bigpo.ru
добавить свой файл
1
Министерство общего и профессионального образования РФ

Новгородский государственный университет


имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

___________________________________________

к а ф е д р а п е д а г о г и к и


МЕТОДические рекомендации

для студентов очного отделения к выполнению

заданий по курсу

Методы

активного социально-психологического обучения

РАЗРАБОТАЛ:

________________А.В.Петров

к.пед.н., доцент каф. педагогики

«____»_______________2001 г.


Принята на заседании

кафедры педагогики

Зав. кафедрой педагогики

_____________М.Н.Певзнер

«____»_____________2001 г.


Новгород

2001


Методические рекомендации

для студентов очного отделения к курсу

«Методы модерирования, консультирования, супервизии»


Лекционные занятия (9 часов): сообщение теоретического материала.


Практические занятия (17 часов): обсуждение теоретического материала, конспектирование, игровые и ситуативные задания в группе.


Самостоятельная работа (22 часа):

1.Самоопределение по направлениям исследовательской деятельности в сфере активных методов обучения.

2. Разработка модели группового взаимодействия.

3. Изучение педагогической литературы, конспектирование, подготовка к занятиям.


Зачет (70 баллов):

а) текущий отчет по темам занятий (от 1 до 10 баллов);

б) вопросы теоретического зачета – тестирование (от 11 до 20 баллов);

в) результаты проведения самостоятельного занятия (от 21 до 30 баллов).


1. Содержание лекционных занятий (9 часов)



ЛЕКЦИЯ 1 (1 час): Понятие о методах активного социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения: Педагогические основания в разработке методов активного обучения. Цели, задачи и принципы МАО. Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности. Особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся. Стимулирование творчества активными методам обучения.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 0,5

Литература: [1, 2, 10, 12, 13, 16, 19, 28, 31, 32, 33]


ЛЕКЦИЯ 2 (2 часа): Методы работы с текстом как вид активного социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения: Феномен текста как объект междисциплинарных исследований. Дидактические аспекты работы с текстом в процессе активизации познавательной деятельности. Методика работы с текстом.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 0,5

Литература: [15, 22, 28, 31, 32]


ЛЕКЦИЯ 3 (2 часа): Дистанционное обучение как вид активного социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения: Характеристика проблемы информатизации общества. Дидактические требования к организации дистанционного обучения. Принципы ДО. Дополнительные требования к организации ДО.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 0,5

Литература: [3, 4, 14, 17, 18, 30]


ЛЕКЦИЯ 4 (2 часа): Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения: Определение проблемы. Понятие игры. Теоретические подходы к объяснению феномена игры. Определение понятия «игровые технологии». Классификация игровых технологий в педагогике. Способы методического сопровождения игровой деятельности детей и подростков. Деловая игра как метод активизации познавательной деятельности.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 0,5

Литература: [5, 6, 7, 8, 9, 15, 21, 24, 25, 26, 28]


ЛЕКЦИЯ 5 (2 часа): Модерирование как вид активного социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения: Методы и технологии модерирования групповой работы. Базовые процессы модерации. Мозговой штурм. Правила модерации.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 0,5

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]

2. Содержание практических занятий (17 часов)


Практическое занятие (3 часа): Социально-психологический тренинг сензитивности.

Задание: участие в играх-доверия.

Контрольные вопросы: психолого-педагогический замысел каждой игры.

Форма отчета: описание правил игр, ответы на контрольные вопросы.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [8, 9, 11, 15, 16, 20, 23, 27, 29, 31]


Практическое занятие (1 час): Методы работы с текстом - скорочтение, стенограмма, коспектирование.

Задание:

  • изучить приемы скорочтения;

  • изучить варианты конспектирования;

  • законспектировать текст двумя различными вариантами.

Контрольные вопросы: текст лекции на тему «Понятие о методах активного социально-психологического обучения».

Форма отчета: конспекты текста.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [15, 22, 28, 31, 32]


Практическое занятие (1 час): Модерирование как вид активного социально-психологического обучения.

Задание:

  • просмотр видеоматериала по теме «Модерирование групповой работы»;

  • анализ видеоматериала по вопросам.

Контрольные вопросы:

  • рабочее пространство, его назначение и роль в процессе групповой работы;

  • этапы групповой работы;

  • краткое описание методов групповой работы;

  • необходимые качества модератора.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]

Практическое занятие (1 час): Мозговой штурм как метод групповой работы.

Задание:

  • выбрать тему самостоятельной работы;

  • выбрать метод активного обучения;

  • определить стратегию групповой работы при разработке модели группового взаимодействия.

Контрольные вопросы: Виды мозгового штурма.

Форма отчета: конспект темы занятия, план работы группы.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]


Практическое занятие (3 часа): Учебно-ролевая игра «История трех контрактов или зачем нужна учителю красивая походка».

Задание: участие в теоретико-экспериментальной разработке модели группового взаимодействия.

Контрольные вопросы:

  • определить цели, задачи и результаты предстоящего самостоятельного занятия;

  • конспект теоретических материалов;

  • разработка сценария занятия;

  • определение ответственных исполнителей, средств, сроков подготовки и проведения;

  • разработать критерии оценки знаний студентов по предстоящему занятию.

Форма отчета: конспект модели группового взаимодействия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [5, 6, 7, 8, 9, 15, 21, 24, 25, 26, 28]


Практическое занятие (2 часа): Визуализация - базовый процесс в модерировании групповой работы.

Задание: участие в групповой работе.

Контрольные вопросы:

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]


Практическое занятие (2 часа): Вербализации - базовый процесс в модерировании групповой работы.

Задание: участие в групповой работе.

Контрольные вопросы:

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]


Практическое занятие (2 часа): Позиционирование – базовый процесс в модерировании групповой работы.

Задание: участие в групповой работе.

Контрольные вопросы:

  • цели и принципы;

  • средства позиционирования;

  • способы позиционирования: «горячий стул», «предписание», анализ «языка тела», ранжирование.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]


Практическое занятие (2 часа): Обратная связь – базовый процесс в модерировании групповой работы.

Задание: участие в групповой работе.

Контрольные вопросы:

  • цели и принципы;

  • способы формирования обратной связи.

Форма отчета: конспект темы занятия.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [2, 9, 13, 16, 31, 34, 35]


Практическое занятие (1 час): Дистанционное обучение. Использование компьютерных технологий в контроле знаний.

Задание:

  • познакомиться с электронным учебником «Методы активного социально-психологического обучения»;

  • принять участие в тестировании по курсу «Методы активного социально-психологического обучения».

Форма отчета: результаты тестирования.

Баллы рейтинга: 1,0

Литература: [3, 4, 14, 17, 18, 30]

3. Вопросы теоретического зачета.





  1. Педагогические основания в разработке методов активного обучения. Цели, задачи и принципы методов активного обучения. Стимулирование творчества активными методам обучения.

  2. Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности.

  3. Особенностей познавательной деятельности учащихся старших классов.

  4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся.

  5. Методы работы с текстом как вид активного социально-психологического обучения.

  6. Феномен текста как объект междисциплинарных исследований. Дидактические аспекты работы с текстом в процессе активизации познавательной деятельности.

  7. Методика работы с текстом. Приемы скорочтения. Варианты конспектирования.

  8. Дистанционное обучение как вид активного социально-психологического обучения.

  9. Характеристика проблемы информатизации общества.

  10. Дидактические требования к организации дистанционного обучения.

  11. Принципы дистанционного обучения. Дополнительные требования к организации дистанционного обучения.

  12. Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения.

  13. Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

  14. Определение понятия «игровые технологии». Классификация игровых технологий в педагогике.

  15. Способы методического сопровождения игровой деятельности детей и подростков.

  16. Деловая игра как метод активизации познавательной деятельности.

  17. Модерирование как вид активного социально-психологического обучения. Методы и технологии модерирования групповой работы. Базовые процессы модерации. Правила модерации.

  18. Мозговой штурм как метод групповой работы. Виды мозгового штурма.

  19. Рабочее пространство, его назначение и роль в процессе групповой работы.

  20. Этапы групповой работы.

  21. Необходимые качества модератора.

  22. Визуализация - базовый процесс в модерировании групповой работы. Цели и принципы. Средства визуализации. Способы визуализации: Clustern, Mind-Mapping, SOFT, «Ц»-процесс.

  23. Вербализации - базовый процесс в модерировании групповой работы. Цели и принципы. Типы вопросов. Способы вербализации: устный опрос, письменный опрос.

  24. Позиционирование – базовый процесс в модерировании групповой работы. Цели и принципы. Средства позиционирования. Способы позиционирования: «горячий стул», «предписание», анализ «языка тела», ранжирование.

  25. Обратная связь – базовый процесс в модерировании групповой работы. Цели и принципы. Способы формирования обратной связи.

  26. Социально-психологический тренинг сензитивности. Методы психологического воздействия.



4. Литература.





  1. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей / Под ред. Р.Ф.Жукова. - Л.: Высшая школа, 1989. - 125 с.

  2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 1995.

  3. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

  4. -Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

  5. Арро Т. Игра как способ моделирования действительности \\ Проблемы практической психологии. – Таллин, 1984.

  6. Багин В.В., Савченко Н.Д., Терехова Т.А., Лоншакова Н.А. Игра в учебном процессе: Учебное пособие. - Чита: ЧитГТУ, 1999. - 63 с.

  7. Бабурин В.П. Деловые игры по экологической и социальной географии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

  9. Борзенков В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники. Автореф. дисс. д.п.н. - Великий Новгород, 2001. - 48 с.

  10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

  11. Групповая психотерапия. \ Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М., 1990. 384 с.

  12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

  13. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие. - Астрахань: Изд.-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998. - 65 с.

  14. Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск. 1995 г. 18 с.

  15. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Прометей, 1991.

  16. Карпов А.В. Психология групповых решений \ Институт психологии РАН, 2000. Монография. 532 с.

  17. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, - М.: Госкомвуз, 1995 г.

  18. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр - 1996 г., № 1 с. 36-41.

  19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

  20. Лучшие психологические тесты. / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петроком, 1992. - 318 с.

  21. Назаренкова Г.Н. Игровые формы развития профессионального самоопределения: Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 36 с.

  22. Назаренкова Г.Н. Конструирование учебных заданий и дидактических игр: Спец. Курс. - Рязань, 1998. - 98 с.

  23. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: ТОО “Интел-Тех”, 1995. - 60 с.

  24. Петров А.В. Игровая деятельность учащихся как развивающая педагогическая технология. В сб. Развивающее обучение в контексте современного образования / Под ред. Горычевой С.Н. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого: НРЦРО, 2001. - 120 с. (с. 42 - 47)

  25. Петров А.В. Игры на все случаи жизни. / Метод. рекомендации. - Новгород: изд. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1995. - 32 с.

  26. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. / Учебное пособие. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.

  27. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. 368 с.

  28. Страунинг А.Г. Методика активизации мышления дошкольников. В 3 томах. Учебно-методическое пособие. – Обнинск: Изд.- во «Принтер», 2000.

  29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

  30. Хачатуров Л.А. Телеконференции как виртуальная образовательная среда в ДО.// В сб. - Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. - М: Институт человека РАН, 1997.

  31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. - 544 с.

  32. Язык и модели социального взаимодействия / Общ. ред. В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

  33. Яценко Т.С. Методологические основы активного социально-психологического обучения будущего учителя. - М., 1985.

  34. Bauer K.-O. Professionelles Handeln in pdagogischen Feldern: ein bungsbuch fr Pdagogen, Andragogen und Bildungsmanager. - Weincheim; Mnchen: Juventa Verlag, 1997.

  35. Rolf H.-G., Buhren C.G., Lindau-Bank D., Mller S. Manual Schulentwicklung. Handlungskonzept zur pdagogischen Schulentwicklungsberatung (Schlu). - Weincheim und Basel, 1999.




/home/server1/lib.znate.ru/pars_docs/refs/234/233125/233125.rtf