bigpo.ru
добавить свой файл
1 2

Методические рекомендации по педагогической практике


студентов III курса БГФ

Утверждено методическим советом Якутского госуниверситета



ВВЕДЕНИЕ


Педагогическая практика студентов III курса является начальным звеном в системе подготовки учителя. За время педагогической практики закладываются основы профессиональной деятельности, практических умений, которые должны получить дальнейшее развитие на последующих этапах педагогической практики на IV и V курсах обучения.

Особенностью педагогической практики на III курсе является то, что она имеет вид психолого-педагогического практикума, в ходе которого студенты должны ознакомиться с закономерностями обучения и воспитания, а также овладеть профессионально-педагогическими умениями, необходимыми для успешной педагогической деятельности.

На данном этапе педагогической практики студентам необходимо научиться целенаправленно наблюдать и анализировать отдельные формы организации учебно-воспитательного процесса в школе, анализировать педагогические факты и ситуации, наблюдаемые в процессе практики, разрабатывать методические материалы.

Педагогическая практика студентов III курса включает несколько направлений деятельности:

- организационную работу (ознакомление с системой работы педколлектива, участие в конференциях по педпрактике, посещение консультаций психологов, педагогов и методистов);

- учебную работу (посещение уроков учителя-предметника, проведение внеклассного мероприятия по предмету, изучение методической литературы);

- воспитательную работу (ознакомление с планом работы классного руководителя, посещение уроков прикрепленного класса, наблюдение за классным коллективом).

С учетом опыта организации и проведения педагогической практики III курса нами разработаны методические рекомендации, состоящие из 4-х частей: в первой части раскрыты задачи и содержание практики студентов III курса; во второй части даны методические рекомендации по отдельным пунктам деятельности студента-практиканта; в третьей - собраны материалы, отражающие обязательства всех сторон, участвующих в процессе педагогической практики; в четвертой части даны приложения.


Раздел I. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ III КУРСА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Учебная работа


В программу учебной работы включены:

- изучение учебного процесса в закрепленном классе, посещение уроков различных учителей с целью ознакомления с едиными требованиями к учащимся, с различными методами обучения и воспитания на уроке: выявление межпредметных связей и возможностей их использования на уроке по своему предмету;

- изучение методического опыта и системы учебной и воспитательной работы на уроке учителя-предметника, обязательное посещение всех его уроков в закрепленном классе и нескольких уроков в других классах;

- ознакомление с планом проведения внеклассных занятий по предмету и участие в их работе (проведение факультативных занятий, консультации учеников, подготовка опытов и т.д.);

- посещение уроков других учителей-предметников.

Воспитательная работа


В период практики студент выступает в роли помощника классного руководителя, кроме того, он может проводить внеклассную воспитательную работу в помощь учителю. Студент может быть привлечен также к участию в проведении общешкольного воспитательного мероприятия.

В обязательную программу воспитательной работы практиканта входит:

- изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива класса;

- изучение опыта, системы и стиля работы классного руководителя, его способов и приемов педагогического воздействия. При этом студент особое внимание обращает на то, как классный руководитель осуществляет воспитание школьников, какую работу ведет по сплочению коллектива, повышение успеваемости учащихся, сознательную дисциплину.

В течение педагогической практики студент ведет повседневную работу с учащимися: контролирует оформление ученических дневников, участвует в организации дежурства и в классе и в школе, устанавливает контакты с учителями, ведущими занятия в данном классном коллективе.

Выполняя задания учителя по внеклассной работе по предмету, практикант участвует в организации занятий предметного кружка, в проведении конкурсов, олимпиад, в групповой и индивидуальной работе с отстающими, в изготовлении наглядных пособий.

Эти задачи определяют все содержание педагогической практики, которое мы раскроем ниже с примерными сроками выполнения его отдельных пунктов и формами отчетности по окончании практики, что будет способствовать четкой организации практики.

Содержание педагогической практики

1. Организационная работа

N

Основные виды деятельности

Формы ее организации

Примерные сроки выполнения

Форма отчетности




2

3

4

5

1.

Ознакомление с за-дачами и содержа-нием педпрактики

Установочная конференция

До официаль-ного начала педпрактики



2.

Ознакомление с системой работы педколлектива

Встреча с администрацией школы

Первый день практики

Запись в дневнике педпрактики

3.

Посещение консультаций по педагогике, методике и психологии

Консультации руко-водителей педпрак-тики. Обсуждение трудных вопросов.

Один раз в неделю с каждым руко-водителем

Устный отчет о проделанной работе

2. Учебная работа

1

2

3

4

5

1.

Ознакомление с системой методической работы учителя-предметника

Посещение и анализ уроков учителя-предметника. Беседы с учителями

В течение всей практики

Записи в дневнике педпрактики.

2

Изучение общедидактических требований к урокам по профилирующим предметам.

Посещение и анализ уроков в разных классах по профилирующим предметам

В течение всей практики

Записи в дневнике педпрактики

3.

Внеклассная работа по

предмету

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету

Вторая неделя педпрактики

Оформить план-конспект внеклассного мероприятия

4.

Помощь учителю-предметнику

По выбору учителя-предметника

В течение всей практики

Отметка учителя о выполнении

5.

Изучение методической литературы

Конспект методической литературы по профилирующему предмету

В течение всей практики


Запись в дневнике педпрактики

3. Воспитательная работа

1

2

3

4

5

1.

Ознакомление с планом работы классного руководителя

Беседа с классным руководителем

Первый день практики

Запись в дневнике практики

2.

Участие в воспитательной работе класса

Посещение воспитательных мероприятий, классных часов и т.д.

В течение всей практики
Подробная запись в дневнике


4.

Наблюдение за неуспевающим учеником

Посещение уро-ков, мероприятий. Беседы с учеником

В течение всей практики

Подробная запись в тетради для педагогики и психологии


Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Рекомендации по организации воспитательной работы


Основная цель педагогической практики на III курсе - подготовить студентов к педпрактике на IV курсе, т.е. пропедевтическая. В отношении работы студентов по воспитательной части это означает следующее:

во-первых, необходимо овладеть умениями наблюдения за педагогическими фактами воспитательного характера;

во-вторых, научиться элементарным приемам их анализа и обобщения;

в-третьих, попытаться самостоятельно организовывать какое-либо творческое воспитательное дело в прикрепленном классе (в паре и по желанию).

Поскольку практика очень короткая, и чтобы она прошла более интенсивно и целенаправленно, предлагаются конкретные задания.

Педагогические задания

Задание N1. Изучите возможные причины неуспеваемости школьника. Причины неуспеваемости могут быть различные:

1. Педагогические :

а) низкая успеваемость учебной работы;

б) низкая эффективность учебной работы;

в) пропуски занятий;

г) отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;

д) недостаток любви и заботы со стороны родителей;

2. Психологические:

а) несформированность мотивов учебной деятельности;

б) недисциплинированность (эти два факта связаны между собой);

в) нарушения в эмоционально-волевой сфере;

г) большие пробелы в знаниях;

д) большие пробелы в учебных умениях и навыках;

е) низкий уровень познавательных способностей;

3. Нейрофизиологические:

а) общая ослабленность организма;

б) слабый тип высшей нервной деятельности;

в) нарушения зрения, слуха, речи;

г) микропоражения коры головного мозга (из личного дела ученика по справке о состоянии здоровья и данных школьного врача; свяжите с данными по успеваемости с предшествующими годами);

Ход выполнения задания


1. Выявите причины неуспеваемости:

- из бесед с учеником, классным руководителем, учителями-предметниками, родителями;

- из наблюдения за учеником во время уроков;

- из медицинской карты ученика;

- из возможного проведения специального психологического тестирования (вспомните занятия по психологии, проконсультируйтесь с преподавателем кафедры психологии и школьным психологом).

2. Определите, какие причины оказались связаны друг с другом.

3. Дайте описание причин неуспеваемости школьника и наметьте педагогические пути улучшения его успеваемости.

Можете проявить собственную инициативу, например, провести анкетирование, разработав анкету и проконсультировавшись с преподавателем кафедры педагогики или психологии, или с классным руководителем.

Задание N2. Проведите анализ проделанной работы в течении практики по следующей форме:

Дата

Содержание работы студента

Аналитические мысли

педагогические










При посещении уроков и классных (общешкольных) воспитательных мероприятий необходимо обязательно анализировать такие моменты, как характер общения учителя и учащихся, какими методами и приемами пользуется учитель для педагогического сотрудничества с учениками, а также характер ведения уроков (приемы, средства активизации учащихся, новаторские моменты,

например опорные конспекты, игры, КСО, дидактические задания и т.п.) Примечание: проанализируйте наиболее яркие, удачные уроки каждого дня.

Задание N3. Сочините художественно-педагогический рассказ об одном наиболее примечательном дне (событии) педагогической практики (объем не менее 1 страницы машинописного листа, можно больше).

Примечание к рекомендации

Задания выполните в отдельной тетради под заглавием "Педагогические задания" (руководитель Аманбаева Л.И.). Не забудьте подписать свою фамилию, имя, отчество и учебную группу.

Ведение дневника педпрактики


Дневник практики является основным отчетным документом студента о прохождении педагогической практики, поэтому необходимо уделить серьезное внимание на его ведение.

Записи в дневнике надо начинать с первого дня практики, не откладывая на последний день. Образец оформления дневника приведен в приложении N2.

Записи в дневнике считаются правильными, если записаны:

- дата;

- содержание работы;

- аналитические мысли по отдельным видам деятельности. По итогам первого дня практики студенты должны записать в

дневнике сведения о работниках школы и руководителях практики по схеме:

Директор школы: Заместитель директора: Учитель биологии: Учитель химии: Учитель географии: Классный руководитель:

Методисты по предметам и воспитательной работе: Групповой руководитель: А также необходимо написать:

- распределение классов по сменам обучения;

- расписание звонков в школе и в первой, и во второй смене.

После записей второго дня практики необходимо внести общие сведения об учениках прикрепленного класса по схеме:


N

Ф.И.О

ученика

Обществен ное поручение

Успеваемость по предметам

Сведения о родителях

Домашний адрес




















следующая страница >>