bigpo.ru
добавить свой файл
1
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса
Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)


Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html



Урок о русской выхухоли

«Удивительное рядом»

для учащихся 8 класса (14 лет)


Автор:

педагог дополнительного образования

Городского детского эколого-биологического центра

г. Казани

Валеева Наталья Сергеевна


Урок «Удивительное рядом» может быть проведен в форме внеклассного мероприятия или в рамках работы школьного экологического кружка. Урок рассчитан для учащихся 8 класса. Проводится 29 декабря – в День биологического разнообразия.

Цели урока:

  • образовательная – закрепление знаний о строении и жизнедеятельности наземно-водных млекопитающих на примере ондатры, выдры, бобра и выхухоли.

  • обучающая - определение экологических факторов, влияющих на численность популяции русской выхухоли; освоение практических навыков сохранения выхухоли.

  • воспитательная – укрепление чувства любви к живой природе, бережного отношения к флоре и фауне родного края.


Материал и оборудование:

Фильм «Русская выхухоль» телестудии «Брянский лес» или «Знакомьтесь – русская выхухоль» видеостудии заповедника «Керженский»; видеопроектор или ноутбук; костюмы ученых: мантия, очки; Красные книги Татарстана, Ярославской области, Свердловской области, Украины; географические карты Украины, Татарстана, Ярославской и Свердловской областей; костюм выхухоли, рисунки выхухоли.


Действующие лица: ведущий, ученый из Украины, ученый из Ярославской области, ученый из Татарстана, ученый из Свердловской области, взрослый в костюме выхухоли.

Пояснительная записка

Одна из задач биологического образования заключается в том, чтобы научить учащихся формулировать как можно большее количество логически правильных и непротиворечивых гипотез. Поэтому биологические проблемы являются одним из важнейших компонентов содержания школьного курса биологии, способствующих развитию творческого мышления учащихся (В.А. Бухвалов).

В рамках изучения темы «Удивительное рядом», учащимся предлагается, во-первых, решить проблему комбинирования систем и их элементов. То есть, определить признаки строения и жизнедеятельности млекопитающего, ведущего наземно-водный образ жизни; а также сравнить внешний вид и жизнедеятельность бобра, ондатры и выхухоли.

Методом мозгового штурма (автор- А. Осборн), после прослушивания описания животного, его образа жизни, предлагается угадать название вида (русская выхухоль). Поэтому детей делят на команды (по рядам) и каждая команда выдвигает свои гипотезы. Заранее предупреждается, что критика запрещена. Ведущий делает анализ всех предложенных гипотез и озвучивает правильный ответ.

После просмотра видеофильма, в качестве закрепления и актуализации полученных знаний о русской выхухоли, проводится опрос. Опрос ведется методом контрольных вопросов.

Во второй части занятия учитель (ведущий) предлагает решить проблему определения причинно-следственных связей: определить связи между элементами системы и сделать прогноз. Главная задача: обозначить факторы, влияющие на сокращение численности популяции русской выхухоли, ее исчезновения в ряде регионов.

В этом случае, когда рассматривается экологический аспект (лимитирующие факторы, меры по увеличению численности), можно применить системный анализ (автор- Г.С. Альтшуллер). Системный анализ проводится по следующему алгоритму:

  1. Составить подробную схему ситуации, нарисовать на доске элементы природной и антропогенной среды, окружающие выхухоль. Схема является опорой для организации мыслительного анализа проблемы.

  2. Определить проблемный элемент – сокращение численности популяции русской выхухоли.

  3. Анализ ресурсов системы и среды (что влияет на гибель выхухоли?)


Таким образом, обучение учащихся решению проблем позволяет научить детей работать в группах (без крика и шума предлагать варианты ответов) и снять психологические запреты на некоторые гипотезы, правдоподобность которых вызывает сомнение (В.А. Бухвалов).


Ход урока

Ведущий: дорогие ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по родным просторам и знакомство с удивительными животными. Я постараюсь очень подробно дать его описание и рассказать о его местообитании, а вы угадайте, кто же это.


Описание вида

Небольшое животное, по внешнему виду напоминающее крупную землеройку. Длина тела до 23 см., масса до 480 г. Конец мордочки удлинен и образует подвижный хоботок, на котором расположены ноздри. Глаза недоразвиты и скрыты в шерсти. Хвост уплотненный, голый, чешуйчатый, покрыт редкими волосами. Окраска однородная, от пепельной до темно-серой, на брюшной стороне- с серебристым налетом.

Ведущий: Если вы догадались, я жду ответа...(идет мозговой штурм среди учащихся и выссказываются варианты ответа: ондатра, бобр).

Ведущий: нет, ответ не правильный. Вот еще подсказки:


Образ жизни

Обитает в тихих, заросших водной растительностью, но достаточно глубоких пойменных озерах, старицах и речных заводях. Благоприятные условия создает также древесная и кустарниковая растительность, покрывающая берега: она скрепляет почву, способствует долговечности вырытых зверьками нор, А во время паводков дает приют и убежище покинувшим затопленные норы беглецам. Высоких обрывистых и низких заболоченных берегов выхухоль избегает.

Заслушиваются ответы учащихся.

Ведущий: Разгадать эту загадку поможет видеосюжет.

Идет демонстрация видеофильма.

Ведущий: Итак, это русская выхухоль! Из фильма вы узнали, где обитает она, чем питается и кто ее враги. Сейчас класс делится на три команды – три ряда, как сидят школьники. Я по очереди буду задавать вопросы по фильму, а вы стараетесь вспомнить сюжет и ответить правильно. За каждый правильный ответ – балл всей команде, в конце урока мы подведем итоги и наградим победителей.

Контрольные вопросы (по 6 каждой команде)

  1. Выхухоль – это…

а. зверек

б. цветок

в. название города

г. нехороший человек

  1. Как звучит ласковое прозвище выхухоли?
    а.хохлушка
    б.хохуля
    в.хохлатка
    г. нахалка

  2. Русская выхухоль как вид известна еще с …
    а.плейстоцена (около 1,5 млн лет назад)
    б.плиоцена (около 5 млн лет назад)
    в.мела (около 140 млн лет назад)
    г. венда (около 650 млн лет назад)

  3. Русская выхухоль относится к классу...
    а. Пресмыкающиеся (Reptilia)
    б. Земноводные (Amphibia)
    в. Птицы (Aves)
    г. Млекопитающие (Mammalia)

  1. Русская выхухоль относится к отряду…
    а. Грызуны (Rodentia)
    б. Однопроходные (Monotremata)
    в. Насекомоядные (Insectivora)
    г. Хищные (Carnivora)

  2. Чем покрыто тело выхухоли?
    а. мехом с густым ворсом
    б. роговыми чешуйками
    в. жесткими щетинками
    г. перьями

  3. Как выглядят лапки выхухоли?
    а. передние - более короткие, раздельнопалые с коготками; задние – более длинные, перепончатые
    б. передние – более короткие, перепончатые; задние – более длинные, перепончатые
    в. передние и задние лапки одинаковой длины, перепончатые
    г. передние и задние лапки одинаковой длины, раздельнопалые с коготками

  4. Хвост у выхухоли…
    а. широкий, уплощенный сверху вниз, покрытый большими роговыми щитками
    б. длинный, чешуйчатый, сплющен с боков
    в. длинный и пушистый
    г. короткий и голый
    д. короткий, опушенный, за шерстью зверька не виден

  5. Русская выхухоль и бобр европейский…
    а. примерно одинаковы по размеру
    б. бобр больше выхухоли
    в. бобр меньше выхухоли

  6. Вес взрослой выхухоли около…
    а. 15 граммов
    б. 500 граммов
    в. 2 кг
    г. 30 кг

  7. Какого цвета мех у выхухоли?
    а. спинка - светло серая, брюшко - черное
    б. спинка - коричневая, брюшко - серебристо-белое или серебристо-серое
    в. спинка и брюшко черного цвета
    г. спинка и брюшко - светло-рыжие

  8. Сколько выхухоль может пробыть под водой при нырянии?
    а. не больше 1 минуты
    б. около 5 минут
    в. около 20 минут
    г. нисколько, выхухоль не умеет нырять

  9. Какая части тела помогает выхухоли быстро охладится и, благодаря этому, избежать теплового удара в жаркий летний день?
    а. плотный ненамокающий волосяной покров
    б. оголенные участки тела – хвост, подошвы лап и конец хоботка
    в. язык
    г. мускусные железы

  10. Когда у выхухоли наступает сезон размножения?
    а. весной
    б. осенью
    в. в летний период один раз в 2 года
    г. в течение всего года, но существует весенне-летний и осенний пики размножения

  11. «Домик» выхухоли представляет собой…
    а. нору в берегу
    б. хатку
    в. дупло на дереве
    г. гнездо из сухой травы среди камней или в буреломе

  12. Выхухоль активна преимущественно…
    а. на рассвете и в сумерки
    б. в дневное время
    в. ночью

  13. Зимой выхухоль…
    а. впадает в спячку на весь холодный период
    б. впадает в спячку, но периодически просыпается, чтобы поесть
    в. ведет активный образ жизни всю зиму
    г. мигрирует в теплые края

  14. Почему выхухоль не селится (т. е. не создает постоянные норы) около водоемов, глубина которых менее 50-70 см?
    а. в мелких водоемах мало пищи для выхухоли
    б. в мелком водоеме выхухоли трудно спастись от хищника
    в. мелкие водоемы зимой часто промерзают до дна
    г. большинство мелких водоемов заняты конкурентом выхухоли – ондатрой




  1. Вопрос для всех команд: встречается ли выхухоль в наших краях?



Ведущий: на этот вопрос даст правильный ответ наш гость – ученый. (приглашается ученик, играющий роль ученого из Татарстана).

Ученый из Татарстана:

Русская выхухоль в Татарстане

Desmana moschata


Русская выхухоль – отряд Насекомоядные (Insectivora)

Семейство - Выхухолевых (Desmanidae)


В Татарстане была найдена в бассейнах рек Свияга и Ик. (показывет по карте) Последние встречи – на озере Затон в Буинском районе в 1982-1983 годах. Ранее встречалась от реки Казанка до реки Сюнь и от Балтасинского до Алькеевского района и до начала XX века служила объектом охотничьего промысла.

Численность. В ареале численность сокращается, в Татарстане возможны единичные находки.


Ученый из Ярославской области:

Русская выхухоль в Ярославской области


Статус – 2-я категория. Сокращающийся в численности вид.

Ранг охраны – Международный.

Распространение. В середине XX века была распространена повсеместно, населяя практически все пригодные водоемы. К середине XX ареал на территории Ярославской области становится мозаичным, обитание вида отмечается реках Нерль, Кубь, Которосль, Пахма, Ухра и некоторых озер: Неро, Сомино.(показывает по карте) В настоящее время встречается по ркеам Соть, Устье, Касть, Вот, Уча, Обнора, Ширна, Лахость, Которосль, Пахма, Шиголость, Келноть, обитает в озерах Некрасовской поймы. Редкий реликтовый вид России, Ареал вида включает бассейн Днепра, Дона, Волги, Крала и носит разорванный характер. В результате искусственной акклиматизации выхухоль стала встречаться в бассейне реки Обь (см. рис.).

Численность. В середине XIX века была многочисленным видом. К 50-м годам XX века характеризуется как немногочисленный, редкий вид. По учетам, проводимым органами охотнадзора в 1970 году, численность на территории Ярославской области составляла 1000 экземпляров, к 1985 году она снижалась до 700 экземпляров, в 1988 году оценивалась в 600-700 голов, по учетам 2000 года в области обитало не более 500 особей (данные областного управления охотхозяйства).

Ученый из Украины:

На Украине лет 40-50 назад выхухоль водилась в притоках и пойменных озерах Северского Донца в Ворошиловградской области от устья реки Жеребец до реки Боровая, встречалась также за пределами этого участка в Харьковской и Донецкой областях.

В начале века ее находили и в бассейне Днепра: на реке Гнилой Ташлык (приток Тясмина), реках Сура, Самара и некоторых других (см. рис.). В 1928 г. В пойме Северского Донца в Ворошиловградской области был организован выхухолевый заказник Кременная, в котором еще в 1954 г., незадолго перед его ликвидацией, поголовье выхухоли оценивалось в 500 экземпляров.

На этой территории выхухоль держалась до 1960-х. Остатки популяции были уничтожены несколькими зимними паводками. Сохранились, видимо, единичные экземпляры выхухоли, о чем свидетельствует находка в 1979 году в одном из озер организованного в 1968 году Луганского заповедника зверька, погибшего в вентере браконьера.

В 1975 году появились сообщения о появлении выхухоли на северо-востоке Украины по течению Сейма на границе Сумской и Курской областей выхухоль была акклиматизирована и начала расселяться вниз по течению реки. После 1970 года зверьков и следы их жизнедеятельности неоднократно наблюдали местные жители в озерах и старицах Сейма, наименее затронутых хозяйственной деятельностью – на участке протяженностью 20-30 км. Вниз по течению от села Теткино. Норы выхухоли находили у сел Мануховка, Волынцево, Рыжевка, Бояро-Лежачи.

На территории Украины общая численность выхухоли, по-видимому, не превышает 10-20 особей.

Ученый из Свердловской области:


Выхухоль в Свердловской области

Русская выхухоль - исчезла с территории Свердловской области

Ведущий: Как же так! Такой маленький и беззащитный зверек! И мы его не спасем! Ребята! Скажите, пожалуйста, каковы причины гибели выхухоли, и что надо сделать, чтобы ее спасти?

Идет обсуждение вопроса. Излагаются различные версии.

Ведущий: За верными ответами обратимся к уважаемым ученым.


Ученый из Татарстана: Лимитирующие факторы: Затопление и распашка пойм, загрязнение водоемов.

Меры охраны. Выхухоль внесена в 1986 году в список исчезающих и редких животных Татарстана (демонстрирует Красную книгу). Необходимы восстановление пойм, строгие меры охраны в местах обнаружения. В неволе не размножается.

Ученый из Ярославской области:

Лимитирующие факторы: Длительные зимние паводки, высокое половодье и пересыхание водоемов. Основные причины сокращения численности – антропогенные факторы: мелиорация и хозяйственное преобразование пойм; рыболовство с незаконным использованием ставных орудий лова и электроловов; выпас скота вблизи водоема, приводящий к разрушению нор; загрязнение водоемов бытовыми и промышленными стоками.

Принятые меры охраны. Вид занесен в Красный список МСОП – 96 и Красную книгу России. Для их охраны созданы 4 заповедника и около 80 заказников федерального и местного значения, где сосредоточено более 30% от общего числа животных.

Рекомендации по сохранению вида в естественных условиях.

  1. Комплексные меры по охране угодий, где обитает выхухоль.

  2. Запрещение мелиоративных работ по осушению стаций.

  3. Ограничения выпаса скота вблизи водоемов.

  4. Запрещение распашки пойм и применения пестицидов.

  5. Строгий запрет рыболовства с использованием ставных орудий лова на водоемах, где обитает выхухоль.

Ученый из Украины:

Причины сокращения численности – изменение экологических условий, зимние паводки, ухудшение гидрологического режима в результате хозяйственной деятельности человека, пересыхание водоемов летом, промерзание их до дна зимой, загрязнение водостока удобрениями и пестицидами, промышленными отходами, браконьерский лов рыбы вентерями.

Ведущий: Давайте, ребята, представим, что мы сейчас в природе, там, где обитает выхухоль. И ее надо спасти. Предложите, пожалуйста, что надо сделать, а чего делать категорически нельзя. Ведь исчезновение выхухоли в Свердловской области не должно повториться в других регионах!

Предложения поступают по очереди от каждой команды и записываются на доске.

Ведущий: А сейчас у вас, ребята есть еще вопросы к нашим ученым. Если есть, то задавайте!

После беседы, ведущий подсчитывает баллы у каждой команды и определяет победителя.

Далее благодарит ученых за участие в беседе и для вручения призов приглашает… Русскую выхухоль.

Выхухоль: В местах укромных,

Живу я скромно

Дружить со всеми я хочу

И дружбой вашей дорожу!

Идет награждение команд и подведение итогов.


Заключение.


Учитель:

Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного.


Это и будет вашим домашним заданием. На следующем уроке каждый из вас расскажет, сколько листовок вам удалось раздать и сколько людей узнало благодаря вам о проблеме исчезновения русской выхухоли»


Список использованной литературы

  1. Бухвалов В.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач. М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2007. – 56 с.

  2. Красная Книга Республики Татарстан/ под ред. А.И.Щеповских.-Казань. Издательство «Идел-Пресс», 2006. – 832 с.

  3. Красная Книга Свердловской области/под ред. Н.С. Котынин.-Екатеринбург: Баско, 2008. – 256 с.

  4. Красная Книга Ярославской области/под ред. Л.В. Воронина. Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2004. – 384 с.

  5. Редкие и исчезающие растения и животные Украины. АН УССР институт зоологии им. Шмальгаузена.- Киев: Наука думка, 1988. -256.


Примечание для учителя

Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html


Полезные ссылки к уроку:

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html

1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык)

2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык)

3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд).


http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html

Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок.

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc

Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли.