bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры ...


Протокол № _ от _. _ .200 _

Зав. каф. Ф.И.О.


УТВЕРЖДЕНА

на заседании Ученого совета… факультета

Протокол № _ от _. _ .200 _

Декан... Ф.И.О.




УМК

по дисциплине


«Основы теории коммуникации»


федерального компонента

цикла дисциплин ОПД

второго поколения по направлению подготовки 930602 -

«Связи с общественностью»


Квалификация: специалист по связям с общественностью

Автор-составитель д.ф.н., проф. Быкова Г.В.


Благовещенск

2009


Содержание



  1. Государственный образовательный стандарт …………………..

  2. Пояснительная записка……………………………………………….

  3. Тематический план учебной дисциплины…………………………

  4. Содержание дисциплины …………………………………………………

  5. Темы контрольных работ по дисциплине « Основы теории коммуникации»

  6. Методические рекомендации по написанию контрольной работы…

  7. Темы рефератов ……………………………………………………….

  8. Вопросы зачета (1 курс) …………………………………………………..

  9. Вопросы экзамена (2 курс) …………………………………………………

  10. Словарь терминов ………………………………………………………..


Государственный образовательный стандарт

дисциплины «Основы теории коммуникации» ОПД. Ф. 11, 2008 г.


Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме; особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как процессе и структуре; коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе; престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Содержание коммуникации; понятие языка коммуникации; семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика; информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры; влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее употребления. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики; факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Понятие эффективности коммуникации.


Пояснительная записка

Программа дисциплины «Основы теории коммуникации» рассчитана на студентов1 и 2 курсов психолого-педагогического факультета, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» (квалификация «специалист по связям с общественностью».

Курс «Основы теории коммуникации» является одним из базовых по подготовке будущих специалистов по связям с общественностью. В нем изучаются основные модели и теории коммуникации, структуры коммуникативного акта и ком­муникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (уст­ная, письменная, виртуальная, межкультурная, межличностная, групповая, массовая, производственная, научная, образовательная, торговая и т. п.). Прослеживается связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, тео­рией информации и герменевтикой, философией, психологией, культуро­логией и т. д. Дается представление о коммуникаторе, стерео­типах и основах коммуникативного взаимодействия на различные типы аудиторий. Специалист-коммуникатор в любой со­циальной сфере должен обладать глубокими знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникационной деятельности в различных средах (образование, экономика, управление, экология, культура, здравоохранение, физическая куль­тура и спорт, туризм, в политической, социальной, науч­ной, финансовой и банковской сферах). При рассмотрении каждой темы в максимально возможной степени учитываются история вопроса и современные подходы.

Представителю новых профессий (менеджер по связям с общественностью, менеджер по рекламе и коммуникации, имиджмейкер, кризисник, пресс-секретарь, переводчик-референт, экс­перт или консультант по международному сотрудниче­ству, менеджер по туризму и т. п.) необходимо быть знакомым с основными теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, владеть навыками информационно-коммуникационной работы, в том числе и в ситуации контраста культур, межкультурной комму­никации, быть способным к самообучению и самостоя­тельной исследовательской деятельности.

Цели курса – раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике; сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах, применяемых в мировой и отечественной науке по коммуникации, помочь овладеть необходимыми знаниями практического применения и использования методик и основных методов изучения процессов связей с общественностью, представить проблемы коммуникации во всей полноте и разнообразии; показать коммуникативные потребности специалистов в сфере связей с общественностью; раскрыть роль коммуникативной компетентности (совокупность умений, знаний, навыков), предъявляемых в сфере общения к специалистам по связям с общественностью; сформи­ровать у студентов понимание особенностей речевой и невербальной коммуникации, ее разновидностей, зна­ние особенностей коммуникативной среды (бытовая, производственная, политическая, торговая и т. п.), кана­лов и разновидностей коммуникации (устная, печатная, аудиовизуальная, виртуальная и т. п.); аудиторий (малая и большая группа, семья, масса и т. д.) и принципов ком­муникации; умение использовать принципы теории ком­муникации при анализе коммуникативных мероприятий и событий (международные переговоры, пресс-конференции, выставки, семинары, действия компании, обучение в школе и вузе и др.) и при планировании соб­ственной деятельности.


Задачи курса

  1. знакомство с основными тео­риями коммуникации; стратегиями и тактиками коммуникации в различных сферах (межкуль­турная, межличностная, массовая, организационная и т. п.);

  2. изучение основных понятий и принципов коммуни­кации; структуры коммуникативного акта и события;

  3. создание представления о личностных ас­пектах коммуникатора, межкультурных стереотипах и способах предотвращения коммуникативных неудач.


Знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

  • основных категорий предмета “Коммуникация и ее разновидности”;

  • основных теорий коммуникации и ее разновидностей;

  • основных информационных каналов и их коммуникативной роли;

  • основных типов коммуникации, сущности и функций деловой коммуникации, коммуникатора;

  • особенностей массовой коммуникации; факторов, способствующих воздействию массовой коммуникации, средств массовой коммуникации (СМК);

  • правил эффективного слушания;

  • кризисных коммуникаций;

  • требований к рекламе.


Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

  • видеть коммуникативную сторону деятельности специалиста по связям с общественностью и различать ее разновидности;

  • правильно, с научных позиций, анализировать получаемую через средства массовой коммуникации информацию и использовать ее;

  • понимать, что коммуникационная деятельность влияет не только на формирование общественного мнения, культурных ценностей, но и на развитие “массовой культуры”;

  • усвоить “теорию ролей” – понимать, что от человека, занимающего определенное место в ролевой структуре, требуется строгое следование ролевым предписаниям;

  • владеть навыками самопрезентации (уметь создавать свой профессионально-коммуникационный имидж).


В результате изучения дисциплины студент должен

  • иметь четкое представление о процессах коммуникации в обществе; знать основные подходы и концепции современной коммуникативистики;

  • уметь свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных масс-медиа.

  • иметь представление о новейших социокультурных подходах к анализу групповых и массовых коммуникативных процессов

  • обладать навыками анализа функционирования обычных и электронных СМИ.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку выступлений с рефератом, выполнение контрольной работы, усвоение терминологического минимума.

Данный курс рассчитан на 2 семестра по 14 часов, всего 36 часов, из которых 28 - аудиторные, 8 – контрольная работа.

Текущий контроль: Курс «Основы теории коммуникации» включает в себя лекционные и практические занятия. Формы итогового контроля - на первом курсе – зачет, на 2 курсе – контрольная работа и экзамен.

Итоговый контроль – экзамен

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Посещаемость и работа на семинарских занятиях – 30%

Реферат – 30%

Экзамен – 40%

Некоторые материалы лекций взяты из Интернет-ресурсов по теме дисциплины.


Тематический план учебной дисциплины





Название темы



Всего часов




Аудиторные часы



Самостоятработ


Лекции

Сем. . занятия

1

Предмет теории коммуникации. Общение и коммуникация.

7

2




5

2

Типология коммуникации. Единицы анализа коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Дополнительные разновидности коммуникации.

7

2




5

3

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки (цель, стратегия, тактика, коммуникативные намерение и опыт).

7

2




5

4

Функции коммуникации

7

2




5

5

Вербальные средства коммуникации. Письменная речь.

5


2




3

6

Невербальные средства коммуникации.

4




2

6

7

Слушание в деловой коммуникации.

6

2




4

8

Виды коммуникации. Интраперсональная, межличностная, групповая, массовая коммуникация. Дополнительные разновидности коммуникации (межкультурная, деловая).











4

9

Типы коммуникации (познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная и др.).

7

2




5

10

Фигура коммуникатора

7

2




5

11

Особенности русского коммуникативного поведения. Личный психологический портрет коммуникатора.

8




2

6

13

Кризисные коммуникации.

7

2

2

5

14

Реклама в сфере «Связи с общественностью»

7

2

2

5

Итого

91

20

8

63



Содержание дисциплины

  1. Предмет теории коммуникации. Исторические вехи становления теории коммуникации. Теоретические модели коммуникации Психоаналитическая модель З.Фрейда и К. Юнга; экзистенциалистская модель; семантическая модель Ю.Лотмана и У.Эко; игровая модель Э.Берна и Й. Хейзинга; понимающая модель М.Вебера. Г.Г. Гадамера, Г. Шпета; теория информационного общества.

  2. Общение и коммуникация. Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

  3. Типология коммуникации. Коммуникатор и коммуниканты. Единицы анализа коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Дополнительные разновидности коммуникации.

  4. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки (цель, стратегия, тактика, коммуникативные намерение и опыт).

  5. Функции коммуникации. Зачем, с какой целью вступаем в коммуникацию? (передать сообщение, предупредить, информировать, объяснить, развлечь, описать, убедить и т.д.). Типология потребностей. Функциональная характеристика сообщения. Функциональные модели коммуникации. Функции коммуникации и коммуникативного акта.

  6. Вербальные средства коммуникации. Письменная речь. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений. Универсальные правила написания текстов. Работа над рекламным текстом.

  7. Невербальные средства коммуникации. Язык мимики и жестов. Понятие жестов и их классификация. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Зоны и дистанции в деловой крммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.

  8. Виды коммуникации. Интраперсональная, межличностная, групповая, массовая коммуникация. Дополнительные разновидности коммуникации (межкультурная, деловая).

  9. Типы коммуникации: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная и др.

  10. Слушание в деловой коммуникации. Стадии сообщения. Причины искажения информации. Источники систематических ошибок в процессе слушания. Эмпатическое слушание. Наставления по искусству эффективно слушать.

  11. Фигура коммуникатора. Свойства коммуникатора: кредитность, надежность, престижность, привлекательност). Типы коммуникаторов (люди престижа; лидер мнений - ключевой коммуникатор – менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, кризисник, рекламист.

  12. Невербальные средства коммуникации. Язык мимики и жестов в деловой коммуникации. Понятие жестов и их классификация. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Зоны и дистанции в деловой коммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.

  13. Кризисные коммуникации. Особенности кризисной коммуникации. Кризисы и пути их разрешения. Предпосылки возникновения кризиса. Стратегия поведения в кризисной ситуации. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризиса.

  14. Реклама в сфере «Связи с общественностью». Основные функции рекламы. Критерии эффективного восприятия рекламы. Социально-психологические основы рекламы. Особенности восприятия рекламы в СМИ. Способы управления вниманием, способствующие эффективному восприятию рекламы. Требования, предъявляемые к рекламе. Основные рекомендации эффективной подачи рекламы.


Темы контрольных работ

по дисциплине « Основы теории коммуникации»

Выполняющему контрольную работу следует помнить, что коммуникативная сфера характеризуется набором типичных жанров, системой норм коммуникативного поведения, типичными ролями коммуникатора и коммуниканта, набором типичных языковых и других знаковых средств.

Какие формы, средства, виды коммуникации преимущественно используются в различных сферах? Кто выступает в роли коммуникантов? Кто несет на себе основную долю ответственности за дискурс (речевые действия)? Каковы основные жанры в различных сферах коммуникации, какие средства и нормы коммуникативного поведения используют коммуниканты? Какие роли исполняют участники коммуникативного процесса в описываемой вами сфере?


  1. Формы, средства и виды коммуникации в сфере экономики

  2. Формы, средства и виды коммуникации в сфере политики

  3. Формы, средства и виды коммуникации в сфере спорта

  4. Формы, средства и виды коммуникации в сфере рекламы

  5. Формы, средства и виды коммуникации в научной сфере

  6. Формы, средства и виды коммуникации в банковской сфере

  7. Формы, средства и виды коммуникации в сфере бизнеса

  8. Формы, средства и виды коммуникации в сфере образования

  9. Формы, средства и виды коммуникации в сфере педагогического дискурса

  10. Формы, средства и виды коммуникации в сфере шоу-бизнеса

  11. Формы, средства и виды коммуникации в сфере спортивного бизнеса

  12. Формы, средства и виды коммуникации в сфере медицинского дискурса

  13. Формы, средства и виды коммуникации в сфере юридического дискурса

  14. Формы, средства и виды коммуникации в сфере туристического бизнеса

  15. Формы, средства и виды коммуникации в сфере производственного дискурса

  16. Формы, средства и виды коммуникации в сфере кино

  17. Формы, средства и виды коммуникации в сфере живописи

  18. Формы, средства и виды коммуникации в сфере архитектуры

  19. Формы, средства и виды коммуникации в сфере торговли

  20. Формы, средства и виды коммуникации в профессиональной сфере

  21. Особенности дискурсивных жанров (программы партий, парламентские дебаты, предвыборные речи, дискуссии)

  22. Коммуникативные особенности юриспруденции в разных странах

  23. Международная коммуникация в дипломатической сфере

  24. Формы, средства и виды коммуникации в сфере религиозного дискурса

  25. Особенности межкультурной междурасовой коммуникации

  26. Особенности межкультурной межэтнической коммуникации

  27. Особенности межкультурной коммуникации между представителями разных субкультур (субкультура интеллигенции, молодежная субкультура)

  28. Особенности межкультурной интернациональной коммуникации

  29. Формы передачи предупреждающей информации в разных странах

  30. Формы, средства и виды коммуникации в современных информационных системах (Интернет)

  31. Формы межличностных коммуникативных связей, вызывающих положительные эмоции ( например, при дарении подарков)

  32. Государственная символика как форма коммуникации

  33. Фотография как форма коммуникации

  34. Особенности бытовой коммуникации (жанры, нормы коммуникативного поведения, роли, средства)

  35. Особенности коммуникативного поведения депутатов, президентов, лидеров партий

  36. Явление коммуникативной мимикрии в бытовой, политической и рекламной сфере (мимикрия участников, функций, элементов коммуникации)


Методические рекомендации по написанию

контрольной работы


Контрольная работа является индивидуальным, завершенным трудом, отражающим интересы студента, его знания, навыки и умения. Она должна быть связным изложением той или иной темы.

Целостность контрольной работы отражается в ее структуре: введение, основная часть (она может иметь одну или две главы), заключение, библиография (список использованной литературы).

Во введении обосновывается выбор темы, ставятся проблемы данной темы и рассматриваются различные взгляды на них, встречаемые в литературе по данной теме, определяются цели и задачи контрольной работы.

В основной части необходимо раскрыть саму тему. Это означает, что надо не только осветить ее проблемы и возможные (или уже имеющиеся) их решения, но сопоставить их, дать свою интерпретацию, высказать свою точку зрения, предложить свое решение.

В заключении подводятся итоги, резюмируется, насколько удалось выполнить задуманное, заявленное во введении.

Завершает контрольную работу список используемой литературы. Обычно это пронумерованный арабскими цифрами перечень в алфавитном порядке используемых книг, статей и пр.

Контрольная работа должна иметь правильно оформленный научный аппарат: сноски, ссылки, цитаты и пр.

Цитаты, сноски, список литературы должны удовлетворять следующим требованиям: необходимо указывать фамилии и инициалы авторов работ; полное название работы (книги, статьи и т.п.); место, где издана работа (название издательства иногда опускается); год издания. При необходимости указываются страницы. Строгость и точность цитирования, правильное оформление сносок – признак подлинно научной работы.

Защита контрольной работы происходит на зачете в следующем порядке: студент кратко (в течение 5 мин.) излагает основное содержание своей работы, ее цели, задачи, результаты.

После выступления студенту могут быть заданы вопросы, на которые он обязан дать ответ.

Может выступить научный руководитель студента. На основании прослушанной защиты и предложенной оценки решается вопрос выставления зачета после его окончательной сдачи.

Курсовая работа вкладывается в специальную папку и должна быть отпечатана (набрана на компьютере – размер шрифта 12-14) на одной стороне стандартного листа белой бумаги с полями не менее: 3 см - слева, 1 см - справа, 2 см - сверху, 2,5 см - снизу. В строке должно быть не более 65 знаков (букв, пробелов, знаков препинания). Число строк на странице не должно превышать 37.

Иностранный текст и специальные обозначения (формулы, символы), если нет возможности отпечатать, вписываются четким почерком черным цветом.

Все листы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами, как правило, вверху страницы. Титульный лист не нумеруется.

Контрольная работа открывается титульным листом (образец смотри ниже).

После титульного листа на отдельной странице следует содержание с указанием страниц в основном тексте.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов с обязательной нумерацией работ.

Например:

  1. Атватер И. Я Вас слушаю. – М., 1984.

  2. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб, 1997.

Если использована статья периодического издания, то последовательность записи следующая: Кривоносов А. Секреты PR-текста: биография// PR-диалог. 2001. № 3,4. С. 118,119.

При использовании статьи сборника (журнала, энциклопедии или газеты): Лебон Г. Толпотворение // Новое время. 1994. № 3.

При использовании Интернет-источников указывается электронный адрес.

Примечания обычно даются в конце страницы в сквозной нумерации со сносками (ссылками). При повторных постраничных ссылках и сносках, идущих вслед за основной, возможны сокращения (например: там же. С.44).

Сноски и ссылки могут также оформляться в скобках (сразу после цитаты или пересказа) с указанием номера работы по списку использованной литературы и соответствующих страниц этой работы.


 

Примерная структура и соразмерность контрольной работы


Введение

2

Глава 1. Понятие коммуникации

5

1.1. История развития коммуникации

-

1.2. Средства коммуникации

10

Глава 2. Основные средства коммуникации

15

2.1. Вербальные

-

2.2. Невербальные

20

Заключение

25

Список использованной литературы






Образец титульного листа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Благовещенский государственный педагогический университет

Психолого-педагогический факультет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по основам теории коммуникации

Тема: Предмет теории коммуникации

Сидорова Татьяна Петровна

Специальность________________

Курс _____ , группа_______

Форма обучения: заочная

Контрольную работу проверил

(ФИО, степень и должность преподавателя)


Благовещенск, 2009




Темы рефератов

(для выступления на семинарах)


1. Развитие средств коммуникации в процессе становления общества.

2. Развитие технических средств коммуникации.

3. Проблема коммуникации в античной культуре

4. Коммуникативная проблематика в христианской культуре.

5. Проблема коммуникации в эпоху Возрождения и Новое время.

6. Философские подходы к построению теории коммуникации.

8. Семиотика и теория Ч. Пирса.

9. Критика коммуникации Ф. Ницше.

10. Проблемы коммуникации в экзистенциализме

11. Коммуникативное поведение подростка

12. Русское коммуникативное поведение.

13 Коммуникативные аспекты толерантности

14. Философско-методологические основы герменевтики.

15. Вежливость как коммуникативная категория..

16. Онтологическое направление в герменевтике – М. Хайдеггер

17. Герменевтические идеи Г.Г. Гадамера.

18. Проблемы коммуникации в аналитической философии

19. логический позитивизм Б. Рассела.

20. Коммуникативные проблемы в лингвистической философии (Л. Витгенштейн).

21. «Обыденный язык» Дж. Остина.

22. Семиотика и теория Ч. Морриса.

23. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса

24. Технократический подход к изучению коммуникации.

25. Теория информационного общества.

26. Особенности коммуникативного поведения старшеклассников

27. Математическая теория коммуникации К. Шеннона.

28. Интеракционный подход теории коммуникации

29. Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации.

30. Теория межкультурного содержания коммуникации

31. Теория рекламы в коммуникации

32. Коммуникативное поведение в группах.

33. Коммуникативное поведение военнослужащих.

34. Теория кризисных коммуникаций.

35. Лингвистические подходы к изучению теории коммуникации.

36. Структурная лингвистка Ф. де Соссюра

37. Социолингвистический подход в теории коммуникации.

38. Теории массовой коммуникации

39.Основные методы теории коммуникаций

40. Различия в коммуникативных способностях человека и животных

41. «Лингвистический поворот» в философии XX в.

42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций.

43. Становление информационно-коммуникативного общества в России.

44. Информационная концепция коммуникации

45. Кибернетические аспекты коммуникации

46. Общение и коммуникация



следующая страница >>