bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минпромторга России

от 28 июля 2010 г. № 637

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке региональных программ развития торговли

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в целях унификации подходов к разработке региональных и муниципальных программ развития торговли на территории Российской Федерации.

При разработке Методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации программах социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р.

II. Основные методические подходы
к разработке проектов региональных программ развития торговли


2. В целях настоящих Методических рекомендаций региональная программа развития торговли (далее – Региональная программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на содействие развитию торговли в субъекте Российской Федерации.

В качестве основных целей Региональной программы могут быть рекомендованы следующие: решение проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации, определение основных направлений развития торговли на территории субъекта Российской Федерации и мероприятий, содействующих развитию торговли.

3. При разработке Региональной программы рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1) комплексный подход к решению проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации, который предусматривает учет всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие торговли в субъекте Российской Федерации;

2) системность, предусматривающей формирование системообразующих элементов инфраструктуры рынка и их функциональной взаимосвязи;

3) четкое разграничение сфер ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;

4) эффективное использование ресурсов, направляемых на разработку и реализацию Региональной программы.

III. Этапы разработки и реализации
Региональной программы


4. Разработку и реализацию Региональной программы рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1) принятие решения о разработке Региональной программы;

2) формирование Региональной программы;

3) согласование Региональной программы;

4) утверждение Региональной программы;

5) управление реализацией Региональной программы;

6) контроль за реализацией Региональной программы.

5. Решение о разработке Региональной программы принимается исходя из необходимости применения программно-целевых методов для решения проблем в сфере торговли на территории субъекта Российской Федерации с учётом требований соответствующего закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок разработки региональных программ развития торговли.

6. Разработка Региональной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах (развития потребительского рынка, развития конкуренции, поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на содействие развитию торговли.

7. При разработке Региональной программы рекомендуется определить сроки разработки Региональной программы и состав ответственных за разработку Региональной программы исполнителей.

Рекомендуется создание рабочей группы по подготовке Региональной программы, состоящей из руководителей и специалистов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере торговли (потребительского рынка), и других органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединения потребителей (их ассоциаций, союзов), потребительских кооперативов, ассоциаций, гильдий, образовательных учреждений, профсоюзных организаций, научно-исследовательских и других организаций, а также представителей других субъектов Российской Федерации (сходных по специализации и типу хозяйства, входящих в состав одного федерального округа либо с общими границами в пределах Российской Федерации) – органов власти, хозяйствующих субъектов, некоммерческих и общественных организаций.

8. При формировании Региональной программы рекомендуется исходить из того, что данный этап является основным этапом разработки Региональной программы и включает определение структуры Региональной программы, ее целей и задач, содержания ее основных разделов, подготовку проекта Региональной программы.

9. При разработке Региональной программы рекомендуется исходить из того, что процесс разработки Региональной программы включает следующие блоки:

1) аналитический, в котором определяется и обосновывается необходимость разработки Региональной программы, устанавливается, определяется содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена программа, определяется взаимосвязь Региональной программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, программами, доктринами и др.);

2) прогностический, в котором на основании анализа определяются основные проблемы, присущие торговой отрасли субъекта Российской Федерации, определяются основные перспективные направления развития торговой деятельности;

3) проектный, в котором дается обоснование необходимости решения проблемы развития торговли программно-целевым методом, определяется комплекс мероприятий, предполагаемый к включению в Региональную программу, разрабатывается проект Региональной программы.

10. Проект Региональной программы рекомендуется разместить на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Для его обсуждения рекомендуется привлекать органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство (поставки) товаров, некоммерческие организации, объединяющие такие хозяйствующие субъекты, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), потребительские кооперативы, ассоциации, гильдии, образовательные учреждения, профсоюзные организации, научно-исследовательские и другие организации.

11. В акте об утверждении Региональной программы рекомендуется указывать:

1) наименование Региональной программы;

2) общий объем финансирования Региональной программы, с выделением объемов капитальных вложений;

3) срок реализации Региональной программы;

4) ответственных за реализацию Региональной программы исполнителей.

12. Общее управление реализацией Региональной программы рекомендуется поручать ее основному разработчику – органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия в сфере торговли (потребительского рынка). При этом рекомендуется исходить из того, что управление реализацией Региональной программы включает текущую работу по обеспечению координации деятельности исполнителей мероприятий Региональной программы, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике субъекта Российской Федерации.

13. В целях организации работы по реализации Региональной программы рекомендуется издать акт об утверждении плана мероприятий по реализации Региональной программы, в котором определяются ответственные исполнители за выполнение каждого пункта плана, сроки и порядок представления информации о ходе реализации Региональной программы.

IV. Примерная структура Региональной программы

14.  Региональную программу рекомендуется формировать из следующих разделов:

1) паспорт Региональной программы;

2) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

3) основные цели и задачи Региональной программы;

4) ожидаемые результаты Региональной программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Региональной программы);

5) перечень и описание программных мероприятий Региональной программы;

6) ресурсное обеспечение (объемы, источники) Региональной программы;

7) сроки реализации Региональной программы;

8) описание системы управления реализацией Региональной программы (определение исполнителей, распределение полномочий и ответственности);

9) контроль за реализацией Региональной программы.

15. В качестве приложений к Региональной программе рекомендуется использовать примерные формы и образцы анкет, иных документов, предназначенных для наблюдения за реализацией мероприятий Региональной программы, сбора и обработки информации, необходимой для оценки достижения показателей эффективности реализации Региональной программы, подготовки отчетов о ходе реализации Региональной программы.

16. В паспорт Региональной программы рекомендуется включать основные сведения о программе, содержащие сведения о заказчике (заказчиках) программы, основаниях ее разработки и разработчиках, целях и задачах программы, сроках и этапах реализации программы, объемах и источниках финансирования программы, важнейших целевых индикаторах и показателях программы, ожидаемых конечных результатах, системе управления и контроля за реализацией программы.

Паспорт Региональной программы составляется по окончании разработки Региональной программы и приводится в начале документа.

17. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами. В этом разделе Региональной программы рекомендуется:

 обосновать необходимость разработки Региональной программы;

 описать содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена разрабатываемая Региональная программа;

 определить взаимосвязь Региональной программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, концепциями, программами социально-экономического развития, программами развития (потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства, развития конкуренции), реализуемыми в отрасли на территории Российской Федерации и на территории субъекта Российской Федерации.

Теоретической основной разрабатываемой Региональной программы является анализ ситуации в торговой отрасли на территории субъекта Российской Федерации.

Данный раздел Региональной программы представляет собой обобщенную информацию по результатам анализа развития торговли в субъекте Российской Федерации. Для анализа рекомендуется использовать данные за предшествующий период (не менее трех лет). При этом на основании статистических данных, мониторингов и обзоров торговли, исследований в указанной сфере анализируется состояние розничной торговли в субъекте Российской Федерации; сравниваются показатели, характеризующие торговлю в субъекте Российской Федерации, федеральном округе, Российской Федерации в целом.

Для более полного анализа состояния развития торговой отрасли в субъекте Российской Федерации рекомендуется сравнить средние значения отдельных показателей с показателями соседних субъектов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, сходных по специализации и типу хозяйства.

На основании результатов анализа рекомендуется:

1) диагностировать основные проблемы, присущие торговле субъекта Российской Федерации;

2) выделить основные экономические, социально-демографические, организационно-административные и иные факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие торговой отрасли в субъекте Российской Федерации. Основное внимание уделяется таким факторам как состояние торговой инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, размер доходов населения, административно-территориальные, природно-климатические и демографические особенности субъекта Российской Федерации, участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании и реализации торговой политики и др.;

3) определить основные перспективные направления развития торговой деятельности, в том числе:

 стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры (логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами, распределительных центров) и реконструкцию существующих объектов;

 оптимизация размещения торговых объектов и построения эффективной торговой системы в субъекте Российской Федерации;

 оптимальное зонирование торгового обслуживания населения;

 поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;

 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли;

 стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организующего характера;

 повышение качества и безопасности товаров, находящихся в торговом обороте на территории субъекта Российской Федерации;

 информационное обеспечение в сфере торговли на территории Российской Федерации;

 содействие кадровому обеспечению в сфере торговли (профессиональное образование и подготовка, повышение квалификации);

 проведение научных исследований в сфере торговли и организация их внедрения в торговую практику.

В данном разделе также рекомендуется приводить обоснование необходимости решения проблемы развития торговли программно-целевым методом, преимущества его использования для решения проблем в сфере торговли. Целесообразность развития торговли в субъекте Российской Федерации программно-целевым методом определяется такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем отрасли в субъекте Российской Федерации; необходимость комплексной увязки мероприятий по развитию торговли; необходимость выполнения крупных по объемам и длительным по срокам реализации инвестиционных проектов; необходимость консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса.


следующая страница >>