bigpo.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»


Методическая разработка занятия в кружке «Юный художник» (1-4 классы)

на противопожарную тематику.


Автор: Волкова Надежда Михайловна,

учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия №5»,

Заводской район, г. Саратов.





2011 год


Цель занятия. Активизация работы кружка по профилактике нарушений правил пожарной безопасности и пропаганде пожарно-технических и пожарно-прикладных знаний среди обучающихся; усвоение навыков, умений и творческое применение на практике живописных и графических приемов.


Задачи урока. Поиск и совершенствование форм и методов работы со школьниками по профилактике нарушений правил пожарной безопасности.

Пропаганда и изучение правил пожарной безопасности.

Повышение художественно-эстетического уровня оформительского материала на противопожарную тематику.


Тип урока. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).


Зрительный ряд. Таблицы по пожарной безопасности, журнал «Пожарное дело», детские книги, детские работы на тему.


ТСО. Компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Огнеборцы» (автор Усова И.В.), слайды школьной выставки.


Инструменты и материалы. Кисти, палитры, акварель, гуашь, карандаш, фломастеры, вода, листы А3.


Практическая работа: Сюжетный рисунок на противопожарную тему.


Ход занятия.


1 Организация занятия.

-Сообщение темы и целей. (Чтение стихотворения).


Каждый час ожидают тревоги

Наши каски, боёвки, плащи.

Вот сигнал - и уже мы в дороге,

Мчимся к цели в тревожной ночи.

Приезжаем - и в пекло пожарища

Мы бросаемся все как один

Мы борцы, огнеборцы, товарищи

И в бою мы себя не щадим.

Мы готовы к пожарному бою,

Бьются в ритме тревожном сердца.

Без оглядки, рискуя собою,

Выполняем свой долг до конца.


- Кому посвящено это стихотворение? (Пожарным).


Сегодня на занятии мы поговорим о героической профессии пожарных, причинах возникновения пожаров, что надо знать и делать в случае пожара, выполним рисунок на противопожарную тему.

-Проверка наличия инструментов и материалов.


2. Изложение нового материала.


Рассказ об истории создания пожарной охраны в Саратове.

(Используется журнал «Пожарное дело» и слайды о Саратове).

1590 год - на левом берегу Волги началось строительство древнего русского города Саратова.

1613год – деревянный город – крепость выгорел полностью.

1674 год – «перенесли» Саратов на правый берег Волги, где сейчас он и находится.

1848 год – создаются первые в Саратове пожарные части (в Москве и Петербурге – это 1803 год).

1922 год – в городских пожарных частях имелось: 110 лошадей, 3 паровых машины, 6 машин ручных на летнем и зимнем ходу.

2000 год – 6 военизированных частей, 1 специализированная часть, 3 объектовых части, 3 поста.

Какие технические средства пожаротушения вы знаете? (Машины, вертолёты, огнетушители…)

Сегодня на вооружении пожарных города Саратова имеются следующие технические средства пожаротушения: машины-цистерны, выдвижные лестницы, подъёмники, пенообразовательные машины, пожарные поезда, сторожевые пароходы, машины со спецтехникой, «кубы жизни» и др.


Деятельность профессиональных пожарных.

( Используются таблицы по пожарной безопасности).

Труд пожарного остаётся сложным и опасным. Пожарный всегда на чеку, в любую погоду готов вступить в схватку с огнём и нередко должен рисковать жизнью. Тревога! И снова спешат пламенно-красные машины. Грозный звенящий сигнал прорезает сонную спокойную тишину ночного города. Где-то там, в ночи, куда ушли пожарные машины, людям немедленно нужна квалифицированная помощь. Там сейчас начинается борьба, трудная, упорная и, может быть, длительная. Вновь пожарные пойдут в бой, отстаивая человеческие жизни, здоровье и народное добро…


Как звонить по телефону, если возник пожар? ( телефон 01 ).

Звонить при пожаре 01. Принимают звонки диспетчера. ЦУП оснащён современной техникой: компьютеры, телефоны, спецсвязь.


Причины возникновения пожаров.

(Использовать презентацию «Огнеборцы»).





Физкультурная минутка.

Гиподинамические паузы (физминутки) проводить на начальном этапе утомления обучающихся.

Упражнения, корректирующие осанку.


«Кузнечики».

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!


3.Литературно-поэтическая страничка.

(Детям накануне раздаются стихи для запоминания).

Первый ученик.

Ростом спичка – невеличка

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла. (О. Хоринская)



Второй ученик.

Туши окурок, чтоб сразу потух,

Идёт от окурка красный петух. (В.В.Маяковский)



Третий ученик.

Ты помни о правилах пользования газом,

Иначе пожар уничтожит всё сразу. (Н.М.Волкова)





4.Музыкально-юмористическая страничка.


(Двум обучающимся за неделю до занятия раздаётся текст частушек. Можно сделать запись на СД-диск ).


1.Я решил погладить брюки

И включил наш утюжок.

Только начал я утюжить

Прибежал ко мне дружок

Мы играли и бесились

Долго, без сомнения.

У пожарных мы теперь
Просим извинения.

2. Я пришла со школы рано,

Делать нечего одной.

Испеку блинков румяных-

Газ зажгла, а он какой!

Ну, никак не загорался,

Всю квартиру «загазил»,

А потом весь газ взорвался.

Вот пожарище-то был!

Потушили тот пожар
Ясно, без сомнения.

У пожарных я теперь

Прошу извинения.

3. Папа вечером усталый

Завалился на кровать.

Он курил, читал, и думал

Не велел ему мешать…

Через час проснулся папа

Выбежать хватило сил.

У пожарных извиненья

Долго папочка просил.

4. Раз купили мы питарды,

Испытать ко мне зашли.

Дверь закрыли, спички взяли,
И питарды подожгли.

Что случилось? Догадались

Вы уж без сомнения.

У пожарных мы теперь

Просим извинения.

5. Мама кашу мне варила,

К телефону отошла,

Ей подружка позвонила,

Поболтала с ней она.

Наша каша пригорела,

В общем, без сомнения.

01 мы позвонили…

Просим извинения.


5.Самостоятельная практическая работа.

Обучающимся предлагаются направления в выборе темы рисунков и плакатов:

- Герои-пожарные (жанр портрета).

- Защита детей от пожаров.

- Неправильное пользование бытовыми приборами.

- Предупреждение детских шалостей с огнём.

- Костры в близи строений.

- Лесные пожары.

- Пожарная техника.

-Случай на пожаре (сюжетный рисунок).

- Иллюстрация литературных произведений о пожарных.


Демонстрируются детские работы предыдущих лет.




















6.Индивидуальная работа с обучающимися.

- Составление композиции в карандаше.

- Работа цветом по выбору (гуашь, акварель, фломастеры).

7.Физминутка.

Упражнения для кистей рук. «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Быстрое соединение в замок.

Потянули…

Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.

Покрутили…

Выполняют разнообразные движения кистями.

Постучали…

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.

И открыли!

Пальцы расцепились.

8. Анализ работ.

- Достоинства и недостатки.

-Оценка учителем.

-Выбор работ на выставку.





Список использованной литературы:

  1. В.К.Макаров «Человек и огонь».

  2. А.Б. Пассерман «Пожарный».

  3. Журналы «Пожарное дело» за 2009, 2010 год.

  4. С.А.Исаева «Физкультурные минутки в начальной школе».

  5. Материалы из Интернета.