный, называют расщеплением. Причём наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определённым количественным закономерностям. Г. Менделем был сформулирован второй закон, или закон расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определённом числовом соотношении – по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1.


Для объяснения явления доминирования и расщепления гибридов второго поколения Мендель предложил гипотезу чистоты гамет. Он предложил, что развитие признака определяется соответствующим ему наследственным фактором. Один наследственный фактор гибриды получают от отца, другой от матери. У гибридов первого поколения проявляется лишь один из факторов – доминантный. Однако среди гибридов второго поколения появляются особи с признаками исходных родительских форм. Это значит, что: у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменённом виде; половые клетки содержат только один наследственный фактор, то есть они «чисты» (не содержат второго наследственного фактора). Гипотеза чистоты гамет гласит: наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. Во времена Г. Менделя строение и развитие половых клеток ещё не было изучено, поэтому его гипотеза чистоты гамет является примером гениального предвидения, которое позже нашло научное подтверждение.

Явление доминирования и расщепления признаков, наблюдавшееся Менделем, в настоящее время легко объясняются парностью хромосом, расхождением хромосом во время мейоза и объединением их во время оплодотворения.


IV.Закрепление нового материала:

2. Терминологический диктант (см.приложение). Проверка диктанта взаимопроверкой.

Проверка заданий по интерактивной доске.

  • Сформулируйте первый закон Г. Менделя?

  • Сформулируйте второй закон Г. Менделя?

  • Сформулируйте закон чистоты гамет?

  1. Результативность урока: выставление оценок за устный ответ, за терминологический диктант.

  2. Выводы по уроку (с использованием проектора).

  3. Домашнее задание: параграф 37, стр.176-180. Решить задачу (задача в технологичной карте урока).



ТЕХНОЛОГИЧНАЯ КАРТА УРОКА.


Тема : МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. ДОМИНИРОВАНИЕ. ЗАКОН ЧИСТОТЫ ГАМЕТ.


Первый закон Г. Менделя

Генетика? Наследственность? Изменчивость?

Генотип? Фенотип?




ГЕНОТИП ФЕНОТИП




УСЛОВИЯ СРЕДЫ


ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА:

Р – родители х – скрещивание А – доминантный ген

АА , аа – гомозиготы Аа – гетерозиготы а – рецессивный ген

F1 – гибриды первого поколения F2 – гибриды второго поколения


Гибридологический метод? (22 сорта гороха, 8 лет)


Моногибридное скрещивание?

Доминантный признак – А – преобладающий.

Рецессивный признак – а – подавляемый.

1-й закон Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения?

2-й закон Менделя, закон расщепления во втором поколении в соотношении 3:1?

Гипотеза чистоты гамет: наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменённом виде.

Мендель предположил, что гаметы чисты – несут только один наследственный фактор из пары.

Дано:

Ген Признак Решение:

А - жёлтый цвет Р: АА х аа

а - зелёный цвет ж з

Р - АА х аа Гаметы: А а

ж з F1: Аа х Аа

_______________________ ж з

Фенотипы и генотипы F1 - ? Гаметы: А а А а

F2 - ? F2: АА Аа Аа аа

ж ж ж з


АА, аа – гомозиготы (определение)?

Соматические клетки – 2n.

Мейоз, в каждую гамету (n) попадает только один

ген из пары.


Задача 1: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.

Приложение 1.


Фамилия, имя учащегося_______________________________ Класс______________


Терминологический диктант


Внимательно прочтите определения и вставьте номера правильных терминов в таблицу:

  1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –

  2. Совокупность всех генов организма –

  3. Совокупность всех признаков организма –

  4. Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

  5. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

  6. Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –

  7. Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –

  8. Наследственный фактор –

  9. Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –

  10. Основоположник генетики -

Термины :

  1. Ген

  2. Генетика

  3. Гомозигота

  4. Гетерозигота

  5. Доминирование

  6. Фенотип

  7. Генотип

  8. Рецессивный ген

  9. Аллели

  10. Г. Мендель




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































Задача 1: При скрещивании двух гомозиготных сортов томата с красными (А) и жёлтыми (а) плодами в первом поколении все плоды оказались красными. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения. Какая генетическая закономерность проявляется в этом скрещивании?

Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Задача 2: При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с жёлтыми и белыми плодами в равном соотношении. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов – доминирующий признак.


Задача 3: Скрестили два гомозиготных растения львиного зева с красными (А) и белыми (а) цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.


Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме:

«Моногибридное скрещивание. Доминирование. Закон чистоты гамет».

Урок № 3 в теме «Наследственность и изменчивость организмов»

Подготовлен он предшествующим материалом: основными понятиями и закономерностями наследственности.

Урок комбинированный.

Цели урока:

  • сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридное скрещивание, закон доминирования, закон расщепления, закон чистоты гамет;

  • выработать умения и навыки составлять схемы скрещивания;

  • проверить степень усвоения нового материала;

  • закрепить основные понятия темы.

Воспитательные и развивающие задачи урока я планировала раскрыть через изучение нового материала, через использование визуального метода, индивидуальные, групповые способы организации познавательной активности, через всю атмосферу урока.

Исходя из целей урока, мною было спланировано 6 учебно-воспитательных компонентов урока:

  1. Организационный

  2. Повторение основных понятий темы и генетической символики

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление (терминологический диктант)

  5. Результативность урока

  6. Домашнее задание

Организационный момент прошёл быстро, класс быстро настроился на урок. Цель организационного момента – воспитание культуры учебного труда.

Дидактические цели позволили мне поставить следующие развивающие задачи:

  • продолжить развивать умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы;

  • продолжить воспитание учащихся доброжелательности друг к другу, уважения мнения других, умение слушать, работать в группах.

Повторение генетических понятий и генетической символики прошло в виде разминки с использованием технологичной карты урока, которая была на каждом ученическом столе. Учащиеся справились почти со всеми заданиями, некоторые из заданий вызвали затруднения, но вместе со мной дети вспомнили и объяснили их. Повторение подвело к теме урока.

Объяснение нового материала я сопровождала работой с интерактивной доской, таблицами по генетике, рисунком гороха. В ходе объяснения учащимся были поставлены проблемные вопросы по изученным темам. Дети высказываются, в диалог «учитель-ученик» вступают, но не очень активно.

Важным моментом урока считаю самостоятельную работу учащихся с интерактивной доской: сначала осторожно, затем более уверенно выполняют действия предложенные мной. Желание попробовать свои силы, познать новое и выйти к нужному результату меня как учителя радует. Это снимает напряжение урока и ставит ученика в равное положение на уроке с учителем.

Для закрепления нового материала предлагаю учащимся новый вид работы: терминологический диктант, в котором задания составлены на соответствие: определение – термин. Работу провожу в мини группах (парах). В ходе выполнения работы закрепляются термины урока и предыдущих тем.

Метод сотрудничества сплачивает ребят, заставляет переживать за результат работы. работа носит дифференцированный характер: для более сильных учеников предлагается выполнить задачу на составление схем скрещивания. Для проверки использую готовую мультимедийную заготовку, проверка осуществляется самими же учащимися (самопроверка). Проговаривание правильных ответов помогли анализу и ликвидации ошибок, способствовало развитию чувства уважения друг к другу.

По окончанию закрепления учащиеся вместе со мной делают выводы по уроку.

Все дети получили за урок оценки.

Домашнее задание – параграф 37 всем, желающим выполнить задачи по составлению схем скрещивания.

Урок выдержан в среднем темпе, использование мультимедийной презентации и интерактивной доски позволили увеличить плотность урока. Урок сочетал различные виды деятельности: разминку, проблемный метод, метод сотрудничества, личностно-ориентированный метод. Обратная связь учитель-ученик удалась. В ходе урока царила доброжелательная обстановка, учащиеся следовали цели урока.

Образовательная среда урока способствовала саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями.

Экология урока была благоприятной, смена различных видов деятельности не утомляла, а наоборот способствовала работоспособности.

Учащиеся ушли с урока удовлетворённые результатом своей работы. Урок полностью отвечал принципам природосообразности, индивидуально-личностного подхода.


ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ УРОК НА СЦЕНЕ.

Тема урока: «Многообразие земноводных».

Урок – игра в 7 классе

Цели урока:

  • обобщить знания о видовом многообразии представителей класса земноводных;

  • закрепить умения составлять пищевые цепи;

  • способствовать развитию познавательного интереса, творческого сотрудничества;

  • продолжить воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Объявление о Дне Лягушки: Сегодняшний день в стране Флоры и Фауны объявляется днём Лягушки.

Сегодня разрешается:

  • приветствовать друг друга кваканьем;

  • «петь» по-лягушачьи на все лады;

Запрещается:

  • зарываться в грунт:

  • впадать в спячку.

Ква-ква, лягушата! Сегодня Повелительница страны превратила вас всех в лягушат. У лягушек кваканье весеннее приветствие. В весенний или летний вечер кажется, что лягушки веселятся, поют лягухи-веселухи.

С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывали погоду. Знаете ли вы приметы, связанные с этими животными?

(Лягушка квакает – дождь зовёт, жабы внору спрятались – на хорошую погоду, жабы днём на дорожку сада выходят перед дождём).

Сложены о лягушке и басни, и сказки. Какие сказки вы знаете, где героиня – лягушка?

(Царевна – лягушка, теремок, лягушка – путешественница, дюймовочка). В сказке «Царевна – лягушка» смеются люди над лягушкой, а ведь как часто бывает, что красота, ум, трудолюбие скрыты под неприметной внешностью.

Многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. Как бы совсем без них не остаться. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных. Как вы думаете, нужны ли лягушки, жабы, тритоны?

Верно, ребята! Получается, что эти животные очень нужны. Ведь теми же лягушками, жабами, тритонами питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе всё взаимосвязано!

Посмотрите, какие они разные, необычные, своеобразные. Показать слайды с многообразием земноводных.

Практическая игра: составьте цепи питания экологической системы болото.

Физкультминутка: под музыку «В траве сидел кузнечик» делаем движения лягушки.

А знаете ли вы, какие земноводные обитают в нашем крае? просмотр слайдов с земноводными Кубани.

В Париже и Токио поставлены памятники лягушкам, а норвежская пословица гласит: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото». Давайте вместе скажем: «Да здравствуют Лягушки!». И будем их беречь!


учитель биологии МОУ Гимназия № 6 Бабанова Н. Л.