bigpo.ru
добавить свой файл
1
Метод проекта как новационный метод обучения

Проект есть всякое действие, совершаемое

от всего сердца и с определенной целью.

Е.Г. Кагаров


Метод проектов есть способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей (И.В. Цветкова)[1]. Это определение, на наш взгляд, наиболее точно характеризует метод проектов.

Существует несколько определений, для характеристики проекта [2]:

  • проект – предварительный текст какого-либо документа;

  • проект – совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности;

Под педагогическим проектированием в образовании мы понимаем деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс; как способ трактовки педагогической действительности, выявляющей его качественной своеобразие.

Д. Джонсон определяет проектирование как один из аспектов творчества человека – это создание образа будущего, предполагаемого явления. Проект – есть «прыжок в будущее из реалий настоящего».

По мнению В. Слободчикова «… образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовании (в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельностях)». Проектирование в данном случае определяется как «идеальное промысливание» и практическое воплощение того, что возможно и того, что должно быть.

Рассматривая проектирование, В.Э. Штейнберг говорит о процессе конструкторско-технологической деятельности преподавателя (рис.1), «идеально конечным результатом», который необходимо считать модель-эталон, имеющий каркасный, обобщенный характер, задающий траекторию процесса, допускающий вариативность, детализацию и дополнительное развертывание в необходимых направлениях [3].

Рисунок 1

Схема конструкторско-технологической деятельности









Проектирование, с точки зрения теоретических позиций, направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов).

В теории педагогического проектирования выделяют:

  • прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей;

  • концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий;

  • инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами;

  • модель мониторинга – для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;

  • рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций [3, 4].

Автор учебника «Проективная педагогика» В.С. Безрукова определяет три возможных этапа проектирования: моделирование, собственно проектирование, конструирование (рис.2).


Рисунок 2

Этапы проектирования по В.С. Безруковой, 1996




Проектирование – сложная многоступенчатая деятельность. Любой педагог принимает участие в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций, которые проектируются взаимозависимо, с учетом их целостности и внутреннего единства, т.е. от построения педагогической системы зависит качество педагогических процессов и ситуаций.

Рассмотрим более подробно этапы педагогического проектирования по В.С. Безруковой [1, 5]:

  • педагогическое моделирование (создание моделей) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

  • педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

  • педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования его в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования [6].

Любое проектирование в области образования начинается с уточнения структуры образовательной парадигмы, ее методологических основ. Таким образом, образовательная парадигма представляет собой основополагающую модель для любой научной деятельности, в том числе и для теории проектирования. Образовательная парадигма – это модель научно-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность теоретических положений, методологических оснований, понятий и ценностных критериев.


Ниже представлена структурная схема логической взаимосвязи моделирования и проектирования по А.Н. Дахину [7].




Рис.3. Структурная схема логической взаимосвязи

моделирования и проектирования


В ответ сформулируем основные положения педагогического моделирования [8,9,10].

Этапы:

  1. вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

  2. постановка задач моделирования;

  3. конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

  4. исследование валидности модели в решении поставленных задач;

  5. применение модели в педагогическом эксперименте;

  6. содержательная интерпретация результатов моделирования.



Представим логику процесса педагогического проектирования в системе образования, отметим, что некоторые ее утверждения подобны моделированию:

  • анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы экологического исследования;

  • выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем;

  • построение модели педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;

  • формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности;

  • установление критериев оценки ожидаемых результатов, выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;

  • конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;

  • этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;

  • заключительный этап, обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности.

В заключение следует отметить, что проектирование, точнее непосредственно сам процесс реализации проекта учениками, обязательно должен проходить под чутким контролем учителя [5].

Кроме того, для проекта характерны:

  • временные рамки

  • ресурсные рамки

  • специальная организация для осуществления проекта

  • четко определенная группа, на которую направлено влияние проекта

Также проект как способ организации образовательного процесса характеризуется:

  1. взаимодействием педагогов и учащихся между собой и с окружающей средой

  2. поэтапной практической деятельностью по достижению поставленных целей

  3. возможностью для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешными

  4. предоставлением ученикам различных видов деятельности по их собственному усмотрению

  5. наличием конкретного практического результата

Участие в работе по проекту позволяет учащимся проявить максимальную активность, так как интерес ребенка (а, следовательно, его активность) порождается осознанием полезности для него всего, что он сделал сам.

Обобщая вышесказанную теорию, проект – серия видов деятельности, связанных друг с другом, которые приведут к достижению заранее четко определенных целей в ситуации, где стремятся к разрешению проблемы или усовершенствованию какой-либо деятельности.


Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург.: Север, 1978. – 152 с.

  2. Безрукова В.С. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.

  3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004

  4. Дахин А.Н. Эффективность педагогического моделирования.

  5. Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Титова Е.Л. Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии. Методическое пособие для учителей: СПб, 2002.-80 с.

  6. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / - М.: Мир, 1986. – 326 с.

  7. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Свердловск: 1990. – С.5-26.

  8. Белкин А.С. Ситуация успеха (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). Кн. для учителя. – Ек-г: УрГПУ, 1997. - 185с.

  9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое наследие). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.