bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4



Методические подходы

использования принципа межпредметности в обучении химии

как средства развития критического мышления учащихся.


Предложенные методические рекомендации помогут учителям химии эффективно использовать принцип межпредметности для развития критического мышления учащихся, отслеживать динамику изменений. В приложении приведены примеры уроков с использованием межпредметного материала; диагностика для исследования общеучебных умений, способствующих развитию критического мышления учащихся.

Рекомендации размещены на Портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru (сообщество учителей химии «Химоза», раздел библиотеки «Теоретические основы практической деятельности»); представлены педагогам, экспертам, жюри на районном конкурсе «Учитель года-2007», областном конкурсе «Учитель Оренбуржья-2008»,

II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок».

В сокращённом варианте рекомендации опубликованы в сборнике материалов итоговой НПК преподавателей и студентов ОГТИ (филиала) ОГУ (2008 год).









Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский.



Российскому обществу нужны инициативные, самостоятельные, творческие, склонные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, то есть по-настоящему компетентные люди. Компетентностный подход может быть реализован с помощью различных педагогических технологий, в том числе технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Несомненно, в реализации компетентностного подхода, развитии критического мышления только интегрированное знание всех наук может привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей в получении знаний, переносе теоретических знаний в практическую деятельность и их использование в нестандартных ситуациях. Достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук физики, химии, биологии и т.п., а окружающего мира в целом. Поэтому очевидна необходимость проведения целенаправленной работы по развитию у школьников навыков критического мышления средствами различных предметов.

Принцип межпредметности - это принцип обучения, который ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной практике для эффективного достижения целей и решения задач обучения. Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать все этапы учебного процесса: целевой, содержательный, процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный.

Иначе говоря, определив цели обучения на основе принципа межпредметности, необходимо отобрать материал, достаточный для их достижения, а затем адекватное этому материалу дидактико-методическое обеспечение. Наконец, нужно подготовить задания для контроля качества обучения, чтобы определить, удалось ли достичь поставленных целей.

Цели обучения (целевой этап) должны задавать очерёдность, преемственность учебных тем и уроков, быть гибкими, реалистичными, диагностируемыми.

Чтобы достичь цели, необходимо определить, какие мыслительные операции и общеучебные интеллектуальные умения будут ведущими для каждого года изучения химии в школе. На основании выбранной логики развития приоритетных мыслительных операций и общеучебных интеллектуальных умений по годам обучения учитель определяет развивающие цели конкретных тем и уроков курса. Именно на их достижение будет направлен принцип межпредметности.

При отборе материала для изучения (содержательный этап) важно помнить о единстве материального мира, взаимосвязи явлений природы и отношениях между окружающей средой и обществом.

Межпредметный материал к уроку должен не препятствовать усвоению собственно предметного – химического материала, но органично дополнять его и интегрироваться в единую систему содержания школьного курса.

Необходимо применять такие методические приёмы реализации межпредметных связей, как постановка межпредметных вопросов; выполнение комплексных заданий; решение межпредметных задач и домашних заданий; использование комплексных наглядных пособий; решение межпредметных учебных проблем; постановка и решение межпредметных экспериментальных и теоретических задач; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка межпредметных вопросов и поиск правильных ответов на уроках других дисциплин; обращение к историческому материалу и литературным произведениям, содержащим химическую информацию и т.д.

Наиболее значимыми направлениями реализации межпредметных связей являются следующие.


Химия – физика:

  • формирование и развитие системы понятий о веществе при изучении его физических свойств и строения;

  • изучение теорий и законов, общих для физики и химии;

  • рассмотрение сущности физико-химических процессов;

  • знакомство с устройством и принципами работы технологического оборудования;

  • использование физических величин, понятий и единиц измерения;

  • знакомство с методами познания.



Химия и география:

  • формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединений в неживой природе, геохимическом круговороте, важнейших месторождениях, имеющих народнохозяйственное и промышленное значение;

  • усвоение химико-технологических понятий «сырьё», «факторы размещения промышленных предприятий на территории страны» и др.;

  • формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала;

  • изучение краеведческого материала.


Химия – биология:

  • формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединений в живой природе, участие в биохимическом круговороте;

  • знакомство с особенностями строения атома, физико-химическими характеристиками, распространением и ролью биогенных элементов в природе;

  • изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы;

  • формирование экологических, природоохранных и валеологических знаний на базе биохимического материала.



Химия и экология:

  • формирование представлений о круговороте элементов, веществ и энергии в экосистемах разного уровня;

  • рассмотрение влияния антропогенного фактора на окружающую среду (причины, источники и последствия химического загрязнения, способы переработки и утилизация загрязнителей, изменение численности популяций, здоровье человека и т.д.);

  • знакомство с понятиями «экологическая проблема» на конкретных примерах (разрушение озонового слоя, парниковый эффект и т.д.) и поиск путей их решения.



Таблица 1

Экологические вопросы, обсуждаемые на уроках

при изучении основ общей химии

Тема урока

Обсуждаемые экологические вопросы

Экспериментальное подтверждение сложности строения атома

Радиоактивность, ее влияние на организмы

Органические и неорганические вещества

Представители неорганических и органических веществ — загрязнители окружающей среды

Оксиды

Угарный газ, оксиды серы, азота и фосфора, свинца, хрома и других металлов как загрязнители атмосферы. Биологическое значение углекислого газа

Кислоты

Биологическое значение кислот. Кислотные дожди

Основания

Основания в природе

Соли

Биологическая роль солей в живых организмах. Соли тяжелых металлов как загрязняющие вещества

Скорость химических реакций и ее
зависимость от различных факторов

Влияние внешних условий на химические процессы в живой природе

ПЗ и ПС ХЭ Д.И.Менделеева

Понятие о биогенных элементах. Распространённость ХЭ в природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды.

Химическое равновесие

Экологическое равновесие. Принцип Ле Шателье – Брауна применительно к экосистеме.

Электролиз

Влияние электрического тока на живой организм

Таблица 2

Экологические вопросы, обсуждаемые на уроках

при изучении неорганической химии

Тема урока

Обсуждаемые экологические вопросы

Кислород в природе

Значение кислорода в живой природе. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Дыхание и фотосинтез. Загрязнение атмосферы. Проблема экологически чистого топлива. Озон, его влияние на атмосферу. Проблема разрушения озонового слоя

Применение кислорода

Источники химического загрязнения жилища: газовые плиты, табачный дым и др.

Применение водорода

Водородная энергетика.

Вода в природе. Очистка природной воды

Проблема загрязнения и очистки воды. Загрязнение Мирового океана.

Значение воды. Охрана водных ресурсов

Проблема рационального использования водных ресурсов. Очистные сооружения. Механическая, химическая и биологическая очистка

Металлы

Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации.

Коррозия металлов и меры борьбы с ней



Коррозия металлов как источник загрязнения. Биологическая коррозия. Оловянная чума.

Металлургия

Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Понятие о безотходном производстве.

Соединения галогенов в природе. Получение и применение галогенов

Фреоны. Аэрозоли, их роль в загрязнении окружающей среды

Характеристика соединений серы

Оксиды серы как загрязнители атмосферы, кислотные дожди и туманы

Соединения азота и фосфора в природе

Оксиды азота и фосфора как загрязнители воды и воздуха, их вклад в образование кислотных дождей и туманов. Влияние оксидов на здоровье человека. Соединения мышьяка, их биологическое и медицинское значение. Круговорот азота и фосфора в природе

Круговорот углерода в природе

Круговорот углерода. Активированный уголь и бытовые фильтры. Табачный дым как источник загрязнения жилища

Минеральные удобрения

Минеральное питание растений. Проблема истощения и загрязнения почв. Почвы.

Жесткость воды и способы ее устранения

Жесткость воды. Виды жесткости и способы ее определения и устранения

Металлы побочных подгрупп

Загрязнение окружающей среды нонами тяжелых металлов

Таблица 3

Экологические вопросы, обсуждаемые на уроках

при изучении органической химии

Тема урока

Обсуждаемые экологические вопросы

Природные источники углеводородов

Полезные ископаемые — источники углеводородов. Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки

Физические и химические свойства алканов

Метан как составная часть биогаза. Качество транспортного топлива как важнейшая экологическая проблема

Циклоалканы и ароматические

углеводороды

Инсектициды, гербициды и другие пестициды, их экологическая роль. Бензол как канцерогенное вещество

Химические свойства спиртов

Этанол как наркотическое средство. проблема алкоголизма: причины, последствия, пути решения

Многоатомные спирты

Антифризы, их воздействие на организм человека

Фенолы и ароматические спирты

Влияние фенола на здоровье человека

Химические свойства альдегидов и кетонов

Последствия использования феноло-формальдегидных смол для изготовления мебели и отделки жилых помещений. Использование формалина в сельском хозяйстве



Сложные эфиры. Жиры

Проблема экологической чистоты продуктов питания. Натуральная пища и синтетические заменители. Биодобавки. Сложные эфиры - ПАВ - основа СМС

Углеводы

Фотосинтез как биохимический процесс

Синтетические каучуки

Внедрение малоотходных технологий. Опыт передовых стран (ФРГ, Япония). Утилизация каучуков и других ВМС


следующая страница >>