bigpo.ru
добавить свой файл
1
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Слово метод греческого происхождения и в переводе на русский язык означает исследование, способ. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

  • как способ деятельности учителя и учащегося;

  • как совокупность приемов работы;

  • как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

  • как система действий учителя и учащегося.

Классификация методов обучения.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система. Существует множество классификаций методов, наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Ниже приведены наиболее распространенные классификации.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ЗНАНИЯ

 

Словесный

Наглядный

Видеометод

Практический

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся,

Просмотр видеоматериалов, обучение, упражнения с использованием компьютера

Опыты, упражнения, учебно- производительный труд

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объяснительно-иллюстративные методы

Рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж

Репродуктивные методы

Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение

Проблемные методы

Беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение

Частично-поисковые методы

Диспут, наблюдение самостоятельная работа, лабораторная работа

Исследовательские методы

 

Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование

 

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЕМ /ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Учебная работа под руководством учителя (компьютера)

Самостоятельная работа учащихся:

-С книгой

-Письменная

-Практическая и т.д.

 


 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.


1.Письменный контроль:

-Контрольная работа;

-тестирование

-Зачет

-Экзамен

2.Устный контроль:

-Индивидуальный или фронтальный опрос;

-Устный зачет

-Устный экзамен.

3.Лабораторный контроль

4.Контроль при помощи компьютера.

1.Контроль учителя.

2.Взаимоконтроль.

3.Самоконтроль.

 

 

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагоги-исследователи отводят этому немаловажное значение. Достаточно сослаться на такие известные имена, как М.И. Махмутов, А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский и другие. Их исследованиями было установлено, что при выборе методов обучения следует руководствоваться такими критериями:

  • соответствие целям и задачам обучения и развития;

  • соответствие содержанию урока;

  • соответствие реальным учебным возможностям школьника;

  • соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

  • соответствие возможностям самих учителей.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Основной формой обучения является урок.

В качестве других форм организации учебного процесса применяются:

  • экскурсии,

  • занятия в учебных мастерских,

  • формы трудового и производственного обучения,

  • проектная система,

  • факультативные занятия,

  • домашняя работа,

  • формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы).

 

По параметру "количество " выделяют следующие:

- индивидуальная,

- групповая,

- фронтальная и коллективная работы.

Литература.

В.И. Симонов «Педагогика» – Волгоград: Издательство «Учитель», 1999


Источник: сайт Московского института открытого образования – www.mioo.ru