bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный технический университет»


Центр дистанционного образования


МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по подготовке электронных учебных курсов

для системы дистанционного обучения ВГТУ


Воронеж 2012

ББК 74.58-26.253 я7


Составители: к.э.н., доцент Т.В. Щеголева

Методическое руководство по подготовке электронных учебных курсов для системы дистанционного обучения ВГТУ / ФГБОУ ВПО «ВГТУ»; Сост. Т.В. Щеголева. Воронеж, 2011. ____ с.


Методическое руководство включают перечень требований и рекомендаций к составу и структуре учебно-методических комплексов по дисциплине для системы дистанционного обучения.


Методическое руководство предназначено для преподавателей ВГТУ, занимающихся подготовкой учебных материалов, отвечающих требованиям системы дистанционного образования ВГТУ.


Рецензент

Ответственный за выпуск директор центра дистанционного образования В.Ю. Ряжских


Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета.


©Воронежский государственный

технический университет, 2012


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Особенности разработки электронных учебных курсов для системы ДО.

2. Этапы разработки электронных учебных курсов для системы ДО

3. Правила оформления электронных учебных курсов для реализации в системе ДО ВГТУ

Рекомендуемая литература

Приложение


Введение


В настоящее время учебный процесс базируется на использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и представляет собой целостный образовательный процесс, включающий в себя кроме традиционных форм занятий и контроля знаний (чтение учебной литературы, написание курсовых и выполнение практических работ) также поиск подходящей информации в сети, общение on-line с тьютором, с авторами курса, другими обучающимися, использование электронных библиотек, баз данных, прохождение тестовых испытаний и других способов проверки знаний.

Электронные учебные курсы являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ), под которыми «…понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»

Опыт передовых университетов России показывает, что использование ДОТ реально повышает качество образования за счет лучшего использования технического, научного, методического и кадрового потенциалов ВУЗов.

Дистанционные образовательные технологии должны рассматриваться, прежде всего, как средство повышения качества образования, а также роста контингента обучаемых без дополнительной нагрузки на аудиторный фонд университета

В настоящем методическом руководстве рассмотрена методика формирования электронных учебных курсов для системы дистанционного обучения (ДО) ВГТУ в электронной образовательной среде «Moodle».


1. Особенности разработки электронных учебных курсов для системы ДО


Главной особенностью дистанционных образовательных технологий является существенное увеличение значимости учебно-методического обеспечения, наличие информационной образовательной среды, наличие обратной связи, возможность проведения оперативного мониторинга текущей успеваемости обучающихся. Обучение с применением ИКТ непосредственно опирается на дидактическое, техническое обеспечение, на специальные формы проведения занятий и контроля знаний.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 137 от. 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» при использовании дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическим комплексам (на бумажном или электронном носителях), включающих: учебный план образовательного учреждения; учебный план обучающегося; программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса); учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу); практикум или практическое пособие; тестовые материалы для контроля качества усвоения материала; методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля; учебные (дидактические) пособия и задачники. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением: справочными изданиями и словарями; периодическими изданиями; отраслевыми и общественно-политическими изданиями; научной литературой; хрестоматиями; ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. Разработанные учебно-методические комплексы, прежде всего, предназначены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, однако могут использоваться и для поддержки учебного процесса при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в ВГТУ используется электронная образовательная среда «Moodle». Кроме доставки стандартного учебно-методического материала, входящего в учебно-методический комплекс по дисциплине, система управления обучением обеспечивает дистанционное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса (форумы, чаты, электронная почта), обеспечивает проведение всех видов контроля и множество других функций.

Электронный учебный курс должен быть построен таким образом, чтобы максимально обеспечить замену преподавательского контроля самоконтролем, дать возможность обучающимся разработать собственную траекторию самообразования. Поэтому все материалы должны содержать подробное описание рациональных приемов всех видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций. Электронный учебный курс будет, в основном, использоваться в самостоятельной работе студентов, поэтому он должен:

облегчать понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

освобождать от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставлять широкие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Структура электронного учебного курса соответствует структуре УМК, рекомендованной приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137. Электронный учебный курс разрабатывается на модульной основе. Каждый модуль – это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени; или зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами. Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время. При построении учебного материала внимание следует сосредотачивать, в первую очередь, на структуре курса, а не на объеме. Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство, автор всегда может дополнить предлагаемую структуру с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, а также других факторов.

В стандартную структуру электронного учебного курса должны быть включены обязательные элементы:

Информация о создателях курса. В частности, краткая научная биография авторов курса, основные публикации, фотография или видеоролик.

Общие сведения о дисциплине. Эти сведения необходимы для ориентации студента внутри курса, пояснения всех его основных направлений, места среди смежных дисциплин, сферы применения. Дисциплина должна быть понятна студенту: когда и для чего она изучается, каковы будут результаты обучения. Общий объем текста – 40-50 строк. Можно оформить как приветственное слово авторов.

Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и календарно-тематический учебный план обучающегося. План изучения дисциплины является организующим элементом в изучении курса. План изучения опирается на график учебного процесса соответствующей формы обучения. Перечень модулей, разделов и тем должны отражать содержание дисциплины, соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине. Последовательность мероприятий, включенных в план, должна ассоциироваться с учебными занятиями и мероприятиями: лекциями, практическими/семинарскими занятиями, рубежным контролем и т.д. Основные элементы календарно-тематического учебного плана:

График прохождения тем и разделов по данной дисциплине;

Формы и время отчетности;

График прохождения практических и семинарских занятий;

График консультаций;

Описание системы текущего и итогового контроля и критериев оценки знаний обучающихся. Приветствуется использование модульно-рейтинговых систем контроля знаний. Рекомендуемая форма рейтинг-плана дисциплины представлена в Приложении 1.

Конспект лекций, разбитый по модулям. Должен обеспечивать полное раскрытие всех тем программы учебной дисциплины, обеспечивать внутрипредметную и межпредметную связь. Учебный материал должен быть научно достоверным, соответствовать современному состоянию изучаемой науки. Язык изложения теоретического материала должен быть конкретным, выразительным, понятным, в меру образным и увлекательным. При этом следует руководствоваться стандартными методическими принципами:

►Использование принципа порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Желательно, чтобы каждая лекция могла быть изучена за 1 час учебного времени.

►Последовательное изложение информации: организация учебного материала таким образом, чтобы при изучении нового материала кратко повторялись выводы предыдущего.

►Использование проблемного обучения при изложении материалов лекций и составлении учебных заданий. Обучение путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний.

►Каждый учебный раздел должен содержать введение, описывающее проблематику, основную информационную часть и выводы

►Построение заданий с имитацией задач будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Современный электронный образовательный ресурс невозможно представить без использования гипертекста. В качестве гиперссылок в электронном тексте могут выступать ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические); ссылки на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты); ссылки на хрестоматийные или дополнительные материалы; ссылки на структурные элементы текста; ссылки на список монографий, учебной и научной литературы (приводятся в конце темы или всего курса); ссылки на сайты в сети Интернет и т.д.

Часто задаваемые вопросы и ответы на них.

Справочные материалы по предметной области курса.

Глоссарий (определения, толковый словарь терминов), персоналий (биографии ведущих ученых в данной области знаний), список сокращений и аббревиатур по возможности должны полно отражать содержание курса (в идеале должны содержать термины на русском и английском языках).

Литература. В этот элемент курса входят списки рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.

Библиотека. Может содержать хрестоматию по дисциплине, содержащую выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и другие учебные материалы и электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.

Практические и лабораторные работы (если они предусмотрены учебным планом дисциплины). Рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, предварительно проверив знания теоретического материала. В описание входят цели и задачи выполнения работ, методические указания по их выполнению.

Творческие задания. Например, курсовые работы, эссе, задания, направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

Темы семинарских занятий. Семинары будут проходить на форуме. Каждому обучающемуся необходимо будет обязательно принять участие в обсуждении предложенной темы. Дополнительно по одной или нескольким темам студент должен отвечать на вопросы сокурсников под наблюдением преподавателя.

Задачник. Задачник предназначен для закрепления знаний, приобретенных в ходе изучения теории, и выработки на их основе умений и навыков решения типовых практических задач. Задачник ориентирован на самостоятельную работу обучаемых. Задачник включает: примеры решения типовых задач; задачи для самостоятельного решения, приведенные в порядке возрастания их сложности (уровень A, B, C) с указанием верных ответов.

Контрольно-измерительные материалы: Интерактивные учебные задания используются в двух основных целях: тренинг и самоконтроль в процессе обучения и контроль качества изучения учебного материала. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных вида:

предварительный контроль, или предварительное тестирование - установление индивидуального уровня знаний студента по предыдущим темам курса;

текущий контроль, или текущее тестирование - позволяет получить сведения о ходе процесса усвоения знаний у учащегося в течение определенного промежутка времени;

итоговый контроль, или итоговое тестирование.

Наличие объективного предварительного и текущего тестирования также позволяет оценить эффективность обучения и выявить «слабые» учебные разделы, нуждающиеся в доработке или изменении. Тестовый материал должен соответствовать содержанию и объему полученной студентами информации; соответствовать контролируемому уровню усвоения; иметь конкретное и однозначное значение.

Заключение по дисциплине.

Вышеуказанные компоненты должны присутствовать в любом электронном учебном курсе для соответствия минимальным требованиям дидактического обеспечения учебного процесса. Авторы могут внести дополнительные материалы, фрагменты демонстрационного характера, мультимедийные компоненты. Общая структура электронного учебного курса определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала. При этом необходимо пользоваться следующими рекомендациями:

базовым показателем учебного курса считается число условных (лекционных) часов, отводимое на данную дисциплину согласно учебному плану. Если указанное число часов обозначить через X, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя;

объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины стандартных страниц (ГОСТ 7.32-2001);

число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 3X;

число тем курсовых работ должно составлять не более 1X;

число экзаменационных вопросов (или к зачету) должно составить не более 1X.


Исходя из особенностей формы дистанционного обучения можно предложить набор принципов разработки электронных учебных курсов. Некоторые из этих принципов известны из опыта традиционного обучения, однако ввиду их важности для решения обсуждаемых проблем представляется полезным привести их еще раз.

  1. Программа электронного учебного курса должна содержать формулировку целей изучения курса, формировать мотивации успешного изучения дисциплины посредством разъяснения ее места и значения в системе обучения по выбранному направлению (специальности). Перечень тем и разделов дисциплины целесообразно сопроводить указанием требуемых уровней их усвоения.

  2. Электронные учебные курсы должны удовлетворять требованиям корректного и однозначного использования терминов и условных обозначений. Необходимо соблюдать стандартизованные обозначения для величин, которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использованы в последующих курсах.

  3. Электронные учебные курсы с использованием гиперсреды должны удовлетворять требованию простоты ориентации обучающихся при перемещении по ссылкам. Ссылки должны предусматривать возможность быстрого и целенаправленного перемещения по учебному материалу.

  4. При использовании в электронных учебных курсах гиперссылок на ресурсы сети Интернет необходимо избегать ссылок на Web-страницы, которые требуют сравнительно большого времени загрузки.

Электронные учебные курсы должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности под руководством преподавателя к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов обучения, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании электронных учебных курсов заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников.

Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса с применением ДОТ.


следующая страница >>