bigpo.ru
добавить свой файл
1



Модель системы оценки качества образования

Развитие государственно-общественных отношений в сфере образования, изменение механизмов финансирования образовательной деятельности, обострение конкуренции между образовательными учреждениями, дальнейшее развитие принципа автономности их деятельности существенно меняют всю систему образования, т.к. она должна быть адекватной сегодняшним социальным и экономическим потребностям общества.

При реализации данного направления разработчики Проекта исходили из того, что в процессе формирования системы оценки качества образования существуют следующие проблемы:

привлечение больших инвестиций в систему образования невозможно без обеспечения прозрачности и адекватности полученного образования потребностям общества;

отсутствие технологий перевода данных о результатах функционирования образовательной системы в контекст представлений потребителей о качестве этих результатов для представления им;

непонимание и отрицание попытки оказания влияния на содержание образования со стороны общественности;

глубокое недоверие традиционной образовательной среды к попытке оценить результаты образования.

Для решения данных проблем необходимо усиление ответственности всех участников образовательного процесса за результат и, как следствие, развитие самодиагностики саморазвития как отдельно взятого преподавателя, так и образовательного учреждения; переход на новые стандарты образования, разработанные на компетентностной основе; создание единой информационной и экспертной системы; обеспечение управления образованием по результатам через обеспечение «устойчивости образования»; привнесение в образование методов и приемов управления, успешно зарекомендовавших себя в бизнесе; разработка модели мониторинга образовательных достижений учащихся, обеспечивающей всех потребителей необходимой информацией для корректировки образовательного процесса и принятия управленческих решений разного уровня.

Значимость реализации направления РКПМО «Развитие региональной многоуровневой системы оценки качества образования» (далее- РСОКО )подчеркивается уже тем, что Положение о РСОКО Тамбовской области утверждено постановлением администрации области. Данным документом устанавливаются единые требования к системе оценки качества на территории области, определяются цели, задачи, принципы и основные составляющие РСОКО.

Для обеспечения единых подходов к построению и развитию РСОКО при администрации области создан Координационный совет (Постановление администрации области от 18.01.2008 г. №57 «Об оценке учебных достижений обучающихся в условиях построения региональной системы оценки качества образования»). В состав Координационного совета вошли представители органов законодательной и исполнительной власти, образовательных учреждений всех уровней образования, общественных организаций и институтов.

Организационная структура РСОКО включает: управление образования и науки области, ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», муниципальные органы управления образованием, методические службы, образовательные учреждения и организации, центры и службы по оценке качества образования муниципального уровня и уровня образовательного учреждения.

В РСОКО Тамбовской области оценка качества образования происходит на тех уровнях: уровень образовательного учреждения, муниципальный и региональный.


Уровень образовательного учреждения

На уровне образовательного учреждения основным объектом оценивания выступают образовательные достижения обучающихся на разных ступенях обучения.

Для получения полной и объективной информации о состоянии школьного образования и динамике его развития в области формируется единая база данных показателей качества учебных достижений обучающихся с первого по одиннадцатый класс на основе результатов различного рода диагностик, мониторинговых исследований, выпускных аттестационных процедур, традиционных и инновационных форм промежуточного контроля качества знаний. Проведение мониторинга образовательных достижений учащихся на различных ступенях обучения дает информацию о состоянии образовательной системы и тенденциях ее развития. При этом качество данной информации (ее содержание, степень объективности и надежности) в значительной степени определяет и эффективность управленческих решений, и само качество образовательного процесса.

Данные, полученные в процессе мониторинга образовательных достижений, позволяют интерпретировать и объяснять результаты мониторинга или планировать проведение дополнительных исследований качества образования. Создаваемая в рамках региональной системы оценки качества образования модель мониторинга образовательных достижений учащихся должна отвечать системе требований, значительная роль в которой отводится экономическим и технологическим требованиям.


«Начальная точка» модели мониторинга - «стартовая диагностика».

Стартовая диагностика представляет собой обследование, проводимое в начале обучения на каждой новой ступени школьного образования или в начале изучения определенного учебного предмета. Она проводится с целью изучения готовности учащихся к обучению на данной ступени школы или к изучению данного предмета.

В сентябре в области проводится мониторинговое исследование «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе». В нем принимают участие все общеобразовательные учреждения области, учителя начальных классов, первоклассники и их родители. Цель проведенного исследования - изучение стартовых возможностей детей, пришедших в школу. Исследование проводится при поддержке Центра оценки качества образования Федерального института педагогических измерений (ЦОКО), которым предоставляются методика проведения исследований, показатели готовности первоклассников к обучению в школе, инструментарий обследования готовности первоклассников к обучению в школе, формы представления результатов на различных уровнях системы образования, а также рекомендации для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов. Данные мониторинга позволяют выявить уровни готовности детей к обучению в школе.

На основе обобщенных результатов мониторинга педагоги начальных классов получают рекомендации по корректировке модели обучения в первом классе и планирования взаимодействия семьи и школы.

В мае в этих же первых классах проводится повторное исследование, целью которого являлись выявление уровня адаптации обучающихся к школе на конец учебного года и проверка качества формируемых у них компетенций. Основные задачи, решаемые в ходе данного мониторингового исследования:

выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о качестве образования обучающихся и уровне их адаптации к школе;

информационное обеспечение анализа и планирования дальнейшей работы в области повышения качества знаний обучающихся.

Еще одним механизмом оценки учебных достижений обучающихся является независимая внешняя экспертиза уровня учебных достижений по русскому и математике обучающихся 4 классов на основе бланочного тестирования с последующей автоматизированной обработкой и проверкой на региональном уровне.

Мониторинг на промежуточных этапах обучения решает другие задачи. Прежде всего, в рамках такого мониторинга успешно осуществляется методическая поддержка учителей, использующих различные учебные планы, учебники и методики.

На начало учебного года в 5 классе проводится исследование готовности учащихся 5 классов к обучению в основной школе. В школьной практике преобладает изучение качества подготовки учащихся основной и старшей ступени обучения, что не позволяет выявить причины низкой успеваемости и снижения интереса к учению у школьников, обусловленные ранними ступенями обучения (начальной школой или переходом со ступени начального обучения – на основную) и, следовательно, предвосхитить затруднения и проблемы у учащихся при последующем обучении. Регион разработал технологию организации и проведения диагностических процедур оценки готовности учащихся 5 классов к обучению в основной школе в рамках проекта, реализуемого ЦОКО по ФЦПРО. Основной задачей данного проекта является создание комплексной системы сопровождения адаптационного процесса выпускников начальной школы на этапе их вхождения в основную школу с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку. Оценка готовности ребенка к обучению в основной школе должна не только констатировать уровень его знаний, умений, навыков, но и быть составным элементом системы оказания действенной помощи ребенку со стороны педагогов, психологов, медиков, родителей. Проведение данного исследования также является ежегодным.

В ноябре 2009 года в рамках развития региональной системы оценки качества образования Тамбовская область приняла участие в апробации технологии и инструментария, разработанного специалистами ЦОКО для проведения оценки качества начального общего и среднего (полного) общего образования.

Предложенный инструментарий нацелен на выявление образовательных достижений группы учащихся, представляющих конкретное образовательное учреждение, муниципальный орган управления образованием регион, применительно к требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФК ГОС). Ведущим элементом данного мониторинга является контроль общеучебных умений, навыков и видов познавательной деятельности (связанных с анализом объекта познания, решением познавательных и практических задач, информационно-коммуникативной деятельностью) на материале конкретных предметов.

Цель мониторинга: оценка уровня сформированности математической, языковой, естественно-научной компетентностей и компетентности в области социально-гуманитарных наук у обучающихся начальной, основной и средней школы.

Мониторинг в начальной, основной и средней школе проводится по 4 направлениям – математике, русскому языку, естественным и социально-гуманитарным наукам. Тесты для различных классов в рамках одного направления являются преемственными и могут адекватно показать динамику образовательных достижений обследуемых групп учащихся.

Инструментарий апробирован в 27 общеобразовательных учреждениях области, находящихся в 11 муниципалитетах области (15000 человеко/тестов).

Следующей базовой процедурой оценки качества образовательного процесса является проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме.

Если в 2007 году выпускники 9 классов (93,5% от общего числа обучающихся данной категории) впервые в области прошли государственную (итоговую) аттестацию в новой форме только по русскому языку, то в 2009 году (а соответственно и в 2009) государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме уже проводилась по 9 предметам: русский язык и алгебра (обязательные предметы), геометрия, география, физика, химия, биология, история, обществознание (предметы по выбору).

Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме обеспечило, с одной стороны, соблюдение информационной безопасности и независимости экспертной оценки, с другой стороны – соблюдение объективности, достоверности и открытости полученных результатов.

Следует отметить, что полученные результаты используются в качестве основания для зачисления в профильные классы и учреждения начального и среднего профессионального образования, о чем свидетельствует востребованность этими учреждениями базы данных результатов экзаменов в новой форме в 9 классах.

Завершающий этап оценки качества обучения в школе - процедура ЕГЭ.

Многоаспектный анализ результатов ЕГЭ за пять лет, а также накопленный в области опыт организации и проведения ЕГЭ позволяют всесторонне оценить возможности ЕГЭ как одного из основных средств оценки качества образования на старшей ступени.

С 2006 года ЕГЭ в области проводится по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и по одиннадцати предметам по выбору.

Анализ статистических данных ЕГЭ за пять лет показывает устойчивую тенденцию роста как результативности по ряду предметов.

Вместе с тем итоговая аттестация, в том числе и в форме ЕГЭ, являясь важным элементом системы оценки качества образования, все же не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Возникает необходимость в дополнительных данных, полученных по результатам диагностических обследований, международных исследований, их отборе и анализе для создания единой критериальной системы оценки качества образования.

Мы не отказываемся и от традиционных форм проведения контроля и оценки знаний. Поэтому важной для нас задачей является разработка контрольно-измерительных материалов различного типа на основе компетентностного подхода.

Нельзя не сказать, что участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования TIMSS, SITES и PIRLS позволило получить не только масштабный материал для анализа деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом, но и инструментарий для проведения подобных исследований в области.

Данные всех проведенных исследований внесены в имеющуюся в каждом общеобразовательном учреждении базу данных АИАС управления образовательным учреждением «АРМ Директор» и размещены на сайтах Центра и управления образования и науки Тамбовской области.

Современное понимание качества образования в отношении индивидуальных достижений учащихся включает не только учебные, но и внеучебные достижения, а также и степень социализации обучающихся. В настоящее время идет отработка механизмов учета внеучебных достижений обучающихся посредством технологии «портфолио».

Выпускник школы при переходе в систему профессионального образования должен иметь и свидетельство по результатам ЕГЭ, и полный набор своих достижений, по которым можно сделать вывод о его способностях.


Вторым объектом оценивания на уровне образовательного учреждения является профессиональная компетентность педагога.

Ключевая процедура оценивания – аттестация педагогических кадров.

С 2007 года в области апробируется новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров. Разработана соответствующая нормативная правовая база. Основное отличие новой модели аттестации от действовавшей ранее заключается в том, что она базируется на компетентностном подходе, более технологична, в ней максимально снижен риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога. Комплексная экспертиза деятельности осуществлялась в три этапа:

1 этап- оценка материалов самоанализа;

2 этап – квалификационные испытания по определению уровня квалификации и профессионализма;

3 этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности.

Аттестация включала в себя инвариантную часть, обязательную для аттестуемых, и вариативные формы.

При аттестации педагога учитываются как все полученные результаты деятельности обучающихся, так и деятельность самого педагога по организации учебного процесса, в т.ч. владение современными педагогическими технологиями, и особенно в области использования ИКТ.

По сути, в области запущен механизм государственной сертификации педагогических и руководящих работников. Разработан регламент аттестации педагогических и руководящих кадров.

квалификационные категории переданы от органов местного самоуправления и образовательных учреждений областной аттестационной комиссии.

Анализ результатов прохождения аттестационных процедур комплексной экспертизу позволил выявить следующие проблемы:

недостаточный уровень сформированности у аттестуемых аналитической компетентности;

невысокий уровень общеметодических умений педагогических работников;

низкий уровень сформированности компетентности в области методологии проектной, исследовательской деятельности;

низкий уровень профессионально-ценностных ориентаций и управленческих умений у руководящих работников.

Результаты анализа аттестации послужили основой для обновления содержания и структуры повышения квалификации.

Основным механизмом оценки качества образовательного процесса являются процедуры лицензирования и государственной аккредитации ОУ.

В области разработан и апробирован административный регламент исполнения государственной функции «Лицензирование и государственная аккредитация общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области».

Процедура внешней экспертизы образовательной деятельности предполагает полный отказ от сложившихся оценочных стереотипов в управленческой практике, т.е. отказ от тотального контроля. Управление образования и науки области и его эксперты при проведении внешней экспертизы работают в соответствии с принципом «не навреди». Все этапы внешней экспертизы и материалы открыты для изучения, совершенствования и постоянной корректировки. Основным этапом внешней экспертизы является самоанализ деятельности образовательного учреждения. Самоанализ деятельности образовательного учреждения – это коллегиальное выявление проблем, путей их решения по целому ряду направлений. Самоанализ помогает образовательному учреждению выявить наиболее сильные стороны работы: определить области, где хорошее качество работы следует поддерживать или где требуется его улучшение; определить приоритеты для развития; составить отчет о стандартах и качестве работы.

Таким образом, в процессе самоаттестации образовательное учреждение проделывает большую работу по анализу качества образования. Экспертная комиссия затем устанавливает соответствие самооценки реальным показателям, полученным в ходе внешней экспертизы.

Следующий документ, который готовит образовательное учреждение, - это информационная карта. Она представляет собой сведения об общеобразовательном учреждении и оформляется педагогическим коллективом при подготовке к государственной аккредитации. Представляемая информация включает сведения по определенным разделам, в том числе и по качеству подготовки выпускников. Все показатели оцениваются экспертной комиссией в баллах. В случае выявления недостоверной информации процедура внешней экспертизы прекращается.

И как еще один из механизмов внешней оценки деятельности образовательного учреждения в процессе его аккредитации в нашей области с 2006 года использовалась технология «КАСДОУ-Аттестация». Проводится независимая, комплексная оценка, на основании которой определяется эффективность образовательной, воспитательной, экономической деятельности, а также состояние психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах. И если при экспертизе деятельности педагога учитываются учебные достижения обучающихся, то при аккредитации образовательного учреждения учитываются как результаты деятельности педагога, так и индивидуальные достижения обучающихся. По завершении экспертизы образовательной деятельности областная аккредитационная комиссия выносит решение о праве школы на образовательную деятельность.

Оценивая результаты проведенной аккредитации образовательных учреждений Тамбовской области в 2006 -2009 годах, можно сделать вывод о том, что данная процедура является одним из действенных современных управленческих инструментов, обеспечивающих объективность, независимость и открытость внешней экспертизы деятельности образовательных учреждений. Это эффективный механизм управления образованием, повышения качества образовательной деятельности.

Таким образом, в области реализуются три взаимосвязанные процедуры внешней оценки качества образования: «ученик» - «учитель» - «школа».

Принцип открытости образовательных учреждений достигается также путем подготовки ежегодных публичных докладов. На региональном уровне разработано и утверждено Положение о публичном докладе ОУ и муниципалитета.

С 2007 года в области проводится конкурс публичных докладов среди образовательных учреждений и муниципалитетов.

В современных условиях повышается степень ответственности руководителей образовательных учреждений за качество предоставления образовательных услуг, а результаты всех экспертных оценок деятельности школы дают возможность руководителю школы принять обоснованное решение о том, какой уровень образования способно обеспечить данное образовательное учреждение (начальный, основной, общий) и выбрать ту модель образования, которую школа и коллектив, в ней работающий способен реализовать.

Данные, полученные в результате оценочных процедур в рамках РСОКО, используются при определении направлений оптимизации сети образовательных учреждений.

Второй уровень оценивания в РСОКО – муниципальный, на котором оцениваются условия функционирования и развития муниципальных образовательных систем с учетом социально-экономических условий муниципалитета. Оптимизация связи с внешней средой, обеспечение открытости, развитие механизмов социального партнерства - основные задачи данного уровня.

Основной оценочной процедурой становится рейтинговая оценка, направленная на комплексную сравнительную оценку деятельности муниципальных образовательных систем Тамбовской области, отражающей развитие системы образования по основным направлениям:

  • «Доступность получения образования»;

  • «Инфраструктура сферы образования»;

  • «Качество образования»

  • «Кадровый потенциал сферы образования» и другие.

Принципиально новые управленческие потребности на муниципальном уровне возникли в связи с необходимостью принятия решений об оптимизации сети образовательных учреждений, создании учреждений нового типа и вида.

Третий уровень РСОКО – региональный.

В 2006 году создано областное государственное учреждение «Центр экспертизы образовательной деятельности». Основными направлениями работы ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» являются: организационно-технологическое обеспечение процедур контроля и оценки качества образования, информационное обеспечение РСОКО, организация сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, оказание информационных услуг. Именно в Центре формируется информационно-сервисная система, аккумулирующая информацию о качестве образовательных услуг в образовательных учреждениях всех уровней и организационно-правовых форм, реализующих образовательные программы на территории области, о результатах всех аттестационных и мониторинговых процедур.

К потребителям информации о качестве образования относятся следующие категории населения области: органы исполнительной и законодательной власти, в т.ч. органы управления образованием всех уровней, профессиональное сообщество, потенциальные и реальные клиенты региональной системы образования, представители предприятий/организаций экономики региона и т.д. Сутью удовлетворения информационных потребностей и информационных запросов является восполнение имеющегося у пользователя дефицита информации о качестве образования, необходимой для принятия обоснованного решения: личного, управленческого.

С марта 2008 года в ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» начала функционировать служба «одно окно», обеспечивающая прием и выдачу документов заявителям по вопросам лицензирования и государственной аккредитации, аттестации педагогических и руководящих работников образования, оценки индивидуальных достижений обучающихся. Информирование заявителей о прохождении и контроле исполнения документов, консультативная помощь по интересующим заявителей вопросам в пределах своих полномочий – далеко не все функции, выполняемые службой «одно окно». Работа данной службы позволила взять под контроль и, как результат, сократить время оформления документов, а также способствовала устранению коррупции и бюрократических препон.

В структуре управления образования и науки создана Служба по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования.

Только в первом полугодии 2009 года проведено 125 плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере образования, из них 91 выездная (инспекционная) проверка (73%) и 34 камеральные проверки (27%).

115 проверок (92 % от общего числа проведенных проверок) проведено в отношении образовательных учреждений и 10 проверок (8 %) в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Основной проблемой в организации и проведении мероприятий по контролю и надзору в сфере образования является практически полное отсутствие на федеральном уровне нормативного правового регулирования этого вида деятельности.

Непрерывно ведется подготовка специалистов системы образования, способных решать задачи РСОКО.

Проведена серия семинаров с работниками сферы образования по вопросам оценки качества образования, аттестации педагогических и руководящих работников, государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.

Проведена подготовка в рамках курсов повышения квалификации: экспертов по оценке профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников (КПК «Экспертная деятельность в системе образования - аттестация педагогических и руководящих работников»), экспертов по оценке образовательной деятельности учреждений (КПК «Экспертная деятельность в системе образования- аккредитация ОУ»), оценке условий осуществления образовательного процесса (КПК «Экспертная деятельность в системе образования- лицензирование ОУ»).

Еще одной проблемой, которая требует своего решения, выступает подготовка экспертов, осуществляющих мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства.


Становление РСОКО стимулировало в системе образования множество позитивных процессов:

сформирован кадровый потенциал учителей, владеющих технологией тестирования, специалистов–организаторов, способных осуществлять мониторинговые исследования качества знаний;

значительно повысился уровень технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса;

выстраивается трехуровневая автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга образования области, позволяющая осуществлять персонифицированный учет педагогов, учащихся и их достижений.

Существует и ряд проблем, которые требуют своего решения.

Отсутствие федеральных нормативных актов, регламентирующих ОСОКО, затрудняет продвижение СОКО в регионе в части ее организации на муниципальном уровне.

Существует риск получения недостоверной информации при проведении мониторинговых исследований

В целях дальнейшего развития системы оценки качества общего образования будет продолжена работа по следующим направлениям:

стандартизация способов и средств мониторинга, разработка контрольных измерительных и диагностических материалов на основе компетентностного подхода с целью формирования банка КИМ для 1-11 классов;

разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования при принятии управленческих решений, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

расширение общественного участия в управлении образованием и введение независимой общественной экспертизы качества образования;

создание портала региональной системы оценки качества образования распределенного доступа.

Формирование государственно-общественного характера управления качеством образованием – задача, которую необходимо решать уже в ближайшем будущем вслед за созданием многоуровневых, вариативных, информационно-обеспеченных, открытых систем оценки качества образования.

Нормативно-правовая база и методические материалы размещены на сайте комплексного проекта модернизации образования Тамбовской области и сайте Тамбовского областного государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности".