bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 13 14
Тематическое планирование работы.

В основе тематического планирования лежат 9 воспитательно-образовательных блоков, разработанных педагогическим коллективом школы-интерната №3 г. Сыктывкара, отражающих различные сферы жизни: «Безопасность жизни», «Питание и полезная экономика», «Жилые помещения», «Культура», «Одежда и обувь», «Охрана здоровья», «Природа», «Ориентировка в окружающем. Основы профориентации», «Отдых и досуг». Нами выделены лексические темы для изучения внутри блоков (Приложение 2).

Тематические блоки и лексические темы внутри блоков для младших школьников разработаны с учетом примерных направлений воспитательной работы в детских домах «Становление» (Федеральная целевая программа "Дети-сироты" – Приложение 1).

Содержание коррекционно-развивающих занятий.

В структуре каждого коррекционно-развивающего занятия мы выделяем два компонента: коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный.

Эффективная работа по формированию знаний, умений и навыков социально-бытовой ориентации и адаптации у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития различного генеза возможна только с учетом дифференцированного подхода. Нами выделены шесть основных направлений работы, которые наиболее актуальны в младшем школьном возрасте: сенсомоторное развитие, формирование пространственных представлений, развитие мнестических процессов, развитие межанализаторных систем и их взаимодействия, программирование и контроль собственной деятельности, формирование навыков чтения и письма.

На основе коррекции указанных функций происходит наиболее качественное усвоение знаний, формирование умений и навыков социально – бытовой ориентации и адаптации. Перечисленные направления работы не являются этапами корреккционно – развивающих занятий. В содержании каждого занятия присутствуют задания и игры разных направлений (от четырех до шести).

Содержание коррекционно-развивающего компонента см. Приложение 3.


Содержание воспитательно-образовательного компонента

см. Приложение 4.


Мониторинг знаний, умений и навыков.

Направление диагностической деятельности: определение уровня сформированности социально - бытовых знаний, умений и навыков, умения применять полученные знания умения и навыки в жизни.

Цель: Обеспечить целостное представление о процессе формирования знаний, умений и навыков социально – бытовой ориентации и адаптации воспитанников специального (коррекционного) детского дома 7 вида, об изменениях социально - бытовых знаний и умений, об успехах в интеллектуальной деятельности.



Критерии

Показатели

Срок, форма проведения

Первичная диагностика, определение, актуального уровня знаний, умений и навыков.




1 раз в год, сентябрь, тест, опросник; наблюдение

1. Получение знаний

1.1. Сформированность

представлений об организации безопасной жизнедеятельности.

1.2. Наличие элементарных знаний из области полезной экономики, о питании.

1.3. Сформированность базовых знаний по блоку жилые помещения.

1. 4.Сформированность знаний и представлений о культуре поведения и общения, о семейных взаимоотношениях.

1. 5. Наличие знаний о сезонных изменениях в природе, о сезонной одежде и обуви.

1. 6. Сформированность

представлений о необходимости ведения здорового образа жизни, охране своего здоровья.

1. 7. Наличие знаний о живой и неживой природе.

1. 8. Наличие знаний о многообразии мира профессий, об учреждениях соцкультбыта.

1. 9. Сформированность представлений о различных формах отдыха и досуга.




-имеет представление;

- частично имеет;

- не имеет.





1 раз в год


тест, опросник



2. Формирование умений и навыков

2.1. Наличие первичного

практического опыта применения знаний:

- умения правильно переходить проезжую часть дороги;

- в приготовлении некоторых блюд;

- организации личного пространства;

- по мелкому ремонту одежды;

- в организации собственного отдыха и досуга.

2.2. Формирование навыков:

- культуры поведения и общения;

- ведения здорового образа жизни;

- осознанно-правильного отношения к природе;

- ориентирования в незнакомой обстановке;



- самостоятельно;

- под руководством взрослого;

- не умеет.


- сформированы;

- частично сформированы;

- не сформированы.



1 раз в месяц

опрос, наблюдение



3. Отношение, применение полученных знаний и умений в жизни.

- осознание необходимости приобретения знаний в

учебном процессе.

- Осознанное отношение к своей жизни и здоровью.

- Применение сформированных навыков социально-нормативного поведения и культурного общения в жизни.

- Успеваемость по основным школьным предметам.




- осознает;

- не осознает;

- осознает с помощью другого человека;

- применяет;

- исправляется после напоминания;

- не применяет.

- отслеживание

результатов учебной деятельности по ведомостям.



1 раз в год

опрос, наблюдение


1 раз в четверть

2. 2. Эффективность применения технологии в условиях коррекционно - развивающего обучения и воспитания

Для того, чтобы подтвердить эффективность коррекционно-развивающей технологии нами был проведен формирующий эксперимент в условиях ГОУ ЯО Переславль-Залесского специального (коррекционного) детского дома 7 вида в течение 6 лет.

В эксперименте участвовали 2 подгруппы воспитанников: экспериментальная и контрольная. Всего - 12 детей младшего школьного возрата. По 6 человек в каждой подгруппе. Из них 6 мальчиков и 6 девочек (по 3 в каждой подгруппе). Организация деятельности со всеми воспитанниками осуществлялась основе Федеральной целевой программы для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Становление» (Приложение 1).

В течение трех лет работа с детьми экспериментальной подгруппы строилась на основе разработанной коррекционно-развивающей технологии «Ознакомление с окружающим, социально-бытовая ориентация и адаптация воспитанников специального (коррекционного) детского дома VII вида: младший школьный возраст». С детьми контрольной подгруппы работа организовывалась традиционно.

В течение всего периода эксперимента проводился мониторинг формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков. Протоколы обследования см. Приложение 9.

Анализ результатов мониторинга показывает, что уровень сформированности знаний у воспитанников экспериментальной и контрольной подгрупп примерно одинаков на протяжении всего периода обучения. Средний показатель высокого уровня сформированности знаний у детей составил в контрольной подгруппе 77, 8%, а в экспериментальной –

83, 3%. Средний показатель среднего уровня сформированности знаний у детей составил в контрольной подгруппе 22,2%, а в экспериментальной –

16, 7%.

Уровень формирования умений и навыков у детей экспериментальной группы несколько выше. Средний показатель высокого уровня формирования умений и навыков у детей составил в контрольной подгруппе 50%, а в экспериментальной – 72, 2%. Средний показатель среднего уровня формирования умений и навыков у детей составил в контрольной подгруппе 38, 9%, а в экспериментальной – 72, 2%. Средний показатель низкого уровня формирования умений и навыков у детей составил в контрольной подгруппе 16, 7%, а в экспериментальной – 0%.

Уровень сформированности отношения и способности применять полученные знания и умения в жизни значительно выше у детей экспериментальной подгруппы. Средний показатель высокого уровня сформированности отношения и умения применять полученные знания в жизни у детей в контрольной подгруппе составил 16, 7%, а в экспериментальной – 38, 9%. Средний показатель среднего уровня сформированности отношения и способности применять полученные знания в жизни у детей в контрольной подгруппе составил 33, 3%, а в экспериментальной – 50%. Средний показатель низкого уровня сформированности отношения и способности применять полученные знания в жизни у детей в контрольной подгруппе составил 50%, а в экспериментальной – 11, 1%.

1 год обучения

Критерии

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Получение знаний

4

66,7%

2

33, 3%

0

0%

5

83, 3%

1

16, 7%

0

0%

Формирование умений и навыков.

4

66, 7%

2

33, 3%

0

0%

3

50%

2

33, 3%

1

16, 7%

Отношение, применение полученных знаний и умений в жизни.

1

16, 7 %

4

66, 7%

1

16,7%

0

0%

2

33, 3%

4

66, 7%


2 год обучения

Критерии

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Получение знаний

5

83, 3%

1

16,7%

0

0%

4

66, 7%

2

33, 3%

0

0%

Формирование умений и навыков.

5

83, 3%

1

16,7%

0

0%

3

50%

3

50%

0

0%

Отношение, применение полученных знаний и умений в жизни.

2

33, 3%

3

50%

1

16,7%

1

16,7%

2

33, 3%

3

50%


3 год обучения

Критерии

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Получение знаний

6

100%

0

0%

0

0%

5

83, 3%

1

16,7%

0

0%

Формирование умений и навыков.

4

66, 7%

2

33, 3%

0

0%

3

50%

2

33, 3%

1

16,7%

Отношение, применение полученных знаний и умений в жизни.

4

66, 7%

2

33, 3%

0

0%

2

33, 3%

2

33, 3%

2

33, 3%


Для изучения уровня социализированности личности воспитанника, на последнем этапе экспериментальной деятельности нами была использована методика М.И. Рожкова.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Анализ полученных результатов показывает, что уровень социальной адаптированности, активности, автономности, приверженности к гуманистическим нормам жизнедеятельности у детей экспериментальной подгруппы (группа 1) значительно выше, чем у воспитанников контрольной подгруппы (группа 2).

В экспериментальной подгруппе у 4 воспитанников отмечен высокий уровень социальной адаптированности, у 2 воспитанников – средний уровень социальной адаптированности.

В контрольной подгруппе у 4 воспитанников – средний уровень, у 2 воспитанников – низкий уровень социальной адаптированности.






В экспериментальной подгруппе у 3 воспитанников отмечен высокий уровень автономности, у 3 воспитанников – средний уровень автономности.

В контрольной подгруппе у 2 воспитанников – средний уровень автономности, у 4 воспитанников – низкий уровень автономности.

Уровень социальной активности у воспитанников у воспитанников экспериментальной подгруппы также значительно выше – у всех детей высокий показатель. У воспитанников контрольной подгруппы – у 3 воспитанников средний и у 3 воспитанников низкий уровень социальной активности.




По уровню приверженности к гуманистическим нормам жизнедеятельности показатели воспитанников экспериментальной подгруппы выше: высокий уровень у 3 человек, средний уровень у 3 человек. В контрольной подгруппе – 1 человек – средний уровень, 5 человек – низкий уровень.







Таким образом, разработанная нами коррекционно-развивающая технология «Социально-бытовая ориентация и адаптация воспитанников специального (коррекционного) детского дома» показывает эффективные результаты. По итогам формирующего эксперимента мы можем наблюдать повышение уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей, а также расширение знаний и представлений об окружающем, сформированность социально-бытовых умений и навыков, развитие способности применять полученные знания и умения в жизни. Кроме того, у детей улучшилось состояние внимания, памяти, мышления, речевого и сенсомоторного развития, сформировались многие пространственные и временные представления, функция контроля и программирования собственной деятельности. Также в процессе занятий можно было наблюдать повышение уровня познавательной активности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе учебно-экспериментальной деятельности нами была разработана коррекционно-развивающая технология по направлению «Социально-бытовая ориентация и адаптация воспитанников специального (коррекционного) детского дома VII вида: младший школьный возраст».

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы подтвердил актуальность и значимость данной проблемы. В работах многих авторов (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Е. А. Стребелева, М. И. Рожков и др.) подчеркивается необходимость создания специальной системы формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков для успешной социализации и интеграции в общество воспитанников детского дома.

В течение 2001 – 2007 г.г. в ГОУ ЯО Переславль-Залесском специальном (коррекционном) детском доме предложенная технология была апробирована. В результате наша гипотеза об эффективности проведения комплексной, систематической и целенаправленной коррекционной работы с использованием технологии, для благополучной социализации ребенка с отклонениями в развитии в обществе, подтвердилась.

Появилась возможность преодолевать трудности социализации и интеграции в общество воспитанников детского дома посредством создания специальных условий на основе коррекции (или компенсации) недостатков развития.

Таким образом, мы нашли более экономичный путь решения коррекционных и общеразвивающих задач.

Применение, разработанной нами технологии, позволяет сформировать у воспитанников специального (коррекционного) детского дома необходимые знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности (дети учатся соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, на улице, знакомятся со способами предупреждения экстремальных ситуаций, а также поведению при их возникновении), организации рационального питания (учатся составлять меню с учетом потребностей организма и достатка семьи, знакомятся с различными способами сервировки стола, получают практический опыт в приготовлении некоторых блюд), обустройства жилища (знакомятся с различными видами жилых помещений, различными стилями оформления жилища, получают практический опыт ремонтных работ), культуры поведения и общения, охраны здоровья (получают умения и навыки ведения здорового образа жизни, знакомятся со способами оказания первой помощи себе и окружающим при различных травмах и заболеваниях), ориентировки в окружающем (знакомятся с миром профессий, учреждениями соцкультбыта).

Дает возможность воспитывать любовь к родному городу, стране и природе, желание трудиться. А главное, выработать свое личное отношение к знаниям, научить использовать их в повседневной жизни: сформировать осознанно-правильное отношение к здоровью, к жизни, к природе, выбору профессии, научить рационально использовать денежные средства.

В процессе коррекционно-развивающих занятий дети учатся быть самостоятельными, противостоять различным трудностям, применять полученные знания, умения и навыки в изменившихся условиях. У воспитанников возрастает познавательная активность, формируются навыки социально-нормативного поведения.

В процессе работы мы отметили неравномерность формирования знаний, умений и навыков у воспитанников по различным тематическим блокам. Обратившись к протоколам обследования детей (Приложение 11), можно отметить более низкие результаты по блокам «Ориентировка в окружающем» и «Культура». Но в целом, мы наблюдаем повышение уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей. А это важно для каждого из выпускника детского дома, вступающего во «взрослую жизнь».

Практическая значимость нашей работы подтверждается также возможностью применения данной технологии не только учителем-дефектологом в условиях специального (коррекционного) детского дома, но и в системе коррекционной работы по преодолению трудностей социализации и интеграции в общество детей младшего школьного возраста воспитателями, учителями и другими специалистами в условиях массового обучения и воспитания. Кроме того, использование принципов построения данной технологии, позволяет организовывать работу с воспитанниками любого возраста.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для вузов. М.: Владос, 1999.

  2. Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: 1999.

  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки психиатра. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М.: 1983, 1984 т. 3.4.

  6. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

  7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998.

  8. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998.

  9. Зыкова Т. С. , Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. – М.: Владос, 2003.

  10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994 .

  11. Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области/ Под ред. Т. В. Зайцева, А. С. Красикова. – Вологда, 2003.

  12. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. – М.: Владос, 2004.

  13. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет: практикум для психологов и логопедов. – М.,1998.

  14. Коррекционно-развивающее обучение: программно-методические материалы, начальная школа. – М.: 1998.

  15. Крапухин А. В. , Шаховская С. Н. , Ишимова О. А. Учись думать и говорить. – М.: 1992.

  16. Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган – Челябинск, 1995.

  17. Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

  18. Мисаренко Г. Коррекционно-развивающие технологии: сущность и назначение//Коррекционно-развивающее образование №1, 2008

  19. Наш добрый дом: опыт работы учреждений интернатного типа республики Коми по организации здоровьесберегающей деятельности/ Под ред. С. А. Улановой и др.. – Сыктывкар, 2006.

  20. Образование и интеграция в обществе детей с особыми образовательными потребностями: методические рекомендации. Выпуск 1/ Под ред. В. М. Сумеркиной, Т. А. Ивановой, В. К. Солондаевой. – Ярославль, 2007.

  21. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе/ Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1992.

  22. Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998.

  23. Опыт работы специальной (коррекционной) школы-интерната№3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии/ Под ред. А. С. Шеметова, Н. Н. Бобкиной, Т. А, Китаевой, М. И. Удоратина. – Сыктывкар, 2006.

  24. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: Когито-центр, 1996.

  25. Преобразовательная и познавательная деятельности в детском доме, как фактор социального развития воспитанников: из опыта работы педагогического коллектива детского дома-школы №1 им. А. А. Католикова. – Сыктывкар, 2006.

  26. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие/ Под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 1997.

  27. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990.

  28. Рыбиновский Е. М. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. – М., 1999.

  29. Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ Школьных технологий, 2005.

  30. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для повышения квалификации воспитателей коррекционных школ-интернатов, детских домов на основе дистанционного обучения/ Под ред. Е. Д. Худенко. – М., 2003.

  31. Социальная адаптация детей в школьных учреждениях/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1980.

  32. Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов г. Ярославля/ Под ред. Н. В. Клюевой, В. В, Козлова. – Ярославль, 2004.

  33. Становление. Федеральная целевая программа «Дети-сироты»: примерные направлекния работы в детских домах. – Курган: Гармрния, 1995.

  34. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.

  35. Ступеньки мастерства: сборник конкурсных работ воспитателей учреждений интернатного типа/ Под ред. С. А. Улановой, С. А. Новосад, Ю. В. Голосовой и др. – Сыктывкар, 2006.

  36. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 1999.

  37. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. - М. 1990.

  38. Darlene Mannix. Social Activities for Special children/ - West Nyack, New York 10994.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

«Становление». Федеральная целевая программа "Дети-сироты", с изменениями и дополнениями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к реализации программы «Становление»

Составить программу – значит определить и описать содержание деятельности по достижению поставленной цели. Ни одна профессиональная деятельность не существует без программы при наличии осмысленной и сформулированной цели. Но не найдется ни одного профессионала, который был бы удовлетворен созданной программой, так как, во-первых, динамична цель, обладающая свойством возвышаться в силу духовного обогащения человека, обретающего опыт, а во-вторых, подвижна социальная жизнь, вносящая свои коррективы в содержание деятельности человека. Необходимость разработки программы обусловлена особенностями контингента воспитанников, сложностями социально-экономического порядка и желанием создать необходимые условия для преодоления трудностей социализации детьми, оставшимися без попечения родителей. Именно проблема социального становления воспитанников, успешной адаптации и востребованности их в современном обществе обусловила разработку скоординированной работы всех служб детского дома с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной категории. Данная Программа должна помочь ребенку выработать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть современным общением и поведением, а также сформировать способность к самообслуживанию, саморегуляции, самоконтролю и самооценке. Воспитанник рассматривается в его разнообразных связях с миром: гигиенических, эстетических, правовых, половых, политических, экономических, трудовых, физических. Настоящая Программа составлена из нескольких блоков, сменяющих друг друга и выводящих ребенка на познание человека и самопознание. Программа рассчитана на все годы воспитания ребенка в детском доме. Возрастной ценз программы от 4 до 17 лет. Работа по профессиональному самоопределению воспитанников более широко и комплексно осуществляется на начальной и основной ступени обучения и воспитания. Она проводится психологами (диагностика профессиональных склонностей и интересов), социальными педагогами (на занятиях социально-правовой гостиной, через сотрудничество с профессиональными учреждениями города и района ), воспитателями (знакомство с миром профессий, экскурсии на предприятия и т.д. ). Формы проведения занятий по данной программе могут быть самыми разнообразными: комплексные (интегрированные), лекции, беседы, рассказы, экскурсии, конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование, игры, чтения, дискуссии, представления… Педагог свободен в избрании формы занятий. Он имеет право на вариативность тематического круга занятий, может вводить дополнительные вопросы. Изучение данной Программы для каждого воспитанника обязательно. С воспитанниками изучившими соответствующие разделы Программы проводятся зачеты в форме собеседования, тестирования, практических занятий, позволяющие определить сформированность у воспитанников необходимых знаний, умений, навыков по каждому разделу Программы.

Раздел 1. Безопасность жизни.  

4-6 лет

Цели и задачи:

  • Научить детей называть сведения о себе.

  • Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, быстро и сознательно реагировать на изменения, происходящие в нем.

  • Научить правильному обращению с колющими и режущими предметами.

Примерная тематика занятий:

  1. Мое имя, фамилия. Где я живу.

  2. Правила поведения на улице, опасные ситуации на дороге.

  3. Ожог, ушиб, падение.

  4. Дети и животные.

  5. Меня укусила пчела.

  6. Что-то попало в глаз.

Воспитанники должны знать:

  • Сведения о себе.

  • Основные источники опасности в помещении, во дворе, на улице, в природе.

  • Основные правила безопасного поведения в помещении, на улице.

  • Уметь правильно обращаться с вилкой, ножницами и др. предметами.

  • Уметь распознавать опасности и избегать их.

7-10 лет

Цели и задачи:

  • Ознакомление с окружающим миром и возможными опасностями для жизни и здоровья человека.

  • Формировать у воспитанников умения и навыки ориентирования в дорожной обстановке.

  • Дать начальные сведения о правилах безопасного поведения дома, во дворе, в природе. Познакомить с возможными источниками опасности на улице (воздушные линии электропередач, трансформаторные подстанции, газораспределительные площадки, канализационные колодцы и т.д.)

Примерная тематика занятий:

  1. Правила дорожного движения.

  2. Опасности, подстерегающие дома.

  3. Источники опасности жилища – электробытовые приборы, телевизор и др.

  4. Огонь – друг и враг человека. Как вызвать пожарную охрану.

  5. Благо и вред лекарств. Порядок вызова скорой помощи.

  6. Двор и улица – места повышенной опасности.

  7. Предосторожности при обращении с животными.

  8. Ядовитые растения и грибы.

  9. Правила поведения на воде.

  10. Меры предосторожности во время грозы.

Воспитанники должны знать:

  • Источники опасности в природе, дома и т.д.

  • Правила поведения при возникновении пожара и т.д.

  • Общественные виды транспорта и поведение в них.

  • Виды ядовитых растений и грибов нашей местности.

  • Правила поведения с незнакомыми людьми и животными.

11-14 лет

Цели и задачи:

  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в различных местах.

  • Расширять представления о стихийных бедствиях и правилах поведения в этих ситуациях.

  • Формировать умения пользоваться простейшими средствами пожаротушения и защиты органов дыхания.

  • Прививать навыки оказания первой медицинской помощи при ожогах, травмах, укусах насекомых и животных и т.д.



Примерная тематика занятий:

  1. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях.

  2. Правила пользования средствами бытовой химии (аэрозоли, лаки, растворители и т.д.)

  3. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте (пожар, крушение, экстренное торможение, захват террористами и т.д.).

  4. Причины возникновения пожара, причины затопления жилища. Необходимые меры по их устранению.

  5. Средства пожаротушения и пользование ими.

  6. Ориентация на местности, в лесу. Правила поведения при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (заблудились в лесу, отстали от группы в походе и т.д.).

  7. Правила поведения при грозе, во время бурь, ураганов, пожаров и т.д.

  8. Экстремальные ситуации криминогенного характера.

Воспитанники должны знать:

    • Основные правила поведения в аварийных ситуациях.

    • Возрастные особенности организма и влияние на него алкоголя, никотина, наркотиков.

    • Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты.

    • Ориентироваться на местности, разводить огонь, готовить пищу в походных условиях.

    • Оказывать первую мед.помощь.

  15-17 лет

Цели и задачи:

  • Расширять знания о средствах индивидуальной защиты.

  • Познакомить с основами самозащиты человека в социуме.

  • Приобщать воспитанников к здоровому образу жизни.

Примерная тематика занятий:

    1. Индивидуальная экономическая безопасность. Безработица. Стратегия поведения безработного. Как искать работу.

    2. Основы экономической самообороны. Основы планирования семейного бюджета.

    3. Информационная защита личности.

    4. Психологическая защита. Способы преодоления стресса.

    5. Средства самообороны.

    6. Юридическая защита прав личности.

    7. Поведение в условиях вымогательства и шантажа.

Воспитанники должны знать:

  • Основные положения Конституции РФ, трудового и уголовного законодательства.

  • Пределы самообороны.

  • Как действовать при сокращении штатов, порядок оформления пособия по безработице.

  • Уметь пользоваться доступными (разрешенными средствами самозащиты).

Литература.

      Сюньков В.Я. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., Просвещение, 1997.

      Сундаков В. Жизнь без опасности – выживание в городе.- М, 1991.

      Цвилюк Г.Е. Памятка населению о поведении в экстремальных ситуациях. – М., 1991.

      Мариненко Н.В. Уроки безопасности. – М.,1991.

      Шпаков Н. Алкоголизм, курения, наркотики. – СПб, 2000.

      Козьмин В.Д. Справочник домашнего врача. – М., Астель, 2000.

      Генкова Л.Л. Почему это опасно. – М., Просвещение, 1989.

Раздел 2. Домоводство: Питание. Жилые помещения. Одежда и обувь.

7-10 лет

Цели и задачи:

        Приучать детей к необходимости соблюдения режима дня.

        Познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования.

        Воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.



<< предыдущая страница   следующая страница >>