bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(В помощь учителю английского языка к аттестации)

Составитель – Буланкина Надежда Ефимовна


Новосибирск

2009


РАЗДЕЛ 1


ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (13 вариантов)


Вариант 1

«Языковое образование на современном этапе общественного развития»


Ситуационная задача 1

«Если принять логику рассуждения Б.С.Гершунского, то языковое образование (ЯО) как ценность предполагает рассмотрение трех аксиологических блоков:


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«ЯО по сути есть процесс движения от цели к результату. Данный процесс направлен:

  • на приобщение учащихся к новому для них средству общения;

  • на познание ими чужой культуры и осмысление собственных этнокультурных истоков:

  • на привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным языкам и культурам.


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами узким; какие еще существуют подходы при рассмотрении этого вопроса.


Тестовое задание

1) Моделирование образовательного процесса как активного «диалога культур» призвано обеспечить условия для:

а) естественной интеграции культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации; народа – носителя изучаемого языка и чужой культуры; конкретного социума, представителем которого является обучающийся;

б) для подавления культурной самобытности обучающегося;

в) для создания иллюзий относительно самодостаточности этой самобытности.


2) Результат языкового образования определяется на трех уровнях:

а) …;

б) общественно-государственном;

в) общецивилизационном;

3) Краткая формулировка «владеть неродным языком» на индивидуально-личностном уровне означает:

а) быть в состоянии …….;

б) основной критерий владения языком является……;

в) основное условие владения языком ……


4) Коммуникативную компетенцию в обобщенном виде составляют три компонента:

а) ….;

б)…..;

в)……


5) Совокупность факторов, детерминирующих систему языкового образования, состоит из пяти ведущих факторов:

а) социально-экономических и политических-…….;

б) этнокультурных/социокультурных-……;

в) социально-педагогических -……;

г) методических -……;

д)индивидуальных -……


6) Открытость системы образования – это:

а) обращенность содержания образования к……;

б) его нацеленность на……..;

в) его связь со стандартами…….


7) Варианты изучения языка:

а) в естественном окружении – это….;

б) вне страны изучаемого языка – это…….


Вариант 2

«Межкультурная парадигма – новая онтология современного языкового образования»


Ситуационная задача 1

«Если принять логику рассуждения Е.И.Вишневского (1983), то язык в его естественном состоянии характеризуют три фундаментальных и наиболее определимых аспекта:

  • лингвистический;

  • психологический;

  • социальный.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор в контексте методики как научной дисциплины и педагогической практики.


Ситуационная задача 2

«Начиная с середины 1980х годов интенсивно разрабатываются идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания ИЯ. Данный процесс направлен на разработку:

  • проблемы коммуникативной компетенции;

  • проблемы межкультурной компетенции;

  • проблемы межкультурного обучения.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, раскройте его сущность, обосновывая свой выбор в контексте методики как научной дисциплины и педагогической практики.


Тестовое задание

1) Процесс овладения обучающимися ИЯ в контексте:

а) контрастивной гипотезы – это…….;

б) гипотезы идентичности - это……..;

в) межъязыковой гипотезы - ……………….. .


2) Вторичная языковая личность:

а) как цель и результат любого языкового образования …;

б) как цель и результат в области иностранных языков….. .


3) Взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся, являясь средством и результатом формирования вторичной языковой личности, призвано помочь им:

а) понять и усвоить …….;

б) употреблять язык……;

в) расширить «индивидуальную картину мира» за счет …… .


4) Межкультурная компетенция в обобщенном виде составляют три компонента:

а) аффективный - это….;

б) когнитивный - это…..;

в) стратегический - это……


5) ОИЯ есть процесс личностного развития обучающегося, развития его социальных качеств:

а) в соизмерении чего?……;

б) на основе собственного чего?……;

в) предполагает восприятие чего?……;

г) получения положительных изменений в чем?……;

д) а также порождение чего?…… .


6) Решая задачи межкультурного образования и воспитания российских учащихся в век мультикультурного диалога необходимо осуществлять два подхода:

а) лингвоэкологический - это……;

б) интерглингвокультурный- это…. .


7) Способы и виды межкультурного взаимодействия - это:

а) участие в проектах …каких?….;

б) переписка …какая?…….;

в) зарубежные поездки …какие?..... .


Вариант 3

Теория обучения иностранным языкам как научная область


Ситуационная задача 1

«Если принять логику рассуждения О.Д.Митрофановой, то обновление методической науки и лингвокультурного поиска может идти за счет лингводидактических исследований:

  • полиязычия;

  • индивидуальных и культурных особенностей обучающихся;

  • их возрастной специфики;

  • факторов, определяющих полноту/неполноту владения языком и др.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«В отличие от лингводидактов, исследующих объективные законы построения процесса овладения учащимся языком в учебных условиях, методистов интересует:

  • научное обоснование целей, содержания и методов ОИЯ;

  • разработка наиболее эффективных средств, приемов, форм и способов ОИЯ, ведущих к достижению в учебном процессе искомых результатов.


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания модели ОЯ и почему такое понимание признается корректным методистами и ведет к совместной деятельности субъектов образовательного процесса по достижению желаемого положительного результата.


Тестовое задание

1) Круг проблем, решаемых методикой ОИЯ:

а) Что изучать?.......;

б) Зачем изучать?......;

в) Кто изучает?........;

г)……………..?.......;

д) …………….?........


2) Методика ОИЯ как наука рассматривается с трех позиций:

а) прикладное языкознание…;

б) прикладная психология….;

в) как дисциплина, в которой отсутствуют собственные закономерности, а потому не является ……чем?


3) На современном этапе развития науки методики ОИЯ цель ОИЯ рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных элементов:

а) коммуникативная компетенция;

б) межкультурная компетенция;

в) способность и готовность к…..


4) Лингвистическая компетенция как основной компонент коммуникативной компетенции подразумевает:

а) конструирование чего?….;

б) синтаксические построения в соответствии с чем?…..;


5) Социолингвистическая компетенция предполагает совокупность каких умений:

а)…….;

б) …….


6) Общеевропейская система описания уровней владения неродными языками предполагает шесть уровней (НАЗОВИТЕ ИХ):

а) ……;

б) ……;

в) …….;

г)…….;

д)……;

е)…….


7) Цель ОИЯ (кратко раскройте сущность – 5 предложений):

а) когнитивный аспект, суть которого…..;

б) педагогический аспект, суть которого…….


Вариант 4

Содержание и принципы ОИЯ


Ситуационная задача 1

«Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают содержание не как статичную, а как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются два аспекта:

  • предметный…..;

  • процессуальный……


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«В основу выделения сфер общения в лингводидактике принимается категория бытия, а потому можно выделить четыре макросферы практического использования языка:

  • сфера производственной деятельности человека……;

  • сфера бытовых отношений - ………;

  • сфера культурологического общения -………;

  • сфера общественно-политической деятельности………

.

Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания макросфер общения.


Тестовое задание

1) Внешние характеристики речевых ситуаций:

а) сферы -……….;

б) место - ………….;

в) социальная характеристика места действия - …………………..;

г) участники общения -………………………………..;

д) предметы - ……………;

е) события - …………………;

ж) действия - …………………..;

з) тексты - ………………………


2) Языковые средства общения образуют языковые знания:

а) знание основ изучаемого языка как………;

б) правила, посредством которых……………..;

в) понятия, значение которых………….. .

3) Процессуальный аспект содержания ОИЯ означает:

а) речевые навыки - это…….;

б) речевые умения - это…………


4) Отбор содержания в отечественной методике с учетом двух принципов:

а) ….;

б)….. .


5) Обучение ИЯ предусматривает соблюдение следующей иерархической последовательности принципов:

а) общедидактические принципы – это………………………….;

в) методические принципы – это.…… .


6) Общедидактические принципы - это:

а)……………;

б) …..……..;

в) …….….;

г) ………………;

д)……………….


7) Личностно-ориентированная направленность ОИЯ призвана:

а) способствовать чему?….;

б) стимулировать что?…….;

в) формировать у школьника что?..................;

г) развивать умение………..;

д) формировать в ученике систему…….. .


Вариант 5

Обучение аудированию


Ситуационная задача 1

«Лингвистические и психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют о том, что устная и письменная форма общения, при всех присущих им особенностях, не являются обособленными системами. Они тесно взаимодействуют и постоянно проникают друг в друга:

  • потому что в каждой из них имеется «весьма сложная система более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом;

  • вследствие того, что речевые механизмы, участвующие в воспритии и порождении речи, выступают не изолированно, а в единой психической структуре.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Если обратиться к сравнительной характеристике слушания и говорения, то следует констатировать, что они характеризуются сложной мыслительной деятельностью с опорой на:

  • внутреннюю речь;

  • механизм прогнозирования.


Задание: объясните, что лежит в основе различия этих двух процессов.


Тестовое задание

1) При допущении, что все виды речевой деятельности должны тесно взаимодействовать не только на продвинутом уровне, но и в самом начале ОИЯ, можно выбрать более рациональный путь из двух возможных типов обучения, который позволяет:

а) определить не только взаимодействие разных форм общения, но и их взаимовлияние, т.е………….;

б) исследовать разные способы организации материала в учебных пособиях, позволяющих………………;

в) максимально конкретизировать нормативы………;

г) стимулировать учащихся к использованию индивидуальных стратегий при овладении всеми формами общения, с тем чтобы…………………….


2) Различают аудирование двух типов:

а) контактное - это………………………………..…;

б) дистантное – это……………………………….


3) Различают два типа слуха:

а) фонематический слух означает………………….. …….;

б) интонационный слух – это……………………


4) Выделяют несколько факторов, определяющих успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух:

а) …2 фактора, какие?.........................;

б)….5 факторов, какие?...................;

в)….3 фактора, какие?......................…


5) Темп речевых сообщений определяет быстроту и точность понимания, эффективность запоминания и зависит от ряда факторов:

А)…какой?………………………………………….;

В)…какой?……………………………………………;

С)….какой?........................................................

6) Основными целями обучения аудированию являются:

а) 2 какие?.......................................;

б) 3 какие?........................................;

в) 5 какие?....................................…….


7) Выделяют три группы текстов, отличающихся той или иной степенью сложности:

а) легкие – это…………………………..;

б) тексты средней трудности – это……;

в) трудные тексты – это………………... .


Вариант 6

Обучение говорению


Ситуационная задача 1

В процессе говорения как формы устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой с помощью языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Причем происходит полноценное взаимодействие субъектов, если имеет место тесное единство следующих функций говорения:

  • информативная функция;

  • регулятивная функция;

  • эмоционально-оценочная функция;

  • этикетная функция.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Было установлено, что внутренняя речь не является константным явлением, она неустойчива и находится на разных уровнях сложности. Внутренняя речь на иностранном языке зависит от степени владения им и имеет более развернутую форму в начале обучения. Перевод программы в собственно языковую форму на начальном этапе отличается (А.А.Леонтьев) от такого перевода на родном языке и проводится по схеме:

  • программа;

  • высказывание на родном языке;

  • высказывание на иностранном языке.


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания внутренней речи и почему такое понимание необходимо учитывать для правильной организации учебного процесса; какие еще существуют подходы при рассмотрении этого вопроса.


Тестовое задание

1) Перечислите основные факторы, определяющие успешность обучения говорению на иностранном языке, и дайте их краткую характеристику:

а) индивидуально-….., т.е. ………..;

б) ситуативная ………., т. е… ………… ;

в) правильно организованная…….,т.е………..

.


2) Диалогические тексты (диалогические дискурсы) преследуют следующие цели:

а) бытовой/деловой…;

б) интервью;

в) дискуссия;

г)……………

3) Краткая формулировка целей обучения говорению на разных этапах означает:

а) первый год обучения: коммуникативные намерения…….быть в состоянии …….речевые умения………;

б) второй год обучения: коммуникативные намерения…….быть в состоянии …….речевые умения………;

в)средний этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические(компенсирующие) умения………..;

г) старший этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические (компенсирующие) умения………..;

д) профильно ориентированный этап обучения: характер текстов………….речевые умения………стратегические(компенсирующие) умения…………


4) Перечислите типы коммуникативных игр:

а) ….;

б)…..;

в)……


5) Перечислите этапы развития подготовленной речи:

а) видоизменение текста -…….;

б) порождение самостоятельного высказывания:

-…….;

-……..;

-………


6) Перечислите этапы развития неподготовленной речи:

а) с опорой на источник…………………;

б) с опорой на жизненный и речевой ………………;

в) с опорой на проблемную ситуацию…….


7) Варианты речевых упражнений для обучения подготовленной и неподготовленной диалогической/монологической речи:

а) ….?;

б) …. ? .


Вариант 7

Обучение чтению


Ситуационная задача 1

«Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» (З.И.Клычникова), представляет собой сложную аналитико-синтетческую деятельность, складывающуюся из двух субпроцессов:

  • восприятия ………………;

  • понимания……………………


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Совершенное чтение (зрелое) отличается:

  • сформированностью умений читать незнакомый аутентичный текст без посторонней помощи;

  • в нужном темпе;

  • с правильным пониманием;

  • для многих целеей


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания зрелого чтения; какие существуют подходы при рассмотрении этого вопроса.


Тестовое задание

1) Методисты выделяют четыре типа информации, извлекаемой из текста:

а) категориально-познавательную;

б) ситуационно-познавательную;

в) эмоционально-оценочную;

г)……………………………


2) Методисты выделяют семь уровней понимания при чтении иноязычного текста. Назовите их:

а) ……………………….…;

б)…………………………;

в)………………………..;

г)………………………….;

д)………………………….;

е)………………………….;

ж)……………………….. .

3) Чем отличается зрелый читатель от незрелого во время зрительных процессов. Методисты называют 11 умений и навыков. Какие это? Что это означает в Вашем понимании?

  • быть в состоянии …….;

  • основной критерий ……;

  • ………….. ……;

  • …………………;

  • наличие………….;

  • умение…………..;

  • направленность…………;

  • использование…………;

  • ……………………………;

  • владение…………………;

  • редукция……………………


4) Назовите причины неадекватных временным и физическим затратам практических результатов школьников в области чтения:

а) отсутствие чего? ….;

б) незнание чего?…..;

в) слабая разработанность чего?……;

г) сведение разнообразных видов чтения к чему?........


5) Совокупность следующих упражнений (примерно 14 типов) наиболее эффективна на начальном этапе обучения чтению:

  • ………;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ……….;

  • ………..;

  • …………;

  • ………….;

  • ………….


6) Перечислите цели обучения чтению:

а) по окончании начального этапа……;

б) на среднем этапе……..;

в) на старшем этапе…….;

г) на профильно ориентированном……………


7)Типы текстов для обучения чтению:

а) - это….;

б) – это…….;

в) – это………


Вариант 8

Обучение письму


Ситуационная задача 1

«Как известно, при построении письменного текста автор, как правило, следу ет определенной логической схеме, которая отражается в :

  • семантико-синтаксической структуре текста;

  • лексико-грамматической структуре текста.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор и прокомментируйте свой ответ.


Ситуационная задача 2

«По мнению Мусницкой Е.В. и Москальской О.И., текст как продукт письма должен обладать семью особенностями. Назовите их.

  • завершенностью…….;

  • единством…….;

  • соотнесенностью……….;

  • индуктивной или………………………….;

  • содержанием………………………….;

  • качествами……………………………;

  • связями…………………………….?


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами устоявшимся; какие еще существуют подходы при рассмотрении этого вопроса.


Тестовое задание

1) Цели обучения письму на разных этапах:

а) начальный…….;

б) средний…………………..;

в) старший………………..;

г) профильно ориентированный…………………………….. .


2) Графическое оформление письменного текста состоит из ряда взаимосвязанных операций:

а) …5 операций…- это……………………;

б) 2 операции…- это…………………………;

в) 3 операции…- это……………………………..

3) В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

а) правильное написание …….;

б) корректное написание …;

в) написание букв ……;

г) владение буквосочетаниями……….


4) Методика обучения письму /письменному выражению мыслей осуществляется с помощью упражнений:

а) подготовительные - это….;

б) речевые - это….. .


5) Совокупность следующих показателей свидетельствует о сформированности умений письма:

а) успешность -…….;

б) качество………..;

в) качество языковой стороны……;

г) степень самостоятельности…….


6) Ошибки в письменных текстах принято делить на сколько типов:

а) …5 - это…;

б) 2 - это……..;

в) 4 – это……………..….


7)Качество содержания письменного текста определяется:

а) разнообразием….;

б) количеством…….;

в) уровнем………….;

г) разнообразием……..;

д) объемом………….


Вариант 9

Обучение произношению


Ситуационная задача 1

«Основная сложность в обучении произношению заключается в межъязыковой интерференции. Для преодоления интерференции необходимо знать следующие условия. Их несколько:

  • 4 - это……….;

  • 2 - это……….;

  • 3 -это…………


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Для английского языка характерны:

  • дыхание ……..;

  • редуцирование………;

  • долгота…………………;

  • открытость………….;

  • не характерно оглушение для………………;

  • отсутствие аналогов…………………..;

  • типы интонаций…………………


Задание: продолжите предложение и объясните, что лежит в основе такого понимания и почему такое понимание признается методистами.


Тестовое задание

1) Анализ отечественной и зарубежной методической литературы показывает наличие нескольких подходов при обучении произносительной стороне речи; выберите правильный ответ и прокомментируйте:

а) ………………5 – это………………….;

б) ……………………….2 – это……………….;

в) …………………6 – это……………………..


2) Требования к учителю при формировании слухоартикуляционной базы на начальном и продвинутых этапах ОИЯ включают несколько факторов; выберите верный ответ и прокомментируйте:

а) …4 – это……………;

б) ……………….5 – это…………..;

в) …..8 – это…………….. .


3) Ознакомление с новым фонетическим материалом предполагает разнообразные фонетические упражнения игрового характера, как то:

а) звукоподражание ……?.;

б) проговаривание…?…;

в) проговаривание …?… .


4) Интонационный слух отличается в психофизиологическом плане и включает следующие компоненты:

а) …?.;

б)….?.;

в)……?


5) Обучение интонации должно проводиться на:

а) фразах как….;

б) диалогических……;

в) смысловых…….


6) Из краткого психологического анализа интонации учителю предлагается на начальном этапе учитывать несколько факторов:

а) ……5 - это……;

б) ……6…- это………;

в) …….4 - это…….


7)Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в:

а) ….;

б) ….;

в) ………..


Вариант 10

Обучение лексике


Ситуационная задача 1

«Вопрос о характере ознакомления с продуктивной и рецептивной лексикой решается различно и сводится в основном к двум альтернативам:

  • в процессе ознакомления с новой продуктивной рецептивной лексикой различий быть не должно, они появляются лишь в упражнениях на этапе закрепления;

  • в зависимости от характера владения материалом как ознакомление, так и закрепление должны строиться различно.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме. В свою очередь, какие навыки, умения и знания требуются при осуществлении говорения и письма:

  • продуктивные навыки: какие?.................;

  • рецептивные навыки: какие?...................;

  • социокультурные знания и умения в области лексики: какие?..................;

  • лингвистические знания в области лексики: какие?.................. .


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания и почему такое понимание признается методистами.


Тестовое задание

1) Пересечение различных уровней в слове как единице языка дает возможность рассматривать лексику с разных точек зрения:

а) формы – это?..................;

б) функции – это?..................;

в) значения – это?.........................


2) Одни авторы в основу градации трудностей кладут соотношение значения и формы лексического материала, а также характер возникающей отсюда межъязыковой интерференции. Как результат – выделение нескольких типов слов:

а) …2……какие…?;

б) ……….5…какие…….?;

в) 4…какие………?

3) Качественный подход к типологии означает:

а) легкость чего? …….;

б) возможность ?........................;

в) четкость? ……;

г) равноценная возможность ?..........


4) Отбор лексики связывают с решением двух вопросов:

а) …какой?.;

б)…..какой?


5) По характеру признаков и показателей все принципы отбора можно разделить на несколько групп:

а)…….2…какие?….;

б) …………4…какие?…;

в) ……………..3 какие?……


6) Раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами – это:

а) ……беспереводные – это?……;

б) ……переводные – это?……..


7)В методике признаются надежными два основных этапа работы над лексикой:

а) – это….?;

б) – это……?.


Вариант 11

Обучение грамматике


Ситуационная задача 1

«Если принять логику рассуждения, под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов и слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования, то грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью:

  • обеспечивается формирование умений устного общения;

  • обеспечивается формирование умений устного общения.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Выбор приемов обучения зависит от характера грамматического явления:

  • при объяснении сложных конструкций важно что?………………..;

  • при изучении простых конструкций необязательны что?……………….:

  • базовый минимум грамматических средств изучается как?.................

Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами.


Тестовое задание

1) Систематизация грамматических средств проводится с учетом основных коммуникативно-функциональных признаков. Их:

а) ……5……какие?;

б) ……8…….какие?;

в) …….11 ……какие?


2) Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий:

а) …2…….каких?;

б) ……3…….каких?

в) …….6…….каких?


3) К продуктивным навыкам грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме относятся:

а) ….5……какие?;

б) ….6 ….какие?

в) …..7…….какие?


4) К рецептивным грамматическим навыкам (аудирование, чтение) относят:

а) ….10…….какие?;

б)…..12…….какие?;

в)……5……..какие?


5) При ближайшем рассмотрении легко обнаружить, что грамматические категории имеют целый ряд особенностей, суть которых:

а) …..5……какие?…….;

б) ……3 ……какие?……;

в)….2…….какие?……;


6) Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих принципов:

а)…….3……каких?……;

б) ……..5……..каких?

в) …….2………каких?


7)К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся:

а) ознакомление -……………………. – это….;

б) первичное закрепление – это……;

в) развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении – Это?


Вариант 12.

Методические основы разработки модульных программ и курсов


Ситуационная задача 1

«Анализ различных исследований по вопросу учебной автономии позволил сделать следующий вывод:

  • автономия как самостоятельность;

  • автономия как программы, ориентированные на ученика;

  • автономия как самостоятельность в учении.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«В основе готовности к автономии рассматриваются несколько позиций, которые можно сформулировать как способность или умение:

  • сконцентрировать внимание на поставленных целях и задачах образования в целом или его отдельного этапа;

  • самому управлять процессом собственного образования;

  • контролировать и оценивать динамику своего развития, соблюдать определенные сроки зачетов и экзаменов;

  • не потерять уверенности в собственных силах в случае стрессовых ситуаций, неудач и т.п.


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами позитивным.


Тестовое задание

1) Термин «Модульное обучение» и «учебный модуль» разные методисты и лингвисты толкуют свободно и произвольно:

а) урок;

б) разделы и темы учебного курса;

в) учебный курс, как составляющую курсовой подготовки;

г) учебный семестр или его часть,………;

д)…………………………………….?


2) Принципы модульного обучения (по Солововой Е.Н., 2008):

а) …4……..какие?;

б) ……3……..какие?;

в) ……6……….какие?

г) -…..2…….какие?

3) Заполните пропуски: Содержание при ТМО представляется в законченных, самостоятельных ……………., одновременно являющихся банком……………. и методическим………………………..по ее усвоению.

( заданий, комплексах-модулях, руководством, информации – одно лишнее слово).


4) Заполните пропуски: Модуль – это курс или ……….автономная……., имеющие программное и ……………….обеспечение, достаточное для построения различных образовательных ………………..в его рамках, легко соединяющийся с другими …………………курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/…../объему за счет исходной гибкости ………..структуры (его, составляющая, часть, учебно-методическое, траекторий, модульными, форме, внутренней – одно лишнее слово).


5) Совокупность следующих последовательных шагов регламентирует проектирование образовательных программ и курсов:

а) осуществление системного анализа состояния системы……….;

б) определение …..конкретного курса……;

в) формулирование целей……..……;

г) отбор содержания…………….…;

д) создание структурной…………….;

е) определение базовых принципов…………..;

ж) разработка содержания и форм текущего,…….,…….контроля.


6) Спектр продуктов проектной деятельности может быть широк и разнообразен. Это:

а) ….10…….?

б) …..20…………….?

в) ………30…………..?


7) Дайте определение терминам:

а) учебное задание/упражнение – это….;

б) аутентичное задание – это……. .


Вариант 13.

Способы активизации речемыслительной деятельности обучающихся на занятиях иностранного языка


Ситуационная задача 1

«Урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее составляющих, решать различные цели обучения. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большой социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее или, наоборот, активнее и критичнее и т.д.».

Если принять логику рассуждения Е.Н.Солововой (2008), то урок в системе языкового образования (ЯО) как ценность предполагает рассмотрение нескольких способов активизации речемыслительной деятельности на занятиях иностранного языка, а именно:

  • использование языка видео;

  • использование языка музыки;

  • использование языка пословиц»;

  • использование диктантов;

  • использование языка изобразительного искусства;

  • использование игр;

  • использование словарей.


Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.


Ситуационная задача 2

«Ведя речь о методическом содержании современного урока, обратим внимание на те основные положения, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы с точки зрения процесса движения от цели к результату.

  • индивидуализация;

  • речевая направленность урока;

  • ситуативность;

  • функциональность;

  • новизна;

  • характер цели урока;

  • адекватность упражнения цели урока;

  • последовательность упражнений;

  • атмосфера общения;

  • воспитательный и образовательный потенциал урока;

  • комплексность урока;

  • урок как звено в цепи уроков;

  • позиция отдельных учеников на уроке.


Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания особенностей современного урока ИЯ и почему такое понимание признается методистами.


Тестовое задание

1) Преимущества использования видео:

а) в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом;

б) видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия;

в) видеотекст содержит визуальную информацию о………;

г) визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить……………….;

д)видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для ……………………;

е) может иметь сильное эмоциональное ……….;

ж) может стать хорошим стимулом……………


2) Что входит в понятие «музыка» в контексте курсового ОИЯ:

а) инструментальное исполнение различных музыкальных произведений;

б) пение, т.е. вокальное и………исполнение;

в) видеоклипы с записями популярных песен на разных……мира;

г) вербальная информация из мира музыкальной индустрии, включающая……о мире музыки;

д) невербальная информация из мира музыкальной индустрии:……………

3) Использование пословиц на уроках ИЯ – минусы:

б) языковые сложности…………;

в) речевые сложности ……


4) Изобразительная наглядность на занятиях по иностранному языку:

а) воспитательные элементы -,,,,,,,,,,,,;

б) развивающие элементы - …………


5) Макроструктура словаря такова:

а) предисловие;

б) как пользоваться…..;

в) ключ к………….…;

г) список……;

д) основной список……;

е) приложения.


6) Использование игр – требования :

а) быть экономными……………….;

б) быть «управляемыми»……………..;

в) снимать …….и стимулировать……..;

г) оставлять учебный эффект на втором плане, а на первом………;

д) не оставлять ни одного ученика……


7)Варианты содержания диктантов:

а) диктовка - это….;

б) диктант – это…….




следующая страница >>